Широкополосный динамик 4гд-35

Широкополосная АС на 10 ГДШ-1

Головка громкоговорителя 10ГДШ-1 (10ГД-36К) разработана более 20 лет назад во ВНИИРПА им. А.С. Попова и многие годы выпускается заводом “Акустика” в г. Знаменке (Украина). Она предназначена для применения в однополосных АС, которые дешевле и проще двух- и трехполосных и имеют меньшие фазовые искажения из-за отсутствия разделительных фильтров. Головка 10ГДШ-1 одна способна воспроизвести практически весь звуковой диапазон частот. Эффективная работа в области НЧ обеспечивается применением специального гибкого подвеса из пенополиуретана и жесткого диффузора с криволинейной образующей, а в области ВЧ – вторым диффузором.

Применение этих головок в малогабаритных АС типа 15АС-223 и им подобным с внутренним объемом около 14 л не позволяет в полной мере реализовать возможности 10ГДШ-1 в области самых низких частот. На рис.1 (кривая 1) изображена типовая АЧХ 15АС-223 в области частот до 250 Гц.

На частотах выше 80 Гц АЧХ практически линейна (“поршневой” диапазон данного типа головок простирается до 400-500 Гц и выше), ниже частоты 75 Гц (-3 дБ) – крутой спад, достигающий -12 дБ на частоте 50 Гц.

В таблице приведены параметры нескольких головок 10ГДШ-1 (колонки “V=∞”), а также головок в корпусе объемом 60 л, вычисленном из условия получения полной добротности системы меньше единицы (колонки “V=60 л”). Разброс параметров оказался не большим, значения Qп (“V=∞”) в среднем находятся в пределах 0,7-0,8, т.е. вычисленный объем АС в 3-4 раза больше Vэ.

В качестве корпусов были использованы ящики от АС “Симфония” с подходящим объемом (V=60 л), внутренними размерами 710х325х260 мм и удаленной перегородкой с отверстиями резонаторов. Количество использованного звукопоглощающего материала 0,6-1 кг на весь объем. Размещение головки на передней панели показано на рис.2.

На рис.1 (кривые 2) приведено семейство АЧХ нескольких АС. Разброс в области частот выше 30 Гц менее 2 дБ, выигрыш по звуковому давлению в области самых низких частот более 12 дБ, а расширение рабочего диапазона по уровню – 8…-10 дБ почти на октаву (в два раза) вниз.

Параметры АС с использованием 10 ГДШ-1-4:

Рабочий диапазон частот: 31,5 – 20000 Гц

Уровень характеристической чувствительности: 90 дБ√Вт

Максимальный уровень звукового давления на расстоянии 1 м: 100 дБ

Номинальное электрическое сопротивление: 4 Ом

Предельная шумовая (паспортная) мощность: 10 Вт

Головки 10ГДШ-1 имеют хороший запас по линейному перемещению подвижной системы. Радиолюбителям, имеющим опыт ремонта головок громкоговорителей, можно рекомендовать перемотку звуковых катушек термостойким проводом ПЭТ-155 на каркасах из тонкого (расслоенного) стеклотекстолита, а также замену полиуретанового подвеса диффузора резиновым, что позволит увеличить пиковую мощность до 30 Вт, предельную шумовую до 20 Вт, а максимальный уровень звукового давления до 103 дБ. Для уменьшения объема АС можно рассчитать акустическое оформление в виде ФИ для Qп = 0,707. Ориентировочные результаты: Vф = 40 – 45 л; диаметр туннеля – не менее 60 мм, длина его определяется частотой настройки ФИ f = 25 – 30 Гц.

Разработанные конструкции подтверждают возможность более эффективного использования головок громкоговорителей в области самых низких частот (ниже резонансной частоты АС) даже в простом акустическом оформлении – закрытой АС.

Автор работы: Борщ П.А., г. Киев, (журнал «РАДИОАМАТОР» № 9, 2001)

Общие сведения

В настоящее время на различных форумах по аудиотематике идут бесконечные споры по созданию акустических систем на базе широкополосника 4ГД-35. Есть информация о невероятно хорошем и живом звучании подобных сборок, а также многочисленные примеры создания их своими руками за небольшие деньги. Встречаются конструкции в щите, рупоре, открытых и закрытых ящиках.

Некоторые умельцы ставят их в так называемую трубу Войта (TQWP), хорошо зарекомендовавшую себя при воспроизведении басов в небольших помещениях. Для поддержки высоких частот, через конденсатор в 1-2 мкФ, добавляется пищаль 2ГД-36. Примеры подобных самодельных колонок воплощены в жизнь уже многими меломанами.

Маркировка

Выпускался примерно с 1973 года на предприятии «Динамик» г.Гагарин, которое уже прекратило производство подобного оборудования. В разное время в его конструкцию вносились небольшие доработки и изменения. На первых изделиях символы «ГОСТ 9010-73» наносились на металлическую часть зеленой краской, вместе с печатью технического контроля «ОТК». Некоторые считают, что звук от них более качественный и объемный.

Позже появились модифицированные версии, с применяем требований другого стандарта — ГОСТ 9010-78. Они немного отличались визуально от своих предшественников, а на корпусе стоял красный штампик «СССР». В 80-xx на устройство наносится другая маркировка — «8ГДШ-1-4».

Технические параметры

Рассмотрим основные паспортные технические характеристики на 4ГД-35:

  • диапазон поддерживаемых частот: 63 – 12500Гц
  • мощность: рабочая 0,8 Вт; номинальная 4 Вт; кратковременная пиковая (PMPO) до 15 Вт; долговременная (RMS) 8 Вт;
  • чувствительность: 92дБ;
  • неравномерность АЧХ: 16дБ;
  • коэффициент гармоник (при 0,8 Вт): 125 Гц: 7 %; 200 – 300 Гц: 5%; 1000 – 8000 Гц: 3%
  • акустический импеданс (сопротивление): 4Ом;
  • полная добротность: 1,1-1,7;
  • резонансная частота в воздухе: 50-85 Гц;
  • размер: диаметр диффузор 200 мм; глубина 75,6 мм;
  • масса: 0,88 кг

Вопрос Сергееву Сергею подвес 10гдш-1.

Здравствуйте. На сайте Русский хай-енд я прочел тезис об изготовлении в домашних условиях подвесов для 10гдш-1. Автор очень скупо поделился своей методикой, и мне пришлось додумывать самому, как реализовать данную идею.

Было совершенно не понятно, какую ткань лучше предпочесть, и как заставить сырую резину затвердеть для образования устойчивой формы самого подвеса. Без этого, пропитанная ткань, после отделения от формы превращалась в грязную тряпку, промоченная углеводородами.

Мной была изготовлена форма. Сначала я снял небольшой гипсовый отпечаток фрагмента подвеса. Затем его пришлось ровно срезать по середине, для образования ровной боковой поверхности. Далее уложив отпечаток боковой стороной в маленькую картонную коробочку я его залил расплавленным свинцом. Получился отпечаток из свинца краевой образующей горфа. Вместе с полоской толстой жести это было зажато в тисках и обработано надфилем, примерно так же, как изготовляют дубликаты ключей. В итоге я получил жестяную пластинку, которая в точности имела геометрию продольного сечения подвеса. Пластинка была закреплена на дощечке и с помощью нее ( как циркулем) на куске фанеры я отформовал саму форму из смеси цемента и раствора для укладки кафельной плитки. Как показала практика, гипс для этих целей не пригоден. Конечно, форма получается очень эстетичной, но при формовке подвеса она намокает и крошиться.

После этого делал все по методике, изложенной в соответствующей статье. Намочил хлопчатобумажную, тонкую ткань. ( другая ткань не подходит, так как даже при влажном состоянии ее невозможно уложить, она расправляется) Уложил ее на поверхности формы, дал просохнуть. Потом пропитал ее двукратно сырой резиной, далее вместе с формой поместил ее в духовой шкаф на минут десять. После этого сырая резина немного превратилась в резину, что позволило снять подвес с формы. Далее пришлось ее еще раз пропитать и разложить данное изделие на листе железа, который в свою очередь был помещен над газовой горелкой. Это окончательно сформировала подвес. Осталось его обрезать, покрасить тушью и потом размять, так как тушь делает подвес жестким. Кстати пропитывать желательно только с тыльной стороны.

Вроде все получилось, но возникли некоторые вопросы.

Что лучше, тканевый подвес или из ППУ, от производственного объединения Диффузор?

Все дело в том, что на подопытном динамике после приклейки самодельного подвеса никаких отрицательных явлений я не заметил, но смущает то, что при надавливание на центр рупорка, диффузор в глубь рамы передвигается на минимальное расстояние, меньше, чем с родным подвесом. Влияет ли это на качество воспроизведения?

Так же мне показалось, что упругость подвеса недостаточная – это субъективно, т.к. подвес какой то вялый, не очень упругий.

После замены подвеса чувствительность не пострадала, резонансная частота на слух по-моему тоже. Пропала грязная середина, динамик стал звучать чисто, наверное из-за того, что край диффузора стал прочнее.

Прокомментируйте пожалуйста, у кого есть практический опыт, каким должен быть подвес по механическим качествам и вообще, буду рад услышать все, что касается подвесов диффузоров. Спасибо.Изменено 4 сентября 2013 пользователем Кинапик

Особенности и недостатки

Динамик имеет полностью бумажный диффузор с пропиткой и штампованную корзину. Он достаточно большой и мягкий, можно сказать — идеальный для домашней акустики. Считается, что подходит для прослушивания инструментальной, классической, симфонической музыки и не справляется с воспроизведением тяжелого рока и РЭПа. Но для лёгкого металла вполне приемлем. Жалобы на качество баса, указывают, по сути, на один из главных недостатков – слабые низы.

Еще одним недостатком является присутствие в амплитудно-частотных характеристиках (АЧХ) искажений в диапазоне от 2 до 5 кГц, а также на пике 400-500 Гц. Чаще всего их связывают с заводским браком – неправильно приклеенной гофрой диффузора. Порой она соединена не вплотную с краем корзины, а разделена бумажной полоской шириной 4-5 мм. Для выравнивания АЧХ динамики дорабатывают путем замены уплотняющего кольца.

Но, несмотря на недостатки некоторые люди, особо нетребовательные к акустике, послушав 4ГД-35 отказываются от использования трехполосных колонок и импортных аналогов в пользу последнего. Становятся ярыми фанатами широкополосника и считаю его лучшим изобретением в аудиомире.

Пример реализации одной из самодельных колонок TQWP на 4гд 35 сморите в видеоролике.

4ГД-36

KSM74 Вы, всё таки не ответили на два вопроса. Но, скорее всего, Вы счастливый обладатель динамиков с «продавленными» диффузорами .

Если динамики долгое время не работали, то от времени происходит усыхание или стягивание (не знаю как правильно) бумаги, особенно в местах её искривления, а именно на верхнем гофре. В результате диффузор втягивается внутрь магнитной системы и может перемещаться легко только наружу, а внутрь чуть-чуть, и с приложением значительного усилия. То есть диффузор провалился внутрь, относительно своего среднего положения.

Негативные последствия таких изменений в положении диффузора нельзя преувеличить. Это и повышение (оч. значительное) искажений, и увеличение частоты резонанса, и изменение добротности до диких значений, да что там говорить — это уже не динамик!!! Правильно работать он уже не будет!!!

У меня получалось исправить такую засаду. Лечится болезнь довольно просто. Кольцевые впадины верхнего гофра, с помощью ватки, намотанной на спичку, смазываются немного водой. На фотке места смачивания указаны красными стрелочками.

С обратной стороны диффузора так-же промазываем водичкой впадины (через окна диффузородержателя)

Даём воде немного впитаться (1-1,5) минуты, и выдвинув осторожно руками диффузор наружу, подкладываем поролон, так, чтобы диффузор остался до упора выдвинут из магнитной системы. При этом поролон не должен гнуть конус диф-ра

Поэтому лучше его размещать ближе к катушке (там больше жёсткость диффузора). На фотках далековато!!!

Критерий «до упора» — пока не начнёт немного выгибаться край диффузора возле гофра.

В таком состоянии диффузор я сушу феном. Сушу тщательно, пока не разогреется диффузородержатель (тёпленький) и не останется никаких следов влаги.

После этого поролон извлекаем. Диффузор немного отпрыгнет назад (внутрь). Проверяем руками симметричность длины хода вперёд-назад. Назад, теперь должно получиться немного больше свободного хода (чтобы выпрямить, надо перегнуть! Мао-Дзе-Дун).

Дальше, по мере остывания, диффузор сам собой будет потихоньку втягиваться

Важно остановить его немного впереди среднего положения. На фотографиях выше показан именно этот этап

В таком состоянии динамик оставляем на 4-6 дней. Затем поролон вынимаем — диффузор уже не прыгает, но всё равно диффузор со временем немного уползёт назад (для этого и останавливали мы его немного впереди!!!). Даём динамику тренировку в течении 24-48 часов с хорошей амплитудой 15-20 Гц (чтоб не слышно было), и снова проверяем подвес. Диффузор должен от одинакового усилия перемещаться на одинаковые расстояния и вперёд и назад!!!

При подобной доработке (восстановлении) не меняется самое главное — расчётная жёсткость подвеса и его линейность, не нарушается центровка диффузора, его форма и радиальная жёсткость.

Забыл: В случае если верхний подвес пропитан мастикой, как в Вашем случае, вместо воды я использую какой-нибудь летучий растворитель (646, 647). Остальное всё по графику!!!

Должно помочь!!!

Fil Я обмерял подобные динамики. На паре получились Q=0.9 и Q=1.1 ИМХО это больше похоже на правду. При высокой добротности (выше 1,3-1,5) звук становится раздражающе-ядовитым (как у 4ГД-8Е), а у сабжа лично я этого не ощутил, что и подтвердили измерения.

Опять-таки всё сказанное ИМХО.

Рецепт и ингредиенты

Корпус из ламинированного ДСП толщиной 16мм. Крепление внутреннее: рейки, шурупы, клей. Дополнительно утолщать стенки я не стал (кроме нижней части лицевой панели), мотивируя это тем, что акустика маломощная.

Внутреннее демпфирование корпуса: войлок, синтепон.

Под динамики надо подложить уплотнитель или «посадить» их на пластелин.

Основание: ДСП плита с декоративным алюминиевым уголком по периметру.

Ножки регулируемые, на основе мебельных гаек «краб».

Фильтр – конденсатор МБГЩ-2 4мкф 160в.

Подключение динамиков синфазное.

Внутренние провода медные 1,5 мм «Одескабель».

Разъемы под «банан» советские приборные (бронзовый точеный контакт в корпусе из карболита).

Кабель «усилитель-АС»: Одескабель 2Х4мм; разъёмы «бананы» Profigold.

Итого: 72$.

Собрав корпус, закрепив и подключив динамики, расставьте АС в нужное вам положение в комнате. Прослушайте свою любимую музыку на интересующей вас громкости. Добавляйте войлок и синтепон «по вкусу», добиваясь нужного вам оттенка а звуке.

Спасибо за внимание и желаю успехов

Особенности и недостатки

Динамик имеет полностью бумажный диффузор с пропиткой и штампованную корзину. Он достаточно большой и мягкий, можно сказать — идеальный для домашней акустики. Считается, что подходит для прослушивания инструментальной, классической, симфонической музыки и не справляется с воспроизведением тяжелого рока и РЭПа. Но для лёгкого металла вполне приемлем. Жалобы на качество баса, указывают, по сути, на один из главных недостатков – слабые низы.

Еще одним недостатком является присутствие в амплитудно-частотных характеристиках (АЧХ) искажений в диапазоне от 2 до 5 кГц, а также на пике 400-500 Гц. Чаще всего их связывают с заводским браком – неправильно приклеенной гофрой диффузора. Порой она соединена не вплотную с краем корзины, а разделена бумажной полоской шириной 4-5 мм. Для выравнивания АЧХ динамики дорабатывают путем замены уплотняющего кольца.

Но, несмотря на недостатки некоторые люди, особо нетребовательные к акустике, послушав 4ГД-35 отказываются от использования трехполосных колонок и импортных аналогов в пользу последнего. Становятся ярыми фанатами широкополосника и считаю его лучшим изобретением в аудиомире.

Пример реализации одной из самодельных колонок TQWP на 4гд 35 сморите в видеоролике.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семинар по технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: