Фонит микрофон: что делать?
Для устранения проблемы нужно выполнить ряд небольших процедур, в ходе которых удастся определить истинную причину и решить её.
Регулировка уровней
В компьютере под управлением Windows существует специальная возможность – усилитель уровней. Использование функционала обосновано при слабой чувствительности микрофона. Однако цена за усиление – это высокочастотные шумы с заднего плана.
Для изменения уровней пользователю нужно попасть во вкладку «Звук» через «Панель управления». После нахождения необходимой вкладки нужно отрегулировать уровни:
- Из меню переходим во вкладку «Запись».
- Здесь присутствует перечень доступных микрофонов, выбираем фонящий, обычно возле него стоит галочка на зелёном фоне. Рекомендуем двойным кликом нажать на подходящий микрофон.
- Переходим на вкладку «Уровни»;
- Снизу присутствует 2 ползунка: верхний отвечает за громкость работы микрофона, а снизу можно добавить усиление. На фон более всего влияет второй ползунок, лучше отключить функцию. Первый ползунок стоит выставить на максимум.
Если усиление вам всё же необходимо, рекомендуем выше 10 дБ не устанавливать, так как этого вполне достаточно для хорошей слышимости и качество звука не сильно падает от применения возможности.
Драйвера
Если начал фонить микрофон во всех программах и звук не имеет отношения к аппаратным проблемам, дело в драйверах. Самый надежный способ – полностью удалить и переустановить их. После этого потребуется дополнительная настройка
Что делать, если микрофон пердит, гудит, трещит, фонит и т. п.:
- Открываем трей (меню разворачивается кликом по стрелочке в правом нижнем углу экрана).
- Запускаем «Диспетчер Realtek».
- Идем на вкладку «Микрофон».
- Включаем параметры: «Подавление шума», «Подавление эхо». Порой наоборот помогает их отключение.
- Устанавливаем «Громкость записи» в состояние +0.0dB.
Не помогло и микрофон на компьютере все равно фонит? Предлагаем попробовать переустановить драйвер устройства.
Как избавиться от гудения микрофона:
- Нажимаем правой кнопкой мыши (ПКМ) по Пуску и выбираем «Диспетчер устройств».
- Отключаем микрофон.
- В разделе «Аудиовходы» и «Аудиовыходы» жмем ПКМ по «Микрофону» и кликаем на опцию «Удалить».
Подключаем устройство заново, скорее всего драйвера будут установлены автоматически. В противном случае их нужно скачать с официального сайта производителя.
Программное подавление шумов
Если уже удостоверились, что проблема не в настройке уровней и не в драйверах, стоит прибегнуть к дополнительным программам. Они помогают подавить электрический шум микрофона практически полностью. Суть в том, чтобы программа захватывает необработанный звук, подстраивается под его частоту и задавливает. На выходе получаем чистый звук либо совсем без шумов, либо практически без них.
Что нужно сделать:
- Скачиваем программы с Google-облака.
- Устанавливаем Virtual.Audio.Cable – утилита создает виртуальный поток.
- Устанавливаем SoundSoap Pro – программа для обработки голоса с микрофона и запускаем exe-файл из последней папки SaviHOST – это плагин к предыдущей утилите, который и выполняет поставленную задачу.
- Переходим в раздел Broadband, активируем его.
- Нажимаем на кнопку «Adaprive», а затем – «Learn». Приблизительно через 15 секунд утилита определит уровень вашего шума и начнет его подавлять.
- Жмем по одной из вкладок под названием Devices и выбираем Wave. Если мини-бара нет, нужно нажать правой кнопкой мыши по строке с названием программы и активировать его отображение.
- В качестве Input Port указываем наши проводной или беспроводной микрофон, который почему-то фонит. В OutPut Port выбираем «Virtual Audio Cable» — наш виртуальный канал, созданный программой на втором шаге.
- Теперь во всех программах, где нужно получать качественный, чистый звук, меняем источник получения сигнала на Virtual Audio Cable.
На выходе мы имеем чистый звук, даже если микрофон в наушниках фонит и с этим не получилось что-либо сделать стандартными средствами. Это означает, что даже если сильно фонит микрофон (в караоке, программе и т. п), можно сделать хороший звук самостоятельно.
Схема лампового микрофона ЛОМО 19А19 (LOMO 19A 19)
Как, видите, максимально просто, как в учебниках, усилительный каскад на ламповом триоде,
ничего лишнего, ни одной цепи обратной связи по усиливаемому сигналу. К слову сказать, усиления
в этом каскаде почти нет, коэффициент передачи каскада по паспорту равен 1.1. На практике он
может отличаться в большую сторону за счёт характеристик применяемых ламп и коэффициента
трансформации выходного трансформатора (обычно в подобных схемах он от 4:1 до 12:1).
Ни Neumann, ни GefelL, ни Audiotechnica или AKG не применяли в микрофонах настолько элементарных
схем, — им всегда хотелось что-то подправить, ввести какую-нибудь улучшающую звучание обратную
связь, показать, насколько они образованы, в общем выпендриться. И только русский Ваня лукаво не
мудрствовал, а рассчитал каскад по учебнику для ПТУ, и… разработал таким образом гениальную вещь.
Но об этом далее.
Разницу в естественности звучания между 19А19 и другими дорогими ламповыми микрофонами впервые
я заметил, когда мне в ремонт стали приносить такие модели как AKG C12, Audio-Technica AT 4060, и тд.
Ремонты касались в основном систем питания и коммутации микрофонов, никаких дефектов,
которые могли бы отразиться на звучании, ни в капсюле, ни в усилительной части не было. И вот
что меня заинтересовало. У микрофонов был и плотный низ, и верхов тоже хватало, линейность АЧХ
была налицо, но что-то было не так, была в них некоторая синтетичность. Особенно странно было это
заметить в AKG C12 – одного из топовых ламповых микрофонов, сопровождающимся внушительным кейсом,
имеющего приличный вес (в килограммах) и стоящего для России
баснословных денег, особенно на момент моего с ним знакомства (2004г). AKG C12 был словно закрыт
от внешнего мира, он был сам по себе, а звук сам по себе.
И я обратился к электрической схеме.
Как сделать усилитель
Простейший нерегулируемый предусилитель можно изготовить на базе 2 конденсаторов и 1 транзистора ВС547.
Для сборки схемы методом навесного монтажа нужно:
- минусовой выход электретного капсюля напрямую подсоединить к эмиттеру транзистора, а минусовой – к коллектору через 2 резистора на 1 кОм каждый, соединенных последовательно;
- параллельно плюсовому и минусовому выходам капсюля припаять керамический конденсатор (емкость не важна);
- параллельно второму резистору и эмиттеру транзистора припаять электролитический конденсатор на 47 мФ (минус должен приходиться на эмиттер);
- к коллектору и эмиттеру транзистора припаивают провода, ведущие к выходному штекеру.
Если не удалось найти ВС547 – не проблема. Его может заменить транзистор отечественного производства КТ3102, который проще найти.
Как сделать звукоизоляцию
Если микрофон планируют использовать для записи голоса, не помешает звукоизоляция. Ее делают из специальных поролоновых пластин, которые можно купить в строительном магазине, и фанеры.
Для этого:
- из фанеры изготавливают прямоугольный короб без 1 стенки;
- изнутри его обклеивают поролоновыми пластинами.
Во время записи микрофон помещают внутрь короба. Там же размещается человек. В результате 80-90% посторонних звуков не попадают на звуковую дорожку.
Если нет желания делать короб, пластинами из поролона можно обклеить один из углов комнаты. Звукоизоляция при этом будет несколько хуже.
Настройка драйвера
Следует также попробовать выполнить обновление ПО:
- Вызвать Диспетчер устройств, кликнув правой кнопкой мышки по иконке «Пуск» и выбрав из меню одноименный инструмент.
- Раскрыть раздел «Аудиовходы и выходы», дважды кликнуть по нужному устройству.
- В открывшемся окне перейти на вкладку «Драйвер» и нажать кнопку «Обновить».
- Можно осуществить как автоматический поиск драйвера системой, так и ручной. Но в последнем случае нужно предварительно скачать самостоятельно драйвер с официального ресурса.
Таким же образом обновить Realtek High Defenition Audio.
Если это не помогло, то рекомендуется переустановить драйвер:
- Клацнуть по названию устройства правой кнопкой мышки, выбрать пункт «Удалить». Подтвердить действие.
- Перезагрузить компьютер, чтобы изменения вступили в силу. После перезапуска система попытается переустановить драйвер.
- Если это не могло, найти и скачать соответствующий драйвер микрофона на официальном сайте производителя ПК и установить его через опцию «Обновить».
Таким же образом переустановить Realtek High Defenition Audio.
Микрофон засорился
По мере эксплуатации смартфона микрофон имеет свойство засоряться, и это не удивительно. В маленькое отверстие корпуса попадает мусор, пыль, мелкие посторонние предметы. При такой неисправности чаще всего наблюдаются незначительные дефекты передачи голоса, помехи (в редких случаях ваш собеседник вовсе перестанет вас слышать).
Как бы ни было, эти неприятные сюрпризы негативно сказываются на качестве разговора. Чтобы устранить дефект и продолжать общение с близкими людьми достаточно почистить устройство от загрязнений и пыли, используя зубочистку либо иголку
Орудуйте подобными инструментами с осторожностью, иначе есть высокая вероятность окончательно испортить характеристики устройства!
Схема лампового микрофона Neumann U47
В 40-х годах Георг Нойманн присмотрел лампу VF 14, выпускавшуюся Telefunken для радиоэлектронной промышленности. Главная её особенность была в том, что накал у лампы VF14 не сильноточный, и его можно запитать от высокого анодного напряжения, что Георг Нойманн и сделал. Это был пентод, который, конечно же включили по триодной схеме, благодаря чему микрофон U47 коммутировался всего лишь четырёхжильным проводом. Глубокая ООС по постоянному и переменному току на резисторе R3 придаёт усилителю линейность, стабильность и минимизирует искажения усиления. В остальном схема близка к ЛОМО 19А19, если не считать, что Neumann U 47 – двухмембранный микрофон и может менять характеристику направленности между кругом и кардиоидой. Кроме того, в Neumann U 47 предусмотрено переключение выходного сопротивления, что, видимо, было актуально для аппаратуры 40-вых годов.
Ну и напоследок приведу Вам схему микрофона Gefell RFT , судя по всему, это CM 7151.
Особенности и характеристики самодельных микрофонов
У самодельных устройств звук и акустика хуже, чем у фабричных, т.к. у них ниже динамический диапазон, чувствительность. Однако эти недостатки компенсируются низкой стоимостью материалов для сборки. Расходы на них составят не больше 100 руб. Цена самых простых фабричных моделей начинается от 250 руб.
Характеристики прибора также отличаются в зависимости от его разновидности. Основных — 6.
Направленный
Предназначен для прослушивания или записи звука, источник которого находится на расстоянии (оно не должно превышать 100 — 150 м). Минимально необходимая сила звука должна составлять 45-50 дБ. Чаще всего такие устройства применяются журналистами для записи во время интервью.
Электретный
Тип, близкий к конденсаторным моделям. Использует в качестве фиксированной обкладки конденсатора и перманентного источника тока пластину из электрета (особого диэлектрика).
Студийный
Студийными называют конденсаторные микрофоны, которые предназначены для звукозаписи, передачи звука на телевидении или радио. Основной элемент конструкции — конденсатор, покрытый диэлектрической пленкой, чувствительной к звуковым колебаниям. Когда пленка их улавливает, она вибрирует. Вследствие этого емкость конденсатора меняется, звук превращается в электрические колебания.
Самодельный конденсаторный ламповый
Аналог предыдущего варианта. Однако в предусилителе используются не транзисторы или микросхемы, а лампы. Благодаря этому удается достичь более теплого, естественного звука. Подходит для записи вокальных и инструментальных партий.
Изготовить можно самому — из конденсаторного микрофона и лампового предусилителя.
Щелевой из хомутов от транзисторов
Разновидность направленного микрофона. Основа конструкции — трубка, снабженная щелями. Когда звуковые волны туда проникают, они вступают в противофазу. В результате можно слышать звук даже на большом расстоянии.
Самому прибор можно сделать из хомутов от старых советских транзисторов.
Микрофон из наушников
Простейший вариант самодельного микрофона. Для создания мембраны используют динамик от наушников. Подойдет для онлайн-связи. Для записи не годится — качество звука недостаточное.
↑ Коробочка
Вот теперь можно было браться за паяльник. Как уже говорил – предварительно спаял макет, поместив его в металлической коробочке. Это оказалось весьма удобным для налаживания и настройки, а затем и в снятии характеристик.
При настройке на вход «J» подается сигнал уровнем около 400 мВ (выбран опытным путем для получения номинального уровня на входе звукового интерфейса при положении регулятора уровня микрофонного входа звукового интерфейса на +36 дБ из +60 дБ). Потенциометром R9 в блоке выпрямителя выставляем напряжение накала 5.7 В, контролируя на выходе напряжение накала. Крутим ручку потенциометра R6 в коробочке и по спектру, контролируемому в «Спектраплюсе» или RMAA, выбираем положение с наименьшими шумами. Замеряем на выходе напряжение смещения и подбираем светодиод или несколько диодов с примерно таким же падением напряжения в микрофон. Контролируем получившееся напряжение на аноде. Должно получиться 55-65 В (зависит от лампы).
↑ Интерпретация результатов
АЧХ усилителя в звуковом диапазоне по уровню +- 0.5 дБ от 60 Гц до 20 кГц линейная. Могло быть и лучше, но тут нужен другой согласующий трансформатор, с секционированием обмоток. Уровень шума для лампового микрофона с вынесенным согласующим трансформатором, я считаю, получился приличным. Нет всплесков выше -80 дБ. В наушниках при номинальном уровне записи шум не слышен. Тем более в нестудийных условиях обычного жилого дома с уровнем акустического фона -60…-65 дБ. Нелинейные искажения радуют глаз второй гармоникой не выше -70 дБ. Для лампового каскада без обратной связи, мне кажется, очень хорошо. Интермодуляция — при всевозможных вариантах видим продукты интермодуляции в районе -80 дБ, что ниже порога акустического шума. Вообще, я редко вижу результаты измерений. Не с чем сравнивать. Поэтому с радостью почитаю комментарии опытных камрадов на этот счет.
Активация микрофона
Первое, что нужно знать — в телефонах встроенный микрофон активен по умолчанию, и в отдельной процедуре включения не нуждается. Деактивировать его можно только при звонке по сотовой связи или интернету, а также в инженерном меню, если устройство поддерживает такую возможность. В первом случае будет достаточно тапнуть по соответствующей иконке в процессе звонка либо сбросить его и начать новый.
Во втором всё несколько сложнее, порядок действий следующий:
- Войдите в инженерное меню любым приемлемым способом. Подробнее: Как войти в инженерное меню Android
- Далее выберите «Normal Mode».
Перейдите на вкладку «Hardware testing» и воспользуйтесь опцией «Audio».
Поищите пункты с названием «sip» или «mic» и зайдите в один из них.
Убедитесь, что в каждом значении «Level…» опции «Value is…» не находятся в положении «0» – если это так, установите любое отличное от него значение, но не выше «64».
Выйдите из инженерного меню и перезагрузите устройство – теперь микрофон должен заработать.
Как работает конденсаторный микрофон
Конденсаторные микрофоны – наряду с динамическими микрофонами – являются одними из самых популярных решений среди предлагаемого оборудования для записи звука. Эти устройства состоят из подвижных обкладок и мембранной сетки, которые заряжаются поляризованным напряжением, что образует особый тип конденсатора. Его емкость изменяется в процессе колебаний мембраны от воздействия акустической волны.
Неоспоримым преимуществом конденсаторных микрофонов является их высокая чувствительность, а также быстрая реакция на переходные процессы и широкий диапазон частотных характеристик. Все эти элементы позволяют осуществлять запись звука с большим количеством деталей. Емкостные микрофоны характеризуются высоким качеством, что также отражается на их цене.
Преимущества и недостатки конденсаторных микрофонов
Преимущества конденсаторных микрофонов:
- Они легкие, но не очень прочные
- Характеризуются высокой чувствительностью и быстрой реакцией на переходные процессы, поэтому способны регистрировать даже тихие звуки, детали изменения тонов и т.д.
- Имеют широкую частотную характеристику, идеально подходят для записи вокала и акустических инструментов
- Полный потенциал может быть использован в студиях звукозаписи, в которых созданы хорошие акустические условия
- Доступны как устройства с разъемами XLR и USB
Недостатки конденсаторных микрофонов:
- Не устойчивы к механическим повреждениям и неблагоприятным погодным условиям
- Они дорогие
- Им нужна дополнительная фантомная мощность (48В) для работы
Разборка телефона
Многие пользователи, конечно, понесут утопленное устройство в сервисный центр, но не все мастера делают качественный ремонт техники. Особенно, если это промокший телефон. Некоторые делают лишь часть ремонта, после чего аппарат может проработать не больше месяца. Поэтому лучше разобраться в этом вопросе и все сделать своими собственными руками. Ведь сам пользователь будет относиться к своему гаджету гораздо бережнее, чем мастер, которому нет дела до чужого имущества. А еще с их «помощью» можно легко и безвозвратно потерять всю ценную информацию.
Для начала на сайте Youtube нужно найти инструкцию по разборке именно такой модели телефона, как у пользователя. На видео будет показано все: от типа защелок до количества шлейфов. Сенсорные устройства обладают меньшим количеством узлов.
Обзор микрофона Shure SM7B
Shure SM7B — динамический кардиоидный микрофон. Его главный плюс в том, что он не записывает лишних звуков окружения за счёт меньшей чувствительности к улавливанию звуков по сравнению с конденсаторными микрофонами. Если его установить в шумном месте и направить на инструмент, он будет записывать только музыку, сводя на нет практически все окружающие звуки.
В Shure SM7B можно кричать и даже бросать, так как динамические микрофоны очень прочные и им не нужно внешнее питание. В отличие от конденсаторных и ламповых микрофонов, которые дороже в десятки раз и при этом очень хрупкие.
Динамические микрофоны, такие как Shure SM7B, не имеют специфического окраса, как тёплые ламповые или чуткие конденсаторные микрофоны. Поэтому Shure SM7B передаёт голос таким, какой он есть — без украшений. Если вам нужна чистая и естественная запись музыки или вокала, Shure SM7B подойдёт идеально.
Минус динамических микрофонов — качество звука. У них не совсем равномерный, немного шероховатый звук. Но Shure SM7B любят именно за его максимально гладкий звук из всех динамических микрофонов.
Александр Павлов, старший звукорежиссёр Resonant Arts:
«Для этого микрофона нужен хороший предусилитель, так как он не очень чувствителен к малейшим изменениям в голосе. Поэтому в него нужно громко говорить и петь. В нашей студии есть отличная аудиокарта Apollo с мощными предусилителями. А также, мы используем для записи плагины Universal Audio, у которых есть предусилители API, Neve и Manley. Всё это отлично раскачивает громкость микрофона».
Рэперы читают в Shure SM7B для передачи #РИФМОПОВОД с Типси Типом. Записано в студии Resonant Arts:
-
Гио Пика
- Murovei
- Грязный Луи (The Chemodan Clan)
Почему Shure SM7B лучше топовых ламповых микрофонов
Мы часто слышим мнение, что для качественной записи звука нужно использовать исключительно дорогие конденсаторные микрофоны вроде Neumann или Telefunken. Однако наш опыт с Shure SM7B доказывает обратное.
Shure SM7B — микрофон, который стоит в 8 раз дешевле Neumann U37 и при этом не уступает по качеству. Он даёт очень богатое и при этом естественное звучание «низов». Глубокий и сбалансированный бас — одна из причин, почему артисты влюбляются в него. Вы не услышите на записи никаких искажений или гула, который даёт типичный микрофон потребительского класса. При этом SM7B не жертвует качеством остальных диапазонов. Многие, даже дорогие конденсаторные микрофоны делают верхние частоты более резкими и зернистыми, а Shure SM7B максимально их сглаживает, оставляя прозрачное звучание.
Два поколения микрофонов линейки SM7 оптимизировали SM7B для записи глубокого баса. Его пневматическое крепление нейтрализует помехи от вибрации и ударов, а уникальная ветрозащита A7WS сглаживает любые искажения и делает звук более тёплым, максимально приближённым к естественному. При этом в микрофоне установлена дополнительная защита от помех, которые излучают электрогитары и ламповые микрофоны в студии. Последний этап защиты от посторонних шумов Shure SM7B — встроенный поп-фильтр, который сглаживает взрывные звуки и детализирует голос. Так, SM7B подавляет весь внешний шум и даёт максимально чистую запись.
Песня 25/17 — Пар, которая записана на Shure SM7B
На сайте для звукорежиссёров Gearslutz есть даже ветка с шутками о Shure SM7. Одно из сообщений:
«Помните тот голос в вашей голове, который говорит, что правильно, а что нет? Ну, это было записано на SM7B».
↑ Интерпретация результатов
АЧХ усилителя в звуковом диапазоне по уровню +- 0.5 дБ от 60 Гц до 20 кГц линейная. Могло быть и лучше, но тут нужен другой согласующий трансформатор, с секционированием обмоток. Уровень шума для лампового микрофона с вынесенным согласующим трансформатором, я считаю, получился приличным. Нет всплесков выше -80 дБ. В наушниках при номинальном уровне записи шум не слышен. Тем более в нестудийных условиях обычного жилого дома с уровнем акустического фона -60…-65 дБ. Нелинейные искажения радуют глаз второй гармоникой не выше -70 дБ. Для лампового каскада без обратной связи, мне кажется, очень хорошо. Интермодуляция — при всевозможных вариантах видим продукты интермодуляции в районе -80 дБ, что ниже порога акустического шума. Вообще, я редко вижу результаты измерений. Не с чем сравнивать. Поэтому с радостью почитаю комментарии опытных камрадов на этот счет.
↑ Детали для лампового микрофона
Для всех конденсаторов указан тип и напряжение, для резисторов – мощность. Все детали доступны и недороги. Единственная трудность – высокоомные резисторы 1 Гом и 10 Мом на дороге не валяются. Показать / Скрыть текст
Л1 = 6Ж1П C1 = 1µ х160V плёночный (у меня RFT), К73-17 C1 = 330µ х160V электролитический C2 = 1µ х160V пленочный (у меня RFT), К73-17 C2 = 330µ х160V электролитический C3 = 2200µ х10V электролитический C3 = 4µ7 х250V пленочный, К73-17 C4 = 220µ х160V электролитический C5 = 220µ х160V электролитический C6 = 30µ х160V МБГО (так получилось) C7 = 4µ7 х250V пленочный, К73-17 C8 = 4700µ х16V электролитический C9 = 2200µ х16V электролитический C10 = 2.2µ х63V пленочный (у меня RFT), К73-17
D1 = N4003 D2 = N4003
J1 = XLR-F3 J2 = XLR-F3
LED 1 = АЛ307 (тип подбирается по необходимому сеточному напряжению, см. статью)
P1 = XLR-M3 P2 = XLR-M3 P3 = XLR-M3
R1 = 10m 0.125 Вт R1 = 2,2k 0.125 Вт R2 = 1 G, у меня в стеклянном оформлении, похож на геркон. Выпуск конца 60-х прошлого века. Приобретены на радиорынке рынке по случаю с номиналами от 150 МОм до 1 ГОма. R2 = 100 0.125 Вт R3 = 2k7 0.125 Вт R3 = 24 0.25 Вт R4 = 10М 0.125 Вт R4 = 15k 0.25 Вт R5 = 12k 0.25 Вт R6 = 21k5 0.25 Вт R7 = 43k 0.25 Вт R8 = 1k 0.5 Вт Вт R9 = 15 ПП3-40
VD1 = Д814 Б (В, Г) 8-10 штук — набрать напряжение 92 В
VDS1 = Д7Б (напряжение накальной обмотки оказалось мало, пришлось ставить германиевые)
VR1 = LM317 VR2 = LM337
Тестирование-сравнение микрофонов
Вообще, для сравнительного тестирования (субъективного, на слух) микрофонов я сделал такую штуку:
Фото 9. Массовое тестирование электретных микрофонов
Т. е. для простоты смены микрофонов припаиваем к ним простые разъёмы и приклеиваем номера. Потом для каждого микрофона проигрываем один и тот же кусок какой-нибудь музыкальной композиции (с басами, голосом, всякими высокочастотными инструментами одновременно) через двухполосные динамики или наушники; записываем в порядке номеров. Потом прослушиваем и сравниваем, пишем рецензии.
В частности выяснилось, что все микрофоны на Фото 9 «звучат» по разному. № 1, 2, 3 примерно вдвое тише, чем № 5, 6, 7 (и это понятно: они мельче, мембрана по площади как раз примерно вдвое меньше). Все они (электретные, включая МКЭ-3 с любым транзистором) гудят, бу́хают, как бы воют на низких частотах (басах). У всех уровень шума (при записи тишины) вдвое выше, чем у простейшего динамического за 2 бакса.