Информация по усилителю QUAD 405:
70х годах прошлого столетия, английская компания QUAD (Quality Unit Amplifier Domestic) выпустила усилитель мощности под названием QUAD 405 который в последствии получил большую популярность и даже в нынешнее время многие радиолюбители собирают различные модификации и клоны данного усилителя. Да и сами раритетные экземпляры оригинального усилителя остаются востребованы на вторичном рынке.
Можно сказать, что усилитель QUAD 405 действительно является легендарным.
Особенностью данного усилителя является то, что его выходной транзисторный каскад работает в экономичном классе B. При этом характерные для данного класса искажения решаются посредством введения прямой связи. Именно это решение и получило большую информационную огласку, в том числе и в русскоязычной прессе (многие статьи Вы можете прочитать на данном сайте).
Некоторые эксперты отмечают очень хорошее звучание данного усилителя с этим решением.
↑ Защита АС
Далее переходим к защите АС. Я применил схему защиты Александра Котова . Она достаточно проста и надежна, хотя и имеет недостаток: разная чувствительность срабатывания от положительного и отрицательного напряжения на входе. При R1 и R2 равным 33к схема срабатывает примерно от +1,5В и -2,5В. С1 и С2 неполярные электролитические конденсаторы. Диодный мост у меня на 2А в корпусе похожим на DIP. Реле прикупил раздельные на каждый канал с током контактов 10А производства OMRON с катушками на 12В и включил последовательно.
Схема питается от отдельного трансформатора со вторичкой на 20В. Также рекомендуется минус или плюс питания схемы завести на нормально открытый контакт кнопки (реле) включения питания на усилитель, чтобы при выключении питания кнопкой защита тут же отключалась, а не ждала пока разрядятся конденсаторы.
Временной интервал задержки выставляется конденсатором С3. При емкости в 100 мкФ задержка порядка шести секунд, что меня вполне устраивает.
Технические характеристики первой версии усилителя QUAD 405 шасси M12368 ISS 9 и 10
Усилитель предназначен для работы с нагрузкой 4-16 Ом
Мощность и искажения на резистивной нагрузке 8 Ом:100 Гц , до 100 Вт 1000 Гц, до 100 Вт 10000 Гц, до 100 Вт
Выходное внутреннее сопротивление и смещение:3,3 мкГн последовательно с 0,03 Ом; Смещение
Нижняя частота — 1 дБ при 20 ГцВерхняя частота — 0,5 дБ 20 кГц — 3 дБ 50 кГц
Эти характеристики характерны для оригинального усилителя на начало выпуска в которых используются устаревшие на сегодняшний день комплектующие. Некоторые модификации и хорошо выполненные клоны на современной базе, превосходят эти характеристики.
Для желающих, в наше время, есть несколько вариантов:
1. Постараться купить оригинальное изделие QUAD 405 на вторичном рынке, быстрей всего он потребует дальнейшего восстановительного ремонта и/или модификаций, о которых будет представлена информация на данном сайте.
2. Купить готовый клон в Китае на одной из интернет-площадок. Как правило они отличаются своим качеством и могут потребовать модернизации профессиональным специалистом.
3. Для радиолюбителей желающих собрать усилитель QUAD 405 своими руками и попробовать различные его модификации, можно приобрести DYI наборы в Китае либо заказать/изготовить их самостоятельно по множественной информации об этом усилители, которая также дополняется на данный сайт.
Предполагается что информация на данном сайте будет полезна как специалистам выполняющих ремонт, в том числе и восстановительный для оригинальной продукции, так и радиолюбителям желающим разобраться в принципах работы прямой связи в усилителе с различными модификациями и опробовать полученные знания на практике.
Данный сайт не ведет никакой коммерческой деятельности по продаже усилителей и их модификаций. А является местом обсуждения радиолюбителями усилителя QUAD 405 и уникальных решений, примененных в нем и возможных его усовершенствований.
Прим. Администрация сайта не несет ответственности за возможные последствия самостоятельного ремонта или изготовления данного усилителя. Вся информация на данном сайте представлена исключительно с информационной целью и предполагает, что вы обладаете необходимыми знаниями и навыками для использования её.
Последние добавления на сайте:
20.08.2021г. Добавлена третья статья: Селекция сигнала искажений. И. Акулиничев. 1983г.
28.05.2021г. Добавлена статья: Китайский DIY клон усилителя QUAD 405 на MJ15024
20.04.2021г. Добавлена вторая статья:Приставка к осциллографу для оценки качества усилителей. И. Акулиничев. 1980г.
16.04.2021г. Добавлена статья: Векторный индикатор нелинейных искажений. И. Акулиничев. 1977г.
13.04.2021г. Добавлена статья: Вторая версия клона усилителя QUAD 405-2 из Китая
12.04.2021г. Добавлена страница с техническими документациями основных компонентов усилителя
7.02.2021г. Добавлена статья: DIY набор китайского клона усилителя QUAD 405 ()
3.02.2021г. Добавлена статья: Высококачественный усилитель класса B. О.Решетников. 1983г.
1.02.2021г. Добавлена статья: Снижение искажений в усилителях мощности. О. Решетников. 1979г.
31.01.2021г. Добавлена вторая часть статьи:
30.01.2021г. Добавлена статья: Ю. Солнцев. Высококачественный усилитель мощности. 1984г. Часть 1
29.01.2021г. Добавлена статья: Д. И. Атаев, В. А. Болотников. Практические схемы высококачественного звуковоспроизведения. 1986г.
29.01.2021г. На сайт добавлена сервисная документация (pdf) на английском языке
29.01.2021г. На сайт добавлена инструкция усилителя — СХЕМЫ (pdf) на английском языке
29.01.2021г. Открытие сайта
Как на ладони
Чуть привыкнув к характеру звучания и определив предел возможностей этих колонок, я приступил к изучению деталей. С аудиофильскими записями вокала и джаза ситуация простая: они звучат настолько хорошо, что все без исключения демо-диски можно слушать от начала и до конца, получая при этом удовольствие и от мелодичности, и от высокой точности звучания.
Записи живых инструментов передаются предельно реалистично, в хорошем смысле тепло, без окрашенности и искусственных тембров, и при этом очень комфортно. Все детали, даже те, о которых вы не подозревали, слышны и очевидны, но музыкальности и целостному восприятию они не мешают.
Лента расположена довольно глубоко, что определяет специфическую направленность излучения
На симфонической классике недостает макродинамики, что вполне ожидаемо для полочной акустики, зато на камерных записях барочных и классических произведений поражает микродинамика и внимание к тонким нюансам и оттенкам. Рок звучит очень убедительно, вне зависимости от жанра и качества записи
Слушать можно все, начиная с первого альбома Led Zeppelin и заканчивая новым диском Amon Amarth. Пока слушал гитарные запилы, порой ловил себя на мысли, что сабвуфер не помешал бы, а иногда — наоборот, удивлялся полноценности и самодостаточности саунда. Все очень зависит даже не от группы или жанра, а от характера мастеринга и степени задействованности НЧ-диапазона в каждой конкретной композиции
Рок звучит очень убедительно, вне зависимости от жанра и качества записи. Слушать можно все, начиная с первого альбома Led Zeppelin и заканчивая новым диском Amon Amarth. Пока слушал гитарные запилы, порой ловил себя на мысли, что сабвуфер не помешал бы, а иногда — наоборот, удивлялся полноценности и самодостаточности саунда. Все очень зависит даже не от группы или жанра, а от характера мастеринга и степени задействованности НЧ-диапазона в каждой конкретной композиции.
Quad S-2 не выглядят крупными, но способны обеспечить масштабный и очень взрослый звук
На танцевальной музыке и хип-хопе о сабвуфере приходится вспоминать все чаще, но это вполне можно компенсировать прямо на месте, изменив дистанцию. В ближнем поле звук становится куда более основательным, а в комнате размером поменьше S-2, скорее всего, смогут конкурировать даже с некрупными напольниками.
↑ Первое включение и наладка
ОБЯЗАТЕЛЬНО первое включение производим с включенной в разрыв одного из проводов питания первички трансформатора лампы накаливания на 100-150 Вт 220В. Мой блок питания успешно стартовал, теперь подключаем его к первому испытываемому каналу УНЧ. Лампочку не убираем. Закорачиваем вход УНЧ. Тестер подключаем к выходу и меряем постоянное напряжение на выходе. В моём случае оно оказалось +35В, во втором канале аналогично. Тут я расстроился
Начал сравнивать с картой расположения элементов — всё в порядке. Нашел оригинальную схему QUAD 405-2 и начал поиски ошибки. И нашел! Таилась она в перепутанных ногах TR2 2N5551. Посмотрел на фотку платы китайцев, там же он запаян согласно монтажной карте. Странно… может китайцы тем самым обезопасили себя от клонирования платы?! Ну, да ладно, поменял базу с коллектором транзистора, подал питание и на экране тестера увидел 40мВ, что есть хороший результат.
Осциллографа дома не имею и я смело подключил тестовый динамик 5-ГДШ-4 и подал сигнал на вход. Звук пошел, уголок нормально греется. Послушав один канал, я расплылся в счастливой улыбке, перекинув на 2-й канал там тоже было все в порядке. Правильно собранный усилитель из рабочих деталей с требуемым напряжением питания от +/-40В до +/-50В в наладке и настройке не нуждается.
Идеальная пара
Твитер и СЧ/НЧ-динамик хоть и отличаются друг от друга по конструкции и характеру, в S-2 согласованы исключительно хорошо. Если очень постараться, можно заметить небольшой синтетический призвук при воспроизведении высоких женских голосов. Но каждый, кто это услышит — большой молодец и имеет полное право взять с полки самый лучший пирожок, потому что в подавляющем большинстве случаев этот эффект либо нивелируется исключительной насыщенностью и точностью тембров всего остального диапазона частот, либо просто отсутствует.
Если хотите услышать на что способен ленточный твитер при правильной настройке — Quad S-2 хороший тому пример
В остальном же переход от ленты к кевлару получился бесшовным и незаметным на слух
Никакой излучатель не солирует и не окрашивает звук, перетягивая внимание на себя. Весь диапазон подается цельно, тембры одинаково богаты и на высоких, и на низких нотах
Отлично передается атмосфера, есть ощущение воздуха, характерное для ленточных твитеров, но нет резкости, подчеркивания сибилянтов или нарочитой яркости верхних. То же самое и с нижней половиной воспроизводимого диапазона. S-2 демонстрирует плотный, драйвовый звук, характерный для динамиков с кевларовыми диффузорами, но при этом на нижних частотах и нижней середине нет сухости, ощущения обеднения или упрощения тембров.
СЧ/НЧ-динамик не велик по размеру, но имеет большой рабочий ход и способен удивлять своими возможностями
Излучение на верхних частотах достаточно направленное. Строго на оси звук точнее, детальнее, а сцена сфокусирована идеально. Стоит повернуть колонки, теряется фокусировка и верхних становится чуть меньше, однако все остальные характеристики остаются неизменными, даже если поставить колонки так, что оси излучения будут параллельны. Вертикальная дисперсия имеет другую картину. Если по горизонтали мы имеем ровный «веер» с резким улучшением на оси, по вертикали звук излучается полосой. Если уши находятся на уровне твитеров, можно чуть приподняться или опуститься, не упустив ничего в звуке, но если вы встанете, звучание верхних ощутимо изменится.
Нужно ли двойное усиление небольшим полочникам? Вопрос философский. Но точно можно побаловаться бивайрингом
Характер звучания S-2 настолько хорошо выверен и сбалансирован, что опираясь на собственные ощущения, сложно понять, в какой момент стоит остановить вращение ручки громкости. Отсутствие дискомфорта в звуке позволяет это делать до состояния, когда в помещении начинают вибрировать незакрепленные предметы, а кевларовый диффузор движется так, что уже вот-вот выпрыгнет из корзины. В большом заглушенном шоуруме мне удалось дойти до предела возможностей этих полочников, хотя их конкуренты, я думаю, сдались бы примерно на половине пути. В общем, в компактном жилом помещении у вас будет неплохой запас громкости.
Только логотип в ретростиле напоминает нам что эта современная на вид акустика имеет столь глубокие исторические корни
Есть у S-2 еще одна особенность, о которой стоит упомянуть. Они исключительно прозрачны и способны выявить достоинства и недостатки остального тракта. Замена цифрового источника (при неизменном ЦАП) была очевидна с первых нот, и даже прогрев усилителя Densen можно было услышать от начала и до конца.
Связанные материалы
АНОНС! Платы QUAD в наличии… Уважаемые датагорчане и гости нашего кибер-города! Сегодня на собачьих упряжках через снега и льды… Входной буфер и регулятор уровня громкости для УМЗЧ. Часть 1… В усилителях мощности звуковой частоты (УМЗЧ), выполненных по схеме инвертирующего усилителя… Макросы sprint layout… Вот хочу поделится всеми своими макросами для Sprint Layout 5.0. Мне их вполне достаточно, даже… Toshiba — это хорошо! Новейший каталог 4Q2012… Предлагаю вниманию сограждан новейший каталог Toshiba Bipolar Power Transistors — 4 квартал 2012… Дополнение к ремейку усилителя по В. Король. Одноплатная разводка, разделены цепи ООС… Ссылка на оригинальную статью: УМЗЧ с компенсацией нелинейности, 160 Вт (Римейк по В. Королю)… Железо на QUAD приехало! Ура? Ура!… Дорогие датагорчане и гости нашего кибер-города! Героическая эпопея по добыванию железяк для нашего… 160 Вт УМЗЧ с компенсацией нелинейности. Доработанный усилитель В. Короля… Фото сборки камрада andrey Этой разработке почти 20 лет. Но она вовсе не потеряла своей… Прецизионные усилители низкой частоты. Данилов А. А…. Данилов А. А. Прецизионные усилители низкой частоты. — М.: Горячая линия — Телеком, 2004. — 352 с,… Радиолюбительский High-End. 40 лучших конструкций ламповых УМЗЧ за 40 лет…. Радиолюбительский High-End. 40 лучших конструкций ламповых УМЗЧ за 40 лет. Малая энциклопедия… Простой индикатор уровня сигнала на ОУ LM324 (8 СИД на канал)… Не люблю, когда передняя панель усилителя пустая, имеет лишь ручку громкости да тумблер питания. На… Генератор звуковой частоты на LM324. Прибор и игрушка… Это простой генератор импульсов для тестовых или учебных целей. В схеме используется дешёвый и… Симметричный УНЧ из доступных деталей по мотивам В. Короля… Хочу предложить начинающим любителям качественного звуковоспроизведения одну из разработанных и…
Выводы
Скорость реакции, ровный тональный баланс и тембральная точность делают S-2 практически универсальной акустикой. Для басовитых жанров типа хип-хопа или EDM желательно добавить в систему сабвуфер, однако это обусловлено уже не особенностями этой модели, а форматом полочника и размером помещения, в котором будет происходить прослушивание. В остальном же ровным счетом никаких претензий к S-2 у меня не возникло. Это приятная во всех отношениях и в хорошем музыкальном смысле мониторная стереопара, дающая пользователю больше, чем можно было ожидать в таких габаритах и за такие деньги.
Единственное, что я бы хотел увидеть в будущем, это активную версию S-2: мне кажется, из этой модели могли бы получиться отличные мониторы ближнего поля.