Акустика

Структура системы

Померяли? Динамик подходит? Не торопитесь выбирать оформление. Сперва нужно выбрать структурную схему всей системы озвучивания, т.к. на ее электронную часть может пасть доля затрат не меньшая, чем на хороший басовый динамик. Система озвучивания с сабвуфером может быть построена по одной из след. схем, см. рис.

Структурные схемы систем озвучивания с сабвуферами

Поз. 1 – система с пассивной расфильтровкой по мощности. Плюс – не нужен отдельный басовый усилитель, подключается к любому УМЗЧ. Огромные минусы, первое, взаимное электрическое просачивание каналов в сабвуфере по СЧ: для LC-фильтров, сводящих его к приемлемой величине, понадобится приличный кейс, который для покупки их компонент придется прежде где-то на треть наполнить деньгами (в 100 рублевых купюрах). Второе – выходные сопротивления фильтров низких частот ФНЧ совместно с входным ГГ динамика образуют тройник, и каждый канал УМЗЧ теоретически четверть мощности будет тратить на то, чтобы греть соседа с его ФНЧ. Реально – больше, т.к. на мощности и потери в фильтрах существенны. Тем не менее, система с расфильтровкой по мощности применима в сабвуферах небольшой мощности с независимыми излучателями звука, см. далее.

Поз. 2 – пассивная расфильтровка на отдельный басовый УМЗЧ. Потерь мощности нет, взаимовлияние каналов слабее, т.к. характеристические сопротивления фильтров – килоомы и десятки килоом. В настоящее время практически не применяется, т.к. собрать активный фильтр на микросхемах оказывается много проще и дешевле, чем мотать катушки пассивных.

Поз. 3 – активная аналоговая расфильтровка. Сигналы каналов складываются простым резисторным сумматором, поступают на аналоговый активный ФНЧ, а с него на басовый УМЗЧ. Взаимовлияние каналов ничтожно и в обычных условиях прослушивания незаметно, расходы на компоненты невелики. Оптимальная схема для самодельного сабвуфера начинающего любителя.

Поз. 4 – полная цифровая расфильтровка. Канальные сигналы подаются на разветвитель Р, разделяющий каждый из них как минимум на 2 равнозначных исходному. По одному сигналу из пары подается на СЧ-ВЧ УМЗЧ (возможно, непосредственно, без ФВЧ), а остальные объединяются в сумматоре С. Дело в том, что при резисторном сложении на нижних частотах мидбаса и в подбасе возможно электрическое взаимодействие сигналов в ФНЧ, несколько искажающее суммарный басовый. В сумматоре сигналы складываются цифровым или аналоговым способом, исключающим их взаимовлияние.

С сумматора общий сигнал подается на цифровой ФНЧ с встроенными аналого-цифровым (АЦП) и цифро-аналоговым (ЦАП) преобразователями, а с него – на басовый УМЗЧ. Качество звука и развязка каналов – максимально возможные на сегодняшний день. Затраты на микросхемы для всего этого хозяйства оказываются посильными, но работа с ИМС требует уже некоторого радиолюбительского опыта, и еще большего – если покупается не готовый набор (что существенно дороже), а компоненты системы подбираются самостоятельно.

Как подключить сабвуфер к усилителю?

  • Плоскогубцы и кусачки;
  • Провода для подключения сабвуфера и усилителя – силовые и соединительные кабели, тюльпаны;
  • Пластиковые стяжки;
  • Набор гаечных ключей;
  • Нож и изолирующие материалы.

Так как тянуть провода придется через салон, во избежание перетирания кабеля лучше использовать гофрированные рукава, которые должны быть надежно закреплены в местах подключения кабеля.

Схема подключения сабвуфера и усилителя

Как правило, в комплектации к устройству любого типа прилагается доступная схема подключения подключения сабвуфера к усилителю или автомагнитоле. Например, для пассивного сабвуфера:

В зависимости от сложности модели, установка займет от 1 до 3 часов работы.

Как подключить пассивный сабвуфер к усилителю?

До начала монтажа, клеммы с АКБ снимают во избежание короткого замыкания. После, следует найти технологическое отверстие, соединяющее подкапотное пространство и салон. Как правило, оно закрыто заглушкой, а на отечественных авто отсутствует вовсе. Тогда его придется просверлить. Если предполагается устанавливать сабвуфер в багажное отделение, отверстие делают и там. Так как кабель пройдет через весь салон, придется снять обшивку или накладки на пороги – все индивидуально. Далее, инструкция:

  1. Подключают питание от аккумулятора к усилителю в багажном отсеке согласно полярности. Силовой провод следует заранее вставить в гофрированный рукав – именно по его диаметру должно быть просверлено отверстие. Кроме того, его необходимо оснастить предохранителем;
  2. Далее, провод усилителя соединяют с магнитолой. Сначала демонтируют ее корпус, обнажая места соединения проводов. Для подключения используются тюльпаны, которые вставляются в соответствии с цветами разъемов;
  3. Чтобы добиться одновременного включения магнитолы и сабвуфера, требуется укомплектовать конструкцию усилителя плюсовым проводом, который соединяется клеммой с проводом питания магнитолы;
  4. Последний этап – соединение усилителя и непосредственно сабвуфера. До того как подключить сабвуфер к двух- или четырехканальному усилителю, следует органично разместить мощности внутри багажника или салона и подключить каждую колонку к соответствующему входу.

Конденсатор необходим для усилителя мощностью более 400 Вт. Для менее мощных моделей, его можно не использовать. Стоит помнить, что использование очень мощных усилителей приведет к быстрой разрядке аккумулятора.

К слову, если вас не устраивают модели, которые изготавливают иностранные и отечественные компании, можно изготовить пассивный сабвуфер самостоятельно.

Как подключить активный сабвуфер к усилителю?

Учитывая компактность системы (встроенного усилителя и сабвуфера) кажется простым и подключение. Однако, это не так. Рассмотрим, как подключить активный сабвуфер к усилителю:

  1. Монтаж начинается с подключения силового провода к аккумулятору напрямую мостом к плюсовой клемме. Сечение кабеля должно быть большим;
  2. Цепь подключения силового кабеля предусматривает предохранитель для экстренного отключения системы от АКБ, в случае короткого замыкания. Обязательное расположение предохранителя в подкапотном пространстве, рядом с аккумулятором;
  3. Минусовой кабель усилителя цепляют к авто в удобной точке. Таким образом провод «-» располагается между массой кузова и сабвуфером.

Отдельные разъемы активного сабвуфера делают установку проще – достаточно прокладки коаксиального кабеля и соединение его концов с выходом автомагнитолы и звукопреобразователя. На приборе они обозначены SubOut и Lineln, соответственно.

Я внёс изменения в конструкцию автозвука – что делать, чтобы избежать штрафа?

Итак, такие изменения нужно зарегистрировать. Плохая новость заключается в том, что это трудоёмко, долго и, главное, дорого. Порядок выглядит вкратце следующим образом:

  1. сначала вы получаете разрешение ГИБДД на доработку конструкции автомобиля в виде нештатного автозвука – это формальная процедура, и разрешение дадут всем,
  2. далее вам необходимо найти сертифицированную лабораторию по внесению изменений в конструкцию транспортных средств и пройти предварительную экспертизу на предмет возможности ваших изменений,
  3. следом вы непосредственно устанавливает новый сабвуфер, меняете магнитолу на такую, которая требует формальных процедур (например, ставите чересчур мощную, не предусмотренную по параметрам в документации),
  4. затем вы проходите экспертизу в той же лаборатории, где устанавливается соответствие внесённых изменений безопасности дорожного движения (например, что ничего не загорится от перегрузки электросети автомобиля),
  5. потом вам нужно пройти техосмотр,
  6. и, наконец, вы оплачиваете госошлину за выдачу нового свидетельства о регистрации и едете в ГИБДД оформлять доработки, в результате чего вам выдают новое СТС с пометкой об изменении конструкции.

Более подробно данный порядок мы описали в специальной статье о внесении изменений в конструкцию автомобиля.

2 комментариев к записи « Трехкомпонентный фронт и тыл + сабвуфер в докатку на Tuareg FL 2016 с 4-х зонным климатом »

Сразу извиняюсь за запоздавший отзыв! Это мой синий туарег из Смоленска. Про сток в нашем авто много чего написано и тд…. Я долго решался…по какому пути мне пойти : — «только заводские места и тд» или » с изменением частей салона». Сам до сего момента был исключительным приверженцем первого варианта. И вот, волею судьбы, попал я в гости к Мастеру Антону, послушал я систему с «шириками» ( вы просто не представляете, что мне стоило себя на них убедить. ) Звучало конечно как небо и земля, в сравнении со стоком. После мы решили, в пол уха, послушать форд Антона…. с тем «ужасом» на передних стойках , как я раньше это воспринимал;))) Мы сели в его машину и через минуты 2 я понял , что в моей машине «шириков» точно не будет. И если уж делать.. , то надо делать. НО. Я никак не мог побороть своё отношение к таким вещам….(«колхоз стаил») видимо это на столько читалось на моем лице, что у Антона даже небольшой испуг проскочил — клиент (я) сейчас соскочит(ширики я уже не хотел точно, а вот буду ли я делать подиумы в стойках.. это был БОЛЬШОЙ ВОПРОС) Но надо отдать ему должное, он не давил.. ничего там не лепетал, а просто дал мне самому разобраться, что МНЕ НАДО. Вариантов было не много… установить динаудио или строить проект с Антоном. На Q7 был опыт- ставил Bose. Со всеми вытекающими…снятием защиты компонентов у дилера и тд. Dynaudio была на C30 Volvo и очень мне нравилась. Но это другой внутренний объём. Да и отзывы про динки в туарегах особо не радовали.. Проскочу .. сколько я мучился и как кривился от мысли , что мои заводские стойки будут нещадно порезаны непонятно чьими руками… И вот РЕШЕНО. Делаем. Проект с Антоном. К первоначальному варианту добавили ещё и задние стойки( ну не хватало мне тыла). ИТОГ: забрал машину и первую неделю я просто не вылезал из неё. Адаптация к подиумам в передних стойках прошла за 2 -3 часа. Обзор они не изменили абсолютно(не вылезают дальше зоны где дворники не чистят). Все исполнено очень аккуратно и с трудом определяется как тюнинг или что-то инородное в салоне. Звук. Он шикарен. За что МАСТЕРУ АНТОНУ низкий поклон. Это МАСТЕР и никак иначе. Ps: конечно пришлось перелопатить всю медиатеку, для получения максимально качественного исходника (спасибо торрентам:))) И от понимания, на что способна система в авто… не хочется пичкать её треками низкого качества(речь не о смысловом наполнении;)). Каждый день я получаю положительные эмоции, садясь в тур, за что АНТОНУ особая благодарность.

Микросхема TDA7294 и ее особенности

TDA7294 – детище компании SGS-THOMSON Microelectronics, эта микросхема представляет собой усилитель низкой частоты AB класса, и построена на полевых транзисторах.

Из достоинств TDA7294 можно отметить следующее:

  • выходная мощность, при искажениях 0,3–0,8 %:
    • 70 Вт для нагрузки сопротивлением 4 Ом, обычная схема;
    • 120 Вт для нагрузки сопротивлением 8 Ом, мостовая схема;
  • функция приглушения (Mute) и функция режима ожидания (Stand-By);
  • низкий уровень шумов, малые искажения, диапазон частот 20–20000 Гц, широкий диапазон рабочих напряжений — ±10–40 В.

Технические характеристики

Технические характеристики микросхемы TDA7294
Параметр Условия Минимум Типовое Максимум Единицы
Напряжение питания   ±10   ±40 В
Диапазон воспроизводимых частот Cигнал 3 dbВыходная мощность 1Вт 20-20000 Гц
Долговременная выходная мощность (RMS) коэф-т гармоник 0,5%:Uп = ±35 В, Rн = 8 ОмUп = ±31 В, Rн = 6 ОмUп = ±27 В, Rн = 4 Ом 606060 707070   Вт
Пиковая музыкальная выходная мощность (RMS), длительность 1 сек. коэф-т гармоник 10%:Uп = ±38 В, Rн = 8 ОмUп = ±33 В, Rн = 6 ОмUп = ±29 В, Rн = 4 Ом   100100100   Вт
Общие гармонические искажения Po = 5Вт; 1кГцPo = 0,1–50Вт; 20–20000Гц   0,005 0,1 %
Uп = ±27 В, Rн = 4 Ом:Po = 5Вт; 1кГцPo = 0,1–50Вт; 20–20000Гц   0,01 0,1 %
Температура срабатывания защиты   145 °C
Ток в режиме покоя   20 30 60 мА
Входное сопротивление   100     кОм
Коэффициент усиления по напряжению   24 30 40 дБ
Пиковое значение выходного тока   10 А
Рабочий диапазон температур     70 °C
Термосопротивление корпуса       1,5 °C/Вт

Назначение выводов

Назначение выводов микросхемы TDA7294
Вывод микросхемы Обозначение Назначение Подключение
1 Stby-GND «Сигнальная земля» «Общий»
2 In- Инвертирующий вход Обратная связь
3 In+ Неинвертирующий вход Вход аудиосигнала через разделительный конденсатор
4 In+Mute «Сигнальная земля» «Общий»
5 N.C. Не используется
6 Bootstrap «Вольтодобавка» Конденсатор
7 +Vs Питание входного каскада (+) Плюсовая клемма (+) блока питания
8 -Vs Питания входного каскада (-) Минусовая клемма (-) блока питания
9 Stby Режим ожидания Блок управления
10 Mute Режим приглушения
11 N.C. Не используется
12 N.C. Не используется
13 +PwVs Питания выходного каскада (+) Плюсовая клемма (+) блока питания
14 Out Выход Выход аудиосигнала
15 -PwVs Питания выходного каскада (-) Минусовая клемма (-) блока питания

Обратите внимание. Корпус микросхемы связан с минусом питания (выводы 8 и 15)

Не забывайте про изоляцию радиатора от корпуса усилителя или изоляцию микросхемы от радиатора, установив ее через термопрокладку.

Также хочу заметить, что в моей схеме (как и в даташите) нет разделения входных и выходных «земель». Поэтому в описании и на схеме определения «общий», «земля», «корпус», GND следует воспринимать как понятия одного толка.

Отличие в корпусах

Микросхема TDA7294 выпускается двух видов – V (вертикальный) и HS (горизонтальный). TDA7294V, имея классическое вертикальное исполнение корпуса, первой сошла с конвейера и до настоящего времени является наиболее распространённой и доступной.

Комплекс защит

Микросхема TDA7294 имеет ряд защит:

  • защита от перепадов напряжения питания;
  • защита выходного каскада от короткого замыкания или перегрузки;
  • тепловая защита. При нагреве микросхемы до 145 °С включается режим приглушения (Mute), а при 150 °С включается режим ожидания (Stand-By);
  • защита выводов микросхемы от электростатических разрядов.

Усилитель не хочет включаться

Для включения усилителя необходима подача на него определенной мощности, как по уделенным, так и по силовым проводам. Кроме того, нужно отметить, что эти провода, по которым подается мощность, в обязательном порядке должны корректно заземляться. В том случае, если установленный на транспортном средстве усилитель не хочет включаться, тогда нужно в первую очередь, провести диагностику и проверить состояние цепи, по которой на это устройство подается питание.

Сначала рекомендуется проверить напряжение, которое присутствует на удаленном кабеле. Питание, поступающее на этот провод непосредственно от магнитолы, должно составлять 5 В. В том случае, если после сделанных замеров, показатель напряжения на проводе составляет, ниже отметки 5 В, тогда необходимо проверить целостность подключения всех кабелей непосредственно к главному устройству.

Также во время проведения диагностики нужно убедиться в том, что на проводах нет никаких повреждений, в виде надрывов либо нарушения целостности изоляции. Кроме того, при проверке цепи подключения, рекомендуется удостовериться в работоспособности предохранителей, а также целостности контактов.

Затем необходимо провести диагностику основного провода. Показатель рабочего напряжения на нем, при заглушенном ДВС, должен составлять 12В, а при включенном моторе – 14,4В. В том случае, если после проведения диагностики, были обнаружены отклонения в показателях напряжения на основном проводе, тогда следует проверить целостность соединений, а также исправность предохранителей.

Если диагностика кабелей подключения не дала никаких положительных результатов, тогда нужно выполнить проверку эффективности заземления. Если оно слабое, либо заземления вовсе нет, тогда усилитель будет работать со сбоями, либо может попросту не включаться.

В том случае, если после проведения вышеописанных диагностик не было обнаружено никаких нарушений, тогда, скорее всего, из строя вышел сам усилитель. В этом случае устройство придется отдавать на ремонт в мастерскую либо менять на новое.

Образец речи руководителя при знакомстве с коллективом

Когда руководители приходят в новый коллектив и начинают представляться, рассказывая свое резюме и увлечения, то это не всегда выглядит профессионально. Ваша цель – произвести хорошее впечатление на новых сотрудников, и они пойдут за вами.

Смысл выступления заключается в том, чтобы задать тон. Люди должны понять, как вы будете решать поставленные задачи и общаться с коллективом

Вы должны показать, что для вас важно в достижении успеха всей команды

Конечно, в первый же день, никто из этих людей не будет ожидать от вас выработанной стратегии развития бизнеса, так как это требует времени. Но они будут искать подсказки в ваших словах, каким лидером вы стремитесь быть.

По этой причине напомните сотрудникам, что ваши двери всегда открыты, и все, что будет сказано, останется за ними. И не забудьте упомянуть командную работу в своей речи, так как это основополагающий ключ к успеху любого коллектива.

Пример речи руководителя:

Меня зовут Сергей, и я являюсь начальником отдела снабжения в этой компании. Я новичок здесь, поэтому я надеюсь, что вы будете открыты со мной, когда я буду задавать вам вопросы. Я не собираюсь проверять ваши слабости или недостатки ваших коллег

Мне важно услышать, что и как вы делаете, и как мы можем это улучшить. Для меня сейчас важно понять сам процесс работы в этом отделе

Главным принципом работы нашего отдела будет – безопасность. Работаете ли вы на фабрике или в офисе, я бы хотел, чтобы вы все благополучно вернулись домой в конце рабочего дня. И как раз этими вопросами я буду интересоваться в первые дни, поэтому будьте со мной открыты в обсуждении подобных проблем, ведь это касается каждого из нас.

Следующее – это уважение. Вы можете рассчитывать на то, что я буду всегда относиться к вам с уважением. Это значит не ругаться и не повышать на вас голос. Я буду ожидать такого же обращения в ответ, и что такого рода уважительное отношение будет распространяться на всех в компании. Я лояльно отношусь к смеху и разного рода разговорам, но это должно быть с уважением к каждому.

Третье – это честность. Это означает, что мы говорим правду. Вы можете ожидать, что я скажу правду, и я буду ожидать того же. Говорить правду очень освобождает. У правды нет политики и нет запретных тем. Если это заставит компанию работать лучше, об этом нужно говорить откровенно.

Да, и стремление говорить правду – это не то же самое, что выдавать всю информацию. Вы не должны говорить каждому о своей зарплате по первой просьбе, или о будущем слиянии компании. А значит, некоторая информация должна оставаться в секрете.

Последнее ожидание связано с командной работой. Если вам нужна помощь, вы должны попросить ее. Каждый здесь должен рассчитывать на помощь своего коллеги. Вы также должны оказывать помощь, когда можете, особенно если это поможет другим лучше выполнять свою работу. Несомненно, это означает, что вы будете прилагать дополнительные усилия и жертвовать собой.

Эти усилия будут признаны окружающими вас людьми и могут, в конечном счете, даже привести к существенному улучшению вашего положения. Или, как минимум, вы будете уверены, что можете рассчитывать на помощь, когда она вам необходима.

Это все мои ожидания в этом коллективе. Пожалуйста, дайте мне знать, если у вас имеются какие-то возражения или предложения.

Моя дверь всегда открыта

Спасибо за внимание!. Заключение

Заключение

Изучение того, как представиться новым коллегам, поможет вам достичь долгого и успешного пребывания в вашей новой компании. После знакомства со своими коллегами убедитесь, что вы поддерживаете отношения с ними. Хорошие отношения на работе могут принести вам пользу во многих отношениях, например, облегчат вашу трудовую жизнь и повысят производительность.

Для чего нужен усилитель

От того, насколько грамотно будет выполнено подключение, будет зависеть качество звука. Существуют различные варианты устройства звуковой стерео или аудио системы в салоне автомобиля.
Итак:

  • Если вас не устраивает мощность вашей автомагнитолы(см.Сравнить автомагнитолы и выбрать лучшую) или качество производимого ею звука, решить этот вопрос можно с помощью усилителя. Конечно, это совсем не то оборудование, которое используется в звуковых системах, работающих от электросети с напряжением 220 вольт.
  • В легковом автомобиле всего один аккумулятор, а в грузовике или автобусе два — по 12В.
    Вот на такую маломощную сеть и рассчитаны усилители для автомобилей. Как же они повышают имеющееся напряжение?
  • Дело в том, что в автомобильный усилитель вмонтирован преобразователь напряжения. В зависимости от технических характеристик конкретного прибора, преобразователь, с помощью импульса, может повысить напряжение с 12 до 100 вольт.
    Так что, усилитель самостоятельно обеспечивает себя нужным напряжением.

Количество каналов

Тоже немаловажный параметр для выбора. Классифицируем устройство по следующим критериям:

  • Одноканальный. Простым языком — моноблок. Такие приборы выдерживают нагрузку только при низких ее значениях (где-то пару Ом). Эти усилки подойдут для обладателей профессиональных аудиосистем, мощность который является одним из главных показателей. Чаще всего это- гаджеты D-класса.
  • Двухканальные. Такие устройства легко установить с сабвуферами, которые рассчитаны от четырех до восьми Ом. Соединение осуществляют при помощи мостовой схемы или по катушки.
  • Трехканальные. Такие девайсы могут похвастаться лидирующими представителями: Eton SR 100.2 или Genesis Profile Two. Но такие устройства найти сложнее из-за утраченной актуальности.
  • Четырехканальные. Такие усилители можно с легкостью использовать хоть для четырех динамиков и сабвуфера или для нескольких качественных “булок”. Установка и эксплуатация редко вызывает вопросы, что делает такие гаджеты крайне популярными.
  • Пятиканальный. Также имеют огромную популярность, поскольку дополнительный сабвуферный канал позволяет использовать и фронтальную, и тыловую акустику. Явным преимуществом является цена и малые габариты.
  • Шестиканальные. Найти такой аппарат выдается крайне редко, поскольку системы, существующие ныне, еще не настолько требовательны к усилительным элементам.

Как рассчитать требуемую мощность аудиосистемы

Правильно подобрать силовой провод и другие необходимые компоненты поможет предварительный расчет мощности аудиосистемы. Тут потребуется знать точные показатели номинальной мощности установленных усилителей. Параметры можно найти в интернете по конкретной модели усилка или в инструкции к прибору. Если интегрирован отдельный усилитель для колонок, его мощность также стоит учесть.

Показатели стоит сложить между собой, получив таким образом мощность системы. Силовой провод потребуется подобрать с учетом полученного значения. Если автомобилист планирует в перспективе установить акустику большей мощности, лучше сразу подобрать кабель с запасом.

Поиск поломок перед ремонтом автоусилителя

До того как приступать к работе нужно выяснить, что же все таки сломалось. Только определив, какая деталь привела к остановке системы, ее можно восстановить. Электрическая схема не станет работать, если нет контакта, соединение находится не на том месте, где предусмотрено.

Чтобы обнаружить неисправность, причиной которой стало отсутствие звука, к диагностике приступают с усилителя частот. Чтобы познакомиться со схемой придется снять крышку. Применяя лупу, разглядывают компоненты. Если выгорел конденсатор или дорожка, не держится проводок это довольно хорошо заметно. Бывает и так, что проблемы здесь не видно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семинар по технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: