Постановка задачи
О стабилизации частоты и индикации я уже написал, это понятно. Но есть еще один важный момент: у приемников с низкой ПЧ имеется трудноизлечимая проблема — зеркальный канал. А проявляет себя эта проблема, когда надо принять слабую станцию, рядом с которой находятся две сильные. В результате мы слышим сигнал сильной станции, задевающий зеркальный канал.
Эффективно бороться с этим можно только повышением ПЧ, например до стандартного значения 10,7 МГц, а с такой ПЧ уже следует использовать дробный детектор. На том и порешим. В итоге вырисовывается приемник с цифровым гетеродином, индикацией и классическим (почти) ламповым трактом.
6.3v Elevated Artificial Center Tap
If your power transformer does not have a 6.3v center tap then connect the
6.3v artificial center tap resistor junction to the 65v Heater Elevation eyelet
(
shown).
The output transformer is a 5 watt rated Hammond
125B wired for 22.5K:8 ohms (use the orange and yellow secondary wires—do
not connect the black wire). This little output transformer will give us some
big amp transformer saturation for a little compression and
sustain. I purchased mine from
Mouser.com.
A
Classictone 40-18040
4H 50ma
choke easily supplies the entire amp with ripple-free power.
The cap can is a JJ 40/20/20/20uF 500v can. I sourced it and its clamp from Mojotone.com.
The can’s terminals are marked with Y, X, U, O and «-» stamped in the terminals.
The Y terminal is 40uF and the X, U and O have 20uF. The «-» is the negative or
ground terminal.
I’ve heard great things about the
long plate JJECC802S 12AU7 as a power tube so give it some consideration.
You can upload the
JCM800 Micro Hoffman circuit board DIYLC file to
Hoffmanamps.com
and Doug will make an eyelet or turret board for you. The empty board with eyelets or turrets installed is $18 + shipping.
I used to make my own turret boards but with HoffmanAmps.com accepting DIYLC
files to make custom boards it’s just too easy and inexpensive to bother with
making them myself.
You can use a standard
Princeton Reverb size cab with either a 10″ or 12″ speaker. Mojotone
sells a nice cab and a
Princeton Reverb head cab too.
Принципиальная схема
В первом каскаде (рис. 1) работает один из триодов лампы 6Н8С. Лампа выбрана после прослушивания в данной схеме нескольких типов в различных режимах и имеет на взгляд (ухо?) автора несколько преимуществ. Ее звуковая сигнатура отличается естественностью, а построение стереопанорамы — точностью и глубиной.
Если усилитель изготавливается в виде моноблоков, разумно применить одиночные триоды 6С2С — даже с несколько лучшим результатом. Могут подойти также и 6С5 (6С5С).
Примечание. Возможно, кому-то понравится звук лампы 6Н1П, которая также неплохо работает в данной схеме, но автор считает ее звучание здесь резковатым.
Небольшой по величине резистор автоматического смещения не шунтируется конденсатором, что создает небольшую местную ООС с линеаризующим действием. Кроме того, отсутствие конденсатора снимает проблему его влияния на звук, которое почти никогда не бывает положительным.
Для выходного каскада также после проб выбрана лампа EL34 в три-одном включении.
Совет. Постарайтесь ее найти, она порадует вас упругим басом, гармоничным тональным балансом — прекрасный прибор!
Существовал и ее отечественный аналог, правда, малораспространенный — 6П27С. Несколько хуже будут 6ПЗС (в этом случае предпочтительнее 6ПЗС-Е), ГУ-50. При соответствующем перерасчете выходного каскада можно попробовать 6Н5С (6Н13С), по паре включенных в параллель EL84 (6П14П), 6П1П, 6П6С (все — в триодном включении) или 6С19П.
И наконец, кто располагает лампами 6СЗЗС или 6С41С, может и с ними поэкспериментировать, умощнив источник питания и понизив анодное напряжение. Хотя, строго говоря, мощность первого каскада в данной схеме для их «раскачки» недостаточна.
На схеме (рис. 1) показана цепь общей отрицательной обратной связи (резистор R7), введенная с целью снижения интермодуляционных искажений. Однако в авторском варианте ОС не включена.
Примечание. Автор настороженно относится к применению общей ООС в подобных схемах, тем более, что в данном усилителе с выключенной ОС искажений не слышит. Послушайте и определите, как вам больше нравится.
Схема содержит совсем небольшое количество элементов, но качество каждого очень важно. Здесь мы изложим некоторые желательные «излишества», хотя и в минимальном варианте звучание усилителя вас не огорчит
Начнем с регулятора громкости. Если вам доступен дискретный переключатель высокого качества — лучше применить его, собрав схему L-аттенюатора. На практике бывает достаточно всего 5-6 положений.
Резисторы R2—R5 типа МЛТ-2. R2 выполняет защитную функцию при возможном нарушении контакта в движке потенциометра Rl. R6 можно набрать из четырех МЛТ-2 в смешанном соединении или применить проволочный остеклованный мощностью 10 Вт. Допуск номиналов всех резисторов — 5%.
Конденсатор для цепи катода выходной лампы лучше приобрести импортный — из наших деталей подойдет разве что К50-35. Но наилучшим решением будет применение здесь полипропиленовых или бумажных (МБГЧ или МБГП) конденсаторов емкостью хотя бы 50—60 мкФ.
Выходной трансформатор заслуживает отдельного разговора. Если ориентироваться на его самостоятельное изготовление, сечение железа следует выбрать около 10 см2 (можно немного больше).
Намотка секционированная — чередование 5 слоев «первички» (2500 витков, 00,25 мм) и 4 слоев «вторички» (300 витков, 00,6 мм). Сделайте отводы от 240-го и 270-го витка для настройки под конкретную акустику.
Автору больше нравится звучание трансформаторов на Ш-железе, но можно применять и ленточный сердечник. Многое зависит от качества стали — лучше всего использовать сердечник от какого-либо звукового трансформатора (кинотеатральная аппаратура, ламповые радиоузлы и т. д.). Толщина немагнитной прокладки при сборке — около 0,15 мм.
Если применяете межобмоточную изоляцию из конденсаторной бумаги, то лучше пропитать собранный трансформатор парафином для повышения электрической прочности и фиксации витков.
Автор использует для изоляции тонкую сантехническую ленту «ФУМ» (белого цвета). Она хорошо фиксирует витки, обладает свойствами отличного диэлектрика. И если трансформатор при этом намотан аккуратно (витки по краям не проваливаются и т. п.), его можно и не пропитывать.
↑ Настройка усилителя
Тут я полностью цитирую Манакова: Первый каскад настраивается по падению постоянного напряжения 1,8-2 В в контрольной точке на катодном резисторе подбором номинала этого резистора. Второй каскад настраивается по падению постоянного напряжения в контрольных точках на катодных резисторах 1 Ом ламп выходного каскада, путём регулировки напряжения смещения на управляющих сетках этих ламп. Падение напряжения на них должно быть 0,035-0,04 В, что соответствует току анода каждой лампы 35-40 мА. Наиболее «экономные» могут снизить токи выходных ламп до 25-30 мА. Я думаю, излишне напоминать о том, что все эти настройки нужно производить в режиме молчания. По переменному напряжению фазоинверсный каскад настраивается при подаче переменного напряжения около 0,5 В с частотой 3 кГц на сетку левого триода лампы 6Н9С, подстроечным резистором в цепи сетки правого триода лампы выставляется одинаковое по величине переменное напряжение на анодах лампы. При этом нужно пользоваться вольтметром с входным сопротивлением не менее 1 мегОм.
Добавлю лишь, что при использовании ламп EL34, токи покоя можно (и нужно!) смело поднимать примерно до 56 — 60 мА, при анодном напряжении около 350 В.
Старый Marshall — новый Marshall
За последующие 30 лет Marshall представит целый ассортимент усилителей с самым разным характером. От специально перегруженных Marshall 2555 до рычащих Marshall 2203 и демонических Mode Four.
Вплоть до 2011 года Marshall остается авторитетным и влиятельным игроком профессионального рынка для музыкантов всех уровней. Усилители Marshall моментально ассоциируются с гитарой, роком и узнаваемым, фирменным «маршалловским звуком». Разработанный еще в 1962 году усилитель открыл целую индустрию для профессиональных музыкантов, индустрию звука, который долго ждали.
Единственному владельцу и основателю Marshall на тот момент исполнилось 87 лет. Но пожилой создатель — не значит старомодный. Понимая, что мир захватывает эра стремительного роста технологий, Джим настраивает компанию на выпуск отдельной линейки продукции и создает целое подразделение потребительской электроники.
Задачей вновь образованного предприятия стало продвижение на рынок аудиооборудования для рядовых слушателей, профессионально не связанных с музыкой. Так появляется целая линейка продуктов меломанов.
Первыми на рынок вышли наушники Marshall Major. Дизайнеры позаботились о том, чтобы передать наушникам узнаваемый дизайн усилителей и кабинетов. Традиционно компания сохранила позиционирование своих первых наушников как продукта для массового рынка, установив вменяемую цену в $100.
Модель оказалась настолько успешной, что в последующие пять лет Marshall анонсирует еще несколько эволюционных модификаций Major и запустит вторую актуальную серию наушников.
Лимитированные стальные Marshall Major II Steel Edition для ценителей истинного рок-звучания с глубоким басом и низким уровнем искажений. Модель можно использовать и в качестве гарнитуры для смартфона.
Bluetooth-наушники Marshall Major II Bluetooth, способные раскачать любой гаджет по беспроводному протоколу и подарить до 30 часов звучания от одного заряда. Но самое приятное, что инженеры оставили покупателю выбор: при желании, MAJOR II BLUETOOTH BLACK можно использовать и в качестве проводных — соединительный джек-джек кабель поставляется в комплекте.
Затронули в компании и сегмент Hi-Fi, представив мониторную модель Marshall Monitor Steel Edition с запатентованной системой F.T.F, обеспечивающей мягкое и сочное звучание. Особенность модели — широкий диапазон воспроизведения частот от 10 Гц.
Помимо компактных вкладышей: Marshall Mode EQ Android Gold, Marshall Mode EQ Gold и Marshall Minor White, Marshall создала целую серию портативной акустики для любителей музыки.
Миниатюрная Marshall Acton, несмотря на свои скромные габариты, способна выдавать настоящее рок-н-ролльное звучание. Три динамика и лучшие традиции построения профессиональных усилителей не прошли мимо этой модели.
Вариант помощнее — Marshall Woburn. Внешняя схожесть с Acton, но совершенно на другом уровне мощности. Четыре динамика, которых с головой хватит для шумной вечеринки.
В середине прошлого года Marshall представила свой первый смартфон на базе операционной системы Android, модель Marshall London. Смартфон для тех, кто в душе живет с рок-н-роллом, драйвом и музыкой и хочет получать от мобильного звука максимум.
Компанию Marshall неоднократно хотели поглотить. Джиму Маршаллу предлагали 100 млн фунтов стерлингов с личной 15-летней выплатой по 1 млн в качестве бонуса, но основатель Marshall отказался. «Компания не продается. Этот бренд — мое имя. Я не хочу, чтобы мне кто-то указывал что и как делать», — каждый раз отрезал Джим Маршалл.
В 2012 году создателя компании не стало. Маршалл словно чувствовал свой уход, и за год до смерти успел сделать все возможное, чтобы фирменных «маршалловский звук» мог услышать и рядовой пользователь, не связанный с музыкой и сценой. У компании большие планы на будущее. На сегодняшний день Marshall производит лучшие сценические усилители и останавливаться на этом не собирается. Звук Marshall не спутать ни с чем, и в этом теперь может убедиться каждый!
iPhones.ru
50 лет построения легендарного звучания.
Рассказать
JCM800 6V6
Click the schematic to see the high resolution image. Download the
pdf and
DIYLC file.
JCM800 in a Princeton Reverb chassis. The preamp ground bus
is grounded at the High Input jack ground terminal. The layout is an accurate
depiction of a Princeton Reverb chassis. Note that neither speaker jack has a
shorting switch. Click the layout to
see the high resolution image. Download the
pdf,
DIYLC and
Hoffman circuit board DIYLC file.
The cap can is a
JJ 40/20/20/20uF 500v can
from
Mojotone.com.
The can’s terminals are marked with Y, X, U, O and «-» stamped in the terminals.
The Y terminal is 40uF and the X, U and O have 20uF. The «-» is the negative or
ground terminal.
You can use a standard
Princeton Reverb size cab with either a 10″ or 12″ speaker. Mojotone
sells a nice
Princeton Reverb head cab too.
↑ О конструкции
В качестве материала шасси был взят композит (структура – толстая алюминиевая фольга с двух сторон и внутри пластик) у рекламщиков, можно гнуть, резать, пилить, сверлить.
И вообще у рекламщиков много чему поживиться можно из остатков алюминиевых профилей, пластика и другого листового материала. Места изгибов можно делать строительным ножом, но я их отфрезеровал заточенным под фрезу сверлом с помощью бытового фрезера по дереву на малых оборотах. Стыки проклеены термоклеем и дополнительно прогреты, чтобы клей протек в стыки. Шина земли проведена по центру корпуса. Некоторые детали и колодки приклеены тем же термоклеем, держится хорошо. Корпус заземлен. Вот, что получилось:
Я выбрал советские лампы и китайскую сборку
Самый простой ламповый усилитель собирается на советских лампах типа 6ж«Х», где Х — цифра от 1 до 12. В зависимости от конкретной цифры, меняется звучание готового устройства и некоторые условия настройки, не критичные для готового изделия.
Преимущество этой схемы — невероятная простота и возможность отказаться от громоздкого трансформатора — лампы этого типа можно питать не переменным, а постоянным током! Вот с этого и начинается «дешево и сердито».
К тому же, лампы этого типа до сих пор выпускаются (завод восстановлен американским бизнесменом). Да и раньше были очень распространены: на любом рынке их можно покупать десятками. Кроме того, их можно заменить на не менее распространенные E180F или 6688. Китайские производители выпускают на базе этих ламп множество готовых аудиорешений различного назначения.
Из гипсового заточения к сценической славе
В середине 1923 года в семье боксера Джеймса Маршалла родился сын Джим. В возрасте пяти лет ребенку поставили страшный диагноз — туберкулез костей: кости мальчонки оказались чрезвычайно хрупкими и чувствительными к любым нагрузкам. Единственным лечением в медицине того времени оставалось полное соблюдение покоя и больничная койка фактически отобрала у Джима семь лет детства.
Ровно столько ребенок провел в гипсовом панцире, который полностью ограничивал движение. В 12 лет Джим наконец освободился от гипсовых оков и семья перебирается в Саутхолл.
В середине 30-х годов Англий утопала в Великой депрессии и семье Маршалла приходилось нелегко. Отец открыл небольшую закусочную, в которой вскоре стал работать и сын-Джим. В связи с болезнью, мальчик так и не получил образования и не посещал школу. Понимая, что семья испытывает финансовые трудности, Джим отправляется на работу в кондитерскую фабрику. За два года он успел поработать на свалке металлолома, на стройке, продавцом, пекарем, резчиком. И все это время заработанные деньги Маршалл откладывал и копил, сам не зная, на что их потратит.
В возрасте 14 лет Джим обнаружил в себе талант певца, и в течение последующих нескольких лет был настоящей эстрадной звездой оркестра Чарли Холмса, давая по пять-шесть концертов в неделю.
С началом Второй мировой войны 17-летний Джим отправляется работать на завод Ceramic Engineering сборщиком, совмещая навыки инженеры с талантом певца исполнителя. Потом была должность рядового инженера на заводе по производству крыльев для истребителей «Heston Aircraft». Там же Джим стал ведущим специалистом, но музыку не оставлял.
Когда барабанщика септета, в котором пел Джим Маршалл, призвали на войну, музыканты решили, что именно Джим займет его место. «Поющий барабанщик» набирал популярность с каждым днем, но при этом никогда не учился и не брал уроков. Но профессиональный рост возможен лишь при наличии знаний. И Маршалл отправляется в Найтсбридж, к известному барабанщику Максу Абрамсу.
Блок питания для лампового УМЗЧ — электрическая схема
Источник постоянного тока состоящий из регулятора напряжения на LM317HVT используется для стабилизации тока выходного каскада. Ток смещения можно регулировать путем изменения текущей настройки резистора (10-22 Ома), и это позволит использовать в процессе экспериментов множество различных радиоламп. Для удобства введён переключатель, он может быть использован, чтобы легко регулировать ток смещения. Сюда можно ставить лампы типа 6550, KT88, KT90.
Довольно хорошее качество компонентов используются в наборе усилителя. Переходной конденсатор российского производства — бумага в масле (PIO). Тип помечен как K40У-9 (0.33uF / 630V), который хорошо звучит и популярен среди любителей аудио. Но не стесняйтесь экспериментировать с различными другими конденсаторами. Резисторы — углеродные пленки. Выходной трансформатор — Edcor CXPP25-MS-8к, мощностью 25 Вт.
Питание поступает на УНЧ через разъем, расположенный на задней панели усилителя. На входе 220 В есть 3 ампер предохранитель и фильтр помех. Силовой трансформатор Edcor с выходными обмотками 180V-0-180 В в 250 мА и 12 В на 4 А. Питание 12V постоянного тока используется для накалов ламп. Схема на LM555 и реле, используется для задержки подачи питания анодов.