Доминирующие концепции передачи частот
Приверженцы лампового звука при настройке темброблока и создании необходимого им звучания опираются на АЧХ усилителя. Схемотехника темброблоков Fender и Marshall, сложившаяся исторически, определила 2 наиболее распространённые концепции передачи частот в ламповых гитарных усилителях. Они позволяют получить то или иное предсказуемое звучание электрогитары необходимое музыканту. Ниже приведены кривые АЧХ типичные для усилителей этих компаний при визуально одинаковом положении регуляторов темброблока, любезно опубликованные Владимиром Мартыненко, в его материале о ламповой и транзисторной схемотехнике гитарных усилителей на guitar.ru.
КОМБОУСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ
Представляем описание ещё одного варианта реализации комбика для игры на электрогитаре (первый есть тут). Сначала хотелось сделать усилитель (ламповый), но нужно же было к чему-то подключить его, поэтому начали с динамиков.
По опыту известно, что хороший звук гитары имеет частотную характеристику от 75 Гц. Должно быть подключение к усилителям со стандартными выходами, то есть 4, 8 и 16 Ом. Максимальная реальная мощность 100 Вт для домашнего использования, если потребуется то добавляется ещё АС на 2 динамика и уже будет 200 Вт. Конечно цена изготовления комплекта должна быть ниже цены магазинного с теми же параметрами, иначе смысл сборки своими руками теряется.
↑ Расчет регулятора тембра с помощью программы Е. Москатова
Для частного случая глубины регулировок ±20 дБ, частот регулировки fнр=72 Гц, fвр=16000 Гц Евгением Москатовым из города Таганрога разработана программа «Timbreblock 4.0.0.0» (рис. 8).
Рис. 8. Вид окна программы Е. Москатова «Timbreblock 4.0.0.0»
Результаты расчета для различных значений сопротивлений переменных резисторов регулятора тембра сведены в табл. 1. ▼ table_1.rar 26.89 Kb ⇣ 173 Расчет выполнен по следующим соотношениям: R1 = R3; R2 = 0,1R1; R4 = 0,01R1; R5 = 0,06R1; C1 = 105/R3; C2 = 15C1; C3 = 22C1; C4 = 220C1. При R1=R3=100 кОм темброблок будет вносить затухание около 20 дБ на частоте 1 кГц. Можно взять переменные резисторы R1 и R3 другого номинала, пусть, для определенности, в наличии оказались резисторы сопротивлением 68 кОм. Несложно пересчитать номиналы постоянных резисторов и конденсаторов мостового регулятора тембра без обращения к программе или табл. 1: уменьшаем величины сопротивлений резисторов в 68/100=0,68 раза и увеличиваем емкости конденсаторов в 1/0,68=1,47 раза. Получаем R1=6,8 кОм; R3=680 Ом; R4=3,9 кОм; С2=0,033 мкФ; С3=0,33 мкФ; С4=1500 пФ; С5=0,022 мкФ.
Для плавной регулировки тембра необходимы переменные резисторы с обратной логарифмической зависимостью (кривая В). Наглядно просмотреть работу спроектированного регулятора тембра позволяет программа Tone Stack Calculator 1.3
(рис. 9).
Рис. 9. Моделирование регуляторов тембра для схемы, изображенной на рис. 8
ПрограммаTone Stack Calculator предназначена для анализа семи типовых схем пассивных регуляторов тембра и позволяет сразу показать АЧХ при изменении положения виртуальных регуляторов.
Список элементов:
Резисторы: (1% точность; металло-плёночные; 0.25W) R1,R2,R39,R40 = 100Ohm R3-R6,R41-R44,R78,R79 = 100kOhm R7-R12,R16,R17,R21-R24,R33,R34, R45-R50,R54,R55,R59-R62,R71,R72 = 1kOhm R13,R51 = 470Ohm R14,R15,R52,R53 = 430Ohm R18,R35,R36,R56,R73,R74 = 22kOhm R19,R20,R57,R58 = 20Ohm R25-R28,R63-R66 = 3.3kOhm R29-R32,R67-R70 = 10Ohm R37,R38,R75,R76 = 47Ohm R77 = 120Ohm P1,P2,P3,P4 = 1kOhm, 10%, 1W, stereo potentiometer, линейный, например Vishay Spectrol cermet type 14920F0GJSX13102KA. или, Vishay Spectrol conductive plastic type 148DXG56S102SP.
Конденсаторы: C1,C2,C10-C14,C26,C27,C35-C39 = 100pF 630V, 1%, polystyrene, axial C3,C4,C28,C29 = 47µF 35V, 20%, неполярный, диаметром 8mm, расстояние между выводами 3.5mm, например Multicomp p/n NP35V476M8X11.5 C5,C6,C30,C31 = 470pF 630V, 1%, polystyrene, axial C7,C32 = 1µF 250V, 5%, polypropylene, расстояние между выводами 15mm C8,C9,C33,C34 = 100nF 250V, 5%, polypropylene, lead spacing 10mm C15,C16,C40,C41 = 220µF 35V, 20%, неполярные, диаметром 13mm,расстояние между выводами 5mm, например Multicomp p/n NP35V227M13X20 C17-C25,C42-C50 = 100nF 100V, 10%, расстояние между выводами 7.5mm C51 = 470nF 100V, 10%, расстояние между выводами 7.5mm C52,C53 = 100µF 25V, 20%, диаметр 6.3mm, расстояние между выводами 2.5mm
Микросхемы: IC1,IC3,IC5-IC10,IC12,IC14-IC18 = NE5532, например ON Semiconductor type NE5532ANG IC2,IC4,IC11,IC13 = LM4562, например National Semiconductor type LM4562NA/NOPB
Разное: K1-K4 = 4-х контактный разъём, шаг 0.1’’ (2.54mm) K5,K6,K7 = 2-х контактный разъём, шаг 0.1’’ (2.54mm) JP1 = 2-х контактный джампер, шаг 0.1’’ (2.54mm) K8 = 3-х контактный винтовой блок, шаг 5mm RE1,RE2 = реле, 12V/960Ohm, 230VAC/3A, DPDT, TE Connectivity/Axicom type V23105-A5003-A201
Продолжение следует…
Статья подготовлена по материалам журнала «Электор» (Германия)
Удачного творчества!
Главный редактор «РадиоГазеты»
Схема темброблока
Схема содержит только пассивные элементы (конденсаторы, резисторы). Два переменных резистора служат для регулировки уровня высоких и низких частот. Конденсаторы желательно применить плёночные, однако, если таких под рукой нет, подойдут и керамические. На каждый канал нужно собрать по одной такой схеме, а для того, чтобы регулировка была одинаковой в обоих каналах – использовать сдвоенные переменные резисторы. Печатная плата, выложенная в этой статье, уже содержит эту схему в двойном экземпляре, т.е. имеет вход и под левый, и под правый канал. Скачать плату: (cкачиваний: 638)
↑ Высококачественный регулятор тембра
В высококачественной аппаратуре нашел применение пассивный регулятор нижних и верхних частот, показанный на рис. 4 .
Рис. 4. Высококачественный пассивный регулятор тембра
Здесь элементы R1 – R3, C1, C2 образуют пассивный частотно – зависимый корректор нижних частот; R5 – R7, C3, C4 – корректор верхних частот. Включенный между регуляторами резистор R4 является развязкой, уменьшающей влияние регуляторов друг на друга. Конденсатор C0 служит для развязки по постоянному току.
Для расчета регулятора тембра, приведенного на рис. 4, мною подготовлен файл в табличном процессоре Microsoft Excel. На рис. 5 показан скриншот рабочего листа таблицы (без прилагаемого здесь же графического материала). В ячейки, закрашенные светло – синим цветом заносятся исходные данные, в ячейках таблицы, залитых оранжевым цветом, размещены результаты расчета. В начале расчета выберем величины сопротивлений переменных резисторов R2 и R7 в килоомах, далее заносим диапазон регулировок нижних и верхних частот в децибелах. Как только запишем в оставшиеся три ячейки светло – синего цвета частоты fнр, fвр и fн, сразу увидим результаты расчета всех остальных элементов регулятора. Останется только привести их к ближайшим значениям из выбранного стандартного ряда Е24 или Е48.
Рис. 5. Расчет регулятора тембра с помощью электронной таблицы Microsoft ExcelКонтрольный пример №1 . Рассчитаем с помощью электронной таблицы пассивный регулятор тембра с пределами регулирования АЧХ ±20 дБ, рис. 11.2.3 . Исходные данные: R2=R7=100 кОм, fнр=50 Гц, fвр=10000 Гц. Получаем: R1=R5=10 кОм, R3=R6=1 кОм, R4=10 кОм, C1=0,032 мкФ, C2=0,318 мкФ, C3=0,0159 мкФ, C4=0,159 мкФ, C0=0,16 мкФ. Округляем до ближайшего номинала: R1=R5=10 кОм, R3=R6=1 кОм, R4=10 кОм, C1=0,033 мкФ, C2=0,33 мкФ, C3=0,015 мкФ, C4=0,15 мкФ, C0=0,15 мкФ.
New wave — ламповый конструктор
C точки зрения приверженцев ламп интересен проект Klonz, запущенный двумя изобретателями из Италии Фабрицио Бренчио и Андреа Феорини в 2015-м. «Моделирующий ламповый усилитель» — разработанный изобретателями, представляет собой своеобразный конструктор, который даёт возможность использовать любые лампы, широко применяемые в гитарном оборудовании, и несколько схем предусиления.
При этом, для формирования нужной схемы не требуется специальных знаний в схемотехнике и навыков пайки. Подробный мануал объясняет, как моделировать тот или иной звук, все модули устройства подключаются при помощи стандартных разъёмов. По задумкам авторов проекта, Klonz должен имитировать звучание любого лампового усилителя в мире.
Звучание комбика
После подключения громкоговорителя к усилителю, можно увидеть колоссальную разницу в звуке по сравнению с китайской аппаратурой, скажем так «базовой цены». Просто совершенно другое звучание той же самой гитары!
После подключения к ламповому усилителю 50 Вт играет всё чисто, ничего не подзвучивает. Видно что качество динамиков и жесткость отделки корпуса являются крайне важными характеристиками.
Вас может заинтересовать:
|
Радиолампы, использованные в статье:
|
Комментарии к статьям на сайте временно отключены по причине огромного количества спама.
Реклама: Обработка от тараканов саратов уничтожение тараканов в саратове обработка.
Определитесь с целью
Обдумайте, для чего вам нужен комбик. Для дома, для игры в том или ином исполнительском составе, для репетиций, концертов, выступлений в небольших помещениях. В соответствии с задачами подбирайте мощность усилителя.
Обратите внимание, что «лампы» той же мощности, что и другие виды комбо, звучат ярче и громче. Для занятий дома подойдет компактное устройство мощностью в 10-15 Вт
Для репетиций, в зависимости от площади помещения и состава исполнителей, берите комбик от 30 Вт. Для концертных выступлений – от 50 Вт
Для занятий дома подойдет компактное устройство мощностью в 10-15 Вт. Для репетиций, в зависимости от площади помещения и состава исполнителей, берите комбик от 30 Вт. Для концертных выступлений – от 50 Вт.
Принято считать, что для комфортной совместной игры комбик бас-гитариста должен быть примерно в 2 раза мощнее усилителя электрогитариста.
Настройка гитарного усилителя
- Перед тем, как питание включается впервые, временно установите 22 Ом 5 Вт резисторы вместо предохранителей. Не следует сразу же подключать нагрузку (АС)! При подаче питания, проверьте, что напряжение постоянного тока на выходе меньше, чем 1 В. Проверьте все транзисторы на нагрев — если какой-то элемент горячий, немедленно выключите питание, затем ищите ошибку.
- Если все хорошо, подключите акустическую систему и источник сигнала и убедитесь, что звук не искажён (например подключите с плеера музыку).
- Если УНЧ прошел все эти тесты, снимите резисторы 22 Ом и заново установите предохранители. Отсоедините кабель динамика нагрузки и включите прибор снова. Убедитесь, что напряжение постоянного тока на клеммах АС не превышает 100 мВ, и снова проверьте нагрев на всех транзисторах и резисторах.
- Когда вы убедитесь, что все хорошо, установите ток смещения. Подключите мультиметр между коллекторами Q10 и Q11 — вы измеряете падение напряжения на двух 0,22 Ом резисторах R20 и R21. Требуемый ток покоя 25 мА, поэтому напряжение на резисторах должны быть установлены 11 мВ. Настройка значения не слишком критична, но при более низких токах будет меньше рассеивания на выходных транзисторах.
- После этого остаётся скорректировать смещение, когда температура корпуса и всех деталей гитарного усилителя стабилизируется. Часто температура и ток немного взаимозависимы. Вот и всё — конструкция готова!
Originally posted 2019-05-03 05:59:24. Republished by Blog Post Promoter
Цифровые комбоусилители для электрогитары
В эпоху цифровых технологий появились и цифровые комбики. По сути предусилитель в них заменили на компьютер. Именно в нем стал формироваться гитарный саунд.
Цифровой пред в отдельном корпусе называют гитарным процессором. На фото – популярный сегодня процессор «LINE 6» POD HD500X.
Ламповые, транзисторные и гибридные усилители работают с аналоговым звуком, что ценно. Цифровые же устройства подвергают аналоговый звук электрогитары обработке и преобразуют в цифровой. В этом – ключевое отличие цифровых комбо от всех остальных видов. Зато «цифра» эмулирует звук ламповых и других «собратьев», богата гитарными эффектами.
Перечислим плюсы и минусы цифровых комбиков.
Плюсы:
- надежность;
- легкость и мобильность;
- невысокая цена;
- эмуляция звука разных комбиков;
- хорошее звучание на любой громкости;
- цифровое моделирование звука, всевозможные гитарные эффекты.
Минусы:
- дурная слава из-за низкого качества цифровых усилителей 90-х годов прошлого века;
- цифровой звук вместо аналогового.
Цифровые комбики хороши для дома. Они компактны и надежны в работе. Включают комплект гитарных эффектов, что позволяет экспериментировать со звуком. Хорошо звучат на любой громкости.
Сегодня известные производители усилителей для электрогитары – «Fender», «Marshall», «Line 6», «Roland», «Vox», «Yamaha», «Peavey», «Randall» – выпускают комбики разных видов с применением цифровых технологий. Поэтому современные приборы еще называют «смешанными».
↑ Монтаж и налаживание
Перед монтажом желательно провести входной контроль всех элементов. Я уже давно взял за правило попарно подбирать компоненты в каналах усилителя. Вот и для этой конструкции подобрал резисторы и конденсаторы с точностью до одного процента. Сделать это оказалось не так сложно: отбор происходил из 6 – 8 элементов каждого номинала. Наверняка такая точность подбора не нужна, но результатом проделанной работы стало практически идеальное совпадение АЧХ по каналам предварительного усилителя.
Все детали предварительного усилителя размещены на печатной плате размером 125х45 мм из одностороннего фольгированного стеклотекстолита толщиной 2 мм (рис. 13).
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.
Рис. 13. Размещение деталей на печатной плате
Элементы, относящиеся к правому каналу предварительного усилителя, обозначены со штрихом. Такая же маркировка выполнена и в файле печатной платы (с расширением *.lay) – надпись появляется при подведении курсора к соответствующему элементу. Вначале на печатной плате устанавливают малогабаритные детали: проволочные перемычки, резисторы, конденсаторы, ферритовые «бусинки» и панельку для микросхемы. В последнюю очередь монтируют клеммники и переменные резисторы. После проверки монтажа включают питание и контролируют «ноль» на выходах операционного усилителя. Смещение составляет 2 – 4 мВ. При желании можно погонять устройство от синусоидального генератора и снять характеристики (рис. 14).
Рис. 14. Установка для снятия характеристик предварительного усилителя
Гитарный предварительный усилитель — схема
Предварительный гитарный усилитель паяем на отдельной плате, позже помещённой в экран от помех. Фото платы предусилителя показано ниже. Его основа два операционных усилителя с блоком регулировки тембров и усиления.
Это простое, но проверенное схемное решение, которое обеспечивает отличную тональность всего диапазона. Конструкция идеально подходит для тех гитаристов, которые хотели бы получить отличный звук. Элементы управления тембром имеют достаточный диапазон, чтобы охватить практически что угодно, от скрипки и до бас-гитары.
Предусилитель использует двойной операционный усилитель для усиления. Транзистор, включен по схеме эмиттерного повторителя и имеет низкое выходное сопротивление, после мастер-регулятора громкости. Как показано на схеме, есть типичный гитарный вход, с которого можно получить очень жирный овердрайв, а затем настройку подходящего уровня
Обратите внимание, что при использовании операционного усилителя TL072, возможен шум с большим количеством высоких частот. Настоятельно советуем использовать OPA2134 — операционный усилитель от Texas Instruments, тогда вы получите действительно самый тихий гитарный усилитель, который вы когда-нибудь слышали!
Питание модуля подключается непосредственно к главной шине +/-35 В усилителя мощности. Использовать надо стабилитроны (D5 и D6) 1 Вт, и резисторы R18 и R19, на 680 Ом, должны быть тоже по 1 Вт.
Для большего усиления, советуем уменьшить R11 — минимум до 2,2 кОм. Если переключатель bright делает звук слишком яркий (слишком много высоких частот), надо увеличить резистор R5. Диоды на выходе предназначены для того, чтобы предусилитель создавал «мягкие» ограничения при повышении громкости.
Убедитесь, что входные разъемы изолированы от корпуса. Это помогает предотвратить шум, особенно когда гитарный усилитель подключен к другой сети питания.
Транзисторные комбоусилители
С развитием электроники вслед за ламповыми комбиками появились транзисторные. Новая технология позволила снизить вес и размер усилителей, сделать их более надежными в эксплуатации.
Перечислим плюсы и минусы транзисторных комбоусилителей в сравнении с ламповыми.
Плюсы:
- небольшая цена;
- легкость и компактность;
- удобство транспортировки из-за меньшей чувствительности к ударам и тряске;
- надежность работы;
- отсутствие дополнительных трат на замену деталей (как ламп в ламповых комбо);
- хорошая регулировка громкости: даже на малых оборотах – приемлемый звук.
Гибкая настройка громкости при хорошем качестве звука делает транзисторные комбики удобными для домашних репетиций. Можно играть и громко, и тихо. Репетировать в любое время. При этом – не создавать лишнего шума, например, ночью. Ведь его так не любят соседи.
Минусы:
- качество звука уступает ламповому;
- дорогой ремонт в случае поломки.
Транзисторные комбики совершенствуются и по сей день. Диапазон цен на них широк: каждый найдет то, что хочет. Считаются хорошим вариантом для новичков. Хотя на практике – не только для них. Пригодны для небольших помещений. При грамотном обращении с устройством и владении электрогитарой позволяют достичь хорошего звука.
Схема предусилителя на триоде
На принципиальной радиосхеме показаны сразу оба канала. Сигнал поступает на вход и через потенциометр P идёт на сетку триода. После усиления сигнал через конденсатор С8 поступает на выход предусилителя, а далее подавайте его на любой готовый мощный УМЗЧ.
Резистор R4 определяет значение потенциала сетки. Резистор R5 является нагрузкой триода. Его значение зависит от усиления, частотной характеристики и уровня искажений. Здесь используются более низкие значения R5, чем обычные для данного типа лампы.
Усиление схемы зависит от многих факторов, но в основном от типа используемой лампы и значения анодного резистора (R5). Триод ECC83 имеет наибольшее усиление, ECC88 среднее значение, а ECC82 имеет относительно низкий коэффициент усиления — 20. Сюда можно поставить отечественную 6Н23П, что есть в любом старом ламповом телевизоре (она в селекторе каналов).
В случае этого предусилителя, который будут использовать с оконечными полупроводниковыми усилителями мощности, слишком большое усиление нежелательно.
При использовании ламп разного типа усиление можно регулировать с помощью анодного резистора (R5 и R5A). Чем выше значение анодного резистора, тем сильнее усиление, но за это платят уменьшением полосы верхних частот.
Обычная катодная схема включения триода имеет относительно высокий выходной импеданс, который при нагрузке с низким сопротивлением полупроводникового усилителя приводит к ограничению частотной характеристики на высоких частотах и увеличению нелинейных искажений. Поэтому не каждый триод с низким энергопотреблением можно использовать в этом преампе.
ECC88 хорошо работает тут (её аналоги: E88CC, 6DJ8, 6922, 6Н23П), который адаптирован для работы с низкими напряжениями — его номинальное анодное напряжение составляет 90 В. Он имеет среднее усиление, большой наклон характеристики (высокая чувствительность) и низкий выходной импеданс.
Также проверена ECC82, которая, как оказалось, тоже прекрасно работает в этой схеме. Хотя номинальное рабочее напряжение составляет 250 В, производители утверждают, что источник питания на 100 В вполне приемлем.
Вы можете поэкспериментировать с использованием других ламп, даже популярной 6Н3П, используя соответствующие катодные резисторы R4, R4A для регулировки напряжения сетки так, чтобы падение напряжения на этом резисторе составляло около 1 В.
Напряжение накала подбирается экспериментально с помощью понижающего резистора R10 в соответствии с нужным паспортным током.
Полупроводниковая конкуренция
Попытка производителей заинтересовать музыкантов более технологичными и дешевыми транзисторными системами в 70-е удалась лишь отчасти. Рок-музыка в этот период стала одним из самых популярных в мире жанров, что резко увеличило количество музыкантов, а соответственно, спровоцировало потребность в массовой, недорогой и технологичной технике. Транзисторные устройства стали всё более популярными среди начинающих гитаристов, но как только вырастал исполнительский уровень и притязания к звуку – музыканты переходили на «лампу». Можно сказать, что практически такое же положение сохраняется и по сей день.
Ламповый темброблок — Страница 17 — Техподдержка для начинающих
Вот, примерно такой пассивный трёхполосный темброблок можно с уверенностью применить на любой ламповый усилитель.
Примерные пределы регулировки
+ — (18 дб) на частоту 30 Гц.
— + (18 дб) на частоте 12 кГц
+ ( 4 -7 дб) на частоте 800 — 1200 ГЦ
Входное сопротивление следующего каскада за темброблоком — желательно — от 500 кОм и более.
Входное сопротивление ( по входу самого темброблока), как можно меньше.
Частота перегиба регулировок — 800 — 1100 Гц
Номиналы резисторов и конденсаторов можно применять близкие по значению.
Пределы регулировки СЧ — можно изменить подбирая R-5, R-7.
Превратить резистор R-6, из группы ( А ), почти — в группу Б — не сложно, подключить любой постоянный резистор, примерно на 1 мОм, на средний и нижний вывод переменного резистора R — 6 ( CЧ ), и подобрать его величину (уложить диапазон регулирования), и регулировка будет более плавной. Номинал который получиться — это примерно 500 кОм вполне достаточно.( экспериментируйте !! )
Переменные резисторы линейные — ( А ), лучше ( Б ), группа ( В ) не очень подходит.
Общий провод темброблока — подключается — строго — в общую точку ( выводов) — лампы,на которую
подаётся сигнал с темброблока ( следующую за ТБ ), и имеет только одну эту «общую» точку.
На «вход» темброблока можно подавать сигнал прямо с предварительной ЛАМПЫ, без разделительного конденсатора, его роль выполняет С-1. Конденсаторы — на рабочее напряжение не менее, чем в схеме питания лампы
Вариант ТБ — моделировался программой Tone Stack Calculator.
Превратить резистор R-6, из группы ( А ), почти — в группу Б — не сложно, подключить любой постоянный резистор, примерно на 1 мОм, на средний и ВЕРХНИЙ вывод переменного резистора R — 6 ( CЧ ), и подобрать его величину (уложить диапазон регулирования), и регулировка будет более плавной. Номинал который получиться — это примерно 500 кОм вполне достаточно.
Изменено 7 февраля 2014 пользователем Гэгэн
Конструкция
Как уже говорилось, комбик это усилитель и колонка, объединенные в одном корпусе. Колонка состоит из динамиков и обслуживающих устройств, а усилитель имеет 2 основных компонента, перечислим их:
- предусилитель;
- конечный усилитель.
Предусилитель нужен, чтобы выпрямить первичный сигнал, сделать его линейным. Здесь отмечается довольно низкий вольтаж ~1В. Далее должна включаться в силу усилительная мощность. На вход в предусилитель приходит сигнал со звукоснимателя, если речь идет о гитаре или с микрофона, если речь идет о вокале или о подзвучивании акустических музыкальных инструментов или перкуссии (барабанов и пр.).
Задачи и функции пред- и оконечного усилителя
Считается, что предусилитель служит не только для начального выравнивания сигнала, но и дает потоку тембральную окраску, то есть от этого устройства зависит конечный звук, который исходит из «кабинета». Обычно имеются ручки, которые позволяют регулировать насыщенность и полноту тембра, добавляя или урезая необходимые частоты.
Перечислим искаженные звучания, которые можно получить при помощи применения и настройки некоторых предусилителей:
- овердрайв;
- кранч;
- дисторшн;
- фуз и др.
Некоторые музыканты стараются получить легкую перегрузку, а другие выйти на совершенно новые, непостижимые уровни – речь идет об экстремальной музыке, где тяжесть и «расплывчатость» музыки только усиливает достоинства композиции. Далее звук обрабатывается оконечным усилителем, но он, как правило, играет лишь вторичную роль, выдавая звук по средствам транзисторной или ламповой схемы.
Стерео темброблок на TDA1524 | AUDIO-CXEM.RU
Привет всем любителям чего-нибудь спаять! Сегодня соберем стерео темброблок на TDA1524.
Микросхема разработана как активный стерео регулятор громкости для автомобильных радиоприемников, телевизоров и других аудио-видео устройств. Интегральная микросхема обеспечивает два канала регулировки громкостью, балансом, высокими и низкими частотами.
Малый коэффициент внутренних шумов, широкий диапазон питающего напряжения, минимальная обвязка компонентами, а также небольшая цена и доступность данной микросхемы характеризуют её популярность среди любителей электроники.
Основные характеристики TDA 1524:
- Напряжение питания: 7,5 — 16,5 В.
- Ток потребления, не более: 45 мА .
- Полоса частот: от 20 до 20000 Гц.
- Число каналов: 2.
- Входное сопротивление: 160 кОм.
- Выходное сопротивление: 300 Ом.
Более подробную информацию о данной микросхеме вы можете найти в паспорте микросхемы.
Стерео темброблок на TDA1524. Схема:
Номиналы компонентов входящих в темброблок на TDA1524:
- C1,C12 – 68 нФ;
- C2,C11 – 15 нФ;
- C3,C10 – 4,7 МкФ 25 В;
- C4 – 220 нФ;
- C5 – 100 МкФ 25 В;
- C6,C7,C8,C9 – 100 нФ;
- C13,C14 – 2,2 МкФ 25 В;
- R1,R7 – 200 Ом;
- R2 – 2,2 кОм;
- R3,R4,R5,R6 – 50кОм.
Печатная плата выполнена на одностороннем фольгированном текстолите толщиной 1 мм и размером 78 на 44 мм. Скачать её можете под статьей. Если плату будете изготавливать ЛУТ технологией, то при распечатке платы, зеркалить её не нужно!
Разъемы под вход и выход я взял обычные, dip стерео разъемы под джек 3.5 мм.
Стерео темброблок на TDA1524 после сборки, настройки не требует.
Микросхему советую не впаивать в плату, а купить и впаять 18 пиновый сокет, а в него вставить микруху. В случае её выхода из строя, с легкостью можно будет заменить.
Постановка перемычки J1 обеспечивает включение частотной компенсации регулятора громкости.
Для увеличения срока службы нашего стерео темброблока, на микруху можно поставить небольшой радиатор, так как в процессе эксплуатации микросхема нагревается. Хотя данные температуры считаются рабочими.
Даташит на TDA1524 СКАЧАТЬ
Печатная плата СКАЧАТЬ
Беспедальная Вау-приставка
Рейтинг: 5 / 5
- Подробности
- Категория: для электрогитары
- Опубликовано: 30.06.2019 12:54
- Просмотров: 2366
«Электронная музыка», подняла за собой волну конструирования самодельных приставок для реализации разнообразных музыкальных эффектов — «вау-вау», «фаз», «лесли» и др. Описания многих вариантов любительских приставок в свое время были опубликованы в журнале «Радио». Сегодняшней публикацией (она была помещена в «Радио», 1977, № 10, с. 58, 59) мы хотим напомнить читателям об одной из таких конструкций — беспедальной «вау»- приставке. Орган управления звуком у подобных приставок обычно представляет собой педальный механизм с ножной платформой. Когда музыкант, играя на инструменте, нажимает ногой на платформу педали, он вращает движок переменного резистора, при этом приставка формирует управляющий сигнал, воздействующий соответствующим образом на характер звучания инструмента. Описанная в статье «вау»- приставка педали как таковой не имеет. Ее заменяет лежащая на полу металлическая пластина, а исполнитель покачивает ногой над пластиной, имитируя нажатие на педаль.