Почему трек не звучит профессионально? или как писать музыку

2.Не шуми!

Навряд ли кто замечал, но в каждой современной музыки присутствует белый шум. Он бывает в двух случаях:

  • А. Плохо обработанная мелодия (звук).
  • Б. Панорамирование звука, при помощи добавление шума. Проще говоря, делает звук объемней.

Частота шума бывает трех видов:

  • низкочастотный (меньше 300Гц)
  • средне частотный (от 300 до 800Гц)
  • Высокочастотный (более 800Гц)

Так вот, решаете вы, будет ли это часть звука или он вовсе не нужен. Поэтому при регулировках эквалайзера, старайтесь сводить его к минимуму, если считаете, что он создает лишний эффект, либо ищите золотую середину, понижая высокие частоты. Но ни в коем случае не делайте его громче, ушам будет неприятно!

Совет от профи: изучите звукосниматели.

Это непростая тема, но мы рассмотрим некоторые моменты, которые осветил для нас Том Миллс из Bare Knuckle.

Как магнит в звукоснимателе влияет на звучание? «Магнит — это основной «двигатель», который приводит в действие катушки звукоснимателя. В хамбакере у вас есть магнитный брусок, расположенный под катушками. Если же это «стратокастер» или «телекастер» (с синглами), то у вас в звукоснимателях будут магнитные стержни, которые находятся в центре. Но по сути они все делают то же самое: изменяют магнитное поле в момент когда гитарные струны начинают вибрировать. Задача звукоснимателя преобразовать эти колебания в переменный ток, который потом попадет в усилитель. Так что магниты играют первую роль в этой цепочке преобразований. Как правило, более мощный магнит выдает не только больше высоких частот, но и также больше низких. Для генерации высоких частот действительно нужно не так уж много энергии, в отличии от низких. Также значительную роль в звучании играет катушка, её обмотка и толщина используемого провода. Так что тут дело не только в магнитах».

Как влияет материал магнита на звучание? «Возьмём хамбакер с 42 толщиной провода в качестве эталона. С магнитом Альнико II, он будет иметь тёплый, мягкий бас, очень «сладкие» высокие частоты и слегка выраженный средний диапазон. Альнико III, как ни странно, не такой мощный, как Alnico II. Так, его «верхи», как правило, более сдержанные и приглушённые. Вспомните чистое джазовое звучание из 1950-х — это и будет звучание Альнико III.

Переходим к Альнико IV — появляется мощность и выравнивается АЧХ — вы получаете сбалансированный и естественный звук и не с такими завышенными высокими частотами. В среднем диапазоне звучание остаётся довольно ровным. И тогда мы переходим к Альнико V, который имеет наибольшую мощность. Бас и высокие частоты действительно завышаются и звук получается более агрессивными, более «рок-н-ролльным».

Керамика же является гораздо более мощным магнитом (даже чем Альнико V). Низких и высоких частот значительно больше. Много людей думают, что керамические магниты срезают средние частоты, но если точно проанализировать, то окажется, что средние частоты, как правило, остаются. Это просто эффект, контраста с усиленными низкими и высокими частотами. Керамические датчики, как правило, хорошо подойдут гитаристам, которые любят очень быструю и ударную, перкусионную атаку».

Правда ли, что катушки с ручной намоткой звучат лучше? «Суть в том, вы получаете улучшенные динамические характеристики для катушки. Большинство людей, которые играют со звукоснимателями с ручной намоткой говорят, что они звучат более «открыто». Несложно сделать звучание звукоснимателя ярче, но чтобы сделать его звучание по-настоящему «открытым», нужно сделать так, чтобы он имел хорошие динамические характеристики. Это как раз та характеристика, на которую влияет ручная намотка. Таким образом, звук становится «шире», и вы слышите не только больше высоких частот, но и бОльшую «глубину» во всём частотном диапазоне».

Как наш мозг воспринимает звуки

Звук – это не что иное, как волна из механических колебаний, распространяющихся в определенной среде. Он может проходить сквозь жидкости, твердые тела, газы. Когда эта волна, передвигаясь воздухом, достигает нашего уха, а точнее – барабанной перепонки, мы слышим определенные звуки.

Разные звуки, входя во внутреннее ухо, активизируют разные области головного мозга. Что интересно, результат такого влияния часто зависит от музыкальной подготовки человека. То есть у разных людей одна и та же мелодия может вызвать разные эмоции и провоцировать активность разных частей головного мозга. Тем не менее существуют и некоторые общие модели влияния музыки.

Головной мозг – это центр управления человеческим телом. Он состоит из двух полушарий: правого (отвечает за интуицию, творческое начало, воображение) и левого (ответственно за вербальную информацию, аналитическое мышление, логику, языковые способности). То есть правая полусфера мозга обрабатывает информацию интуитивно, визуально и творчески, а левая – путем аналитических размышлений, логики и сложных математических вычислений. Но оба полушария не работают в автономном режиме, а соединены между собой мозолистым телом – сплетением нервных волокон.

Все, что случается с человеком каждую секунду на протяжении всей жизни в той или иной степени воздействует на мозг. И музыка не исключение. Под ее воздействием активизируется обмен информацией между двумя полушариями, позволяя им работать в гармонии. Поскольку музыка – это невербальная информация, она воздействует на правое полушарие. Но как только к мелодии добавляются слова, начинается влияние на левую часть органа. Таким образом, любая песня активизирует обе полусферы. Кстати, как обнаружили ученые, на височную долю мозга (так называемая слуховая кора головного мозга) может влиять не только реально услышанная мелодия, но и воображаемая.

А еще было выяснено, что звуки могут влиять на нейропластичность мозга, то есть его способность к формированию новых нейронных связей. Клетки головного мозга в течение всей жизни взаимодействуют между собой. Но схемы этого взаимодействия могут со временем меняться. Это случается, например, после травм головного мозга или в ходе взросления человека (под действием жизненного опыта меняется и структура головного мозга).

Но как оказалось, есть еще один фактор, способный повлиять на нейропластичность мозга. Это музыка. В ходе научных наблюдений ученые обнаружили, что иногда, когда нейроны теряют возможность взаимодействовать между собой в привычных комбинациях, под воздействием определенных мелодий они начинают прокладывать себе альтернативный маршрут. Так, музыкотерапия помогает восстанавливаться пациентам после тяжелых черепно-мозговых травм (когда пострадала речь или память).

4) Не хватает КАЧА!

Если Вы не так давно увлекаетесь написанием электронной музыки и Вы УЖЕ часто задаете себе вопрос: «из-за чего мои творения не «качают», так замтено, как это слышно у всех звезд EDM арены?», вероятно Вы пока еще просто не осознали наиболее важную составляющую в обработке и аранже инструментов в EDM композиции; в подавляющем большинстве стилистик с прямым ритмом (Trance, House, Techno и подобных жанрах) на большинстве основных синтезаторах и инструментах (Leads, Basses, Arps, Pads, Hi Percussion) часто применяется особый спецэффект, как Sidechain (компрессия через бочку или самая обычная автоматизация уровня громкости – «прогиб» инструментов под прямой ритм бочки).

Сегодня это уже не столько разрешает конфликт с киком (давая место на прямых долях только ему), сколько создает спецэффект который так и называется «КАЧ». Именно он и дает всей композиции специфичный грув или пампинг а, помимо этого, отчетливость и мощь бочке (Kick).

Внутри FL Studio имеется превосходный плагин для реализации «эффекта кача», — это плагин под названием Gross Beat, если вести речь о сторонних плагинах, то наиболее популярные создатели сайдчейн эффекта – это плагины от Nicky Romero – Kickstart и от Cableguys — Volume Shaper 4

В каких областях медицины практикуются лечебные частоты сольфеджио?

Хотя эффективность целительных частот оспаривается некоторыми учеными, нет сомнений в том, что музыкальные инструменты создают частоты, способные изменять человеческое сознание. Вот почему мистики и музыканты использовали это мощное манипулирование звуковыми частотами, чтобы двигать толпы в течение сотен лет.

Восстановительная терапия после инсульта

Музыкальная терапия, проводимая жертвам инсульта, увеличивает скорость восстановления основных двигательных функций и речи.

Больничные условия

Музыкальные частоты снижают тревожность и способствуют повышению морального духа в больницах и медицинских учреждениях с высоким уровнем стресса.

Улучшение акупунктуры

Наряду с терапией цветным светом, использование камертонов в сочетании с иглоукалыванием, как неофициально доказано, более эффективно, чем использование только иглоукалывания.

Лечение рака без хирургического вмешательства

Ученые только недавно обнаружили, что высокочастотный шум можно использовать для атаки и разрушения раковых клеток, устраняя при этом необходимость в хирургическом вмешательстве, которое подвергает пациента риску послеоперационных осложнений.

Управление мозговыми волнами

Рекламируемое специалистами по альтернативной медицине как эффективный способ лечения различных заболеваний. Вовлечение мозговых волн включает в себя воздействие на мозг различных звуковых частот для решения множества когнитивных проблем, от головных болей и стресса до предменструальных симптомов и хронической боли.

Изменение гормонов стресса

Музыкальные частоты уже давно используются в терапевтических целях, чтобы успокоить людей, которые злятся, разочарованы или находятся в стрессе.

Усиление нейрогенеза

Как у нерожденных младенцев, так и у пожилых людей, страдающих деменцией, использование частот исцеления и музыкальной терапии использовалось для улучшения нервного здоровья, снижения стресса и улучшения памяти. Похожий подход к снижению стресса, который набирает популярность — это снижение стресса на основе осознанности.

Улучшение программ физической реабилитации

Было показано, что люди, проходящие физическую реабилитацию, улучшают результаты при выполнении упражнений под музыку, которая их мотивирует.

Снижение восприятия боли

Для тех пациентов, которым приходится иметь дело с проблемами хронической боли, музыкальная терапия связана со снижением восприятия боли и является эффективным методом лечения, не требующим приема лекарств.

Врачи в древние времена знали достаточно из наблюдательной медицины, чтобы обнаружить связь между звуком и исцелением. Когда человечество разработало технологию двадцать первого века, мы начали последовательно проводить измерения мощного воздействия музыки и звуковых частот. в наших умах и телах.

Image by Gerd Altmann from Pixabay

Ламповые комбики для электрогитары

Первые гитарные усилители были ламповыми. В основе их работы – каскады усилителей на электронных лампах.

Вот так ламповый комбоусилитель выглядит внутри:

Ламповая технология была востребована в прошлом столетии. Она использовалась в телевизорах и радиоприемниках.

Из-за теплого перегруженного рок-н-рольного звука ламповые усилители пришлись по душе электрогитаристам. Несколько десятков лет отличной работы ламповых комбо позволяют им до сих пор оставаться эталоном гитарного усиления.

В среде профессионалов и любителей и сегодня ведутся оживленные разговоры о несомненных преимуществах теплого лампового звука над холодным транзисторным и «мертвым» цифровым.

Назовем плюсы и минусы лампового комбоусилителя.

Плюсы:

  • теплота и красота чистого и перегруженного звучания;
  • объемность звука;
  • мощная громкость;
  • подходит для использования на концертах, студиях записи, репетиционных базах.

Минусы:

  • громоздкость и тяжеловесность;
  • трудности транспортировки из-за хрупкости ламп;
  • дополнительные расходы на периодическую замену ламп;
  • высокая стоимость;
  • траты на инструментальный микрофон, если хотите записывать электрогитару;
  • специальные устройства для экспериментов со звуком придется покупать отдельно.

Регулировать громкость лампового комбика можно с помощью небольшого устройства – аттенюатора (от фр.attenuer  – смягчить, ослабить). Последний подключается в разрыв между усилителем и динамиком. Он снижает мощность сигнала из усилителя и выводит его на колонку уже в более тихом варианте. При этом – лампы разогреты, а звук – красив.

Явление резонанса – что это

Впервые явление резонанса описал Галилей в 1602 г.

Если на колебательную систему периодически воздействовать извне, то частота ее стационарных колебаний может совпасть с частотой внешних. В этот момент возникает резонанс – резко возрастет амплитуда собственных колебаний.

Это явление учитывают при создании звуковых устройств, в частности музыкальных инструментов. Скрипка, гитара, фортепиано имеют резонаторы, которыми служит корпус инструмента.

Щипок пальцев или удар молоточка заставит струну колебаться на всех частотах. Колебания, не совпадающие с резонансными, вскоре затухнут.

Спектральный анализатор

В идеале, спектральное сведение выполняется на слух, однако
за неимением опыта и хорошего мониторинга очень существенно может помочь такой
прибор как спектральный анализатор. Суть прибора – графическое отображение
амплитудно-частотной характеристики сигнала.

При помощи него мы имеем возможность визуального отображения
частотного спектра выбранного инструмента, говоря иными словами, увидим, как
интенсивно звучит инструмент на каких частотах. И если мы слышим, например, что
в инструменте очень много нижней середине, но не знаем на каких точно частотах,
мы можем просто посмотреть по анализатору, какие частоты из этого спектра
звучат наиболее громко, и далее делать на эквалайзере срез в точно определенном
месте.

Нам отлично подойдет плагин PAZ Analyzer из пакета Waves.

Интерфейс плагина достаточно прост. В верхней области
расположен графический дисплей, где отображается график АЧХ сигнала и
присутствуют кнопки навигации/изменения масштаба дисплея:

  • Navigate (перемещение по дисплею).
  • Zoom (масштаб)
  • Reset Zoom – сброс настроек масштаба.

В нижней части расположен дисплей панорамной характеристики
сигнала и индикатор противофазы стереосигнала, панель настроек и индикатор
уровня. Ппанель
настроек и управления следует рассмотреть несколько подробнее:

  • LF res – детальность передачи низких частот
  • Freeze – заморозить график АЧХ
  • Show – изменяет режим отображения кривых на
    графике.
  • Peak Hold – включает или выключает вторичную кривую на которой будут фиксироваться
    максимальные достигнутые пиковые значения.
  • Clear – очистить дисплей.
  • Detect – переключение между пиковым и RMS-режимами.
  • Response – время обновления сигнала. Чем меньше
    это значение, тем чаще будет происходить обновление данных анализатора.

При остановке воспроизведения на дисплеи останутся данные
последнего полученного сигнала. Для обнуления данных используется кнопочка
Clear Mem. Для получения точного значения частоты достаточно кликнуть на кривой
АЧХ в нужном месте.

Работать с PAZ Analyzer просто и удобно и я рекомендую использовать именно этот плагин.

Самым удобным и очевидно лучшим способом установки
анализатора в проект является установка в разрыв (Insert) мастер секции. При
таком варианте установки мы имеем возможность мониторинга любой из дорожек
проекта, просто прослушивая ее в режиме Solo. Это просто, удобно, и оптимально
для экономии ресурсов.

Стоячие волны

Если 2 волны с одинаковыми амплитудой, фазой и частотой движутся в противоположных направлениях, то при встрече они образуют 1 стоячую. На этом месте появляются чередующиеся участки максимумов амплитуд (зоны сложения или «пучности») и минимумов (зоны вычитания или узлы).

Звуки, которые движутся в противоположных направлениях, образуют стоячую волну.

В таком сигнале энергия не изменяется, т. к. переносится в равном количестве прямо и обратно.

Рассматриваемое явление влияет на акустическое восприятие игры музыкальных инструментов: в узлах басы почти не слышны, в «пучностях» звучат очень насыщенно.

В струне

Натянутая музыкальная струна генерирует поперечные колебания, а сама утрачивает первоначальное положение.

Колеблющаяся вибрирует закрепленными неподвижно концами и производит основной тон. Он состоит из комбинации стоячих волн. Их узлы находятся на зафиксированных концах.

Кроме того, вибрации в струне возникают в нескольких местах. При этом струна оказывается как бы разделена на равные части. Каждая из них тоже колеблется с образованием своих сигналов и производит дополнительные тоны меньшей амплитуды.

В духовых инструментах

Теория звука в струне применима к духовому музыкальному инструменту. Последний можно упрощенно представить в виде прямой трубы, в которой образуются стоячие волны. У открытого конца находится «пучность», у закрытого – узел.

В духовых инструментах применяется теория звука.

Поглощение вследствие внутреннего трения и теплопроводности

По мере распространения волн звука их интенсивность уменьшается. Причем часть акустической энергии рассеивается в любой среде.

Известны причины поглощения звука:

  • внутреннее трение;
  • межмолекулярное взаимодействие;
  • теплообмен.

Межмолекулярное взаимодействие является причиной поглощения звука.

Интенсивность поглощения зависит от:

  • частоты сигнала;
  • давления;
  • температуры среды.

При прохождении звукового импульса между частицами среды возникает трение. В жидкостях и газах его называют вязкостью. Благодаря ей акустические волны утрачивают энергию, которую необратимо превращают в теплоту.

Выведена формула, согласно которой поглощение сигнала возрастает пропорционально квадрату частоты. Поэтому высокочастотные звуки поглощаются быстрее низких.

Разберитесь с динамиками.

Возможно, Вы не уделяете им достаточно внимания, но вдумайтесь: динамики — это то, откуда непосредственно идёт Ваш звук! И звучат они совершенно по-разному. Параметров, от которых зависит звучание, множество, но вот ключевые моменты, которые стоит запомнить:

  • Вес и тип магнита. Тяжёлые магниты обычно имеют бОльшую мощность. Керамика и альнико (это такой специальный сплав металлов) являются наиболее распространёнными магнитными материалами. Последние, как правило, связаны со звучанием «под старину», звучанием 60-х. Большинство гитарных динамиков имеют керамические магниты, и лишь некоторые, во главе с Celestion Blue, из альнико.
  • Мощность в ваттах. Чем выше цифра мощности ваших динамиков, тем меньше они будут искажать звук при большой громкости. Если мощность достаточна, они будут звучать кристально чисто. Если они не достаточно мощны, они могут дребезжать или вовсе «испоганить» звучание.
  • Эффективность. Иначе называется «чувствительностью» и измеряется в дБ на расстояние в один метр. Эта характеристика ещё в большей степени определяет, как громко звучит динамик, нежели его мощность. Например, Jensen P10R имеет 95 дБ; Celestion G12 65 — 97 дБ и 100 дБ имеют EVM12L. По цифрам и не скажешь, что разница значительна, но с точки зрения восприятия громкости различия поистине ошеломляют.

5) Трек звучит грязно

Эту характеристику композиция приобретает, если инструменты подобраны не совсем по регистру, не грамотно или ЧАЩЕ ВСЕГО, не сведены частотно в аккуратный микс.

В начале статьи, во втором пункте я упомянул, что каждый элемент и инструмент должен преобладать в композиции на своем регионе частот, в общем слышимом спектре от 20 герц до 20 килогерц, а если и есть пара инструментов, которые преобладают и делят свои права на частотном спектре, то их право быть услышанными делиться:

— во времени (ритмически или последовательно), самый удачный пример это бочка и бас – каждый раз, когда звучит бочка, бас элементы стоит приглушать свою амплитуду, чтобы не вызвать завалы или провалы на низких частотах.

— частотно, спектр одного в какой-то области уступает другому (из них выбирается более преобладающий, который, как правило, занимает больше и из него мы и вырезаем (убавляем) участок, который мы и уступаем младшему элементу).

— амплитудно – оба инструменты жертвуют своей амплитудой за право быть услышанными в миксе, сюда, как и, частично, в предыдущий пункт относиться лееринг (это- склейка двух или более тембров вместе, для получения более плотного и богатого звучания).

Грязь и конфликты, чаще всего могут быть заметны на низких (20-200 герц) и низких средних частотах (200-500 герц).

Так как стоит помнить один простой закон: «Чем ниже мы спускаемся по частотному спектру, тем меньше гармоник там может уместиться, следовательно, тем меньше инструментов этот регион может в себя поместить.

И в действительности если вы посмотрите на анализатор спектра во Fruity Parametric EQ 2 – то все станет понятно.

Проблема спектральных конфликтов

Возьмем любую композицию. Каждый инструмент имеет свой
частотный диапазон (спектр), который может быть достаточно широк. Два разных
инструмента могут звучать в разных, в целом, частотных диапазонах, однако
частично они будут пересекать на определенных частотах.

И в местах пересечения, наше ухо уже не сможет отчетливо
различать каждый из инструментов по отдельности, смешивая их в кашу.
Пересечение может быть незначительным и не иметь ярко выраженного «грязного»
эффекта. Пока инструментов у нас лишь пара. При последующем насыщении
композиции и добавлении большего количество инструментов, таких спектральных
конфликтов станет намного больше.

Конечно, при правильном подходе к аранжировке, если
подбираются подходящие по тембру инструменты, до какой-то степени насыщения они
еще будут различимы отдельно, но с увеличением их количества различать элементы
по отдельности будет неизбежно падать.

Безусловно, все музыканты пользуются эквалайзерами для
корректировки тембра инструментов в процессе аранжировки, однако, корректировка
в большинстве случаев делается достаточно поверхностная, косметическая. И в
конечном результате, инструменты будут звучать пусть уж и не так ужасно, но в
любом случае не будет той чистоты и прозрачности, которую мы можем наблюдать на
примере западных студийных треков.

И конечный выход в данной ситуации есть только один – спектральное сведение.

Цель спектрального сведения – устранение спектральных
конфликтов между инструментами и корректировка тембра инструментов таким
образом, чтобы максимально разделить их без потери ценных гармоник. Параллельно
находятся паразитные или грязные частотные полосы, ухудшающие звучание
инструментов или создающие какие-либо неприятные слуховые ощущение, в то время
как некоторые полезные частоты, напротив, акцентируются (например, добавляется
хрустящий верх тарелочкам).

Резануть эквалайзером – дело нехитрое. А вот подрезать
небольшой диапазон в точно нужной степени, так чтобы устранить конфликт и в то
же время не убить инструмент – работа намного более тонкая, требующая навыка и
хорошего мониторинга.

 Поэтому, нам нужно
вооружиться внимательностью и определенными знаниями. А также спектральным
анализатором.

Но об этом чуть ниже, а пока рассмотрим несколько очень
важных фундаментальных момент, от правильного понимания которых также будет
многое зависеть.

Примеры звука

Исходный «опорный» звук – просто запись в линию.

· Запись в линию

Через лампу:

· Запись через лампу

Чувствуется, что звук стал более прозрачным, ярким. Играл через такой преамп долгие годы в транзисторный комбик; однажды воткнулся напрямую и поразился – настолько мутным показался звук без лампы. Перейдя на ламповый комбик, ламповый преамп снял с «боевого дежурства» – там от его применения эффекта нет.

При использовании нескольких примочек втыкайте данный преамп после полупроводникового овердрайва – в этом случае звук станет более читаемым. Также хорошие результаты показал он на басу: звук становится более ярким, в особенности с бриджевого датчика; басить при этом нисколько не мешает.

А сейчас небольшая попытка теоретического изыскания.

Блок питания лампового пред-УНЧ

Предусилитель требует одно переменное напряжение 12-18V, которое используется таким образом, чтобы запитывать накал и анод лампы. Чтобы получить высокое анодное напряжение, оно умножается с помощью четырехкратного умножителя напряжения (диоды D1-D4 и конденсаторы C1-C4). Выпрямленное напряжение фильтруется конденсаторами C5-C6 и резистором R7. Схема очень проста, но у нее есть ограничения — поскольку для питания анода и накала используется одинаковое напряжение, невозможно использовать трансформатор слишком высокого напряжения, поскольку проблема будет состоять в том, чтобы снизить его до низкого напряжения накала.

В свою очередь более низкое напряжение питания облегчает его настройку на накал, но после умножения может быть недостаточно для питания анода. Хотя лампы работают даже при очень низких анодных напряжениях, но это уже за счет повышенных искажений. Поэтому надо выбрать компромисс. На практике пробовали напряжение от 12 В до 18 В переменного тока. Для ECC88 требуется ток накала 6,3 В и 0,36 А, оптимальное напряжение трансформатора 15-18 В.

Что делает реверберация?

Когда звуковая волна (сигнал) отражается много раз от разных поверхностей, образуется реверберация. Как и в случае с дилэем, мы слышим отражения позже исходного звука. Разница в том, что при реверберации время задержки настолько мало, что исходный звук и его копии слышатся как один объёмный сигнал.

Звучание реверберации зависит от множества факторов. Источник сигнала и его положение в пространстве, окружающие поверхности и их материалы, размер окружения — всё это влияет на характер реверберированного сигнала.

Студийный эффект реверберации воссоздаёт отражение звука в пространстве. Задача обработки заключается в создании у слушателя ощущения, что звук записан в естественных и богатых на отражениях условиях — в церкви, в большом зале, в комнате, а не в идеально сухой студии. Виртуальные и аппаратные эффекты реверберации воссоздают сотни мест и даже способны создавать уникальные пространства для отражения сигнала.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семинар по технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: