От транзисторного звучания усилителя «прибой» к ламповому

Реанимировал усилитель «Прибой» и было мне щастье

Всем привет!

Моя история такова:

Год 88-89: у меня появился магнитофон «Астра», ламповый, с «чемоданным» корпусом и несколько бобин с пленкой тип-2 и тип-6. Я поназаписывал на нее музыки (Алан Парсон`с проджект, Аквариум, ЕЛО и т.п.) и с радостью прослушивал. Поражало качество звучания, особенно когда закрывал корпус сверху крышкой.

В дальнейшем этот магнитофон использовался в качестве усилителя, а потом сгинул куда-то… А впечатления от бархатного, сочного низами звука — остались до сих пор. Еще был телевизор Ладога, который использовался в качестве монитора для РК-86 и тоже обладал сочным звучанием. Я еще тогда заметил, что самодельные компьютеры через телевизор звучат хорошо, а через магнитофон транзисторный — хуже некуда. Но это все предыстория…

Пять лет назад мне отдали усилок Прибой. Забирай, говорят, в нем что-то сломалось, лампы плавятся, не работает ничо, никто не берется ремонтировать. Хотели его выбросить, но случайно я подвернулся.

Пять лет (до прошлых выходных) этот Прибой болтался по гаражам, набрал в себя мусора и пыли, железо на трансформаторах даже подзаржавело слегонца, как я потом увидел.

На прошлой неделе я разговаривал с одним товарищем, который восторженно отозвался о ламповой аудиотехнике и я че-то подумал, а ведь у меня Прибой где-то есть…

В инете немедленно нашел ссылки о его переделке (благодарность товарищам https://gold-dragon.nm.ru/schemes/priboy.htm и https://sergeev21.narod.ru) и взялся за паяльник.

За вечер прочистил аппарат от грязи и пыли, переделал первый каскад (убрал ООС, анодный резистор поменял), разобрался где регулируется смещение на выходных лампах и включил сие чудо в сеть. Усилок сделал Бах!

Это в блоке питания на одном из конденсаторов контакт плохой стал уже и из этого места полетели характерные искры. Побахав несколько раз БП утихомирился и я проверил режимы ламп. Хы, мало того, что токи покоя ламп в плечах различались почти в 2 раза, на каждом плече у одной из ламп ток был более 65 ма, вот они и горели.

Выставил все как надо, подключил колоночки малюсенькие от старого Панасоника и на вход подал звук от сидирома.

Вау!!! Это был тот самый ЛАМПОВЫЙ звух на выходе!!!

Тут и оргастические аудиоощущения накатили, и ностальния по магнитофону Астра с телевизором Ладога и неповторимый запах горелой пыли на лампах…

В общем, друзья мои, я в полном восторге! Сегодня весь вечер не мог наслушаться, истинное наслаждение!

Конечно, теперь надо все довести до ума окончательно, заменить емкости, лампы экранировать, путо из проводов как-то разобрать, но даже первые результаты весьма обнадежили.

Теперь захотелось сделать колоночки, такие вот вертикальные, коробки. Буду выяснять, что к чему, и задавать вопросы

Усилок предполагаю использовать для работы с тюнером спутникового тв, т.к. звук там обычно неплохой и даже бывает стерео в фильмах. Ну и так что-нибудь слушать.

А пока что можете меня поздравить с возвращением к ламповой технике в лице случайно доставшегося мне Прибоя.

зы а еще возле него тепло, что очень кстати, в связи с наступающими холодами

МОДЫ Grand Theft Auto V

Постараюсь описать ту тягостную ситуацию, сложившуюся в нашей стране с усилителями (отечественными). Большинство серийных усилителей страдают низким качеством воспроизведения. То есть хотя они и соответствуют заявленым в паспорте требованиям, но слушать их не приятно (при наличии слуха, конечно). По моему мнению, виноваты в этом не проектировщики этого усилителя, а те, кто занимался организацией серийного производства: проект проходил несколько инстанций на каждой из которых какой-нибудь инженеришка вносил свои «улучшения» с целью уменьшения затрат, упрощения производства и т.д. Сами понимаете, хорошего в этом мало.

Однако, вернемся к нашему «барану», т.е. усилителю «Прибой». Это первое поползновение возврата к устаревшей ламповой технологии. Однако, для обеспечения высокой выходной мощности были сделаны некоторые вещи, не совсем хорошие для звука (как то введение ООС, использование пентода 6ж32п известного своим микрофонным эффектом, выходной каскад в классе В). Было сделано 2 варианта: 50ум-204 и 75ум-104 отличавшихся только выходной мощностью (напряжением подаваемым на выходной каскад).

Кстати, вот его схема:

Формат, размер Ссылки
DjVu Solo, 130k Схема (прислал Константин)
DjVu, 59k Вид платы (прислал Константин)

Но опять же, это отступление. Теперь о моем опыте приобретения этого «чуда совкостроения».

Сначала была приобретена не б/у акустика Амфитон 50ас-022 (пролежала на складе 10 лет). Купив Прибой 75ум-104 и эквалайзер Прибой э024с (и подсоединив его к АС, я был проажен мягкостью высоких частот, плавностью басов и несклько разочарован серединкой. Правда, этот недостаток частично решила смена проводки в АС, но. В общем, слушать этот аппарат с эквалайзером Прибой-Э024С было довольно приятно (меня коробило, когда я проходил на рынке рядом с работающими транзисторниками из-за скрипучих и шурщащих высоких). Но всему есть предел, и мне захотелось улучшить его звучание (благо я знал о возможности его улучшения).

После долгих поисков по интернету я наткнулся на упоминание о схеме переделки Прибоя:

Ламповый усилитель мощности прибой 50 ум 204 С

Ламповый усилитель мощности ПРИБОЙ 75 УМ 104 С. Усилитель доработан в бюро «Три В» Стародубцева В.А., с применением современных HI-END компонентов. Первый каскад драйвера выполнен на винтажной лампе 12AX7LPS удлиненный анод (новые, подобранные с хранения, стоимость одной лампы 2000 рублей) включенный по схеме SRPP, второй каскад фазоинвертор на 6Н23П (новые 72 года) включенный по схеме фазоинвертор с катодной связью, выходные лампы ГУ-50 (винтах 70-х годов из запаса, подобранные по параметрам) с фиксированным смещением. Проходные конденсаторы MKP Mundorf MCap (стоимость одного конденсатора 476 рублей, применено 6 шт.) и audiofiler, конденсаторы по питанию JAMICON (SAMWHA), увеличенной емкости и зашунтированы пленочными конденсаторами MKP (Немецкой компании EPCOS и WIMA), выпрямительные диоды ультра фасты SF18 (возможна замена на диоды шоттки карбид кремния, стоимость одного диода 300 руб., необходимое количество 10 шт., удорожание на 3000 рублей). Данные компоненты значительно изменили качество усилителя в лучшую сторону и приблизили к уровню HI-END аппаратуры. Данный усилитель является выгодным предложением для любителей лампового звука в ценовой категории без фанатизма. Все компоненты новые, с хранения (NOS), косметическое состояние на 5. В усилителе имеются: гнездо RCA для подключения источника; выходные винтовые зажимы для подключения АС левого и правого каналов на 4 и 8 Ом; кнопка включения и отключения питания; индикатор включения сети белолунного свечения; регулятор ограничения уровня входного сигнала раздельно по каналам. Номинальная выходная мощность каждого канала при сопротивлении АС 4/8 Ом, не менее 30 Вт. Минимальная э.д.с. на входе 0,6 ± 0,15 В. Эффективный диапазон частот, ограниченный усилением — 20…20000 Гц. Общие гармонические искажения в нормальных рабочих условиях 1 %. Общие искажения интермодуляции при нормальных условиях — 2 %. Переходное затухание между стереоканалами, в номинальных условиях в диапазоне частот 250…10000 Гц, не менее 40дБ. Отношение сигнал/взвешенный шум в номинальных условиях для линейного входа 86 дБ (92 дБ). Входное сопротивление 33 кОм. Напряжение питания — сеть переменного тока 220 В, 50 Гц. Потребляемая мощность 250 ±30 Вт. Габариты усилителя 430x400x163 мм. Масса без упаковки 18 ± 0,5 кг. Причина продажи – переход на другой усилитель, выполненный на лампе 300 В. Усилитель ожидает нового поклонника кристально чистого, детального и теплого лампового звука!!! Корпус низкий, первые модели прибоя, выпущена не большая партия, особо цениться среди любителей ламповых усилителей. Для коллекционеров – заводской номер на шасси №00116. Возможна доставка в любой город Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского края.

Схема доработки усилителя мощности

Предлагаемая схема состоит из фазоинверсного и выходного каскадов, без ООС. Для стабилизации напряжений смещения, и повышения коэффициента усиления фазоинверсного каскада, применены развязывающие катодные повторители на лампе 6Н6П.

Раскачки выходных ламп хватает с хорошим запасом, т.к. усиление ФИ 50…60. Для обеспечения нужного напряжения источника смещения, и его коррекции, на плате блока питания произведены некоторые изменения.

Выпрямитель переделан в удвоитель, для чего добавлены 2 конденсатора и диод. Места для установки электролитов на плате достаточно. Для коррекции смещения добавлены стабилитрон и резистор.

Напряжение стабилитрона задает нужное уменьшение тока покоя выходных ламп при увеличении питающего напряжения, и наоборот. Провода -100В и +33В бросаются дополнительно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семинар по технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: