High-end широкополосные динамики

Прослушивание обновлённых 15АС-109

Колонки сделаны были ещё летом. Конечно, на «хиенд» они не претендуют. Сравнивались с моим самодельным трехполосным трехкорпусным вариантом на 25ГДН-3-4 с модными последовательными фильтрами, и с Tandberg 2510 (кто-то сегодня помнит эту фирму – Hi-End 70-х годов?). Естественно, они уступают обоим. Тем не менее, после переделки колонки явно стали лучше

. Уверен, что они лучше любых заводских 15АС, S-20, S-30, всяких там кубиков и т. п. Звук ясный, чистый, по сравнению с трехполосным вариантом есть небольшая окраска, что неудивительно т. к. пищалка работает примерно от 2,5 кГц, а ниже – низкочастотник.

Обязательное условие – работа на подставке, хотя бы на табуретке. Если басы записаны на диске, они есть и в колонке, если в записи басов нет, то и колонки их не воспроизводят. Для нормального уровня громкости в комнате достаточно мощности до 4 Вт на канал. «Сибилянты не раздражают.»

В целом колонки играют достаточно ярко, но не назойливо. Тональный баланс по сравнению с вышеуказанными колонками смещен несколько вверх.

Малый размер позволяет их ставить даже на компьютерный стол. Колонки весьма тяжелые, что является скорее достоинством.

Китайские твитеры Alphard TW-302

Для данного бюджетного проекта не хотелось использовать пищалки у которых стоимость одной штуки была выше пары колонок, да и размеры играли важную роль. Поэтому я купил данные дешевые (но не самые дешевые) пищалки.


Интересно было послушать эти «шёлковые» купольники. «Шёлк» тут явно синтетический, нити арматуры реденькие, но материал очень мягкий упругий, резко отличается от пластиковых мембран. Корпус пластмассовый, а это погано – царапается, нет жесткости. Заявленные параметры 8 Ом и 95 дБ оказались «китайскими» — сопротивление 4 Ома (импеданс во всей полосе частот, не просто измерено тестером), а чувствительность… Точно измерить не могу, да и не надо, по моим прикидкам 88 дБ. Есть разница с 95 дБ?.. Тем не менее, резонанс 900 Гц и 1200 Гц, звук неплохой, мембраны легко можно заменить. В общем, «третий сорт – не брак».

* для динамика 16 ом конструкция катушки такова:

Марка провода ПЭТВ-1
Диаметр провода мм 0,16
Количество слоев
намотки
2
Количество витков в
1-ом слое
63
Количество витков во
2-ом слое
65
Омическое
сопротивление катушки
Ом 14.6+-0,5
Высота звуковой
катушки
мм 23
Внутренний диаметр мм 25,6
Внешний диаметр ,
вместе с намоткой
мм 26,55

Radiotehnika 20VT-5-8Область применения: среднечастотный трактТехнические характеристики:Номинальное сопротивление — 8 ОмШумовая мощность — 20 ВтЧувствительность — 89 ДбРазмеры — 125х125х75 ммRadiotehnika 25ZT-4-8Область применения: среднечастотный трактТехнические характеристики:Шумовая мощность — 25 ВтНоминальное сопротивление — 8 омRadiotehnika 25ГДН-1-8-80Современные аналоги: 25ZT-1-4, 25ZT-1-8, 25ZT-2-4, 25ZT-2-8Область применения:
низко-среднечастотный тракт
Технические характеристики:

Эффективный
рабочий диапазон частот
Гц 40 — 5000
Уровень
характеристической чувствительности
Дб/Вт*м 84
Неравномерность АЧХ Дб 14
Номинальное
электрическое сопротивление
Ом 8
Частота основного
резонанса
Гц 30
Эквивалентный обьем,
Vas
Литр 30
Механическая
добротность, Qms
4,72
Электрическая
добротность, Qes
0,375
Полная добротность,
Qts
0,35
Габаритные размеры мм d200x97
Масса г 2100

Radiotehnika 10ZT-1-4 (10ZT-1-8)Область применения:
низко-среднечастотный тракт
Технические характеристики:Номинальное сопротивление — 8 ОмШумовая мощность — 10 ВтЧувствительность — 86 ДбРазмеры — 100х100х70 ммRadiotehnika 50ZTОбласть применения: низкочастотный трактТехнические характеристики:Шумовая мощность — 50 ВтНоминальное сопротивление — 11 омДиаметр катушки — 5 см (2 дюйма)Подвес резиновыйRadiotehnika 75ГДН-1-4 (75ГДН-1-8)Современные аналоги: 75ZT-1-4, 75ZT-1-8, 4 и 8 Ом соответственноОбласть применения:
низкочастотный тракт
Технические характеристики:

Эффективный
рабочий диапазон частот,
Гц
…31,5…1000
Уровень
характеристической
чувствительности, д
…86
…10
Номинальное
среднее звуковое давление,
Па
…1,26
Полный
коэффициент гармонических
искажений при подведении
мощности, соответствующей
номинальному звуковому
давлению, на частотах
ниже 1000 Гц, %
…3

Номинальное

электрическое
сопротивление, Ом

…4
Предельная
шумовая (паспортная)
мощность, Вт
…75

Предельная

долговременная мощность,
Вт

…78

Предельная

кратковременная мощность,
Вт

…80
Частота
основного резонанса, Гц
…25±5
Полная
добротность
…0,35±0.05

Эквивалентный

объём, м^3

…0.08
Габаритные
размеры, мм
d250*124
Масса,
г
6000

Radiotehnika 30ГД-1Современных
аналогов нетОбласть применения: низкочастотный тракт акустики 35АС-1
Технические
характеристики:
Шумовая
мощность — 75 ВаттНоминальное сопротивление — 4 ОмаДиаметр
мембраны — 25 смДиаметр катушки — 2 дюйма
Подвес резиновыйГлавное отличие от головки
75ГДН-1 применение кобальтового магнита
Radiotehnika 75ГДН-5Современных аналогов нетОбласть применения: низкочастотный тракт акустики S-70Технические характеристики:Шумовая
мощность — 75 ВаттНоминальное сопротивление — 4 ОмаДиаметр
мембраны — 25 смДиаметр катушки — 2 дюйма
Диаметр магнита — 134 ммТолщина
магнита — 2х12 мм
Подвес резиновыйГлавное отличие от головки 75ГДН-1 наличие схемы ЭМОС под защитным колпакомRadiotehnika 75ZT4Область применения:
низкочастотный тракт
Технические характеристики:Шумовая мощность — 75 ВаттНоминальное сопротивление — 8 ОмДиаметр мембраны — 25 смДиаметр катушки — 2 дюймаДиаметр магнита — 134 ммТолщина
магнита — 24 мм
Подвес резиновыйRadiotehnika 75ZT-2-4 (75ZT-2-8)Область применения:
низкочастотный тракт
Технические харатеристики:Шумовая мощность — 75 ВаттДиаметр динамика — 10 дюймовДиаметр катушки — 2 дюймаНоминальное сопротивление — 4 (8) омRadiotehnika 75ZT-3-4 (75ZT-3-8)Область применения:
низкочастотный тракт
Технические характеристики:Шумовая
мощность — 75 ВаттДиаметр динамика — 10 дюймовДиаметр катушки —
2 дюймаНоминальное сопротивление — 4 (8) ом

↑ Померили, послушали и…

Что касается параметров, то снизилась резонансная частота, увеличился эквивалентный объем. Чувствительность немного понизилась, но даже в таком варианте измеренная величина осталась на уровне 86 Дб, при паспортных 84(?). Симуляция обещает F3 = 45 Hz при ГВЗ в пике 14 мс для фазоинвертирующего оформления объемом 8 литров. Неплохо.

На слух

значительно расширился частотный диапазон, появились высокие частоты. Но ватную природу этого динамика мне победить, конечно же, не удалось. Он ни в коем случае не подходит для построения качественной АС, и даже современные китайские головки с диффузорами близких диаметров будут в основном звучат лучше. Проверено. По этой причине изготовление корпусов отложено. Возможно навсегда.

↑ Доработка динамиков 25ГДН-3-4

В 15АС-109 установлены динамики 25ГДН-3-4, это неплохие динамики, братья 10ГД-34, но значительно лучше их за счет огромного мощного магнита. Вследствие этого они могут нормально работать на объем 8…12 литров, обеспечивать отдачу от 30…40 Гц при спаде не 15 дБ, как у S-90 и им подобных, а 3…6 дБ. Конечно, объем движимого воздуха и мощность несопоставимы с 75ГДН.

Общей бедой большинства советских динамиков с резиновым подвесом является его задубение, что вызывает повышение резонансной частоты, добротности, а это приводит к ухудшению качества. Если изначально (при изготовлении) подвесы были нормальными, их можно попытаться оживить. Если уже на заводе поставили тугие подвесы, поможет только их замена.

Что я могу посоветовать из практики. Взять вату, хороший бензин («Калоша» или аналогичный), вырезать из картона кружок по размеру бумажной части диффузора и прикрепить его, чтобы жидкости меньше попадали на бумагу. Далее смочить вату и обильно смачивать резиновый подвес с лицевой части.

Да, бензин быстро испаряется, но пересохшая резина жадно впитывает бензин, меняется на глазах, из тусклой становится блестящей. Конечно, все работы, особенно с ЛВЖ, требуют соответствующих мер безопасности.

Итак, поим разину с лицевой части, пока она не откажется пить бензин. Затем ставим динамик магнитом вверх и наливаем в канавку гофра бензин, ждём, пока он впитается и испарится. Сразу после полного испарения полезно устроить динамику разминку час-другой низкими частотами на резонансной частоте (легко определяется на глаз) добиваясь максимальной амплитуды, но без стука гильзы о магнитную систему.

Если резина действительно была сухой, она изменится, параметры динамика заметно улучшатся. Конечно, лучше всего, проводить измерения, если есть такая возможность. В моей практике были как случаи снижения резонанса на 20 Гц, так и незначительный эффект всего в несколько Герц.

Проблема в том, что через пару суток происходит частичный откат улучшенных параметров. Чтобы закрепить достижения, надо воспользоваться автомобильным восстановителем приводных ремней. Он продается в аэрозольных баллончиках. Думаю, все они примерно одинаковы, я купил «Belt Dressing & Conditioner» фирмы Permatex.

Покрываем пеной гофр с обеих сторон поочередно 2-3 раза (вот где понадобится картонный кружок, без него на диффузоре будут пятна и некрасивые потёки) дожидаясь каждый раз высыхания.

Эффект от такой обработки длительный, явно присутствует более полугода (по моему опыту). Резина становится на ощупь совсем другой – мягкой и немного липкой, на глаз – блестящей. Разминка с максимальной амплитудой тоже желательна. Резонанс понизился с 60…65 до 45…50 Гц т. е. стал как у новых динамиков.

Двухполосная акустика Мелодия-101-стерео

За основу была взята двухполосная акустическая система радиолы I класса «Мелодия-101-стерео» с динамическими головками типов 10ГДН-1 (6ГД-6), 6ГДВ-1 (ЗГД-2) и с габаритными размерами 300x171x168 мм, но с другой конфигурацией и несколько меньшим объемом ящика акустической системы (фото в начале сайта).

Ящики были изготовлены из ламинированной фанеры толщиной 12 мм. Боковые стенки и лицевая панель, с вырезанными отверстиями под динамические головки, соединены между собой с помощью деревянных реек сечением 15×15 мм, клея ПВА и коротких гвоздей.

Гвозди должны входить в фанеру на глубину не более 8 мм. Задняя часть боковых стенок вначале также была обшита рейками сечением 15х 15 мм по всему периметру на расстоянии 12 мм от края для крепления задней стенки шурупами.

Первоначально ящик акустической системы был закрытого типа, в нем были установлены две электродинамические головки типов 25ГДН-3 (15ГД-14) и 6ГДВ-1 (ЗГД-2) с простейшим фильтром, аналогично «Мелодии- 101 -стерео», из одного разделительного конденсатора между головками емкостью 2 мкФ.

Эти динамики выбраны из следующих соображений:

  • диапазон воспроизводимых частот динамика 25ГДН-3 65-5000 Гц;
  • частота основного резонанса 55 Гц;
  • номинальное электрическое сопротивление 4 Ом;
  • диапазон воспроизводимых частот динамика 6ГДВ-1 5000…18000 Гц;
  • номинальное электрическое сопротивление 8 Ом .

В результате этого получается полная стыковка диапазонов воспроизводимых частот от 65 до 18000 Гц без среднечастотного динамика. Практические испытания звучания этой акустической системы на слух дали результат, который оказался ниже ожидаемого в части воспроизведения низших звуковых частот. Очевидно, сказалось уменьшение объема ящика.

Проанализировав все возможные способы повышения качества звучания, при тех же габаритах акустической системы, было принято решение дополнить ящик щелевым фазоинвертором с тыльной стороны и установить сдвоенные головки типа 25ГДН-3, у которых результирующий эквивалентный объем в два раза меньше, чем у одной такой же головки .

Объем имеющегося ящика, как бы, увеличивается почти в два раза для наружной головки, учитывая, что внутренняя головка занимает часть полезного объема. В результате уменьшение объема ящика по сравнению с акустической системой «Мелодии-101- стерео» было компенсировано применением сдвоенных головок.

Акустические системы 15АС-109

Источник фото: vega-brz.ru

В 15АС-109 установлены 15ГД-14 (25ГДН-3-4) и 10ГДВ-2-16. Раздел на частоте 5 кГц и изменить его нельзя т. к. работа 10ГДВ-2-16 ниже невозможна. Поэтому звук вялый, серый, тусклый из-за невнятного воспроизведения средних (самых главных для общего восприятия звука) частот. И это касается не только данной модели, но и всех двухполосок в которые установлены ранее упомянутые НЧ динамики.

Лучшие советские конструкторы прекрасно это знали и для модернизации подобных двухполосок предлагали радиолюбителям установить полноценные СЧ динамики, такие как 2ГД-40. Увы, маразм миниатюризации не позволял что-то дополнительно ставить в малюсенькие корпуса, да еще в боксе, потому как объём и так был недостаточен.

Предлагались внешние городушки-скворечники, это хорошо звучало, но добиться культурного вида было сложно. Кроме того, что бы ни говорили, но 2ГД-40 и им подобные, работали, как по паспорту до 12,5 кГц, выше – обрыв, да и направленность выше игольчатая т. е. нужна трехполоска в новом корпусе и с новыми фильтрами, от старых колонок оставался один НЧ динамик. Вариант хороший и я сделал такую трехполоску, принципиально только на доступных советских динамиках, но сегодня не об этом.

25Гдн 1 4 сабвуфер

Вобщем валялся дин дома уж года 2.решил попробовать реализовать его в БП4.

С коробкой помог этот доброй души человек))) mrakers Спасибо тебе человек!

Вобщем слепил все за 2 дня, погода позволяла, теплота, в деревне во дворе все это делал) дома клеил и собирал. Т.к. работа видна на фотках, то перейду сразу к описанию полученного результата. Вцелом я ООООчень доволен этой маленькой штучкой (гдн всего 12 см в диаметре примерно, точно уж не помню)) О звучании: бас есть и он замечательный, но немного жестковат что ли так скажем. Нуу «негров» слушать можно, но не так интересно как клаб и транс и этому подобное. Самый низ не дает он. Герц с 45 начинает отлично играть, все что до этого — слабовато. на 70 с копейками небольшой провал (это все на слух, через прогу частоту задаю и слушаю). после этого провала снова все нормально а все что выше не так уж и интересно вобщем то.

Покатался с ним даже в машине (в багажнике), вполне нормально, но естественно тиховато для машины.

Сейчас работает в общаге от компа. Есть в планах попробовать вскрыть открытую камеру и все таки обклеить звукопоглощающим материальчиком, так как изначально было нечем и решил послушать как будет без него

Думаю после обклейки исчезнет кое какой посторонний звучек из фазика и появится мягкость баса) Всем спасибо за внимание, не судите строго, это мой первый БП4 в качестве эксперимента, думаю получилось вполне нормально, я доволен! Пальчик знаем где)

Очень долго собирался сделать такой саб, чтобы и в машину влез и звучал хорошо и был недорог. Надумал наконец-то сделать из 25ГДН-1Л(10ГД-34 или 25ГДН-1-4) – самый доступный и относительно недорогой во Владимире – примерно 350р. Решил не возиться с долгими измерениями и использовал паспортные величины (Vas=11л, Qts=0,45, Sensitivity=84 Дб) , кроме Fs. Измерил ее с помощью JBL Speakershop. Получилось 75 Гц (а по паспорту – 80 Гц). Ввел эти параметры в JBL и посчитал объем с максимальным демпфированием (Box Damping(Fill)-Heavy). Получилось 11,25л. Посчитал объем динамика – 0,37л. Значит объем ящика будет 11,62л. В той же программе посчитал размеры ящика – 38*23*14. Но такой ящик явно не влез бы под заднее сиденье запора. Поэтому я немного изменил размеры ящика, но объем остался тот же – 36*19*17(внутренний). Затем купил плиту ДСП 2000*230*16мм. Распустил все это электролобзиком + пилой (лучше пилой – ровнее получается) на 3 пары плит размером 393*223*16(передняя и задняя стенки), 393*205*16(боковые стенки), 205*190*16(верхняя и нижняя стенки). Каждую пару стенок зажимал в струбцинах и подгонял напильником, следя за тем чтобы углы были прямыми. В передней стенке выпилил отверстие диаметром 11см. центр отверстия 13см от верха стенки для динамика. И отверстие для канала(порта) диаметром 4см, центр отверстия – 11см от низа стенки. Отверстия сверлил так: циркулем рисовал круги, по периметру сверлил маленьким сверлом много дырок, выламывал это все стамеской, а дальше – полукруглым и круглым напильниками. Затем нужно было скрепить ящик. Я выбрал шурупы 35*4 с потайной головкой (передняя и задняя стенки по 16 шурупов, боковые стенки по 6 шурупов), итого 44 шурупа. Собрал ящик, не привинтил только лицевую панель. К лицевой панели привинтил динамик на шурупах 20*4. От динамика пустил аудиокабель 0,75мм2*2, закрепив его предварительно держателями. Провод вывел через заднюю стенку. В порт вставил отрезок водопроводной трубки. Длину посчитал в JBL. Почитал как это все считается. Считается это так Fф=0,63Fгд. Частота настройки фазоинвертора равна 0,63*частота резонанса динамика. В общем выбрал длину 5см. Благодаря трубке усиливаются частоты в районе 50 Гц. В общем длина не очень критична. Дальше промазал изнутри пластилином весь корпус и все вокруг динамика и порта.

↑ Итого

К моему удивлению, результат оказался лучше ожиданий. Теперь осталось передать колонки в добрые руки кого-то из моих друзей, на новое ПМЖ.

Доброго времени суток мои дорогие читатели.Наверно не найдется того человека кто ездит без музыки в машине. Вот и я, любитель послушать музыку в более качественном исполнении приложил свои уши, вернее руки к одной из очень удачных конструкций сабвуферов.Речь пойдет об акустическом оформлении некого Рогожина и его лабиринте. Прошу не путать с моим другом Рогожниковым Алексеем который участвовал в построении данного короба.Итак: лабиринт Рогожина, в простонародье ЧВ (четверть волновой) короб. Одна из достаточно сложных и интересных конструкций. Представляет из себя волновод длинною равною (скорость звука/на частоту резонанса дина)/4.Чуть отвлекусь… В моей машине нет чего то особенного из аудио компонентов, обычная магнитола альпайн, в дверях и полке 13е коаксиальные дины.Отсутствие усилителя и силового кабеля(пока).Именно по этому меня заинтересовало данное акустическое оформление.Даже при малой подводимой мощности, головка дина находится в пиках (превышает максимальный ход). Что позволит запитать мой саб от обычного тылового канала магнитолы.Расчёты:не стал принудительно загонять дин в низа а выбрал для расчета короба частоту резонанса самой головки (из технических характеристик) 53ГцВысчитал площадь диффузора дина 78,5375 см.квтак же высчитал площадь сечения порта 117,80625 см.кви его длину 1,617…метраприкинул размеры стенок ширину и высоту порта 15 и 7,85см

Ну и собственно сам пациент, вернее пациентка вега 25АС-101, пережившая все мои летние дискотеки на природе, ну и извлеченная из нее динамическая головка 25ГДН3-4

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семинар по технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: