10 лучших советских эквалайзеров: как в ссср добавляли басов

Паяем — Все о электронике

Можно также поэкспериментировать с bell equaliser 6 кГц — 10 кГц. Тембр регулируют переменными резисторами 1R2—5R2. Параметрический эквалайзер содержит в своем составе фильтры, резонансную частоту и добротность которых можно регулировать независимо друг от друга. Усиление в области нижней середины скорее всего сделает звук резким, поэтому всегда лучше применять верхний фильтр плавного нарастания и спада, если требуется придать звуку гитары особую яркость.
Канал частотной обработки сигнала, образующий цепь параллельной обратной связи, состоит из инвертора на DA2, режекторных фильтров Z1—ZN и пассивных сумматоров на резисторах 1R1 — NR2.
Пользуйтесь верхним фильтром плавного спада и нарастания для придания голосу яркости, если нужно; bell equaliser здесь вряд ли применим.
Собираем эквалайзер 10 полос на TL На одном из чешских сайтов язык статьи определил GOOGLE переводчик был найден проект ти полосного эквалайзера, реализованного на счетверенных операционных усилителях TL Благодаря этому выравнивается АЧХ на краях полосы пропускания фильтров и получается требуемый диапазон регулировки коэффициента передачи в каждой полосе.
На ОУ DA1 собраны входной и выходной буферные усилители. Не забудьте расчитать резистор, который будет стоять последовательно со светодиодом.
Настройку эквалайзера проводят в следующей последовательности.
Графический эквалайзер. Переменные резисторы Rp1 — RpN, с помощью которых осуществляется регулировка глубины коррекции, включены между инвертирующими входами ОУ, благодаря чему исключено взаимное влияние между регулировками в различных частотных каналах.
Эквалайзер LA3607 замеры и тесты

Предисловие – предупреждение

Первую часть диска, там где мы слушали классическую музыку, можно назвать – “гармонией звука”. А дальше, будет вторая часть, которую можно назвать – “тестовыми сигналами”, так как они таковыми и являются, в отличие от музыкальных произведений.

Повторимся, что трек №7 – это специально созданная пауза, которая длится всего 25 секунд и позволит вам убрать уровень громкости до практически – минимального. Восьмой трек, по сравнению с предыдущими будет достаточно громким. Что бы вам не испугаться и не дать акустике “встрепенуться” – сделайте уровень громкости – тише.

Слушая тестовые сигналы – могут вылезти неприятные призвуки корпуса и динамиков. Возможно услышите “горбы и провалы” в АЧХ. Вы просто можете узнать о своей аппаратуре (акустике) много нового, чего ранее не замечали. Вероятно, что этих “нехороших” моментов не услышат владельцы премиальных акустических систем, но таковых окажется не так много. Большинству любителей музыки, эти тесты – в помощь, а некоторым – расстройство.

Слушая любимые произведения, вы не всегда сможете услышать, понять и идентифицировать дефекты вашей акустической системы. Они бывают на столько малыми, что не слышны за другими звуками музыки. Но они ни куда не исчезают, они там и остаются. Но слушать музыку вы не прекращаете, просто слышите – “что-то не так”. Но “что – не так”? Это можно услышать только с помощью тестовых сигналов.

Принципиальная схема

Устройство состоит из входного эмиттерного повторителя на транзисторе V1, пяти активных полосовых фильтров Z1—Z5 (на схеме показан один из них — Z1) и двухкаскадного усилителя на транзисторах V2, VЗ.

Тембр регулируют переменными резисторами 1R2—5R2. Включенные последовательно с ними постоянные резисторы 1R1—5R1, 1R3—5R3 ограничивают пределы регулирования до 12 дБ. Уменьшением их сопротивлений пределы регулирования можно расширить до ± 25 дБ.

Рис. 1. Принципиальная схема высококачественного пятиполосного эквалайзера на транзисторах.

Усилители активных фильтров (1V1 — 5V1, 1V2 — 5V2) одинаковы по схеме и отличаются один от другого только номиналами конденсаторов 1C1 — 5C1, 1С2 — 5С2 частотозадающих цепей.

Напряжения ООС снимаются с части эмиттерной нагрузки транзисторов 1V2 — 5V2 и подаются в. цепи баз транзисторов 1V1—5V1. Интервалы между частотами настройки активных фильтров выбраны равными двум октавам. Коэффициент передачи фильтров на частотах настройки равен 6, добротность—1.

Сигналы с выходов активных фильтров поступают на вход двухкаскадного усилителя через резисторы 1R9—5R9, сопротивления которых определяют и режим работы транзисторов V2, VЗ по постоянному току.

Корректирующая цепь R6C5 повышает устойчивость работы усилителя на высоких частотах. Для питания стереофонического варианта устройства необходим стабилизированный источник, обеспечивающий при токе 40…50 мА напряжение 15 В.

Плоский отклик или ровный

Но, мы не говорим про певца, чья подача может быть неверна. В этом контексте плоская характеристика — это частотная характеристика, максимально приближённая к неизмененной истине.

Звукорежиссёры и некоторые аудиофилы предпочитают именно «плоский отклик» от наушников и динамиков, потому что он обозначает звуковую подпись, являющуюся точной, прозрачной и свободной от окраски.

Вопреки названию, графики АЧХ (Амплитудно-частотная характеристика) даже для так называемых наушников с плоской характеристикой, обычно вовсе не плоские. Они обычно имеют отчётливые кривые и пики. Хотя вряд ли это плохо — если бы наушники и динамики не учитывали особенности человеческого уха, ровная частотная характеристика показалась бы нам странной.

В мире нет ни одной пары динамиков или наушников, которые, по общему мнению, были бы действительно плоскими. Но многие режиссёры звука согласны с мнением, что некоторые студийные мониторы здесь относительно близки.

Хотя ровный отклик и считается техническим идеалом, не обязательно является чем-то, что подходит большинству из нас.

Он даже скорее нежелателен для большинства людей. В зависимости от вкусов и особенностей слуха, вы можете предпочесть дополнительную глубину баса или чёткость высоких средних частот.

Настройка звука становится ещё более сложной, когда вы используете системы с регуляторами частот или многополосными эквалайзерами. В этих случаях можно значительно изменить звуковую сигнатуру устройств вывода, по своему вкусу.

Что такое эквалайзер и как им пользоваться

Эквалайзер (реже – темброблок, применимо для устройства) – приложение или прибор для избирательной корректировки амплитуды сигнала в зависимости от его частотных характеристик. Если проще, принцип работы эквалайзеров заключается в тонком управлении частотами аудиосигнала путём усиления или ослабления в определённых диапазонах. Различают усиливающие, ослабляющие и комбинированные (к ним относятся все современные решения) программы и плагины для работы с частотными характеристиками звуковых сигналов.

Аппаратные эквалайзеры применяются преимущественно на этапе звукозаписи профессиональными звукозаписывающими студиями. Оборудование придаёт звучанию характера, выделяют голос вокалиста или звучание конкретного инструмента в нужные моменты. Программные решения используются любителями и меломанами уже на этапе сведения трека и придания композициям специфичного звучания, во время прослушивания музыки.

При правильной конфигурации программа улучшит акустику в звуковом пространстве, где находится слушатель. Простейший пример эксплуатации эквалайзера: выбор шаблона, подходящего под прослушиваемый музыкальный стиль, и ручная корректировка – усиление (ослабление) звука в определённых частотных диапазонах. Именно диапазонах, а не конкретных частотах. Графический эквалайзер (graphic equalizer), например, регулирует не отдельную частоту (30, 125, 500 Гц), а диапазон вокруг указанной частоты, например, 30±10 Гц. Для высоких частот (ВЧ) он расширяется до сотен и даже тысяч герц в зависимости от количества полос.

Здесь придётся больше полагаться на слух и интуицию. Ради экспериментов ползунки лучше не трогать, преднастройки создавались профессионалами, и добиться лучшего звучания получится вряд ли. Скорее всего, наоборот, естественность композиции будет потеряна, кроме случаев внесения коррективов (опустить или поднять ползунок на пару позиций) под свой вкус и акустику.

Саб с усилителем на TDA1562Q

Мой сабвуфер на двух 30ГДН-8.

Ну естественно, оба динамика я достал из советских 50АС-106. Хоть они и идентичны, хоть и достаны из одного комплекта акустической системы, а немного разные. Мои замеры резонансной частоты у каждого динамика дали разницу на 10 Гц.

У одного Fs~40Гц, а у другого Fs~50Гц. На ощупь подвес одного динамика в два раза жестче другого. Но я закрыл глаза на эту проблему.

Всё же очень хотелось собрать сабвуфер на двух динамиках, и в расчётах я опирался только на паспортные данные.

Начал сборку с усилителя. Решил, что TDA1562Q подойдёт.

Это 50 ватт на 4 Ом при 12 В или 70 ватт на 4 Ом при 14 В.

В питании я вставил дроссель от сломанной магнитолы, а также её диод от ошибочного подключения питания и вставку на 10А. Питание TDA1562Q не отключается, только MUTE. Светодиод (8-ая ножка) на перегрузке что-то иногда мигает на полной громкости, но со звуком ничего страшного не происходит. В общем, серьёзная микросхема TDA1562Q, но дорогая!

Я не использовал ни фильтров, ни среза, потому что в современных магнитолах уже есть выход на саб со сдвигами и ФНЧ. Радиатор более 200 см2. Нагревается не сильно, рука терпит. TDA1562 работает без напряга. На выходе 20 вольт снимается.

Сборка самого ящика у меня не составила особого труда. Программа Speackershop дала ящик в 55 литров и настройкой фазоинвертора на 30 Гц. Я взял три трубы D=4,5 см и L=25 см. Три для уменьшения «хлюпанья» воздуха, ведь всё таки динамика два.

Отделка карпетом. И родные решетки от 50АС-160.

Испытания проводил в ВАЗ-2109. Фотографий нет. Звучит и конечно же трясёт. Владелец машины сначала удивился, что мощность всего 70 ватт. А по истечении 2-х часов прослушивания повернулось зеркало заднего вида, и постоянно открывался бардачок. В общем, даже среди гремящих отголосков деталей кузова эффект приятный. Конечно же звук басов за пределы салона не выходит.

Общие настройки эквалайзера

Эквалайзер регулирует вывод звука таким образом, чтобы одни частоты выделялись над другими. В большинстве случаев его настройки реализуются с помощью линейных фильтров, принцип работы которых зависит от интерфейса конкретного эквалайзера.

Эта разбивка частотного спектра поможет понять, какие частоты связаны с какими типами звуков:

  • Сверхнизкий (20-60 Гц). Люди технически могут слышать до глубины этого регистра, большинство этих частот менее интеллектуальны и более интуитивны. Где-то в середине этого регистра сабвуфер будет издавать жуткий звук глубокого космоса (как в научно-фантастических фильмах).
  • Нижняя середина (60-250 Гц). В большинстве случаев стойкий ритм хип-хопа начинается с частоты 60 Гц или около неё. Основополагающий, мощный нижний регистр, исходящий из сабвуфера, лежит в этой области, включая тяжелый удар бочки и даже более низких томов и бас-гитары. Движение вверх к линии 200 Гц начинает влиять на самый низкий бум акустических гитар, фортепиано, вокала, нижних духовых и струнных. Если музыка недостаточно тяжёлая на низких частотах, здесь поможет небольшая корректировка.
  • Средние частоты (250-1500 Гц). Подъём выше 200 Гц начинает иметь дело с более легкой стороной низких частот. В этой области выступает более массивный корпус инструмента. Добавление громкости эквалайзера в середине этого спектра может добавить немного привлекательности более богатым тонам, включая вокал, более глубокие ноты синтезаторов, низкие медные духовые и фортепиано, а также некоторые золотые тона нижней части акустической гитары. Немного понизив уровень здесь, вы можете очистить пространство и открыть звук.
  • Верхняя середина (1500-6600 Гц). Эта область чувствительна и может быстро изменить звук. Притормаживание в этой области поможет убрать “хрупкое” звучание инструментов. Регулировка ближе к верху может придать вещам металлический оттенок, что неприятно для слухового восприятия.
  • Сверхвысокий (6600-20 000 Гц). Этот мерцающий резонанс на конце удара тарелки плавает в разных областях сверхвысокого звукового пространства. Это почти максимум, который может воспринимать человеческое ухо. Приглушите верхние средние частоты, чтобы ничего не звучало слишком пронзительно, но усильте сверхвысокие частоты, чтобы создать более объёмный и открытый звук.

Таблица настройки (микширования) эквалайзера.

Диапазон частот Описание
20 Гц-60 Гц Саб-бас
60 Гц-200 Гц Бас
200 Гц-600 Гц Нижняя середина
600 Гц-3 кГц Средние частоты
3 кГц-8 кГц Верхняя середина
8 кГц-20 кГц Максимумы (сверхвысокие)

Важно понимать, эквалайзеры устанавливаются на ровный уровень (нулевой), чтобы вы могли слышать звук в том виде, в котором он был изначально записан. Однако качество звука можно улучшить, так как вы всегда можете настроить эквалайзер в соответствии с жанрами музыки, которую слушаете в данный момент, а также в соответствии с возможностями вашего динамика

Принципиальная схема

Сигналы на резисторах 1R1 и 1R2 примерно равны по амплитуде, но противоположны по фазе, и после суммирования компенсируют друг друга при равенстве сопротивлений резисторов 1R1 и 1R2.

Заслуженной популярностью у любителей звукотехники пользуются многополосные регуляторы тембра эквалайзеры. Рисунок 41 Принципиальная схема профессионального пятиполосного эквалайзера.

Переменные резисторы регулировки резонансной частоты фильтров NR6. Параллельно фильтрам подключен резистор R4. Ниже приводится описание восьми полосного эквалайзера

Обратите внимание, что на рис

Детали для эквалайзера

После этого восстанавливают соединение движка резистора регулировки глубины коррекции и проверяют отсутствие самовозбуждения при перестройке частоты фильтра. Рисунок 23 Регулировка 20 Гц. Подпишись на Twitter! Аналогично происходит регулировка коэффициента передачи эквалайзера на частотах настройки фильтров Z2 — ZN.

Канал частотной обработки сигнала, образующий цепь параллельной обратной связи, состоит из инвертора на DA2, режекторных фильтров Z1—ZN и пассивных сумматоров на резисторах 1R1 — NR2. Поскольку все фильтры инвертирующие, а через резистор R4 сигналы проходят без инверсии, то в выходном усилителе сигналы вычитаются.

Если применить движковые резисторы СПЗ — 23А можете изготовить графический эквалайзер. Примером могут служить параметрические эквалайзеры, схемы которых приведены в . На частотах, близких к частоте режекции, коэффициент передачи фильтра Z1 мал, и сигнал на движок переменного резистора регулировки глубины коррекции Rp1 и далее на сумматоры спада и подъема АЧХ поступает только через резистор 1R1. Вне полосы режекции коэффициент передачи фильтра близок к единице. Таким образом, операционных усилителей А2 в схеме 10 штук, соответственно, по 10 штук резисторов R4.

Принципиальная схема пятиполосного параметрического эквалайзера приведена на рис. Детали В регуляторе можно использовать любые кремниевые высокочастотные транзисторы соответствующей структуры с допустимым напряжением между эмиттером и коллектором не менее 15 В и статическим коэффициентом передачи тока h21э не менее 1V1 — 5V1 и 70 остальные.
Простой графический эквалайзер на микросхеме …

Конструкция самодельного усилителя

Это, пожалуй, был самый сложный момент в изготовлении, так как подходящего готового корпуса не нашлось и пришлось выдумывать возможные варианты :-)) Чтобы не лепить кучу отдельных радиаторов, решил использовать корпус-радиатор от автомобильного 4-канального усилителя, довольно больших размеров, примерно такой:

Все «внутренности» были, естественно, извлечены и компоновка получилась примерно такой (к сожалению фотографию соответствующую не сделал):

— как видно, в эту крышку-радиатор установились шесть плат оконечных УМЗЧ и плата предварительного усилителя-темброблока. Плата блока фильтров уже не влезла, поэтому была закреплена на добавленной затем конструкции из алюминиевого уголка (её видно на рисунках). Также, в этом «каркасе» были установлены трансформаторы, выпрямители и фильтры блоков питания.

Вид (спереди) со всеми переключателями и регуляторами получился такой:

Вид сзади, с колодками выходов на динамики и блоком предохранителей (поскольку никакие схемы электронной защиты не делались из-за недостатка места в конструкции и чтобы не усложнять схему):

Источник

Усилитель на tda1562

Усилитель на tda1562

     Предлагаемый усилитель мощности построен на микросхеме TDA1562, в которой реализован новый класс “H”. Суть его состоит в том, что до определенного значения мощности усилитель работает в классе “В”. Если выходная Мощность повышается дальше, включается схема увеличения напряжения на выходном каскаде и таким образом позволяет раскачать усилитель до максимальной мощности.

     На схеме усилителя на TDA1562 показан вариант УНЧ с блоком питания для использования в домашних условиях. Трансформатор с габаритной мощностью 150 Вт должен обеспечивать ток вторичной обмотки не менее 6 А.

Из готовых подойдёт транс от телевизоров – лампачей ТС180. Диодный мост лучше собрать на Д242 – Д245. Для эксплуатации усилителя на TDA1562 в машине, просто подаём питание сразу от 12 В аккумулятора на микросхему. Не забывайте про радиатор, не менее 300 квадратов.

Усилитель имеет защиту выхода от КЗ и термозащиту.

     Технические характеристики усилителя на TDA1562

Uпит………………………………………………… +8…18 V

Iпотр.(Uвх.=0)……………………………………. 0,15…0,2 А
Iпотр. средний …………………………………….. 1,5…2 А
Iпотр. максим………………………………………. до 10 А
Рвых. номинал (RMS)…………….50 W (4 Ом); 30 W (8 Ом)
Рвых. максимальная ……………………..70 W (4 Ом.) ; 40 W (8 Ом.)
fраб………………………………………….15…60000 Hz (+0 dB; -3dB)
Uвх. ………………………………………………… -0,7 V
Кусил…………………………………………………..26 dB
Кгарм. ……………………………………………….0,03 %
Ксигнал/шум………………………………………. -90 dB
Кдемпф. (100 Hz; 4 Ом) ……………………..не менее 40

     Фирма мастеркит уже давно выпускает готовые наборы для его сборки, так что кто не хочет возиться с изготовлением, может и заказать:

     Благодаря внутренним вольтодобавочными элементам, и конденсаторам по 10000 мкф, можно развить, на нагрузке 4 Ома при питании 16 вольт, мощность до 100 Вт.

Реальные испытания усилителя на TDA1562 показали немалый уровень нелинейных искажений, поэтому данную схему рекомендуется устанавливать именно в качестве сабвуфера, где критичность КНИ не столь важна, а не для левых – правых СЧ-ВЧ каналов.

В стационарных условиях, для повышения выходной мощности, микросхему усилителя на TDA1562 лучше питать от увеличенного до 17В напряжения.

     Обсудить на ФОРУМЕ

Налаживание

Налаживание усилителей мощности ведут при токе срабатывания защиты 1 А. Ток покоя транзисторов V13, V14 (около 100 мА) устанавливают подбором резистора R14, минимум постоянного напряжения на выходе (допустимое значение ± 0,1. 0,2 В) — подбором резистора R3*. Отсутствия постоянного напряжения на выходах усилителей СЧ и ВЧ полос добиваются подстроенными резисторами R11 и R12.

После этого на вход блока фильтров подают напряжение 100 мВ частотой 200 Гц и подбором резистора R7* устанавливают на эквиваленте нагрузки усилителя НЧ напряжение 10,5 В.

Аналогично на частотах 2 и 10 кГц подбором резисторов R2* и R4* устанавливают на эквиваленте нагрузки усилителя СЧ напряжение 10,5 В, а на эквиваленте нагрузки усилителя ВЧ — 9 В. В последнюю очередь подбирают глубину ПОС.

Подключив громкоговорители и установив движки резисторов R12 и R23, R24 в нижнее (по схеме) положение, подают на вход музыкальный сигнал с преобладанием басовых звуков. Постепенно перемещая движок резистора R12 вверх, добиваются наиболее приятного звучания низших звуковых частот.

Источник

2.2. Проектирование фильтров эквалайзера

Во-первых,
разобьем интервал частот, заданный
вариантом, на промежутки, содержащие
равное количество октав. Эти промежутки
называются полосами, тогда:

1 полоса: 0 – 375 Гц

2 полоса: 375 – 750 Гц

3 полоса: 750 – 1500
Гц

4 полоса: 1500 – 3000
Гц

5 полоса 3000 и более
Гц

Тогда
центральные частоты соответственно:

  • 180
    Гц

  • 375
    Гц

  • 1125
    Гц

  • 2000
    Гц

  • 3500
    Гц

Для каждой из
данных полос спроектируем ких фильтры
методом треугольных окон (полосовые,
ФВЧ, ФНЧ) с помощью fdatool.
Поскольку во время работы каждое звено
фильтра вносит некоторую вычислительную
задержку, то для синхронной работы
эквалайзера будем использовать фильтры
одинакового порядка.

Проектирование
1 фильтра (ФНЧ):

Рисунок
2 первый фильтр

Проектирование
2 фильтра :

Рисунок
3 второй фильтр

Проектирование
3 фильтра :

Рисунок
4 третий фильтр

Проектирование
4 фильтра :

Рисунок
5 четвертый фильтр

Проектирование
5 фильтра :

Рисунок
6 пятый фильтр

Модель эквалайзера
в
Simulink,
графический интерфейс управления
моделью и их описание.

Из полученных
фильтров, соберем схему в Simulink
по примеру описанному выше.

Рисунок
7 модель Simulink эквалайзера

Управление
эквалайзером должно осуществляется с
помощью графического интерфейса,
разработанного в программе MATLAB
GUIDE.
Интерфейс позволяет независимо изменять
коэффициент усиления каждой полосы
эквалайзера в интервале от -10 дБ до
+10 дБ с шагом 1 дБ.

Рисунок
8 Интерфейс эквалайзера

Результаты
моделирования

Проверим
работоспособность эквалайзера. Запустим
эквалайзер с неизменными ползунками и
сравним спектры выхода и входа.

Рисунок
9 спектры сигналов входа и выхода

Как видно из
спектров они идентичны на всей области
частот. Теперь опустим все ползунки, за
исключением одного, соответствующего
средним частотам – его поднимем вверх,
и сравним полученные спектры.

Рисунок
10 спектры сигналов входа и выхода

Заметим, что как
и ожидалось, спектр в области средних
частот увеличился, тогда как в остальной
области он уменьшился.

Из проделанных
выше операций мы можем судить, что
выполненный нами эквалайзер работает
корректно

Установка

Эквалайзер на автостекле

Итак, непосредственно сам процесс самостоятельной установки эквалайзера выгладит так:

Первостепенно нужно прочитать предлагающуюся к темброблоку инструкцию с детальным описанием, что крайне важно. Однако, большинство автомобилистов к ней относятся невнимательно;
Вначале необходимо выполнить приклейку эквалайзера(см.Графический эквалайзер и его настройка) непосредственно к заднему стеклу автомобиля;
Для этого снимается защитная пленка. Она расположена с боков пластин

Затем, с внутренней стороны стекла нужно установить пленки, причем делать это не спеша.

Она расположена с боков пластин. Затем, с внутренней стороны стекла нужно установить пленки, причем делать это не спеша.

Эквалайзер на стекло из китая

Продолжаем:

  • Тонировку снять нетрудно: она легко отклеивается и практически не оставляет следов. В этом случае, необходимо будет создать отметки её границ на стекле;
  • Темброблок должен быть размещён строго по центру, без сдвигов в какую-либо из сторон.

Лента эквалайзера на заднее стекло

Идем дальше:

  • Пластина содержит разъём для подключения в своём нижнем углу;
  • Сначала кабель нужно подключить к блоку с питанием, а затем, непосредственно к разъёму, расположенному на пластине;
  • Прикуриватель автомобиля содержит гнездо, предназначенное для подсоединения блока питания;
  • Необходимо помнить, что прикуриватель во время работы эквалайзера будет занят и возможности подключить детекторный радар или видеорегистратор больше не будет. Хотя вышеописанную проблему можно решить за счёт подключения дополнительных разъёмов для входа.

Для авто эквалайзер

Еще надо знать следующее:

  • Магнитофон и эквалайзер соединять между собой не стоит;
  • После подключения темброблока можно считать процесс завершенным. Что касается регулирования управленческого блока, то осуществить это нетрудно и после, сразу можно слушать музыку.

Усилитель для сабвуфера на TDA7294 (мостовая схема)

Вступление

Усилитель для сабвуфера делал не из-за отсутствия или экономии денег, а интереса ради. Параллельно со мной делал то же самое мой сын (уже сделал 2 штуки).

Я не меломан и не аудиофил, но музыку люблю, часто слушаю. Слухом не обделен, в тоже время, я не понимаю людей, которые начинают читать сотые доли нелинейных искажений, говорить о направленности проводов и слышимости верхних частот чуть ли ни ультразвукового диапазона.

Все это фигня и называется словом – “болезнь”. Не все люди наделены идеальным слухом, поэтому у каждого свой потолок. Главное в музыке, что бы она доставляла удовольствие. Если Вам нравится звучание вашей магнитолы, акустики, усилителя, то вот Вам и счастье.

Усилитель для сабвуфера на TDA7294 (мостовая схема)

Почему TDA7294? Очень дешево для начинающих, хорошие параметры. Усилитель очень прост в изготовлении. Печатных плат полно в Интернете. Я делал свою печатку под свой корпус. Незацикливайтесь на поисках идеальной платы. Берите ту, которая устраивает Вас по конструкции и размерам. Работать будут практически любые платы, в которых не допущены ошибки. Желательно, что бы земля сходились в одной точке, но если это не так, то не факт, что схема не будет работать или возбуждаться. На моей плате 1 и 4 выводы микросхемы подходят к земле не по отдельности, а соединены последовательно. Все работает без проблем. Если вы впервые собираете такие схемы, то лучше всего собрать типовую схему включения. Все схемы типа Сырицо и другие самоделки могут не пойти, так как они подгонялись авторами под себя и под свои детали. Типовая схема включения не критична к применяемым деталям и при правильном монтаже начинает работать сразу. Конденсаторы по питанию не обязательно большой емкости. 2200 мкФ за уши. Большим минусом схемы является тепловыделение, поэтому радиатор побольше. Я применил то, что было под рукой (оказался маловат), сильно греется, пришлось ставить три вентилятора 50х50 мм (теперь радиатор слегка теплый). Если есть возможность, лучше ставить большой радиатор, не надеясь на вентиляторы, так как вентиляторы могут отказать. Они в компьютерах то недолго работают, а в багажнике и подавно загнутся раньше времени. Еще одна прописная истина – микросхемы на радиатор только через изоляционные прокладки и желательно термопаста.

Моя печатная плата рабочая на все 100%. Делалась утюжной технологией. Если кто будет ее повторять, то пропаяйте дорожки питания и выход на динамик.

Пару слов про кроссовер. Схема из сайта Шихатова. Схема объяснений не требует. У меня не пошла микросхема 544УД2 и ее зарубежный аналог (поменял несколько микросхем). Возбуждалась на частоте около 1 МГц. Поменял ее на УД6 и все стало нормально. Переменники используйте хорошие иначе не миновать треска в динамике.

Конструкция корпуса у каждого своя, я делал по старой проверенной технологии из фольгинированного текстолита. Стоит он недорого, хорошо обрабатывается, корпус получается крепкий и красивый.

Покрашен антигравием. Разъем под питание и динамик самодельный, использовал часть мощного реле. Усилитель представляет собой законченную конструкцию.

При 35 вольтах выдает 180 Вт неискаженного сигнала (по осциллографу).

PS: Для меня усилитель обошелся дешево, но если у вас нет запаса деталей и Вам придется все покупать, то это будет представлять определенную сумму денег. Вначале посчитайте затраты, а потом беритесь за работу. В любом случаи данный усилитель идеально подходит для начального уровня.

  • TDA 7294 datasheet
  • Печатная плата в формате  (не проверено на соответствие)
  • Печатная плата

Особенности настройки аудиосистемы

Неверная установка параметров воспроизведения в большинстве случаев приведёт к тому, что динамики, установленные в салоне машины, начинают хрипеть. Колебания тыльных колонок накладываются на фронтальные, уничтожая целостность звучания акустической системы. А слишком интенсивная работа сабвуфера может полностью исказить звуковую картину.

Чтобы избежать описанных неприятностей, нужно знать, как правильно настроить автомагнитолу. При этом необходимо отрегулировать:

  • звуки низкой частоты;
  • баланс фронтальных и тыльных динамиков;
  • распределение сигнала между правыми и левыми колонками.

Рассмотрим каждый этап более подробно.

https://youtube.com/watch?v=ARpg0zKgqbU

Лайфхаки для настройки звука

Усиливая или ослабляя те или иные частоты, можно создавать звуковые эффекты и получать разное звучание. Вот список некоторых частот и эффектов, за которые они отвечают.

Частоты от 1 до 50 Гц придают музыке мощность.
Частоты от 80 до 125 Гц придают звуку басовитость

Важно не переусердствовать и не получить глухой звук.
Частоты от 400 до 1000 Гц отвечают за естественность звучания.
Частоты от 800 до 4К Гц позволяют выделить в миксе отдельные инструменты.
Частоты в пределах 5К Гц дают чистый звук, прозрачный и менее плотный.. Если вы настраиваете голос, сделать его разборчивым и ясным можно, убрав уровень низких частот и добавив частоты в диапазоне от 1 до 4К Гц

Если вы настраиваете голос, сделать его разборчивым и ясным можно, убрав уровень низких частот и добавив частоты в диапазоне от 1 до 4К Гц.

Если голос стал пустым и потерял основу, добавьте частоту на уровне 150-500 Гц. Чтобы он не звучал жестко, прибавьте частоты в диапазоне 500-1000 Гц.

Эквалайзер – простой инструмент, хотя выглядит сложным. Правильно выбрав софт для работы, вы сможете с легкостью устранить неполадки и настроить звучание трека на свой вкус. Эквалайзер в составе АудиоМАСТЕРА – звукового редактора на русском языке – отлично подойдет для базовой обработки аудиозаписей. Установите программу и оцените сами!

Как устроен эквалайзер

Эквалайзеры бывают физическими и компьютерными. И те, и другие предназначены для одной цели и работают по одинаковым принципам. Графический эквалайзер в компьютере или на ноутбуке обычно выглядит как набор ползунков, которые перемещаются по дорожкам вверх и вниз. Эти дорожки называются полосами. В зависимости от их количества эквалайзеры бывают, например, трехполосными, четырехполосными и т.д. Чем больше полос – тем лучше с помощью эквалайзера можно настроить звук.

Для домашнего использования часто достаточно эквалайзера с тремя-пятью полосами. Для записи и обработки звука лучше эквалайзер с большим количеством полос.

Так выглядит стандартное окно с настройками частот в эквалайзере

Каждый ползунок эквалайзера отвечает за определенную частоту звука, начиная от низких (басов) до высоких. Перемещая ползунок вверх, мы усиливаем выбранную частоту в общем звучании, а опуская вниз – ослабляем. Изначально ползунки установлены в положении «0», которое соответствует нормальному уровню частот.

Частоты расположены слева направо: крайний левый ползунок отвечает за самую низкую частоту, крайний правый – за самую высокую. Между ними расположены средние частоты.

Ползунки подписаны цифрами. Эти цифры означают диапазон частот в герцах (Гц), за которые они отвечают. Приставка «К» к цифре означает тысячи и соответствует высоким частотам.

↑ Схема лампового эквалайзера

Ниже привожу схему устройства. Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

Входной коммутатор позволяет смешивать сигналы от трех источников. На каждом входе имеется плавный регулятор уровня сигнала. С помощью трехпозиционных тумблеров имеется возможность отключать каждый канал, либо включать полностью, либо с затуханием -6 Дб.

Подстроечный резистор R6 позволяет регулировать в некоторых пределах коэффициент усиления устройства (для получения идентичного усиления каналов).

Глубина максимального подъема и затухания устанавливается подбором резисторов Ro1, Ro2. В моем случае величина Ro1 колебалась в диапазоне от 300 Ом до 2 кОм. А для Ro2 — от нуля до 300 Ом. Данные потенциометров:

регуляторы громкости — 470кОм, можно и меньше, 100кОм, 220кОм. Регуляторы тембра Rt — от 10 кОм до 47 кОм. Может придется подобрать Ro1, Ro2. У меня стоят на 33кОма, что нашлось.

С помощью сопротивлений Rq подбирается добротность каждого контура. Значения этих сопротивлений лежат в диапазоне от 0 до 1 кОм. Дроссели фильтров намотаны на кольцах размером 16×10*5 мм из феррита марки 2000НМ.

В таблице приведены номиналы конденсаторов и индуктивностей полосных фильтров.

Настройка АЧХ производилась с помощью программы «AudioTester». Уровень шума и фона, при средних положениях регуляторов тембра, составляет менее -60 дБ.

Настройка эквалайзера в машине

Большинство автомобильных стереосистем довольно многофункциональны. Однако одна функция очень востребована аудиофилами, и это эквалайзер. В настоящее время большинство автомобилей оснащены встроенным эквалайзером (EQ). Он позволяет настраивать различные звуковые частоты, исходящие от звуковой системы, в соответствии с вашими предпочтениями.

Вот несколько шагов, которые вы можете предпринять, чтобы выровнять автомобильную аудиосистему и настроить динамики для лучшего звучания. Как только вы разберетесь с эквалайзером, вы сможете получить желаемый звук от автомобильной стереосистемы. Итак, начнём:

Припаркуйте машину перед тем, как включить музыку и настроить звук

Никогда не делайте этого за рулём, потому что выравнивание требует времени и внимания, небольшая неосторожность может привести к аварии.
Теперь включите автомобильную стереосистему. Попробуйте воспроизвести музыку с разными частотами.
Сделайте настройки баланса одинаковыми для обоих динамиков

Настройте аудиосистему авто таким образом, чтобы весь звук исходил из передних динамиков.
Установите все полосы эквалайзера в плоское положение. То есть до уровня 0 дБ, в середине дисплея эквалайзера (или до 0 дБ, если он использует элемент управления числового стиля).
Слушайте музыку и замечайте, что вам не нравится. Теперь, изменяя низкие, средние и высокие частоты, попытайтесь найти наилучший для вас звук. Найдите наилучшее сочетание низких, высоких и средних частот конкретно для вашего уха. Это простая задача. После того как сделаете это несколько раз, вы сможете быстро отрегулировать звук в будущем.

3.6 Согласование устройства с ЭВМ

В настоящее время для подключения оборудования широко используется шина USB. Также от USB идет питание 5 В, которое используется для питания стенда LESO1 и платы-приставки.

Для реализации подключения устройств к шине USB компьютера, широкое распространение получили специализированные микросхемы и модули на их основе, которые берут на себя всю низкоуровневую обработку и предоставляют для микропроцессорной техники удобный интерфейс обмена. Микросхема FTDI встроенная в лабораторный стенд LESO1 является высокоинтегрированным переходником USB — COM позволяющая используя минимум внешних компонент (разъем и пассивные компоненты) и организовать последовательный обмен данными с шиной USB компьютера.

Для работы с программой LabVIEW необходимы драйвера, которые можно скачать с официального сайта производителя FTDI. Драйвера обеспечивают протокол обмена данными между устройствами и правильную идентификацию устройств.


Рисунок 3.17 – Окно состояния подключения стенда LESO1 к LabVIEW

При подключении любого устройства к ЭВМ ему присваивается Handle — идентификационный номер, используемый для доступа к устройству, используется в ОС Windows для уникальной идентификации объекта.


Рисунок 3.18 – Оповещение об отсутствии или неправильном подключении стенда LESO1 к LabVIEW

При неправильном подключении устройства, окно состояния прибора оповестит об отсутствии или неправильном подключении прибора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семинар по технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: