Как сделать микрофон в домашних условиях своими руками

Некоторые особенности изготовления НМУ3


Рисунок 5.

Для вырезания заготовки ПП из кусочка фольгированного с двух сторон стеклотекстолита можно использовать инструменты, изображённые на рисунке 5 . Если стеклотекстолит не толще 1,5 … 2 мм, то вырезать ПП можно ножницами по металлу.


Рисунок 6.

Далее проводится ряд знакомых каждому радиолюбителю процедур (см. рисунок 6 ): 1). ПП зачищается круговыми движениями руки мелкой шкуркой и протирается чистой ветошью (тряпочкой). 2). Отражённый рисунок печатных дорожек ПП используется для его нанесения на фольгированную (медную) сторону ПП методом термопереноса. 3). ПП травится, например, в растворе медного купороса и поваренной соли. Для убыстрения травления до 0,5 … 1 часа используется метод «водной бани». 4). Отверстия в ПП делаются сверлом 0,8 мм и сверлом 2,7 мм под 4 винта М2,5. 5). На ПП, покрытую жидкой канифолью, все РЭК (радиоэлектронные компоненты) устанавливаются вертикально и в предварительно облуженном состоянии.


Рисунок 7.

Внешний вид готового НМУ3 со стороны печати приводится на рисунке 7 . Керамические конденсаторы, шунтирующие вход НМУ3 нужны в случаях длинных (4 … 6 метров) и не экранированных соединений BM1 с платой.


Рисунок 8.

Внешний вид готового НМУ3 со стороны РЭК приводится на рисунке 8 . Резистор, расположенный горизонтально добавлен при настройке последовательно с R3. Оба резистора будут заменены одним (R общ. = R3 + R доп) по завершению настройки.


Рисунок 9.

Настроенная плата НМУ3 была покрыта цапонлаком и установлена в дюралевый корпус (см. рисунок 9) для совместной работы с усилителем мощности звуковой частоты УЗЧ-20. Для более качественной работы НМУ3, «микрофон», изображённый на рисунке 9, можно заменить, например, более качественным капсюлем ТДК-2Э с импедансом (сопротивлением постоянному току) 160 Ом или профессиональным динамическим микрофоном. (В последнем случае придётся заменить разъём).

Предусилители

Магнитная запись

Тонкомпенсированный регулятор громкости с адаптацией к регулятору тембра

В литературе много схем аналоговых тонкомпенсированных регуляторов громкости (ТКРГ). Однако все они имеют свои недостатки – о чем так же отражено в литературе, часть которой в списке в конце. В этой статье сделана попытка создать улучшенный ТКРГ, призванный максимально устранить недостатки…

1 1706 0

Транзисторный усилитель для микрофона Dialog M-108

Схема самодельного микрофонного усилителя для настольного микрофона Dialog M-108. Предназначенный для использования с персональными компьютерами настольный микрофон Dialog М-108 состоит из электретного капсюля, который напрямую подключают к входу компьютерной звуковой платы тонким неэкранированным …

1 803 0

Схема предварительного усилителя НЧ с темброблоком (LM833, TL071)

Схема самодельного усилителя сигнала НЧ с корректировкой тембр и громкости на ОУ. На рисунке 1 приведена схема предварительного усилителя. Он обеспечивает десятикратное усиление уровня сигнала по напряжению, регулировку громкости, стереобаланса и тембра по низким и высоким частотам. Усилитель …

1 3604 0

Простой предварительный усилитель НЧ на микросхеме TL072

Эта схема предварительного УНЧ может пригодится при проектировании Hi-Fi усилителя низкой частоты. Схема выполнена на сдвоенном операционном усилителе TL072. На А1.1 сделан собственно предварительный усилитель, коэффициент усиления которого численно равен отношению R2/R3 …

4 4137 0

Малошумящий усилитель для электретного микрофона (LM833, NJM2068, AD822)

Простой, малошумящий, рассчитанный на подключение электретного микрофона, с однополярным питанием микрофонный усилитель может найти различное применение, например, для измерения АЧХ. Схема электрическая принципиальная устройства приведена на рисунке. Микрофонный капсюль ВА1 -типа WM-61A …

1 2974 0

Микрофон с ламповым предусилителем (6С51Н, МК-319)

Схема лампового предусилителя для микрофона МК-319, применена лампа 6С51Н. Предпочтения в выборе ламповых или транзисторных предусилителей микрофонов носят более субъективный характер, чем результат анализа объективных параметров и характеристик. Тем не менее спрос рождает предложение — в статье представлен встраиваемый в конденсаторный микрофон ламповый бестрансформаторный предусилитель, в котором используется нувистор …

1 3933 0

Простой транзисторный преамп с регуляторами тембра (КТ3102)

Принципиальная схема простого предварительного усилителя НЧ с регулировкой тембра, выполнен на транзисторах КТ3102

Не менее важной частью УНЧ чем усилительмощности является так же и предварительный усилитель в котором осуществляется не только предварительное усиление сигнала, но и его частотная …. 4 6894 0

4 6894 0

Простой преамп с темброблоком (LM4558)

Схема самодельного предварительного усилителя (преампа) с темброблоком, выполнен на микросхеме LM4558

Важной частью аудиоусилителя является предварительный усилитель. Желательно чтобы он мог не только усиливать сигнал, но и регулировать его АЧХ

На рисунке справа приводится схема несложного …

4 9792 6

Как повысить входное сопротивление входа звуковой карты ПК

Принципиальная схема простого преампа на двух полевых транзисторах КП303 для подключения звукоснимателей и других источников сигнала к входу звуковой карты компьютера. Если у вас сохранились виниловые грампластинки, и даже есть рабочий пьезоэлектрический проигрыватель для них, велик соблазн старые …

0 3626 1

Простой усилитель воспроизведения на микросхеме NE5532

Рассмотрена принципиальная схема самодельного предварительного усилителя НЧ на микросхеме NE5532. Оживить старую кассетную деку можно, установив в неё новую электронную начинку. На рисунке показана схема усилителя воспроизведения для стационарного кассетного магнитофона или магнитофонной …

0 5291 0

1 …

Схема предусилителя на триоде

На принципиальной радиосхеме показаны сразу оба канала. Сигнал поступает на вход и через потенциометр P идёт на сетку триода. После усиления сигнал через конденсатор С8 поступает на выход предусилителя, а далее подавайте его на любой готовый мощный УМЗЧ.

Резистор R4 определяет значение потенциала сетки. Резистор R5 является нагрузкой триода. Его значение зависит от усиления, частотной характеристики и уровня искажений. Здесь используются более низкие значения R5, чем обычные для данного типа лампы. 

Усиление схемы зависит от многих факторов, но в основном от типа используемой лампы и значения анодного резистора (R5). Триод ECC83 имеет наибольшее усиление, ECC88 среднее значение, а ECC82 имеет относительно низкий коэффициент усиления — 20. Сюда можно поставить отечественную 6Н23П, что есть в любом старом ламповом телевизоре (она в селекторе каналов).

В случае этого предусилителя, который будут использовать с оконечными полупроводниковыми усилителями мощности, слишком большое усиление нежелательно. 

При использовании ламп разного типа усиление можно регулировать с помощью анодного резистора (R5 и R5A). Чем выше значение анодного резистора, тем сильнее усиление, но за это платят уменьшением полосы верхних частот.

Обычная катодная схема включения триода имеет относительно высокий выходной импеданс, который при нагрузке с низким сопротивлением полупроводникового усилителя приводит к ограничению частотной характеристики на высоких частотах и увеличению нелинейных искажений. Поэтому не каждый триод с низким энергопотреблением можно использовать в этом преампе. 

ECC88 хорошо работает тут (её аналоги: E88CC, 6DJ8, 6922, 6Н23П), который адаптирован для работы с низкими напряжениями — его номинальное анодное напряжение составляет 90 В. Он имеет среднее усиление, большой наклон характеристики (высокая чувствительность) и низкий выходной импеданс. 

Также проверена ECC82, которая, как оказалось, тоже прекрасно работает в этой схеме. Хотя номинальное рабочее напряжение составляет 250 В, производители утверждают, что источник питания на 100 В вполне приемлем. 

Вы можете поэкспериментировать с использованием других ламп, даже популярной 6Н3П, используя соответствующие катодные резисторы R4, R4A для регулировки напряжения сетки так, чтобы падение напряжения на этом резисторе составляло около 1 В.

Напряжение накала подбирается экспериментально с помощью понижающего резистора R10 в соответствии с нужным паспортным током.

Корпус усилителя для микрофона

Теперь пару слов о корпусе. Для этих целей я использовал корпус от вэйпа. Он уже давно валялся у меня в шкафу и ждал своей участи. Он оказался просто идеальным вариантом, т.к. располагает отсеком для аккумулятора и имеет отверстия, которых мне будет достаточно для счастья.

Для начала я выкинул из него все что напоминает о его происхождении, а так же достал и прочистил контакты для аккумулятора. После этого на место кнопки был установлен выключатель от настольной лампы. Он идеально подошел по размеру, потребовалось только сделать пропил под фиксатор.

Для того чтобы минимизировать уровень шумов от предусилителя я решил экранировать корпус. Для этого в съемные стенки корпуса я вырезал кусочки медной фольги которые приклеил на двусторонний скотч. Впоследствии их я соединю с минусом аккумулятора.

Единственное, что меня смущало в этом корпусе, так это отверстие на передней панели. Но оно сыграло мне даже на руку. Из оргстекла я вырезал вставку, которую приклеил к крышке. Она не только закрывала имеющуюся дырка но так же была призвана демонстрировать синий светодиод намекающий на включенность устройства.

Чтобы как-то разнообразить вставку, а заодно усилить свечение я выгравировал на ней символичное изображение микрофона. Теперь, даже издалека и при ярком свете, я всегда смогу увидеть включен ли мой микрофон.

Ну а теперь остается продеть провода через отверстие и подпаять их к плате.

Схема лампового микрофона 19А9

Модель19А9 всегда стояла особняком прежде всего из-за своей неповторимой конструкции корпуса и непревзойдённого дизайна. Корпус 19А9 состоит из двух металлических полосочек и колечка, на которые крепятся разъём, лампа и капсюль, а далее на нижнюю часть микрофона надевается выдавленный из тонкого железа кожух, а на капсюль одеваются две крышки – спереди и сзади. И всё! Никакого литья (корпуса для 19А19 отливали из алюминия, и потом долго фрезеровали), из деталей внутри – лишь самая маленькая для 50-х годов ширпотребовская радиолампа 6Ж1П, два сопротивления и один конденсатор. Сигнал, анодное напряжение, напряжение накала, напряжение поляризации и общий провод – всё идёт через 4-х штырьковый разъём по 3 (!) проводам. Посчитали? Да, у меня тоже получается, что их должно быть около 7, ну минимум, 6, но их только 3, и всё это работает, и довольно неплохо! Открываем справочник по радиолампам на странице 6Ж1П или 6Ж2П, читаем: высокочастотный пентод с короткой характеристикой, предназначен для широкополосного усиления напряжения высокой частоты, и приводятся схемы всяких преобразователей частоты для телевизоров. Какой напрашивается вывод? Правильно: не читайте перед обедом советских газет! Ну не было в те времена компактных низкочастотных триодов. Ни 6Н1П, ни 6Н2П, ни тем более радиолампы предыдущих поколений ни за что не поместились бы в корпус 19А9. У пентодов, особенно у высокочастотных, большое усиление, в низкочастотных трактах они склонны к самовозбуждению, кроме того у пентодов высокое внутреннее сопротивление, они не могут работать корректно на низкоомную нагрузку, такую как звуковой трансформатор, а без него в ламповом микрофоне не обойтись. Что делает в такой ситуации простой русский инженер? Он говорит: 1. пентод включаем по триодной схеме, соединив вторую сетку с анодом, уменьшая таким образом коэффициент усиления, уровень шумов и гармоник, и внутреннее сопротивление лампы 2. переходная ёмкость между капсюлем и управляющей сеткой усилительной лампы нам не нужна — мы изолируем капсюль от корпуса (массы) и соединим его с положительным напряжением — таким образом будет осуществлена поляризация мембраны капсюля, заодно мы уменьшим схему на одно сопротивление, так как резистор смещения входной сетки в данном случае будет выполнять и функцию резистора, через которое подаётся поляризующее напряжение 3. звуковой трансформатор «вынесем за ворота» и разместим в блоке питания микрофона, а заодно, (чего уж мелочиться) вынесем из микрофона и анодное сопротивление с разделительным конденсатором – всё равно их место рядом с трансформатором 4. поскольку анодное сопротивление из микрофона мы удалили, поляризацию мембраны будем осуществлять прямо от анода лампы, — не тащить же из за этого ещё один провод по кабелю! Создаётся ООС (отрицательная обратная связь) между сеткой и анодом усилительной лампы… ну и прекрасно! – говорит русский инженер – всё равно у нас есть запас по усилению, ведь это же пентод, а с прямой частотонезависимой ООС звучать будет даже лучше 5. один из выводов накала лампы, как водится, соединяем с общим минусом (массой), и у нас остаются те самые три провода: накал, анодное напряжение (оно же поляризующее, оно же сигнал) и общий (он же экран). Вот и вся наука.

Единственное замечание, которое хотелось бы сделать к этой схеме – это прохождение звукового сигнала по кабелю. Поскольку сигнал передаётся небалансным способом, он, казалось бы должен быть очень чувствительным к внешним электромагнитным помехам, тем более что уровень его не велик. Но в том-то и фишка, что, поскольку он снимается с анода, он имеет постоянный потенциал порядка 50…60В, и большая часть внешних электромагнитных помех просто-напросто не может преодолеть электромагнитное поле самого провода. НО! Качество передаваемого по кабелю звукового электрического сигнала от микрофона к блоку питания сильно зависит от качества и длины этого провода. Чем он короче и чем толще изоляция между проводами внутри провода (чем меньшую ёмкость он имеет), тем будет лучше. В длинном тонком или старом проводе ВЧ составляющие будут затухать, и Вы можете так и не услышать всех прелестей модели ЛОМО 19А9.

Так уж получается, что в рамках этой статьи мы рассматриваем схемы микрофонов, не привязываясь линейно ко времени их появления, и движемся скорее назад, всё глубже, к корням производства микрофонов. А что же было до этого? А до этого был, например, студийный микрофон Neumann U 47, не менее интересный по своим схемотехническим решениям.

Результаты измерений

Результаты измерений представлены на осциллограммах ниже.

Реакция усилителя на импульсный сигнал показывает его хорошую устойчивость и малое время нарастания фронтов:

(Увеличение по клику)

Частота среза составляет около 140  кГц  при спаде -1дБ.
Уровень искажений при уровне сигнала 1 В меньше чем 0,03%.
Спектральное распределение гармоник и шумов представлены на спектрограммах:

(Увеличение по клику)

Обратите внимание, что в спектре доминирует вторая гармоника. При этом её уровень ниже -70 дБ, что исключает «бархатистый» окрас (свойственный ламповым усилителям, так называемый, тёплый звук) сигнала.
Задача любого усилителя — усиливать сигнал, не внося в него каких-либо изменений.Этот усилитель с этим справляется отлично!. Общий уровень шумов усилителя до регулятора громкости составляет -90 дБ

Общий уровень шумов усилителя до регулятора громкости составляет -90 дБ.

На графике показана АЧХ при включенной цепи НЧ-коррекции:

(Увеличение по клику)

Обратите внимание на низкое влияние коррекции на АЧХ и ФЧХ усилителя. Темброблок Бэксандэла (довольно классическая схема) имеет гораздо большее влияние на выходной сигнал

Детали конструкции.

Резисторы:
R1, R2, R5, R6, R9. R10, R13, R14: подбираются по необходимой чувствительности входов (или перемычки)
R3, R4, R7, R8, R11, R12, R15, R16, R17, R18: 470 кОм / 0,5 Вт / 1%
R19, R20: 47кОм/1/0,5Вт/1%
R21, R22: 150 кОм / 2 Вт/ 5%
R23, R24: 100 кОм/2 Вт / 5%
R25, R26: 47 кОм/2 Вт / 5%
R27, R28: 1,2кОм/1/0,5Вт/1%
R29, R30: 360 кОм /0,5Вт/ 1%
R31, R32: 220 кОм / 0,5 Вт / 1%
R33 1 кОм/2 Вт/ 5%

Конденсаторы

C1, C2: 1мкФ/50 В / 5 мм,
C3, C4: 1 мкФ / 250 В / 5 мм,
C5, C6: 0,1мкФ/50 В/ 5 мм
C7, C8: 100мкФ/ 6,3 В/ 3, 5 мм,
С9, С10: 470 нФ / 400 В / 15 мм C11,
C12: 3,3 нФ / 100 В / 5 мм
C13: 10 мкФ/400 В/ 5 мм

Разное:

Лампа: V1, V2 — 6Ж32П (EF86)
Диоды:  D1 -1N4007
Переменный резистор: P1- 100 кОм (Log/ALPS)
Реле:  K1, K2 —  SIL / Meder SIL12-1A72-71L
Галетный переключатель: S1 —  5P/2C /Lorlin PT6422
Тумблер: S2 — NKK B12AH
Разъёмы: RCA (сдвоенный) — 2шт., RCA (одинарный) — 1шт.

Самая простая схема усилителя звука

Простейшее устройство состоит из интегральной микросхемы и двух конденсаторов. Один из них разделительный, а второй работает как фильтр по питанию. Устройство не нуждается в наладке и при правильной сборке начинает работать сразу после включения. Схема включения усилителя звука допускает питание от автомобильного аккумулятора.

Схема оконечника выполнена на микросхеме TDA7294. Номинальная мощность, отдаваемая на нагрузку 4 Ом, составляет 70 ватт, а максимальная – 100 ватт. Микросхема применяется для широкополосных акустических систем или сабвуфера. Для получения такой мощности потребуется двухполярный источник питания с напряжением 35 вольт.

↑ Схема лампового предусилителя конденсаторного микрофона

В конечном результате получилась вот такая схема: Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

Входное сопротивление усилителя для согласования с выходом конденсаторного капсюля, имеющего ёмкость порядка 100 пФ и очень высокое выходное сопротивление (под сотню МОм) на нижней рабочей частоте, должно быть примерно на порядок выше – т.е. сеточный резистор R2 получается 1 ГигаОм.

Это в свою очередь накладывает очень жесткие требования к сеточному току лампы, который должен быть минимальным. Не всякая лампа сможет работать с такими токами. Для применённой 6Ж1П, например, производитель указывает максимальное сопротивление в цепи первой сетки 1 МОм. Так что же эту лампу нельзя применить в данной схеме? Можно! Нам поможет так называемый электрометрический режим с анодным током менее 1 мА, получаемый при пониженных напряжениях на аноде (примерно 57 В) и накала (-5,7 В). Напряжение на аноде, в свою очередь, служит поляризующим — подается на корпус капсюля (конструкция у Гефелль и Альктрон это позволяет) через RC цепочку C1R1. Она же устраняет отрицательную обратную связь.

Лампа включена по схеме с фиксированным смещением, при котором катод «посажен» на «землю». Напряжение смещения получается из отрицательного напряжения питания подогревателя. Берётся напряжение с катода светодиода LED1 и дополнительно фильтруется RC цепочкой C2R4.

Тут скользкий момент. С подогревателя, находящегося под отрицательным потенциалом, к более положительному катоду полетят электроны. Отсюда и возможные проблемы с фоном, и необходимость особо тщательно фильтровать накальное напряжение. Либо тянуть напряжение накала отдельными проводами, подавать на средний вывод подключенного параллельно подогревателю потенциометра и регулировать положительный потенциал для исключения тока между подогревателем и катодом.

Кому-то может показаться несколько странной схема блока питания. Вначале хотел анодное напряжение получить от RC-фильтра с первой емкостью 15.000 мкФ на 75 В, отсюда и напряжение на вторичной обмотке в 50 В. Дальше думал подать его на источник тока на LM317 и его выход непосредственно подключить к аноду.

Но ничего хорошего из этой затеи, кроме повышенного шума, не получилось. LM317 оставил, переведя его в режим стабилизатора напряжения из-за «плавающего» напряжения сети 220 В.

R3 — токоограничивающий резистор (примерно, на 50 мА) — остался пережитком первоначального варианта с большой емкостью С3 по выходу стабилизатора. Вместе они служили для плавной задержки подачи анодного напряжения. Ввиду габаритов, конденсатор был заменён на менее емкий без потери качества, а резистор R3 убирать не стал.

Дальше тройной RC фильтр R4C4, R5C5, R6C6. Резисторы в нём выбраны по принципу «вот такие номиналы оказались под рукой». Анодный резистор R7 выбран с оглядкой на нагрузку в виде первичной обмотки трансформатора (по прикидкам 50-55 кОм) и внутреннее сопротивление лампы (где-то 85 кОм). Обмотка отделена от потенциала анода единственным в цепи звукового сигнала конденсатором С7. Трансформатор с коэффициентом 6:1 согласует небалансный высокоомный выход лампового каскада с балансным низкоомным (1.5 кОм) входом звукового интерфейса.

Накал лампы запитан от стабилизатора тока на LM337, ток подобран таким, чтобы получить напряжение накала в районе 5,7 В под нагрузкой. В результате всего перечисленного, схема получилась достаточно занятная.

Отличия от схемы «ЛОМО 19А9»:

1. Лампа работает с катодом, привязанным к земле. 2. Смещение фиксированное. 3. Нет отрицательной обратной связи с анода (точнее она очень ослаблена, исчезающе мала). 4. В цепи прохождения звука от капсюля до (в моём случае) звуковой карты всего один конденсатор. Последние два пункта совсем по «аудиофильскому фен-шую».

Описание и характеристики

Обработка звука, особенно в профессиональной сфере, может занимать много времени и требует дополнительного оборудования. Значительно упростить работу со звуком помогут предусилители, которые совмещают в себе несколько функций.

Современные предусилители помогают преобразить звук в несколько раз, сделать его чище и объемнее. Он представляет собой отдельное устройство, которое избавит от резонанса в помещении, шума и других искажений звука. Также он может повысить низкий сигнал, очищать его, и передавать уже улучшенный вариант на выход системы.

Рассмотрим, какие бывают виды приборов, их классность и технические параметры, необходимые для комфортной работы.

Виды:

  1. Инструментальные. Совмещает в себе множество полезных функций. Автоматически может менять диапазоны и усиление. Имеет высокое входное сопротивление и высокий коэффициент ослабления синфазного сигнала.
  2. Микрофонные. Предполагают усиление до линейного уровня сигнала с микрофона. Способствуют минимизации искажения исходного звучания, снижают шумы. Не подойдут для работы с инструментами.
  3. Универсальные. Совмещают в себе 2 режима работы инструментальный и микрофонный. Являются более дорогостоящими, но, при этом выполняют больше функций.

Классы:

  1. Предусилитель А класса обеспечивает минимальные искажение сигнала, но при этом у него высокий ток покоя, поэтому достаточно быстро нагреваются. Имеют самую простую конструкцию.
  2. Предусилитель В класса заметно меньше подвержены нагреву. Принцип работы также прост.
  3. Предусилитель АВ класса считается компромиссным вариантом двух предыдущих типов.
  4. Предусилитель класса С имеет максимально эффективен, однако, обладает плохой линейностью. КПД составляет около 80%, но дает небольшое искажение звука.
  5. Предусилитель D класса или так называемые ШИМ-усилители. Являются нелинейными двухканальными импульсными моделями.
  6. Предусилитель F имеют показатель КПД почти 90%.
  7. Предусилитель G является усовершенствованной моделью класса АВ. Когда доступен сигнал, автоматически переключает одну линию питания на другую.
  8. Предусилитель I имеет несколько комплектов дополнительных выходных приспособлений.
  9. Предусилитель S имеет показатель КПД практически 100%. По работе схож с классом D, но более совершенный.

Заключение

Вот такой вот получился предусилитель для микрофона. Я очень доволен получившимся результатом. Использование такого усилителя позволило свести к минимуму обработку звуковой дорожки. В видео по теме я вообще не обрабатывал звук. Он итак звучит очень хорошо. Поэтому если вы еще не смотрели ролик, но заинтересованы в таком предусилителе – советую вам это сделать. Иначе что, зря я старался?))

Единственное, что я бы сделал с голосом на пост обработке – наложил бы компрессию для большего удобства слушателя. В остальном голос звучит очень ровно и натурально. Даже несмотря на использование довольно дешевой петлички с непонятно каким капсюлем.

В планах прикупить нормальный оригинальный капсюль, например Phuillips 61A и радоваться жизни.

Спасибо за внимание, всем хорошего звука!

Статья подготовлена исключительно для сайта AudioGeek.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семинар по технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: