ИБП под автомобильный аккумулятор
Однако умельцы все равно стремятся из автомобильного аккумулятора б/у собрать ИБП. Для работы необходимо:
- обслуживаемая АКБ для авто в специальном футляре;
- соединительный провод сечением 4 мм2;
- клеммы, разъемы;
- вентилятор охлаждения напряжением 12 В – 2 шт.;
- инструменты для монтажа.
Выбрать аккумулятор, предусмотреть, чтобы разряд ограничивался 20 % от емкости. Необходимо предусмотреть меры безопасности. Работу вести на оборудовании, отключенном от линии питания с видимым разрывом. Как сделать ИБП линейки Back-UPS (APC) из автомобильного аккумулятора, предлагаем последовательность:
- Убрать из гнезда комплектный АКБ, его можно будет в дальнейшем использовать.
- Подготовленную, заряженную, в декоративном и устойчивом корпусе батарею установить около корпуса блока ИБП.
- Подготовить провода, установить клеммы.
- Вместо аккумулятора в блок поставить 2 вентилятора, на вытяжку и приток, соединить их с аккумуляторами через разъемы. Прорезать вентиляционные щели в корпусе.
- Поместить проводку в защитный рукав, установить оборудование на место, так, чтобы был доступ к вентиляционным щелям. Соединить оборудование, вначале с ИБП, потом с батареей, соблюдая полярность, первым плюсовой провод.
- Подключить потребителя и сеть.
Как правильно зарядить АКБ самодельной зарядкой?
Чтобы не допустить быстрого выхода из строя АКБ, надо учитывать определенные нюансы по правильной подзарядке.
Сначала отключите клеммы батареи от зажимов. Открутите болты, которые крепят фиксирующую планку аккумулятора.
Демонтируйте устройство из посадочного места, отнесите домой или в гараж.
Прочистите корпус от загрязнений
Обратите внимание на сами клеммы. Если на них есть окисления, их следует очистить
Используйте зубную или строительную щетку, подойдет наждачная бумага мелкой зернистости. Главное — не счистить рабочий налет.
Если аккумулятор обслуживаемый, откройте все его банки и проверьте в них уровень электролита. Рабочий раствор должен покрывать все секции. Если это не так, то заряд батареи может привести к быстрому испарению кипящей жидкости, что отразится на функциональности батареи и ее исправности в целом. При необходимости добавьте в банки дистиллированную воду. Визуально осмотрите корпус батареи на предмет дефектов, иногда утечка жидкости связана с наличием трещин. Если повреждения серьезные, то АКБ подлежит замене.
Подключите зажимы самодельного ЗУ к клеммам АКБ, соблюдая полярность. После этого девайс можно подключать к бытовой сети. Пробки на банках при этом откручивать не надо.
Когда процедура заряда будет завершена, проверьте уровень электролита и если все нормально, то закрутите банки. Установите батарею в автомобиль и убедитесь, что она в рабочем состоянии.
Ответы на 5 часто задаваемых вопросов
Потребуется ли производить какие-то дополнительные меры, перед тем как приступать к зарядке аккумуляторной батареи на своём автомобиле? – Да, потребуется почистить клеммы, поскольку во время работы на них появляются кислотные отложения. Контакты очень хорошо нужно почистить, чтобы ток без трудностей поступал к батарее. Иногда автомобилисты используют смазку для обработки клемм, ее тоже следует убрать.
Чем протереть клеммы зарядных устройств? — Специализированное средство можно купить в магазине или приготовить самостоятельно. В качестве самостоятельно изготовленного раствора используют воду и соду. Компоненты смешиваются и перемешиваются. Это отличный вариант для обработки всех поверхностей. Когда кислота соприкоснется с содой, то произойдет реакция и автомобилист обязательно ее заметит. Это место и потребуется тщательно протереть, чтобы избавиться от всей кислоты
Если клеммы ранее обрабатывались смазкой, то она убирается любой чистой тряпкой.
Если на аккумуляторе стоят крышки, то их нужно вскрывать перед началом зарядки? — Если крышки имеются на корпусе, то их обязательно снимают.
По какой причине необходимо откручивать крышечки с аккумуляторной батареи? — Это нужно, чтобы газы, образующиеся в процессе зарядки, беспрепятственно выходили из корпуса.
Есть необходимость обращать внимание на уровень электролита в аккумуляторной батарее? – Это делается в обязательном порядке. Если уровень ниже требуемого, то необходимо добавить дистиллированную воду внутрь аккумулятора
Уровень определить не составит труда – пластины должны быть полностью покрыты жидкостью.
Превращение в инвертор
Еще проще сделать своими руками из перебойника инвертор простейшего типа . Из инструментов и приспособлений потребуются:
- розетка;
- крокодильчики;
- паяльник;
- пассатижи.
Крокодильчики успешно заменят лапы для автомобильного прикуривателя.
Перед разборкой необходимо убедиться в том, что разбираемый блок снабжен функцией «холодного пуска», то есть способен включаться без подключения к сети 220 В. В противном случае будущий инвертор не сможет работать от аккумулятора. Переделка ИБП в инвертор состоит из 3-х операций:
- подключения розетки к выходу сзади на ИБП;
- удаления из рабочей схемы спикера;
- припаивания новых проводов.
Вторую операцию проводят с помощью паяльника или пассатижей.
Спикер выпаивается для того, чтобы инвертор не пищал во время работы из-за отсутствия в цепи напряжения 220 В.
В том случае, если инвертор планируется эксплуатировать в интенсивном режиме более получаса, внутрь блока необходимо установить вентилятор так, чтобы воздух снаружи все время охлаждал работающий инвертор. Допускается использование вентиляторов с корпусом.
Остается припаять вместо старых проводов новые провода необходимой длины и для оптимизации работы включить в рабочую схему инвертора вольтметр.
Можно ли подключать автомобильный АКБ к UPS?
Мнения на этот счет двояки, но кардинально разные. Зачастую, по разным отзывам автомобильные аккумуляторы вполне справляются с данной задачей и работают стабильно. Основные проблема: газы, которые будут выделяться при зарядке АКБ и перегрев трансформатора, силовых ключей. От последней проблемы можно, хоть частично избавиться, используя дополнительные вентиляторы и т.п. А вот то от газов при зарядке никто никуда не денется. При зарядке выделяется не только взрывоопасный водород, но и другие газы, а это далеко не витамины. Если инвертор из бесперебойника используется в автомобиле, то и этот вопрос отпадает сам собой
Также важно помнить, что от сети зарядка АКБ происходит довольно небольшим током и процесс зарядки может растянуться на длительное время, от этого можно спокойно уйти если заряжать АКБ отдельно от UPS, например, для этих целей можно использовать самодельное зарядное устройство из блока питания компьютера. Использовать ли автомобильный АКБ в UPS решать нужно только Вам
Старый бесперебойник
В нашей доблестной организации есть мастерская, которая периодически монтажирует свои поделки. А на монтаж типа «пробурить 2 маленьких дырочки, а ближайшая розетка в 3х километрах» они ездят очень часто. Естественно им приходится возить здоровенный генератор на 3 киловатта. Дир задумал купить преобразователь (инвертор) 12-220в, но он стоит от 1500р, что гораздо больше затраченных за год на бензин для генератора денег. и тут нас посетила мысль, а на что нам горка бесперебойников?
Первый попавшийся бесперебойник не выдержал тестовых прогонов. Спекся за 5 минут(, вечная ему память.
Быстренько была выбрана самая мощная жертва, ИБП Ippon, 800 вольт-ампер на выходе.
Трансформатор без аккумулятора не держится, пришлось его намертво прикрутить саморезами.
Проблему перегрева было решено устранить принудительным воздушным охлаждением. В лицевой части пришлось сделать несколько отверстий.
Сетка металлическая, приклеена термопистолетом.
Нужно было конечно еще приклеить мелкую сеточку от пыли, но это в голову пришло уже после сборки. Разбирать обратно лень, приклею во время чистки.
Все разъемы с задней стороны
Убраны за их полной ненадобностью. Так же приклеена сетка.
Понадобилась пара вентиляторов. 8ми сантиметровые китайцы идеально подошли. утеплитель проложен в местах не плотного соприкосновения вентиляторов с корпусом.
12-ти вольтовые провода наращены длинными проводами с крокодилами, чтоб цеплять к аккумулятору автомобиля. Отверстия от телефонных разъемов в корпусе источника бесперебойного питания тоже пригодились. USB случайно был оторван.
В боку ИБП установили розетку)
Вот почти и все
Еще был выдернут бипер, достал он, честное слово. Вот такой получился кросавец инвертор 12-220в :
Спокойно тянет небольшой перфоратор на 550Вт, дрель на 600, и не греется (тупо не успевает от мощного воздушного потока)
Пошаговый алгоритм действия
Включаться в сеть будут провода, которые соединялись с выходными разъемами бесперебойника. А те, которые принимали 12 вольт, подключаются к выпрямителю.
Выпрямительные диодные мосты нужно сложить в стопку, промазать теплопроводной пастой и прижать к радиатору. Далее потребуется соединение одноименных выводов параллельно – плюс к плюсу, минус к минусу и так далее. Не забывайте, что понадобится конденсатор емкостью до 1000 микрофарад при напряжении 25 В – такой можно найти в компьютерных блоках питания. Брать слишком большой нет необходимости – достаточно, чтобы все элементы вместились.
Подберите подходящую деревянную основу и закрепите на ней трансформатор, подготовленный диодный мост. Там же собирается вся схема вместе со шнуром питания.
В целом, устройство, которым можно зарядить автомобильный аккумулятор, готово.
Какие аккумуляторы стоят в источниках бесперебойного питания
В ИБП применяются герметичные (необслуживаемые), в основном 12-вольтовые аккумуляторы ёмкостью от 5 до 250 А·ч с выходными клеммами (ножевые) Faston 187/250 (F2). В ИБП используются следующие типы аккумуляторов;
- с технологией AGM;
- гелевые батареи.
- никель-кадмиевые.
Аккумуляторы для ИБП выпускают такие бренды, как;
- IPPON — Великобритания;
- Delta — Китай;
- Энергия — Россия;
- CSB — Тайвань;
- B.B. Battery — Гонконг;
- Fiamm — Италия;
- Leoch — Китай;
- C&D Technologies — США;
- Yuasa — Япония;
- Sonnenschein — Германия;
- SVEN — Китай;
- Tudor — Португалия.
Все модели аккумуляторов для ИБП имеют герметичную конструкцию и не нуждаются в обслуживании. В качестве материала корпуса используется ABS (акрилонитрил-бутадиен-стирол) пластик, который обладает стойкостью к механическим, химическим воздействиям и относится к негорючим материалам. Батареи для ИБП располагаются как внутри бесперебойника, так и снаружи, в зависимости от мощности ИБП. Один из распространённых размеров батарей для внутренней установки в ИБП является 151х65х94 (мм). В таблице 1 показаны габариты батарей в зависимости от ёмкости.
При большой выходной мощности ИБПтребуются аккумуляторы большой ёмкости, до 250 А·ч. С учётом их размера и веса они устанавливаются снаружи. В таблице 2 показаны характеристики некоторых аккумуляторов для источников большой ёмкости.
Картинка | Наименование | Вес (кг) | Страна-производитель | Ёмкость (A/h) |
Размеры
(мм) |
Напряжение | Тип |
SB HRL 12280W | 28,50 | Тайвань | 70 | 261x168x210 | 12 | AGM | |
Delta HRL 12-100 | 33 | Китай | 100 | 330х171х215 | 12 | AGM | |
LogicPower SILVER LP-MG 12-250 | 69 | Украина | 250 | 522x268x220 | 12 | AGM | |
Fiamm 12FGL150 | 46.2 | Италия | 150 | 483x171x220 | 12 | AGM |
Табл. 2. Характеристики мощных аккумуляторов.
Перед окончанием гарантийного срока работы аккумулятора или когда начинаются сбои в работе бесперебойника, необходимо проверить его энергетическую ёмкость, показывающую способность разряжаться в режиме постоянной мощности в течение небольшого времени (до 15 минут).
Конструкция ИБП предусматривает самостоятельную замену батареи
При замене необходимо соблюдать меры предосторожности при работе с аккумуляторными батареями. Для сохранения рабочих характеристик ИБП при замене должны использоваться однотипные накопители (тип и ёмкость)
Зарядное устройство для акб
Неоднократно мы говорили о конструкциях зарядных устройств для автомобильного аккумулятора и за это время успели предложить множество авторских вариантов строения ЗУ для автомобильных аккумуляторов.
Очередная конструкция простого, но в то же время мощного зарядного устройства с защитой от перегруза, короткого замыкания и переплюсовки питания
С переплюсовкой питания сталкивались многие автолюбители, когда по неосторожности путали плюс с минусом
В случае дешевых, китайских зарядников или же самодельных конструкций (без защиты от переплюсовки), схема зарядного устройство моментально выйдет из строя, чтобы предотвратить это, мы приспособим систему защиты от переплюсовки, которая одновременно является защитой от перегруза и КЗ.
Схема…
В этот раз мы совместим эту схему с сетевым трансформатором и построим более мощное зарядное устройство для любых видов аккумуляторов.
Итак, в качестве трансформатора использован транс от старого и ненужного бесперебойника. Трансформатор будет включен в обратном направлении, выходная обмотка у нас будет первичной. Для начала нужно снять выходные данные трансформатора. Подключая в сеть измеряем переменное напряжение на выходе.
Вторичная обмотка обязательно имеет отвод от середины (если трансформатор от бесперебойника). Между средней точкой и одной из концов первичной обмотки напряжение обычно в пределах 6-7 Вольт, то есть, между двумя концами напряжение должно быть 2х7 Вольт.
14-15 Вольт вполне достаточно для зарядки любого автомобильного аккумулятора, даже с учетом спада напряжения после диодного выпрямителя, в таком случае мощный электролит будет компенсацией этой потери, заряжаясь до амплитудного значения.
Система защиты моментально срабатывает при появлении кзили переплюсовки питания. Силовой (полевой) транзистор в схеме не критичен, можно взять любой низковольтный N-канальный полевик с током 30-60Ампер, он не нагревается во время работы.
При нормальной работе полевик открыт , при появлении КЗ на шунте и полевике падение напряжения достаточно для срабатывания маломощного ключа, который открываясь замыкает затвор полевика на землю, этим надежно запирая его , так, что схема может находится в режиме защиты сколько угодно времени, при этом, для того , чтобы снять схему с защиты – просто нужно убрать перегруз или КЗ на выходе.
Пару слов о конструкции зарядника (блока питания и управления) .
Трансформатор – сетевой , почему не импульсный ? сетевой же громоздкий, тяжелый, но не нужно забывать – он надежней любой импульсной схемы надежность работы важнее всего. Сам трансформатор взят от старого бесперебойника, он имеет обмотку на 14 -15 Вольт с отводом от середины.
С этой обмотки свободно можно снять ампер 10-15 и даже больше, но разумеется такие токи нам не нужны, для зарядки аккума 70А/ч эффективный ток заряда 7Ампер, (десятая часть емкости самого аккумулятора).
С учетом мощности нашего транса, можно заряжать даже аккумы на 120-150 Ампер часов, но откуда взять такую мощную схему управления ? схема, которая может управлять таким большим током заряда.
Есть несколько версий строения, можно использовать импульсные регуляторы либо обычные – линейные. Импульсные хороши тем, что имеют высокий КПД (до 90%) следовательно нагрева на управляющих элементах значительно меньше, чем в линейных схемах. Но импульсные схемы сложны и недоступны многим, взамен линейные можно собрать без спец микросхем, на транзисторах из подручного хлама (дешевизна конструкции тоже не мало важный момент).
Схема довольно простая с использованием более мощных тиристоров можно снять большой ток, а с такой развязкой ток до 7-8 Ампер
Генератор построен на комплиментарной паре маломощных транзисторов , при желании можно заменить на пару КТ3102/3107 или более ходовые КТ315/361.
Тиристор обязательно устанавливают на теплоотвод, не советую выставить минимальный ток, поскольку может сорваться работа генератора.
Из-за минимального количества комплектующих, схему можно собрать буквально навесным монтажом. К стати – тиристор тоже не критичен и может быть заменен на импортный, к примеру из серии BTA с током 15- 20 Ампер и более.
На выходе сетевого трансформатора переменка, которую нужно выпрямить. для этих целей можно применить дешевые китайские мосты в алюминиевых корпусах (к примеру KBPC5012 на 50 Ампер, можно и на 30), но не смотря на приличный ток моста, он все равно будет нагреваться, поэтому желательно посадить на теплоотвод.
Автор; АКА Касьян
Самодельное зарядное устройство для аккумулятора бесперебойника.
Для зарядки аккумулятора обязателен надежный источник питания. Достаточно надежны зарядные устройства на составных транзисторах. Простой, но мощный источник питания, собранный на мощных составных транзисторах КТ947, КТ827 годиться не только для зарядки автомобильных аккумуляторов, а также для питания электроприборов. Установив конденсаторы, обозначенные на схеме пунктиром, можно использовать зарядное устройство как блок питания.
Конструктивно диоды и транзисторы можно разместить на большом общем радиаторе без изолирующих прокладок, ведь катоды диодов и коллекторы транзисторов электрически соединены между собой.
Возникла проблема с отсутствием трансформатора со средним отводом между двумя обмотками на 16В, тогда можно реализовать схему с выпрямительным мостом.
В этой схеме резистор R1 в 1Ом нужен для защиты составного транзистора КТ837, КТ814 от короткого замыкания на выходе. Наматывается этот резистор проволокой из нихрома.
Применение амперметра при заряжании батарей очень важно, так как только по току можно правильно контролировать зарядку аккумуляторов. Следует помнить, что допустимый максимальный ток зарядки равен емкости аккумулятора деленной на 10
Собранные по предложенным схемам зарядные устройства обеспечат регулировку напряжения на выходе от 0 до 15В, и максимальный ток зарядки до 10 А.
Выбор преобразователя напряжения.
Инверторный преобразователь напряжения разумнее будет прибрести заводского производства.
Лучше всего купить автомобильный преобразователь, такие устройства мощные и при этом очень компактные и портативные. Автомобильные инверторы имеет защиту от перегрузки и индикатор или звуковой сигнал, срабатывающий при низком заряде батареи.
Автомобильный преобразователь напряжения пригодиться вам не только для самодельного бесперебойника. С ним вы сможете в машине включить компьютер, и не только компьютер!
Многие автомобильные преобразователи конвертируют постоянное напряжение 12В в переменное 220В, 50Гц. Остается только определиться с мощностью преобразователя.
Конечно же, все «внутренности» компьютера не работают одновременно, и в среднем потребление компьютером не превышает 100 Вт. Даже если учесть, что случаются пики потребления, то все равно блок питания компьютера не нагружается на полную мощность. Поэтому, чтобы безопасно завершить работу компьютера будет достаточно мощности бесперебойника в 200 Вт.
Цена на автомобильные преобразователи в 200 Вт составляет в среднем 1100 руб., на 300 Вт – 1400 руб., на 500 Вт – 1700 руб.
Источник
Зарядное устройство из бесперебойника с диммером
Однажды достался мне на запчасти старый бесперебойник от компьютера. Но не стал я его разбирать и утилизировать. Решил сделать из него зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов, тем более, что мощности его трансформатора для этой цели вполне было достаточно.
Зарядники из старых бесперебойников я делал несколько раз, но это были совершенно безобразные поделки на скорую руку, собранные на дощечке, без регулировки и даже без предохранителя. Конечно, где – то в лесу, в деревне за 100 км от города севший аккумулятор, при крайней необходимости, можно пытаться заряжать от чего угодно, но для постоянного использования нужна хорошая и безопасная конструкция. Разбираем бесперебойник и удаляем всё лишнее. Оставляем сетевой разъём с предохранителем, выходную розетку (ещё пригодится), трансформатор, выключатель.
Ещё понадобится мощный диодный мост с радиатором, конденсатор 4700 мкФ 35В, кулер от компьютера (но это не обязательно), микроамперметр (мне попался от старого кассетника), шунт примерно на 0,3 Ома и диммер. Диммер подойдёт самый обычный, используемый для регулировки света в помещениях, на 300 Ватт.
Сначала надо проверить трансформатор. Находим у него обмотку с самым большим сопротивлением. Это, скорее всего, была выходная обмотка, с напряжением 220В.
Теперь она будет входной. Подаём на неё напряжение из розетки и меряем, сколько будет на выходе.
Получилось 14,2В. переменного тока. После выпрямления на конденсаторе фильтра получится около 19В. Димер тоже разбираем, нам нужна только его электронная начинка с регулятором.
Ну, а дальше всё просто. Уголками и винтами с гайками закрепляем все эти запчасти в корпусе и соединяем все вышеуказанные запчасти.
Схему соединений приводить нет особого смысла, потому как нет в ней ничего сложного.
Розетка, которая раньше была выходом бесперебойника, припаивается напрямую к сетевому разъёму, и теперь просто выполняет функцию удлинителя.
Димер включается в разрыв сетевого провода, последовательно с сетевым выключателем, и регулирует напряжение сети на входе трансформатора.
Выход трансформатора своими клеммами соединяется с диодным мостом, на котором есть соответствующая маркировка : ~, +, и — .
Конденсатор фильтра припаивается прямо к выводам диодного моста, согласно его полярности. Сюда же припаиваются провода от вентилятора, красный плюс, черный минус. С диодного моста синий провод «минус» идет прямо на «минус» аккумулятора.
Плюсовой, коричневый провод, с диодного мота припаивается к шунту, собранному из трёх параллельно соединённых керамических резисторов сопротивлением 1 (один) Ом. В итоге получается 0,33 Ом. Мощность резисторов 5 вт. С выхода шунта коричневый провод идёт на «плюс» аккумулятора.
Провода микроамперметра припаиваются прямо к выводам шунта. Сам микроамперметр закрепляется на пластиковой передней панели с помощью термоклея. Отверстия в пластиковой панели для микроамперметра и ручки диммера делаются обычным ножом. Тем же термоклеем крепится и ручка регулятора.
Аккумулятор подключается специальными цанговыми клеммами, купленными в автомагазине по случаю.
Перед включением зарядного устройства следует подключить аккумулятор (строго соблюдая полярность!), и включить устройство.
Регулируя напряжение на входе, подбирают ток заряда аккумулятора на уровне 5..5,5 А. Это соответствует зарядному току 12 – вольтового автомобильного аккумулятора на 55 Ампер-часов. При указанном сопротивлении шунта (0,33 Ом) стрелка микроамперметра (ток его отклонения по паспорту равен 1 мА), как раз будет находиться в среднем положении шкалы.
Источник
Этот пост может содержать партнерские ссылки. Это означает, что я зарабатываю небольшую комиссию за ссылки, используемые без каких-либо дополнительных затрат для вас. Дополнительную информацию смотрите в моей политике конфиденциальности.
зарядное, устройство, бесперебойник
Видео
Полезные советы
Для того чтобы источник энергии для ИБП прослужил как можно дольше следует придерживаться следующих правил и советов:
- Прежде всего, необходимо знать, что источники питания для бесперебойников служат обычно от 4 до 6 лет (в идеальных условиях до 10-12 лет). К снижению их рока службы в первую очередь причастно частое и длительное питание оборудования вплоть до полной разрядки батарей, а также воздействие высокой и низких температур, либо сильная перегрузка. При этом в аккумуляторах происходят химические изменения, имеющие необратимый характер. Далее стоит помнить, что хранить батареи на складе следует только в полностью заряженном состоянии и периодически (через 4 месяца) производить их подзарядку током не более 1 А – в противном случае может закипеть электролит.
- Перед включением ИБП с новыми аккумуляторами требуется подзарядить последние, как минимум несколько часов, так как они теряют заряд за время хранения на складе и транспортировки. При дальнейшей работе восстановление емкости АКБ будет производиться в штатном режиме при помощи встроенного зарядного устройства под управлением процессорного модуля.
- Покупать новые батареи необходимо только по мере необходимости, поскольку они имеют ограниченный срок хранения.
- Приобретать аккумуляторы известных брендов у надежных и проверенных поставщиков.
- Четко соблюдать правила транспортировки АКБ (не допускать падения, тряски, механических повреждений, перевозки в перевернутом состоянии и т.д.), во избежание утечки электролита, деформации пластин, отсоединения контактов.
- Вовремя производить замену вышедшей из строя батареи. В противном случае не исключена возможность сбоя калибровки в электронике самого прибора, в результате чего он будет не в состоянии держать нагрузку.
- Соблюдать в помещении, где установлен ИБП оптимальную температуру для аккумуляторов в диапазоне 20–25 °C. При использовании АКБ свыше 30°C она очень быстро изнашивается. Также не рекомендуется переохлаждение данного устройства. В случае пребывания источника энергии на морозе зимой перед установкой в бесперебойник его необходимо нагреть до оптимальной температуры в течении нескольких часов.
- Периодически производить самотестирование UPS (если он предусматривает такую возможность) с регулировкой тока заряда аккумулятора в зависимости от его температуры.
- Производить замену батарей следует только на однотипные модели (одинакового типа, емкости, напряжения и внутреннего сопротивления), допустимые к использованию в имеющемся ИБП.
- Старые АКБ иногда «возвращают к жизни» при помощи 12 В сетевого блока питания, либо зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов. Подзарядку необходимо производить только короткими циклами.
- Нельзя выбрасывать израсходовавшие свой ресурс аккумуляторы в мусор, так как они содержат электролит. Для этого существуют специальные пункты приема, либо в магазине при покупке новых батарей старее забирают для утилизации, при этом покупателю делается скидка.
Устраняем неисправности
Итак, мы разобрали прибор, можно заняться ремонтом. Ремонтировать будем оба, но начнем с OFF-LINE, как с более простого и популярного.
Back-UPS
Прежде всего необходимо проверить основные параметры и при необходимости их отрегулировать. Вот они:
- Частота выходного напряжения. Подключаем к выходу ИБП частотомер или осциллограф. Подстроечным резистором VR4 устанавливаем частоту 50 Гц.
- Величина выходного напряжения. Включаем ИБП в режим работы от АКБ, вместо нагрузки подключаем вольтметр. При помощи подстроечного резистора VR3 устанавливаем напряжение 208 В.
- Пороговое напряжение. Переводим переключатели 2 и 3 на задней стенке в положение OFF. Включаем ИБП в сеть через ЛАТР. Устанавливаем на ЛАТРе напряжение 196 В. Поворачиваем движок резистора VR2 до упора против часовой стрелки. Медленно поворачиваем движок по часовой стрелке до тех пор, пока ИБП не переключится на питание от аккумулятора.
- Напряжение заряда. Убедимся, что сетевое напряжение в норме. Отключаем АКБ, вместо нее подключаем вольтметр. Подстроечным резистором VR1 устанавливаем напряжение 13.6 В.
Ну а теперь рассмотрим наиболее часто встречающиеся неисправности источников бесперебойного питания типа OFF-LINE, которые можно устранить самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов.
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Позиционные обозначения деталей указаны согласно одноименным схемам, расположенным выше. Они могут быть расположены на разных каскадах схем, будьте внимательны, анализируйте все схемы и ищите расположение элементов.
Поведение ИБП | Возможная причина | Действия |
ИБП не работает, пахнет дымом | Неисправен входной фильтр | Проверить варисторы MOV2, MOV5, L1, L2, С38, С40, а также дорожки печатной платы, соединяющие их |
ИБП не включается | Сработал прерыватель цепи по перегрузке | Отключить часть потребителей, включить сработавший прерыватель, нажав на кнопку, расположенную на задней стенке |
АКБ неисправна | Отключить АКБ, замерить напряжение на ней, при необходимости заменить | |
Неисправность инвертора | Прозвонить транзисторы Q1-Q6, Q37, Q36, резисторы R1-R3, R6-R8, R147, R148, диоды D36-D38, D41 и транзисторы Q30, Q31. Проверить предохранители F1 и F2 | |
Заменить микросхему IC2 | ||
При включении ИБП отключается нагрузка | Неисправность Т1 | Прозвонить трансформатор Т1. Осмотреть дорожки на плате, ведущие от Т1. Проверить предохранитель F3 |
Напряжение в сети есть, но нагрузка питается от аккумуляторов | Сетевое напряжение слишком низкое | Замерить напряжение в сети. Изменить границу срабатывания при помощи переключателей, расположенных на задней стенке устройства |
ИБП включается, но не питает нагрузку | Неисправно реле RY1 или питающих его узлов | Прозвонить RY1 и транзистор Q10. Проверить исправность IC4 и IC3, замерить напряжения на их выходах |
Осмотреть дорожки на плате, отвечающие за реле | ||
ИБП жужжит и/или отключает нагрузку. | Неисправен инвертор | См. «Неисправность инвертора» |
Время резервного питания ниже ожидаемого | Аккумуляторные батареи были недозаряжены или не держат емкость | Замерить напряжение на отключенной АКБ, при необходимости зарядить. Проверить емкость АКБ, подключив к нему нагрузку известной мощности. К примеру, автомобильную лампу дальнего света. |
Слишком велика нагрузка | Отключить потребители, которые могут обойтись без резервного питания (принтер, дополнительный монитор, и т. д.). | |
При включении слышен непрерывный звуковой сигнал | АКБ сильно разряжена или неисправна | Замерить напряжение на отключенной АКБ, при необходимости зарядить.Проверить емкость АКБ, подключив к нему нагрузку известной мощности. К примеру, автомобильную лампу дальнего света. |
АКБ не заряжается или заряжается не полностью | Неисправен диод D8 | Прозвонить D8. |
Напряжение заряда ниже нормы | Откалибровать напряжение заряда аккумулятора подстройкой резистора VR1 |