Мой опыт перехода на авторский ламповый тракт

Содержание / Contents

  • 1 Схема усилителя
  • 2 Файлы

Я знал, на каком неламповом гитарном комбике друг играет, и что сопротивление динамика 4 Ома. К динамику можно подключить внешний ламповый! Схему решил использовать уже проверенную, 6Н2П + 6П14П, для домашнего музицирования вполне достаточно.

Обычно я не заморачиваюсь по поводу корпуса и варю из кусков металла любую конструкцию, в которую бы поместились получившиеся платы с трансформаторами, но на этот раз варить ничего не хотелось, да и времени для этого было мало.

Поскрёб по сусекам на работе и откопал раздербаненый корпус от автомобильного зарядного устройства для автоаккумуляторов времён расцвета социализма. Из него неизвестные мне добрые люди вытащили всё, что могли, за исключением пары неоткушенных проводов. По скромным прикидкам в него могли поместиться трансформатор и плата усилителя. О вмещении дросселя можно было не мечтать.

Использовать анодный и накальный трансформатор по отдельности так же не представлялось возможным, ни одного трансформатора ТАН в закромах не оказалось. В этой связи я решил посетить одно из злачных мест Пензенской области – радиобарахолку, где мне посчастливилось приобрести ТАН-31.


Примерно прикинул расположение элементов в корпусе, и вот как я предполагал разместить элементы (справа налево): • Трансформатор питания, который я решил отделить медным экраном от основной платы. • Радиатор охлаждения стабилизатора накала. Я хотел организовать накалы предусилительной и оконечной лампы постоянным стабилизированным напряжением, но впоследствии от стабилизатора пришлось отказаться в виду нехватки места. А без добротного радиатора использование стабилизатора дело рискованное. • Основная плата. • Выходной трансформатор. • На обратной стороне лицевой панели плата блока тембров.

Лицевая панель выглядела не парадно. В отверстие, под которым красуется надпись «ВКЛ» даже с большим чувством юмора не вкрутить потенциометр громкости. Решение нашлось быстро, как при создании многоканальной Системы 5.1 я использовал алюминиевый лист для выполнения на нём гравировки, так и тут решил закрыть всю лицевую панель алюминиевым листом с выгравированными надписями. С целью дальнейшего роста мастерства изготовления поставил перед собой задачу полностью скрыть элементы крепления алюминиевого листа к корпусу, чтобы создавалось впечатление, что к корпусу ничего не прикручено и он цельный.

Нарисовал макет для гравировки лицевой панели и примерно представил вид готового усилителя.

Выгравировал лицевую панель. Подробное описание процесса химической гравировки вы можете прочитать в моей статье о Gold Tube’s .


Просверлил отверстия для крепления к корпусу. Используя винты в потай 3×10 прикрутил лист алюминия к корпусу. В местах болтовых соединений выполнил зенковку сверлом на 5. У болтов сточил головку до диаметра, который бы полностью утапливался в зенкованное гнездо.

Места соединений залил суперклеем в 2 слоя, после чего зашлифовал места заливки до полностью гладкой поверхности. Были места, где при тщательном осмотре были видны небольшие ямки, эти отверстия тщательно протёр спиртом и заново залил клеем. Повторял до момента идеальной гладкости, в ином случае были бы видны неровности после покраски.

После просверлил отверстия под вход и потенциометры, выточил прямоугольное отверстие под кнопку включения питания и обработал шлифмашиной.

В задней панели сделал отверстия под аудиозажимы, зажим заземления и гнезда питания и предохранителя. С помощью всё той же шлифмашины снял слой старой краски с основания, верхней крышки и задней панели. Покрасил всё чёрной глянцевой алкидной краской. Места гравировки залил белой алкидной глянцевой краской с помощью кисти.

На заднюю панель установил фурнитуру.

↑ Детали

В конструкции использованы постоянные сопротивления типа МЛТ 0,5 и МЛТ 2. Переходные конденсаторы типа МБМ. Если есть более качественные — можно применить и их. От конденсатора С1 можно и отказаться, но поскольку автор любит развязку по постоянному току, он С1 оставил. Рисунки всех печатных плат и развертки металлических деталей представлены в файлах формата CorelDraw внизу. Печатные платы нарисованы в двух слоях: первый — проводники, второй — рисунки деталей. Для получения только проводников достаточно отключить печать второго слоя. Платы нарисованы уже в зеркальном отражении и готовы для примерения в «лазерно-утюжной технологии». Поскольку для ламп оставлено достаточно места (учтен опыт предыдущих разработок) тепловой режим усилителя получился весьма благопроиятным.

Детали и конструкция

Для улучшения звучания на низших частотах можно применить акустический фазоинвертер. Однако конструкция таких фазоинвертеров довольно сложна и поэтому лучше использовать уголковый отражатель, размещенный в углу комнаты или зала. Угол образует своеобразный акустический рупор.

Рис. 3. Конструкция уголкового отражателя.

Уголковый отражатель (рис. 3) выполняется из многослойной фанеры толщиной 15 мм. Для улучшения качества звучания на высших частотах применено специальное расположение громкоговорителей.

Они крепятся к лицевой панели (рис. 4) с помощью двух деревянных уголков. Эти уголки изготовляются из бруска, размеры которого даны на рис. 3, в.

Брусок распиливается по диагонали (указанной пунктирной линией) и в нем пропиливается отверстие, размеры которого определяются размерами диффузоров громкоговорителей.

В лицевой панели прорезается отверстие размерами 180X580 мм, которое затягивается декоративной тканью. Отражатель рассчитан на применение двух однотипных громкоговорителей типа 5ГД-14.

Резонансные частоты громкоговорителей должны отличаться на 20—30 гц, а низшая частота должна быть ^порядка 60-—70 Гц. Вид на уголковый отражатель сзади приведен на рис. 4.

Рис. 4. Вид на уголковый отражатель сзади.

Усилитель собран на П-образном шасси размерами 50Х150X200 мм, изготовленном из дюралюминия толщиной 3мм. Потенциометры R1, R2 и R3 укреплены на передней стенке шасси, входные и выходные гнезда — на задней стенке шасси.

Поскольку усилитель и выпрямитель собраны на одном шасси не больших размеров, то монтаж следует вести аккуратно, избегая длинных проводов.

Корпуса потенциометров следует обязательно заземлить, а сами потенциометры отделить от монтажа металлической перегородкой — экраном.

Конденсаторы С1 и С2 припаиваются непосредственно к выводам потенциометров, а провода, идущие от входного гнезда к точке соединения R2 С1 С2 и от движка потенциометра R3 к конденсатору С3, желательно заключить в заземленную экранирующую оболочку. Полупроводниковые диоды монтируются на небольшой монтажной плате, укрепленной на нижней крышке силового трансформатора.

Рис. 5. Конструкция лампового усилителя мощности ан 6Н2П + 2х 6П14П.

Выходной трансформатор Тр1 выполнен на сердечнике типа УШ-19, толщина набора 25 мм. Его обмотки Iб и Iв имеют по 360 витков провода ПЭЛ 0,16; обмотки Іа и Iг содержат по 1140 витков того же провода. Обмотка II имеет 46 витков провода ПЭЛ 1,2. В качестве Tp1 можно также применить выходной трансформатор от радиоприемников «Люкс» или «Фестиваль». Силовой трансформатор—типаЭЛС-2. Для питания анодных цепей используется одна половина повышающей обмотки. Можно также использовать силовые трансформаторы от приемников «Муромец», «Октава» и т. д. Для облегчения режима работы полупроводниковых диодов их лучше зашунтировать сопротивлениями по 100—150 ком.

Печатные платы УНЧ

Можно собрать УНЧ навесным монтажом, а можно на платах печатных. На чертеже плат с лампами отмечен способ соединения с другими элементами усилителя (потенциометр, трансформаторы). Все соединения выполнены с использованием витой пары, то есть пары жестко скрученных проводов. Это должно устранить или, по крайней мере, уменьшить наведенный шум в проводах.

В основе металлическое шасси. Позади трансформаторов громкоговорителей находится тороидальный силовой трансформатор, помещенный в металлическую банку, которая уменьшает сетевые помехи, распространяемые этим трансформатором.

Усилитель действительно играет тепло и как-то по-другому, у него большая глубина звука, больше объём. Хотя он даёт только 2 Вт мощности, звучание идеально подходит для небольшой комнаты!

Лампы из-за высокого входного сопротивления очень чувствительны к внешним помехам. Поэтому используйте экранированные кабели. Металл, подключенный к массе корпуса усилителя, защитит усилитель от ловли внешних помех.

Усилитель мощности ЗЧ, схема которого показана на рисунке выполнен на лампах от старых черно-белых телевизоров или радиол. Это предварительный усилитель с фазоинвертором на двойном триоде 6Н2П и двухтактный выходной каскада на двух лампах 6П14П.

Использование таких старых компонентов, часто являющихся ненужными, или полученных путем разборки или утилизации старой аппаратуры, делает себестоимость данного усилителя, приближающейся к нулю. Хотя, с другой стороны, ламповых сейчас уже не так уж много и осталось.

Всего наилучшего — 73!

Здравствуйте.

Вот наконец сел писать статью о простом ламповом усилите всего на двух распространенных электронных лампах: 6н2п и 6п14п. Данные лампы есть в любом ламповом телевизоре, как и остальные детали, так что собрать сабж не составит труда. Причем характеристики усилителя неплохие: 3-4 ватт на выходе, небольшое кол-во шумов, небольшой размер схемы. А теперь, собственно, приступим к сборке усилителя. Вот его схема :

Резисторы нужно использовать двухваттные(они помечены на схеме двумя параллельными палочками) и одноваттными(они помечены одной палочкой). Номиналы могут отклоняться в пределах 20-30 %, но желательно использовать те, которые указаны.Подойдут как советские резисторы МЛТ, так и импортные, главное, чтобы они имели нужную рассеиваемую мощность.

Теперь конденсаторы .Все конденсаторы, кроме С3 — электролитические. Номиналы можно использовать другие, также в пределах 20-30%, но желательно те, что в схеме

С1 нужен с максимальным напряжение не меньше 300 вольт, а С2 и С4 15-20 вольт — это очень важно! И не забывайте следить за полярностью включения электролитов.Отдельно стоит сказать о С3 — это очень! важный конденсатор, он называется разделительным .От его марки зависит качество звучания.Я лично поставил конденсатор типа МБМ (опять же их полно в ламповом телевизоре), но на форумах советую такие конденсаторы по убыванию качества : Фт-3, К72, ССГ, К78, К71. Но это все субъективно, по моему мнению

Все зависит от вкусов слушателя, каждый подбирает конденсатор под себя. Если есть желание можете сравнить на практике «звучание» различных конденсаторов.

Дальше. Входной НЧ-сигнал подается на переменный резистор и, изменением его сопротивления, меняется громкость звучания.

Так, что там дальше у нас…Ааа, вот что. Осталось разобраться с тремя вещами: выходной трансформатор, динамик и питание (а его, как известно, нарушать нельзя).

Начнем с трансформатора. Для наших целей подойдет знаменитый трансформатор ТВ3, его можно достать из любого лампового( Да! Ламповые телевизор очень полезная вещь…) или радиолы, ламповых приемников и т.д. Вот как он, собственно, выглядит :

Прозваниваем обмотки. Прозвонили. Высокоомную подключаем к усилителю, а низкоомную к динамику.

Теперь динамик. Тут желательно использовать советские ГД и иже с ним , на 1-5 ватт. На импортных( майд ин чайна) тоже нормально играет, но предпочтительнее ГД .

И , напоследок, о главном — о питании. Питать этот УНЧ нужно постоянным током с напряжением 300-350 вольт( можно чуть меньше и чуть больше, лампы не бояться перепадов напряжения. Я как-то на катод 6п14п подал вместо 20 вольт 360 и ничего не было, лампа и сейчас работает…). А на подогреватели ламп подаем 6,3 вольта переменного тока( но там ток большой, так что не обольщайтесь, аккуратней будьте).

Блока питания в данной схеме нету, да. Я поначалу питал ламповые аппараты от радиолы Урал-114.Там как раз на 6п14п идет анодка 360 вольт — самое оно. Я просто вывел с панельки три провода: анод, общий( массу) и накал. Очень удобно это. Но вот недавно собрал блок питания на 320 и 650 вольт( обязательно напишу статью о нем, удачная вещь получилась).

Теперь о монтаже( тоже немаловажно). Монтаж лучше производить на металлическом шасси, используя его как общий провод

Для это выгибаете жесятной лист буквой «П» и получаете эдакий швеллер. Далее сверлите отверстия для панелек, электролитов и проводов. И выводы деталей на массу (шасси) лучше собрать в одну точку по правилам ламповой схемотехники. И желательно использовать минимум проводов и крепить детальку к детальке. Я лично собирал этот усилитель в коробке с компьютерного блока питания, он очень хорошо подошел. Вот фото монтажа (не очень красиво конечно, но это только второй мой ламповый аппарат, да и для себя делал, не особо старался) :


По моему субъективному, неопытному мнению, получилось довольно миниатюрненько для таких громоздких деталек.

Вот все вроде бы. А вот внешний вид :

Спасибо за внимание, уважаемые читатели. P.S

: Будьте аккуратны с анодным напряжением! Оно смертельно опасно!Соблюдайте ТБ!

P.S. : Будьте аккуратны с анодным напряжением! Оно смертельно опасно!Соблюдайте ТБ!

Поддержать сайт и автора: Z208212694629 R429062753687 Яндекс деньги — https://money.yandex.ru/to/410013974912682 Инстаграм канала Подпишись: На мой канал youtube На рассылку свежих статей На группу ВК

Нравится

↑ Конструкция питающего трансформатора

Силовой трансформатор намотан на железе, взятом от ИБП для компьютеров, но уменьшена толщина пакета. Он имеет следующие характеристики: Железо Ш 38 мм (стержень)×32мм (толщина пакета) площадь 12.16 см кв. Плотность тока выбрана 3 А * мм кв. _______ 220v 720 вит Ø 0.55 первичная обмотка _______ 235v 770 вит Ø 0.33 анодная обмотка _______ 100v 300 вит Ø 0.2 _______ 6.3v 23 вит Ø 1.3 накал 6П14П 4×800 ма _______ 6.3v 23 вит Ø 0.63 накал 6Н23П 3×300 ма Для уменьшения высоты конструкции было выбрано горизонтальное расположение ламп и гибрид печатного монтажа с навесным. Все детали расположены на печатных платах и соединяются с ламповыми панелями проводами. Как видно из фото, лампы и печатные платы крепятся на отдельной металлической панели. Она представляет собой П-образную деталь с неравными стронами и выполнена из 1 мм листового железа. Этот узел с прикрепляется к дну-основанию шестью винтами М3. Для получения минимальной разницы в наводках на правый и левый каналы, конструкция сделана максимально симметричной.

Поскольку железо силового трансформатора было с отверстиями, через них пропущены шпильки Ø4 мм и через втулки высотой ~7 мм весь транс прикреплен к основанию. Крепление выходных трансформаторов осуществлено с помощью уголков из 0,6 мм железа заправленных под хомут, стягивающий выходной транформатор. Плата блока анодного и накального выпрямителей крепится к основанию с помощью уголка. Электролиты анодного питания (слева от силового транформатора) крепятся к основанию с помощью текстолитовых планок (нижней и вехней толщиной 1,5-2,0 мм) и шпилек диаметром 3 мм.

Усилители

 
   
 
 

Схема данного усилителя позаимствована из описания старого электрофона. В усилителе использованы распространенные лампы: 6Н2П и 6П14П.

Схема данного усилителя позаимствована из описания старого электрофона. Посоветованная другом схема, тем не менее, была охарактеризована им как «схема простого и малошумящего усилителя». В дополнении к простоте конструкции (это был мой первый ламповый усилитель) на мой выбор повлияло еще и золотое правило, которого придерживаются многие конструкторы звуковоспроизводящей аппаратуры,: «Чем меньше деталей, тем меньше искажений».

   Итак, схема:

    В усилителе использованы распространенные лампы: 6Н2П и 6П14П. Конденсаторы C5 и C6 — на напряжение не менее 350 В. Конденсатор C4 — приблизительно на такое же напряжение (иначе будет с треском пробивать). Трансформатор Тр1 — на напряжение прибл. 250 В. Резистором R9 регулируется глубина обратной связи. В принципе, основные положения при монтаже усилителя такие же, как при создании других подобных устройств. Провода по возможности должны быть короткими, а идущие на корпус — сходиться в одной (!) точке.    При правильном монтаже и исправных деталях усилитель начинает работать сразу. Если при включении усилителя в сеть, динамик начинает громко гудеть, следует поменять местами выводы 3 и 4 выходного трансформатора.   Ну вот и все. Осталось сказать, что у меня дома работает стереоусилитель по этой схеме, подключенный к компьютеру. Данной мощности вполне хватает для озвучивания небольшой комнаты (или вы хотите, чтобы вибрировали стекла, а не ваши колонки?), а шум в перерывах между песен практически не слышен. Усилитель хорош при воспроизведении как современной, так и классической музыки. 

Здесь Ваше мнение имеет значение

 —
 поставьте вашу оценку (оценили — 82 раз)

 
  • 68
 
 
 
 
Смотри также:
 
   
  • Простой бестрансформаторный усилитель НЧ
  • Схема двухтактного передатчика повышенной мощности (27 — 28 мГц)
  • Усилитель НЧ на 50 вт
  • Ультралинейный усилитель НЧ класса А
  • Ультралинейный бестрансформаторный усилитель НЧ на 10 вт
  • Четырехламповый супергетеродин с бестрансформаторным питанием
  • Простой четырехламповый супергетеродин
  • Закон Ома, формула
  • Усилитель к приемнику «Родина»
  • Ламповый усилитель низкой частоты на 3 вт
  • Ламповый усилитель на 6Ф3П
  • Простой двухтактный усилитель на лампах 6П14П
  • Высококачественный двухламповый усилитель
  • Ламповый каскад с обратной связью
  • Высоковольтный усилитель для радиоузла
 
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семинар по технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: