Пошаговая инструкция
Перед началом проведения ремонтных работ необходимо произвести осмотр кузова и выявить все проблемные места. Оценить степень повреждения и определиться со способом устранения коррозии.
Инструменты и материалы
Перед началом работ необходимо подготовить:
- болгарку;
- наждачную бумагу;
- обезжириватель;
- шпатлёвку;
- грунтовку;
- краску;
- автомобильный лак;
- преобразователь ржавчины;
- малярный скотч;
- чистую ткань.
Механический способ
Устранение ржавых пятен механическим способом проводится в несколько этапов:
зачистка коррозии до металла наждачной бумагой. Работу можно проводить вручную или при помощи электроинструмента, например болгарки
Зачищать пятно следует постепенно и осторожно, избегая появления грубых царапин
Важно не повредить целые участки лакокрасочного покрытия и произвести 100%!полную зачистку до «голого» металла.
- обработка подготовленной области кузова преобразователем ржавчины с целью устранения мельчайших, не всегда заметных глазу, остатков коррозии.
- обезжиривание поверхности после окончания действия преобразователя (в среднем через полчаса);
- шпатлевка (проводится в несколько слоев при необходимости) и шлифовка обработанной поверхности;
- покраска в цвет кузова (перед покраской защитите прилегающие части кузова при помощи газет и малярного скотча и нанесите антикоррозионную грунтовку в 2-3 слоя). Покраску проводится также в 2-3 слоя с тщательной просушкой каждого.
- нанесение прозрачного лака (при желании) для более надежной защиты и красивого вида.
Смотрите видео о том, как убрать ржавчину с автомобиля за 10 минут:
Химический способ
Как правило, подобное препараты наносятся на проблемное место в соответствии с инструкцией производителя на указанное время, после чего остатки средства вытираются или смываются.
Однако, для получения отличного и долгосрочного результата далее придётся также производить шпатлевку, шлифовку и покраску. При устранении несильного повреждения кузова можно обойтись и без этих шагов.
Популярные препараты
Самыми популярными химическими средствами для удаление ржавчины с кузова автомобиля своими руками являются:
- ортофосфорная кислота — самое известное средство, может использоваться в чистом виде или входить в состав различной химии;
- ВСН-1 Нейтрализатор — легко справляется со ржавчиной, превращая ее в темную массу;
- цинкор — комплект для устранения ржавчины и дальнейшей оцинковки металла посредством нанесения специального защитного слоя электрохимическим способом. Требуется подключение к аккумулятору. Процесс работы со средством цинкор можно подробно посмотреть в видео ролике:
Она быстро устранит заметные ржавые следы с поверхности кузова, но не устранит сам очаг распространения. Следовательно такой эффект продлится не более месяца. Как правило, к такому способу прибегают владельцы во время предпродажной подготовки авто.
Пошаговая инструкция
Перед началом проведения ремонтных работ необходимо произвести осмотр кузова и выявить все проблемные места. Оценить степень повреждения и определиться со способом устранения коррозии.
Инструменты и материалы
Перед началом работ необходимо подготовить:
- болгарку;
- наждачную бумагу;
- обезжириватель;
- шпатлёвку;
- грунтовку;
- краску;
- автомобильный лак;
- преобразователь ржавчины;
- малярный скотч;
- чистую ткань.
Популярные препараты
Самыми популярными химическими средствами для удаление ржавчины с кузова автомобиля своими руками являются:
- ортофосфорная кислота – самое известное средство, может использоваться в чистом виде или входить в состав различной химии;
- ВСН-1 Нейтрализатор – легко справляется со ржавчиной, превращая ее в темную массу;
- цинкор – комплект для устранения ржавчины и дальнейшей оцинковки металла посредством нанесения специального защитного слоя электрохимическим способом. Требуется подключение к аккумулятору. Процесс работы со средством цинкор можно подробно посмотреть в видео ролике:
Она быстро устранит заметные ржавые следы с поверхности кузова, но не устранит сам очаг распространения. Следовательно такой эффект продлится не более месяца. Как правило, к такому способу прибегают владельцы во время предпродажной подготовки авто.
Механический способ
Устранение ржавых пятен механическим способом проводится в несколько этапов:
зачистка коррозии до металла наждачной бумагой. Работу можно проводить вручную или при помощи электроинструмента, например болгарки
Зачищать пятно следует постепенно и осторожно, избегая появления грубых царапин
Важно не повредить целые участки лакокрасочного покрытия и произвести 100% полную зачистку до “голого” металла.
- обработка подготовленной области кузова преобразователем ржавчины с целью устранения мельчайших, не всегда заметных глазу, остатков коррозии.
- обезжиривание поверхности после окончания действия преобразователя (в среднем через полчаса);
- шпатлевка (проводится в несколько слоев при необходимости) и шлифовка обработанной поверхности;
- покраска в цвет кузова (перед покраской защитите прилегающие части кузова при помощи газет и малярного скотча и нанесите антикоррозионную грунтовку в 2-3 слоя). Покраску проводится также в 2-3 слоя с тщательной просушкой каждого.
- нанесение прозрачного лака (при желании) для более надежной защиты и красивого вида.
Смотрите видео о том, как убрать ржавчину с автомобиля за 10 минут:
Химический способ
Как правило, подобное препараты наносятся на проблемное место в соответствии с инструкцией производителя на указанное время, после чего остатки средства вытираются или смываются.
Однако, для получения отличного и долгосрочного результата далее придётся также производить шпатлевку, шлифовку и покраску. При устранении несильного повреждения кузова можно обойтись и без этих шагов.
Как быстро удалить ржавчину с автомобиля – электрохимический метод
Электрохимический способ удаления ржавчины с кузова машины подразумевает выполнение на пораженном участке окислительно-восстановительного процесса. Сама реакция протекает в электролите под действием тока. Это сложный процесс. Но если разобраться, то получится, что это самый простой метод избавления от коррозии.
Достоинства способа:
- Полное удаление ржавчины.
- Доступность и простота.
- Образование цинкового слоя для защиты металла в дальнейшем.
- Метод безвреден для неповрежденного лакокрасочного покрытия.
- Быстрый результат.
Для процедуры потребуется:
- Кусок металлического провода.
- Два электрода из нержавейки (один с наконечником из цинка).
- Преобразователь коррозии.
- Раствор хлористого цинка.
Для удаления ржавчины необходимо:
- Подсоединить провод к плюсовой клемме аккумулятора.
- Сделать на кончике электрода ватный наконечник и окунуть его в преобразователь.
- Аккуратно обработать наконечником поврежденное ржавчиной место.
- Подключить второй электрод с цинковым наконечником к проводу от аккумулятора вместо первого электрода.
- Сделать вокруг цинкового наконечника обмотку из ткани.
- Окунуть электрод в раствор хлористого цинка и провести по очищенному участку металла, чтобы создать защитный слой.
Рейтинг жидких средств для удаления ржавчины
Жидкие средства для удаления коррозии с автомобиля наносятся валиком, кисточкой или другими подручными инструментами. Можно использовать пульверизатор для разбрызгивания.
Преобразователь ржавчины «ЦИНКАРЬ»
Запатентованный продукт российской компании АГАТ-АВТО на основе цинковых и марганцевых оксидов. Образует на поверхности металла цинко-марганец-фосфатное покрытие. Объединяет в своем составе два направления защиты – электрохимическое и консервационное с нанесением защитного слоя. Это достигается оптимальным соотношением кислоты (ортофосфорная) и солей цинка и магния. Выпускается в различной таре. Пользуется большим спросом у автолюбителей.
Положительные моменты:
- Уникальное соотношение компонентов.
- Высокая эффективность.
- Соединение факторов разрушения ржавчины и защиты металла.
- Получается легированная поверхность.
Проблемные моменты:
- Требуется тщательное смывание водой.
- Может повредить красочное покрытие.
Набор для локального цинкования ЦИНКОР
Выпускается под лозунгом блиц-гальваника. В составе – жидкие растворы для обезжиривания, удаления коррозии, нанесения слоя-протектора. Используется для электрохимического метода. Поэтому в наборе – электроды и провод для подключения к аккумулятору. Применение описано в разделе «Электрохимический метод».
Положительные характеристики:
- Высокоэффективный набор.
- Проржавленные участки быстро локализуются и устраняются.
- Цинковый защитный слой с помощью электролиза.
Проблемные моменты:
- Довольно короткий провод.
- Невозможно обработать труднодоступные места.
Техника удаления «рыжиков»
Элементарное зашкуривание ржавого места до живого металла под последующую покраску никаких преимуществ не дает. Дело в том, что при таком раскладе ржавчина полностью не остановлена, а значит вскоре краска вздуется вновь. Исследовав пораженный участок обычной лупой, вы обнаружите, что в раковинах остались окислы. Их не видно обычному глазу после обработки наждачным полотном, но они есть и будут прогрессировать при малейшем воздействии влаги
Поэтому, важно не только удалить видимые «рыжие» точки, а и нейтрализовать окисление на химическом уровне
Остановить коррозию можно одним из способов:
- Ортофосфорная кислота (содержится в преобразователях ржавчины).
- Пескоструйная обработка.
- Электрохимическая чистка.
Техники не лишены недостатков и дают различный эффект. Впрочем, каждая из них активно применяется и будет рассмотрена ниже.
Избавившись от ржавчины, следует обработать металл грунтами, краской и лаком. Секрет долгоиграющего ЛКП состоит не только в правильной нейтрализации коррозии, а и использовании грунтов на различной основе:
- Кислотный грунт (2 слоя с промежуточной сушкой 20 минут).
- Акриловая грунтовка (2-3 слоя с промежуточным подсушиванием 10-20 минут).
- Акриловая краска (2 тонких слоя с паузой 10 минут).
- Лак (2 слоя с промежуточной сушкой 10-15 минут).
Поверхность под акриловый грунт и под первую покраску должна быть обязательно матирована. Риски повышают адгезию наносимого слоя с кузовом. Для зашкуривания обычно применяется наждачка Р2000, смоченная в воде.
Методы удаления коррозии
Устранение коррозии можно производить следующими способами:
Механическим – используется при сильной степени коррозии, заключается в удалении ржавчины путем зачистки до металла с последующей грунтовкой, шпаклевкой и покраской ремонтируемой области кузова;
Преимущества метода: устранение больших и глубоких пятен, повреждений под вспучившейся краской, а так же низкая стоимость и доступность необходимых материалов.
Недостатки: длительность процесса.
Химическим – заключается в использовании средств для удаления ржавчины. Подобные реагенты широко представлены на современном рынке.
Преимущества способа: устранение коррозии в труднодоступных местах, более высокая скорость процесса.
Недостатки: невозможность применения на сильно поврежденных участках.
Рассмотрим процесс устранения коррозии, каждым из представленных выше методов, подробнее.
Технология создания покрытия
Окрашивание методом распыления
Если вы задумываетесь, к примеру, о том, чем покрасить железный гараж или иную конструкцию из металла, тогда вам непременно следует знать, что данная процедура должна состоять из трех основных этапов работы, очередность которых нарушать нельзя:
- Подготовительные работы;
- Нанесение грунта;
- Окрашивание.
Готовим металл к покраске
Щетки для удаления слоя старой отделки
Краска для железа по ржавчине с антикоррозийными добавками или обычная краска по железу не может быть нанесена сразу на старую не зачищенную отделку. Поверхность под покраску должна быть правильно подготовлена.
Суть подготовки поверхности кроется в зачистке и удалении с нее всего ненужного.
Данный процесс заключается в следующих этапах работы:
- Удалите с поверхности мусор и пыль;
- Удалите с поверхности ржавчину и старое лакокрасочное покрытие, если таковое имеется. Для этой цели смело можете использовать скребок, металлическую щетку, наждачную бумагу и даже металлическую губку для мытья посуды;
- Удалите с поверхности въевшуюся грязь, пыль, жирные пятна и т.д.
Если для окрашивания предназначаются внушительные площади, целесообразным было бы использование газовой горелки. Пламя такого устройства позволит спалить лакокрасочное покрытие, а оставшаяся окалина и ржавчина после обработки отслоятся без труда.
Многих волнует вопрос о том, как покрасить ржавое железо? Подготовка такого материала может быть произведена с помощью преобразователей ржавчины. В данном случае изделие смазывается средством и через некоторое время промывается и высушивается.
Грунтование
Грунтование ржавого металла
Грунтовка — это состав, который позволяет защитить металл от агрессивных воздействий окружающей среды, а также данные составы выполняют функции преобразователей ржавчины. Помимо этого грунтовка позволяет увеличить адгезию создаваемой отделки. Наносится грунт на подготовленную поверхность.
Нанесение грунтовки своими руками может быть произведено любым удобным для вас способом — наливом, распылением, кистью, валиком и т.д.
Красим металл
Следующий этап — это нанесение краски.
Данный процесс следует производить с учетом следующих рекомендаций:
- Изделия с достаточно сложными формами следует окрашивать кистью;
- Краску следует наносить в 2-3 слоя;
- Небольшие площади можно подкрасить с помощью аэрозольного баллончика, нанеся покрытие в 4 и более слоев;
- Большие поверхности целесообразнее окрашивать с помощью валика, разбавив краску растворителем. Окраска валиком требует нанесения минимум 2-3 слов покрытия.
Какой бы метод окрашивания вы ни выбрали, нужно помнить о том, что перед нанесением каждого последующего слоя должно пройти минимум 3 часа, чтобы краска не отвердела.
Рейтинг жидких средств
Среди жидкостей от коррозии для кузова машины отлично подойдут следующие.
FENOM FN956
Это один из лучших жидких преобразователей коррозии. Его эффективность доказана множеством тестов – состав FENOM FN956 с легкостью преобразовывает ржавчину толщиной до 100 мкм. Металлическая поверхность после высыхания покрывается прочной коркой на базе соединений марганца и железа.
Преимущества:
- Защита от ржавчины до семи лет.
- Можно без проблем применять для консервации металла без покраски.
Минусы:
- Несущественный объем.
- Большая стоимость.
ЯсХим
ЯсХим – это универсальный и доступный препарат. По сути, это фосфорная кислота, разбавленная водой, и дополнительные компоненты. Свои качества препарат сохраняет даже после разморозки.
Преимущества:
- Высокая эффективность.
- Доступная цена.
Минусы:
Нет эффекта лужения, оцинковки и другой защиты.
Химик
Это средство легко удаляет коррозию и защищает металл кузова от рецидивом в дальнейшем. После нанесения препарата Химик на поверхности выступает цинковый налет и формируется слой грунтовки. Последний способствует существенному улучшению сцепления обработанного металла с краской и лаком.
Преимущества:
- Быстро действует и не требует смывания.
- Предотвращает рецидив.
- Легко избавляет от ржавчины.
- Надежно защищает поверхность от коррозии.
Минусы:
- Разъедает краску.
- Токсичен.
Подручные средства очистки от ржавчины
В домашних условиях удалить ржавый налет с металла можно с помощью подручных средств:
- уксуса;
- пищевой соды;
- лимона с солью;
- лимонной кислоты;
- сырого картофеля с хозяйственным мылом;
- щавелевой кислоты.
Дальше подробнее расмотрим применение каждого из предложенных средств.
Не отключается холодильник: причины и устранения неполадок
Расценки на кладку кирпича: технология, виды, приблизительные расчеты
Чаще всего для очистки металлических изделий от ржавчины в домашних условиях используют уксус, потому как он полностью разъедает ржавый налет на таких изделиях. Для того, чтоб очистить от ржавого налета небольшой предмет(монета, нож, пассатижи, ключ, элемент декора) нужно всего лишь замочить его в уксусе на несколько часов(2-3 часа). Затем, когда налет размякнет его можно легко снять при помощи алюминиевой фольги, не повредив при этом поверхности изделия в отличие от металлической щетки. Если же коррозии подвергся достаточно большой металлический предмет(пила, лопата, стремянка, арматура), то можно уксус нанести с помощью тряпки и оставить на некоторое время, чтоб налет размягчился и затем очистить щеткой по металлу.
Остановить коррозийный процесс поможет сочетание соли с кислотой, которые размягчают ржавчину. Подойдет сок лайма либо лимона. На металлическую поверхность, которая повреждена ржавчиной наносят свежеотжатый сок, присыпая ржавые места кухонной солью. Кисло-соленому составу нужно дать постоять пару часов, затем кожурой фрукта тщательно снять налет, потому как именно кожура лимона при этом не повреждает материал изделия.
Паста из пищевой соды наносится на поржавевшую поверхность на 2-3 часа. Ее готовят в произвольной пропорции так, чтобы получился раствор по густоте напоминающий сметану или зубную пасту. Чтобы удалить ржавый налет, поверхность нужно механически очистить фольгой либо ненужной зубной щеткой. Такой способ подходит только при поверхностном равномерном ржавлении.
Лимонная кислота поможет удалить ржавчину с инструментов и металлических предметов. На 1 л понадобится 3 пакетика кислоты, раствору нужно дать закипеть. В кипяток опускают поврежденные коррозией предметы на 8 часов. В результате химического воздействия кислоты в воде появятся пузыри. После чего размякший налет легко убирается механическим способом(щеткой или губкой).
При использовании щавелевой кислоты нужно соблюдать осторожность. Процедуру рекомендуется проводить в проветриваемом подсобном помещении
Она агрессивно воздействует на кожу и слизистые оболочки, вызывая ожоги, поэтому необходимо использовать перчатки и защитные очки, надеть халат либо что-нибудь с длинными рукавами.
Предварительно металлические изделия промывают в растворе средства для мытья посуды и тщательно просушивают. Далее опускают вещи в раствор на полчаса, затем налет удаляют механически щеткой. На 1 стакан теплой воды берут 4 столовых ложки кислоты. По окончанию процедуры предметы нужно тщательно отмыть большим количеством воды и протереть насухо.
Удалить ржавчину поможет картофель. Это средство пригодно и для крупных металлических предметов, и для мелких деталей. Разрезанный корнеплод сырого картофеля натирают обычным хозяйственным мылом. Местом среза прикладывают его к участку с коррозией. Через два часа остатки ржавчины можно смыть проточной водой, а изделие тщательно просушить.
Ржавый налет, который лежит равномерным слоем, очищают механическим способом с помощью наждачной бумаги разной зернистости. Не рекомендуется намачивать поверхность во время процедуры, иначе в ближайшее время коррозия проявится вновь. Такая обработка требует обязательного нанесения защитного состава.
Вибростол для тротуарной плитки своими руками
Как установить памятник своими руками: инструкция
Профилактические действия появления ржавчины
Во избежание появления новой ржавчины прежде всего нужно проводить профилактические действия. Наилучшим профилактическим средством от коррозии является окрашивание металлических поверхностей с соблюдением технологии, которое защищает металл от воздействия влаги и других внешних факторов.
С поверхности нужно удалить отслоившиеся куски старого покрытия механическим способом.
Ржавые участки обязательно обрабатывают наждачной бумагой или шлифмашинкой.
Затем поверхность нужно обезжирить нефрасом либо уайт-спиритом.
Перед покраской рекомендуется нанести слой грунтовки, которая поможет краске качественно прилипнуть к металлу. Оптимально подойдут составы с антикоррозийными свойствами.
Эмаль либо масляную краску наносят на сухой металл в сухую погоду при температуре не ниже +5°С и не выше +30°С, тщательно прокрашивая труднодоступные участки. Краску можно использовать любую, главное чтоб она была атмосферостойкая защищала металл от коррозии.
Оградки для могил своими руками: типы, процесс изготовления
Расчет досок и бруса в одном кубометре — формулы, примеры расчетов, таблицы
Чем убрать ржавчину с кузова автомобиля своими руками
Избавиться от ржавчины на кузове автомобиля можно несколькими способами, но в данном материале мы рассмотрим лишь два наиболее простых метода, с которыми может справиться своими руками практически каждый автолюбитель.
- Удаление ржавчины механическим способом;
- Удаление ржавчины электрохимическим способом.
Первый способ очень дешевый, но при этом более трудозатратный, а второй – достаточно простой, но стоимость используемых материалов иногда может быть несколько выше, чем в первом случае.
После удаления ржавчины место повреждения на кузове автомобиля желательно будет закрасить, независимо от того, на каком из перечисленных выше способов вы остановите свой выбор.
Для этих целей во многих случаях отлично подходит косметическая эмаль в виде маленького пузырька с кисточкой, напоминающая лак для ногтей. Подобрать такую эмаль под цвет кузова можно при помощи каталога-веера, имеющегося в любом автомагазине с отделом автокрасок.
Порядок удаления ржавчины механическим и электрохимическим способами, а также их преимущества и недостатки, мы рассмотрим ниже.
Ремонт сквозной ржавчины стекловолокном
Стекломат со смолой можно рассматривать, как альтернативный способ ремонта насквозь проржавевшей панели кузова. Его можно применять вместо приварки металлической заплаты. Недостаток состоит в том, что стекломат, в отличие от приваривания металлической заплаты, не придаёт металлу структурной жёсткости. Кроме того, металл и стекловолокно имеют разную скорость расширения/сжатия. Это ограничивает места его использования и размер отверстий, которые можно отремонтировать таким способом. Если на кузовную панель, отремонтированную стекловолокном, будет передаваться нагрузка, то область ремонта может треснуть и отслоиться. Небольшие отверстия (менее 8 см в диаметре) на кузовной панели вполне можно отремонтировать стекломатом со смолой, если всё сделать правильно. Преимуществом такого ремонта является доступность для автолюбителя и отсутствие нагрева, который возникает при сварке и ухудшает антикоррозионные свойства металла.
Для точечной сквозной ржавчины, если металл вокруг отверстия не ржавый, можно использовать технологию лужения и пайки металла. Подробнее об этом можете прочитать в конце статьи “лужение и пайка кузова”.
В магазинах для кузовного ремонта часто продаются комплекты стекловолокна с полиэфирной смолой. Недостатком такой смолы является её сильная усадка после полного отвердевания и плохая адгезия к металлу. Если есть возможность, то лучше использовать эпоксидную смолу. Она имеет меньшую усадку и лучше прилипает к металлу. Ремонт с эпоксидной смолой будет более надёжным.
Ремонт небольших отверстий (менее 8 см) на кузовной панели стекловолокном со смолой:
- Очистите ремонтируемую область панели до голого металла шлифовальной бумагой 16–24. Нужно очистить краску с запасом на 10–15 см. вокруг ремонтируемой зоны.
- Остатки ржавого металла нужно вырезать, чтобы остался только чистый металл.
- Ремонтную зону (края отверстия с небольшим запасом) лучше углубить, чтобы стекловолокно потом не возвышалось над общей поверхностью.
- Отрежьте стекломат на 3 см. больше, чем ремонтируемое отверстие.
- Нанесите смолу, смешанную с отвердителем, на ремонтируемую область.
- Через некоторое время приклейте стекломат к поверхности и пропитайте его смолой.
- Для ремонта может быть использовано 2 или 3 слоя стекломата, которые нужно наносить последовательно, после затвердевания и шлифования предыдущего слоя.
- После затвердевания смолы поверхность нужно отшлифовать и нанести шпаклёвку.
Обратную сторону зоны ремонта также нужно обработать и защитить от ржавчины.
Лучшие спреи — преобразователи коррозии
Преобразователи ржавчины применимы не только для химического способа работы, но и для механического. Среди аэрозольных модификаторов можно выделить следующие:
Проникающий преобразователь ржавчины Hi-Gear «No-Rust» 2X HG5721
Родина бренда — США. Hi-Gear активно используется в автосервисах, чтобы избавиться от коррозии. Справляется не только с простыми проблемами, но и с трудными, большими работами. В составе вещества, которые формируют пленку — протектор для защиты от влаги.
Положительные характеристики:
- Удобен в работе. Легко наносить.
- Действует быстро и аккуратно.
- Мощный напор позволяет равномерно нанести любой слой.
- Происходит преобразование корродированной поверхности в грунт.
Проблемные моменты:
Нужно тщательно смывать
Профессиональный преобразователь ржавчины Autoprofi — оцинковка
Autoprofi – распылитель триггерного типа российского производства. Удобный флакон. Регулируемая струя для нанесения слоев разной толщины. В основе – цинко-марганец-фосфатные соединения. Состав универсален. После оцинковки кузов можно красить и покрывать лаком.
Положительные характеристики:
- Высокая надежность.
- Работает быстро.
- Удаляет коррозию, предотвращает новые проблемы.
- Удобная упаковка, струя достает до внутренних узлов и щелевых соединений.
Проблемные моменты:
Возможно образование потеков из пульверизатора.
Электрохимическая коррозия
Предыдущая43Следующая
Электрохимическая коррозия – разрушение металлов в среде электролита.
Детали многих металлических конструкций работают в среде электролита: опоры мостов, водный транспорт, паровые котлы, химическая аппаратура, водопроводные трубы, кузова автомобилей. В сырую погоду, при суточных колебаниях темпертур на поверхности металлов конденсируется пленка воды, в которой растворяются газы из загрязненной атмосферы (СO2, SO2, NO2, H2S, и др.) и образуется электролит.
Поверхность металлов неоднородна. На поверхности металла имеются дефекты кристаллической решетки, примеси других металлов, включения соединений с неметаллами и интерметаллические соединения, продукты взаимодействия с окружающей средой (оксиды, гидроксиды, соли, грязь), неровности поверхности. Эти участки поверхности металла в растворе электролита будут иметь другой, отличный от основного металла потенциал. Таким образом, на поверхности металлов создается система локальных, короткозамкнутых через металл гальванических элементов. Работа этих микроскопических элементов сопровождается коррозионным разрушением металла.
В качестве примера рассмотрим модель гальвано-пары железо-медь в кислой и нейтральной средах. В гальванопаре Fe/Cu более активным является железо, стандартный потенциал которого –0,44 В, а у меди +0,34 В. В кислой среде на аноде будет проходить реакция окисления железа:
Fe0 –2ē → Fe2+.
Ионы железа – Fe2+ – будут переходить в раствор, электроны – на медь, заряжая ее отрицательно. На поверхности меди ионы Н+ из раствора восстанавливаются (водородная деполяризация):
2H+ +2ē → H2.
Суммарная окислительно-восстановительная реакция коррозии железа:
Fe0 + 2H+ → Fe2+ + H2.
В нейтральных и щелочных растворах на катодных участках поверхности металла происходит процесс восстановления растворенного в воде кислорода (кислородная деполяризация):
O2 + 2H2O +4ē → 4OH–.
Суммарная реакция коррозионного процесса:
2Fe0 + O2 + 2H2O → 2Fe2+ + 4OH–, Fe2+ + 2OH– → Fe(OH)2.
В результате коррозии образуется Fe(OH)2, который дальше окисляется атмосферным кислородом воздуха до Fe(OH)3, окончательный продукт окисления – гидратированный оксид железа (III) (ржавчина):
4Fe(OH)2 + O2 + 2H2O → 4Fe(OH)3 → 4FeOOH + 4H2O.
Рис. 9.4. Схема коррозии в кислой среде при контакте с менее активным металлом.
Гальванические пары возникают также при контакте металла с его химическими соединениями. Например, при коррозии стали анодом является зерна железа, катодом – карбид железа Fe3C (рис. 9.5).
Рис. 9.5. Схема образования коррозионных гальванических микроэлементов в углеродистой стали, находящейся во влажном воздухе
Разность потенциалов может возникнуть вследствие различной концентрации растворенного кислорода. Раствор на поверхности металла и на участках, куда затруднен доступ кислорода, вследствие конструкционных особенностей деталей, содержит разное количество растворенного кислорода, что ведет к возникновению разности потенциалов на этих участках деталей.
В промышленных центрах атмосфера содержит загрязняющие газы: SO2, NO2, CO2, H2S и др., которые растворяясь в воде, дают кислоты, агрессивные по отношению к металлам. В кислой среде на железе будет протекать процесс коррзии с водородной деполяризацией. О влиянии состава атмосферного воздуха на скорость коррозии можно судить по следующим данным: в сельской местности скорость коррозии стали составляет 100-250, в промышленных городах 450-550 г/м2 в год.
В нейтральной среде (при достаточно чистой атмосфере) коррозия протекает с кислородной деполяризацией. Почему же скорость коррозии, прокающей с кислородной поляризацией ниже?
Для того чтобы коррозия имела место необходимо условие – электродный потенциал металла должен быть отрицательнее потенциала окислителя (деполяризатора)
Таблица 9.1
Зависимость потенциала газовых электродов от рН
pН раствора | Е (2Н+/Н2,Pt), В | Окисляющиеся металлы | Е (О2/2ОН–), В | Окисляющиеся металлы |
0,0 | Pb | 1,23 | Hg | |
–0,414 | Fe | 0,815 | Аg | |
–0,828 | Щелочные и щ-зем., Zn, Al | 0,401 | Cu |
Как следует из данных приведенных в таблице, большинство металлов могут подвергаться коррозии с кислородной деполяризацией, но процесс этот медленный, т.к. кислород малорастворим в воде, и скорость его подвода к металлу невелика. Поступающий к поверхности металла кислород практически весь сразу же восстанавливается. При этом на поверхности некоторых металлов может образоваться защитная оксидная пленка, некоторые металлы при определенных условиях могут вообще переходить в пассивное состояние.
Предыдущая43Следующая
Дата добавления: 2017-11-21; просмотров: 745;
Как предотвратить появление ржавчины на днище
Предотвратить образование ржавчины на днище автомобиля можно только полным предотвращением контакта металла с влагой и кислородом. Это достигается следующими способами:
- электрохимическая обработка;
- окрашивание;
- нанесение специального состава.
Первый способ осуществим только на этапе производства автомобиля. Для самостоятельного использования доступны последние два метода, но обычное окрашивание дает только кратковременный эффект, поскольку слой краски не обладает необходимой механической прочностью.
Специализированные антикоррозионные составы имеют ряд положительных качеств:
- прочность;
- высокая адгезия (прилипание) с материалом днища;
- гашение вибрации;
- высокий уровень поглощения шумов.
Кроме защиты от коррозии, такие средства позволяют снизить уровень вибрации и акустического шума в салоне автомобиля.
Причины возникновения ржавчины
Распространение ржавчины на кузове авто – это серьезный вопрос, который требует внимания, ведь коррозия, если ее не устранить, распространяется на всю поверхность автомобиля, что вскоре приведет к «гниению».
Щебенка и камни – это одна из основных проблем, из-за которых образуется ржавчина. Во время езды камни отскакивают из-под колес и ударяют корпус, создавая царапинки и микротрещины. Наиболее подверженные поражению коррозией нижние участки машины: пороги, подкрылки, низ дверей и т.д. В месте дефекта краска слезает и именно там начинается процесс образования коррозии, который будет «расходиться» дальше по кузову, если вовремя его не остановить.
В снежное время года образованию пятен ржавчины способствует влажная погода, температурные перепады, а также реагенты, которыми усыпаются дороги. Принято считать, что иномарки более устойчивы к воздействию ржавчины, нежели отечественные машины, но в большей части все зависит от возраста транспорта. Рассмотрим группу риска, в которую попадают следующие автомобили, которые:
- Длительное время стоят во влажном помещении и не эксплуатируются;
- Находятся в аварийном или неухоженном состоянии;
- Не обрабатываются антикоррозийными средствами.
Для предотвращения ржавчины кузова применяются специализированные средства. Чтобы предостеречь авто от повреждений это можно делать несколько раз в год. О методах профилактики немного позже.