Умзч на «телевизионных» лампах с трансформаторами тн

Таблицы параметров лампы

Номинальные характеристики лампы ГУ50

Параметр Значение Допуск
Напряжение накала, В 12,6
Напряжение на аноде, В 800
Напряжение на второй сетке, В 250
Напряжение смещения на первой сетке, В -40 10
Ток накала, мА 655 65
Крутизна характеристики при токе анода 50 мА, мА/В 4 1
Выходная мощность, Вт * 60
Выходная мощность при напряжении накала 10,8 В, Вт * не менее 52

Максимально допустимые параметры лампы ГУ50

Параметр Значение
Наибольшее напряжение накала, В 14,5
Наименьшее напряжение накала, В 10,8
Наибольшее напряжение на аноде на частоте 46,1 МГц, В 1000
Наибольшее напряжение на аноде на частоте 66,6 МГц, В 800
Наибольшее напряжение на аноде на частоте 87,5 МГц, В 700
Наибольшее напряжение на аноде на частоте 120 МГц, В 600
Наибольшее пиковое напряжение на аноде, В 3000
Наибольшее напряжение на второй сетке, В 250
Наибольшая мощность, длительно рассеиваемая на аноде, Вт 40
Наибольшая мощность, рассеиваемая на аноде при перегрузке в течении 1 мин, Вт 50
Наибольшая мощность, рассеиваемая на 2-й сетке, Вт 5
Наибольшая мощность, рассеиваемая на 1-й сетке, Вт 1
Наибольшее постоянное напряжение между катодом и подогревателем, В 200
Наибольший ток утечки между катодом и подогревателем, мкА 100
Наибольший ток в цепи катода, мА 230
Наибольшее сопротивление в цепи катод-подогреватель, кОм 5

Особенное место нашлось для лампы в производстве звукоусиливающей аппаратуры. В интернете размещено огромное количество всевозможных схем усилителей мощности звука, где в выходном каскаде установлен именно этот лучевой пентод. В этой статье предложена к повторению конструкция однотактного усилителя, оконечный каскад, которого выполнен на лампе ГУ-50.

Данная схема лампового усилителя на ГУ-50 может быть не всем и понравится. Так как радиолюбители есть разные и кто-то из них возможно посчитает мощность на выходе в 10 Вт просто издевательской. Тем не менее, для усилителя такого класса эта мощность считается очень даже неплохой. На самом деле, даже в не большом помещении, используя только половину уровня громкости, аппарат выдает очень громкий звук.

Звуковая аппаратура своими руками

Во времена технического прогресса, когда смартсфоны уже настолько тонкие, что ими можно блины на сковороде переворачивать, а на телевизорах ну никак не могут с комфортом покемарить няшные котейки, я решил сотворить ламповый усилитель в максимально возможном тонком корпусе. Набравшись уже достаточно опыта в лампостроении и, выпрямив руки до нужной кондиции, я решил выйти на новую планку качества в схематехническом и дизайнерском планах. Придумывать свою схему я не стал, а просто взял наработку из интернета под названием «Покемон». Схема в стерео варианте, состоящая из одной лампы 6Н23П в раскачке и двух оконечных 6П14П. Мощность 4,3 Ватта в канале. Вся схема разведена мною на одной моноплате. Блок питания и выходные трансформаторы на печатном монтаже. Лишь сетевые трансформаторы вынесены за экран. Корпус высотой 45 мм. С защитными стойками для ламп. На передней панели стерео гнездо 6,3, две ручки громкости и два индикатора мощности. Индикаторы были мною переделаны из советских амперметров путём замены шкалы и сборки схемы измерения мощности. Фон выведен в полный ноль. Если при нулевом сигнале выкрутить потенциометры на максимальную мощность и прислонить ухо к резонатору динамика, не будет слышно ровно никаких гудений, свистов и посторонних призвуков. Подобный эффект достигнут сверхнадёжной схемой питания и глухой экранировкой питающих трансформаторов. Усилитель собирал в течение 3 месяцев и меня удовлетворил по всем параметрам. Если раньше я писал, что сборка ламповых усилителей и гитарных ламповых эффектов мне почти перестала доставлять удовольствие, то в этом случае результат меня «прёт что надо». К чему можно подключить этот девайс? — Компьютеру. Кабелем 3,5 на 6,3. — К виниловому проигрывателю со встроенным предусилителем. — К гитаре. Да-да, как гитарный девайс он тоже хорош. Частота межкаскадными емкостями не зажата, что просто шикарно для подключения гитары, или связки гитара + примочка. Единственный нюанс – нужно подключать вместо широкополосок гитарные 4 Ом,ные динамики (или один динамик а на второй выход вешать эквивалент нагрузки чтобы не спалить выходные трансформаторы).

— При желании даже к мобилке, или профессиональному айфону. Слушать нереально качественную музыку из ВК, или поймать радио Шансон, лузгать семки и строить дерзкие планы на вечер. В конечном итоге усилитель пошёл в подарок отцу на день рождения, заменив его китайские скрипящие и сквончащие недоколонки, которые я давно уже хотел выкинуть. Полную версию статьи с описанием процесса сборки, платой, схемой и видео обзором в будущем можно будет прочитать на сайте Datagor.ru, где я публикуюсь.

Что такое автоматическое и фиксированное смещение электронной лампы?

Отрицательное смещение на сетке лампы нужно для того, чтобы установить правильный режим работы, при котором лампа могла бы эффективно усиливать сигнал. Если на сетку не подавать отрицательное смещение относительно катода, то лампа всегда будет полностью открыта и через нее будет протекать всегда максимальный ток. Это значит, что в случае маломощной лампы. она просто не сможет усиливать сигнал, а в случае с мощной выходной лампой она даже может раскалиться и выйти из строя. Поэтому на сетку лампы должно быть подано некоторое отрицательное напряжение относительно ее катода, которое частично «закрывает» лампу, уменьшая ее ток покоя. В случае с фиксированным смещением катод лампы соединяется с «землей» (обычно через резистор сопротивлением 1 Ом для контроля тока через лампу) а на управляющую сетку лампы через дополнительный резистор подается отрицательное напряжение от отдельного выпрямителя. желательно также стабилизировать это напряжение и обеспечить его регулировку, чтобы иметь возможность подстраивать ток покоя ламп.

При автоматическом смещении все гораздо проще. Мы просто включаем в цепь катода дополнительный резистор небольшого сопротивления. В случае схемы нашего предварительного усилителя — это резистор R6. При этом ток, проходящий через лампу создает на этом резисторе некоторое небольшое напряжение, которое как бы «приподнимает» потенциал катода относительно «земли». Поскольку сетка лампы соединена с «землей» через резистор R2, то на сетке получается отрицательный потенциал относительно катода лампы (НЕ относительно земли, а именно относительно катода!). Сопротивление резистора R6 отличается для разных типов ламп, и берется из справочника по конкретной лампе. То есть номинал этого резистора — это фактически один из параметров лампы. если мы хотим использовать лампу 6Н23П то должны использовать резистор на 680 Ом. Для лампы 6Н23П нужно установить резистор на 1.5К.

При использовании рекомендованного резистора нужное напряжение смещения создается автоматически. Поэтому данный тип смещения и называется «автоматическое смещение». если по каким-то причинам начинает возрастать ток через лампу, одновременно увеличивается и падение напряжения на катодном резисторе, и лампа немного более закрывается, ограничивая ток.

Преимущества автоматического смещения перед фиксированным — это простота и дешевизна (не нужен дополнительный выпрямитель и дополнительная обмотка силового транса), и большая стабильность работы, автоматическая подстройка смещения при колебаниях напряжения питания. Поэтому такое включение всегда используется в маломощных каскадах предварительного усиления.

Недостатки заключаются в том, что мы вводим в цепь лампы дополнительное сопротивление. Это уменьшает максимальную выходную мощность. Если в усилителе небольшой мощности (как в этой статье) это практически не заметно, то в ламповых усилителях на 50 — 100 Вт это уже создает проблемы. Поэтому выходные каскады мощных ламповых усилителей всегда строятся по схеме с фиксированным смещением. Второе неудобство — необходимость каждый раз при замене ламп подстраивать их ток покоя, регулируя напряжение смещения специальными построечными резисторами.

Кроме того вводя в цепь катода лампы резистор, мы создаем местную отрицательную обратную связь по переменному току, которая сильно уменьшает усиление лампы. Для устранения этой обратной связи параллельно резистору включается конденсатор большой емкости. В нашей схеме это «электролит» С2. Он должен быть рассчитан на напряжение 16 — 25 вольт.

Особенности первой версии моего усилителя. Почему я отказался от параллельного включения выходных ламп

Параллельное соединение ламп в выходном каскаде действительно несколько увеличило выходную мощность. Но в последствии я от этого отказался, так как в случае со стерео усилителем одной лампы на выходе каждого канала оказалось вполне достаточно, но при этом усилитель потребляет в 2 раза меньшую мощность и меньше нагревается силовой трансформатор. Так как я уже установил на шасси 4 панельки под выходные лампы, я решил перепаять две крайнее панельки под цоколевку ламп 6П14П.

Теперь в усилителе можно использовать либо 2 лампы 6П1П, либо две 6П14П, в зависимости от того, какие ламы у вас есть. Усилитель прекрасно работает с пентодами 6П14П. Может быть даже лучше, так как выходные трансформаторы изначально рассчитаны на лампы 6П14П. Проблема в том, что нельзя просто вставить 6П14П вместо 6П1П в панельку, так как у ламп не совпадает цоколевка. Кроме того, тетроды 6П1П хорошо работают с фиксированным смещением, тогда как пентоды 6П14П рекомендуется использовать в схеме с автоматическим смещением. Сейчас на шасси усилителя есть две дополнительных панельки под 6П14П, и я могу использовать любые лампы по моему выбору и оценить разницу в звуке., и те. При этом в случае использования 6П1П они работают с фиксированным смещением, а если установить 6П14П они будут работать с автоматическим. Это реализовано просто разной распайкой панелек под лампы.

Если вы захотите повторить данный усилитель, вам совершенно не обязательно мудрить с разными типами ламп. Вы можете сделать усилитель либо под 6П14П (EL84) либо под 6П1П. И даже не нужно делать дополнительный стабилизатор напряжения для фиксированного смещения 6П1П — эти лампы прекрасно работают и с автоматическим смещением. Можно сильно упростить усилитель если использовать автоматическое смещение также и в случае использования 6П1П. Фиксированное смещение — это моя прихоть в данном усилителе.

Также возможно имеет смысл сразу сделать этот усилитель именно под лампы 6П14П, так как эти лампы сейчас более доступны. особенно их зарубежный аналог EL84. Их можно легко заказать в Китае на Алиэкспресс. Схему изменений в для 6П14П я помещу далее в статье.

Лампа EL84 с Алиэкспресс (полный аналог советской 6П14П)

Киноустановки КН15, КН15-3

Киноустановки КН15 и КН15-3 предназначены для де­монстрации обычных, широкоэкранных и кашетированных 35-мм кинофильмов с фотографической фонограммой. В комплект установки КН15 входят ки­нопроектор, звуковоспроизводящее устройство КУУП-56, автотрансформатор КАТ-16, штатив и кассетница для транспортировки кассет, принадлежностей, инструмента и запасных частей.

Киноустановка КН15-3

в проекторах слу­жит проекционная лампа, работающая в обычном (30 В) или форсированном (33 В) режиме питания. Полезный све­товой поток проектора при вращающемся обтюраторе без фильма и объективе с относительным отверстием 1 : 1.8 со­ответственно режимам питания составляет 500 и 650 лм.

Кинопроекционная лампа К30-400 рассчитана в основ­ном на работу проектора при демонстрации обычных 35-мм фильмов (размер проецируемого кадра 15.2 х 20.8 мм). При проекции широкоэкранных фильмов с раз­мерами проецируемого кадра 18.1 х 21.2 мм значительно снижается равномерность освещенности экрана. При не­большой расфокусировке осветительной системы проекто­ра равномерность освещенности улучшается, но при этом уменьшается световой поток проектора, что также нежела­тельно.

Лучшие результаты при проекции широкоэкран­ных фильмов на аппаратуре типа КН достигаются при ис­пользовании новой проекционной лампы К36-620 с не­сколько увеличенными по сравнению с лампой К30-400 раз­мерами нити. Габаритные размеры ламп одинаковы. При напряжении на лампе К36-620 33 В обеспечивается доста­точная ее долговечность, а световой поток равен 700 — 800 лм.

Киноустановка КН15

В осветительно-проекционную систему кроме проекци­онной лампы входят сферический контротражатель, двухлинзовый конденсор, плоское зеркало, объектив и анамор­фотная насадка. Исходя из реальных условий проекции, обычно применяют два объектива в следующем сочетании: 85 и 100 мм, 100 и 120 мм или 120 и 140 мм. Один из этих объективов используется при проекции обычных 35-мм фильмов, а второй вместе с анаморфотной насадкой 35НП2-3 — для проекции широкоэкранных фильмов.

Звуковоспроизводящая оптика в проекторе — бесщеле­вая, цилиндрическая. Звукочитающая лампа К4-3 питается постоянным током от выпрямителя усилительного устрой­ства. В проекторе КН15 модулированный после фонограм­мы световой поток через светопровод падает на фотоумно­житель ФЭУ-1. В проекторе КН15-3 схема звуковоспроиз­водящей оптики такая же, как ив проекторе КН15, одна­ко преобразователем световых колебаний является не фо­тоумножитель, а фотодиод.

Корпус проектора разделен на два отсека. Со стороны переднего отсека имеется доступ к органам управления и лентопротяжному тракту, а в другом отсеке расположен приводной механизм. В кинопроекционном фонаре разме­щаются рабочая и резервная проекционные лампы. При смене ламп юстировка осветительной системы не нарушается. На передней стенке корпуса предусмотрено окно для проекционного луча. К этой же стенке крепится кронштейн анаморфотной насадки.

Сверху и сбоку корпуса проектора с помощью байонетных соединений установлены подающая и принимающая кассеты. Емкость этих кассет — 300 м. Привод кинопро­ектора обеспечивается электродвигателем АВЕ-052-4М или ДО-50М с фильтром для подавления помех радиоприему.

Кинопроектор рассчитан на питание от однофазной се­ти переменного тока с частотой 50 Гц, напряжением 127 или 220 В через автотрансформатор КАТ-16.

Кинопроекторы «Луч-2», «Луч-2С», «Русь», «Волна»

Кинопроекторы типа «Луч-2», «Луч-2С», «Русь», «Вол­на» и др. предназначены для демонстрации 8-мм любитель­ских и учебных фильмов без звукового сопровождения или со звуковым сопровождением с помощью магнитофона и синхронизатора.

Кинопроектор «Луч-2» обеспечивает проекцию 8-мм фильмов с обычным кадром, а кинопроектор «Луч-2С» при­меняется для работы с пленкой «Супер-8», на которой кад­ры фильма имеют несколько большие размеры при той же ширине пленки. Эти проекторы отличаются в основном сво­ими транспортирующими барабанами и кадровыми рамка­ми, соответствующими тому или иному виду 8-мм пленки.

Кинопроектор «Луч-2»

Механизм кинопроекторов обеспечивает плавную регу­лировку скорости проекции в пределах 12—26 кадр/с, а так­же покадровую проекцию. Предусмотрена возможность пе­реключения механизма на обратный ход.

Осветительно-проекционная система проекторов состоит из кинопроекционной лампы К12-90 (12 В, 90 Вт), конденсо­ра, сферического отражателя и объектива с фокусным рас­стоянием 18 мм (относительное отверстие 1 : 1.4).

Кинопроектор «Русь» выпускается в двух вариантах: с объективом, имеющим постоянное фокусное расстояние (f=18 мм, относительное отверстие 1 : 1.4), и объективом с переменным фокусным расстоянием (от 18 до 30 мм при от­носительном отверстии 1:1,2). Наличие объектива с пе­ременным фокусным расстоянием позволяет изменять раз­меры изображения на экране без перемещения проектора или экрана.

Кинопроектор «Русь»

В проекторе применена кварцево-галогенная проекци­онная лампа типа КГМ 12 х 100 (12 В, 100 Вт), обеспечи­вающая повышенную яркость изображения на экране.

Наличие в комплекте сменных зубчатых транспорти­рующих барабанов и переключателя кадровой рамки по­зволяет демонстрировать фильмы как на обычной 8-мм пленке, так и на пленке «Супер-8». Предусмотрена уско­ренная перемотка фильма. Так же, как и в проекторе «Луч-2», имеется возможность плавной регулировки скоро­сти проекции, покадровой проекции и переключения меха­низма на обратный ход.

Параметры кинопроектора типа «Волна» близки к па­раметрам проектора «Русь». Источником света в этом про­екторе является лампа КГМ12-75 с интерференционным от­ражателем.

Кинопроектор «Волна»

Архивы статей

Также достаточно популярны гибридные лампово-транзисторные УНЧ, которые благодаря совмещению радиоламп и транзисторов могут обеспечить достаточно высокие параметры, сохраняя при этом теплый «ламповый» звук.
Конечно, Вы можете использовать свои типы динамиков, тогда и размеры корпуса будут другие. Выходные трансформаторы используются готовые ТВЗ, для увеличения выходной мощности и улучшения АЧХ два трансформатора объединены в один, таким образом, как показано на фото, между сердечниками сделать прокладку из бумаги 0,1 мм.
И ничего особенного в этом нет, поскольку большинство схемных решений известно давным давно. Описание работы схемы усилителя Принципиальная электрическая схема усилителя НЧ. Несмотря на обилие цифровых источников звука, у многих из нас сохранилась большая коллекция виниловых пластинок.
Для этого первичная обмотка каждого трансформатора должна состоять из половинок. Используемая принципиальная схема особенностей не имеет, и состоит из двух каскадов: предварительный усилитель на 6Н23П и усилитель мощности на 6П14П.
Кстати, на сайте есть онлайн калькулятор расчитывающий резистор для подключения светодиода. Схема вполне нормальная, а для развязки высоковольтного усилителя мощности от предоконечного каскада использован разделительный трансформатор.

Выпрямитель анодного напряжения собран по мостовой схеме на диодах Д2 — Д9 с RC фильтрами

Само по себе значение установленных емкостей не очень большие, поэтому с осторожностью можно поэкспериментировать по увеличению их номинального значения. И смотрится даже внешне усилитель очень красиво и впишется в любую обстановку

В заключение хочу сказать что аппарат получился довольно хорошо звучащим, с довольно большим запасом по мощности как для однотактника в таком размере , максимальная выходная мощность до 5Вт на канал, с высокочувствительными АС вполне достаточно мощности 2х5 В для того что бы соседи вечером начали стучать в стены. При более глубокой модернизации, замена одиночного выходного трансформатора на дифференциальную пару решает все вопросы линеаризации характеристик и расширения частотного диапазона. Однако пока такой способ не нашел широкого распространения среди телезрителей по ряду объективных причин, о которых будет сказано ниже. Дроссель вот такой у меня.

Цель благородная и применение жгутов из перевитых проводов первичной и вторичной обмоток может оказаться вполне оправданным. К слову сказать, что некоторые критики в том же самом Инете изливают желчь по поводу ценности их «собственных» картинок, с их «собственной» схемотехникой.
Усилитель, который летал. Sony TA-F570ES. Схема, ремонт и обзор

Хочу дешево и сердито. Какие есть варианты?

Итак, с типом обновления определенность есть. Но что покупать — всегда большой вопрос. Современные цифровые усилители предлагают массу дешевых, но качественных вариантов.

Аналоговые системы сегодня считаются уделом аудиофилов. Со всеми вытекающими проблемами: «золотыми» проводами, уникальными схемами питания (сочиненными без знаний электротехники), огромными размерами и ужасающими ценниками.

Вариантов остается немного: сделать самому или купить все такой же огромный усилитель из далекого прошлого. Впрочем, последний вариант может оказаться очень интересным, если заниматься не только звуком, но и украшением комнаты. В условиях ограниченного рабочего пространства 20-килограммовый агрегат окажется лишним. Да и рядом с современной компьютерной техникой такие решения нисколько не смотрятся.

Путь самурая-самодельщика долог и сложен. Однажды мы коснемся и этой темы. А сегодня поговорим о том, что будет, если простую аналоговую схему заказать в виде уже готового усилителя из Китая. На самом деле, получится намного лучше, чем собирать самому — уж по-крайней мере, в среднестатистическом случае. Дешевле и надежнее.

Линейный вход и bluetooth приемник

Ригонда имеет линейный вход в виде советского 5-штырькового круглого разъема. Я спаял переходник на jack-3.5«

На Али был заказан Bluetooth приемник с APT-x за 15 баксов. Вот этот. Отзывы на Али и обзоры на Муське обещали хорошее качество звука. На самом деле он играет ровно на столько, сколько стоит. Даже в Ригонде слышна разница между прямым подключением плеера и этим модулем (Apt-x включен, я проверял). Так же слышны фоновые шумы, если подключить к нему наушники и послушать тишину.

В общем, звуком я очень доволен. Играет Ригонда через bluetooth очень круто. У меня есть народная колонка Сардина, с ней сравнивать смысла никакого нет. Ящик имеет большой объем, 4 динамика (НЧ и ВЧ). Очень здорово работает темброблок, по BT можно прибавить высоких и низких частот.

Выходные трансформаторы усилителя. Аспекты согласования трансформатора и громкоговорителя. Как должно быть и как есть на самом деле

Выходной трансформатор лампового усилителя — это важнейший компонент с точки зрения влияния на звук. От качества выходного транса и согласованности его с выходной лампой зависит частотный диапазон усилителя и его выходная мощность. Также вторичная обмотка выходного трансформатора должна быть согласована с сопротивлением катушки используемого громкоговорителя.

В транзисторных усилителях все проще — мы можем подключить к усилителю практически любой громкоговоритель, главное чтобы его сопротивление не было слишком мало, чтобы не превысить допустимый ток выходных транзисторов. От сопротивления динамика в транзисторном усилителе будет зависеть выходная мощность, в соответствии с формулой P = (U*U)/R где P — выходная мощность, U — действующее значение напряжения сигнала на громкоговорителе (RMS) а R — сопротивление его катушки (импеданс), измеренное на частоте тестирования динамика (обычно это 1000 Гц).

С ламповым усилителем все несколько сложнее. Приведенная формула тоже работает, но для того чтобы выходной трансформатор правильно работал и мог отдать динамику максимальную мощность, его вторичная обмотка должна быть согласована с сопротивлением динамика. То есть теоретически мы не можем просто взять и подключить к выходу трансформатора, рассчитанного для работы с динамиком на 4 Ома, динамик с сопротивлением 8 Ом. Я написал «теоретически», потому что на практике бывает так что у нас нет выбора. Есть какой-то готовый трансформатор и какие-то колонии с таким-то сопротивлением. И не всегда это будет совпадать. Ничего страшного не случится, усилитель будет работать. Но нам придется смириться с ухудшением характеристик усилителя. Обычно в случае несогласованности мы можем потерять в выходной мощности и в низких частотах.

Также было и в моем случае в 2006 году. У меня были в наличии два советских трансформатора, «выдранных» из старых телевизоров. Это были трансформаторы типа ТР-7. На трансформаторах написано «трансформатор звуковой частоты ТР-7» и приведены количества витков первичной и вторичной обмоток. Это 2000 витков ПЭЛ 0,18 и 100 витков ПЭЛ 0,58.

Трансформатор звуковой частоты ТР-7 от телевизора Рубин-102 для однотактного выходного каскада на лампе 6П14П

Фактически в ламповом усилителе выходной транс является трансформатором сопротивления, который преобразует сравнительно высокое сопротивление анодной нагрузки электронной лампы (несколько кОм) в низкое сопротивление для подключения динамика (несколько ом). Найдя в справочнике оптимальное сопротивление нагрузки для нашей лампы и зная сопротивление нашего динамика мы можем определить нужные параметры трансформатора.

Трансформаторы ТР-7 использовались в телевизорах Рубин-102 и использовались с как раз лампой 6П14П (а не с 6П1П как в первом варианте моего усилка). Для этой лампы оптимальное сопротивление нагрузки — 4,5 кОм. Коэффициент трансформации нашего транса K = 2000 / 100 = 20. Общее сопротивление катушек громкоговорителей в телевизоре Рубин-102 было 11 Ом. То есть 20*20*11=4400 Ом. То есть первичная обмотка трансформатора практически соответствует рекомендованному сопротивлению для лампы 6П14П и транс действительно рассчитан на нагрузку около 11 Ом. Сопротивление моих колонок равно 8 Ом. То есть усилитель работает не совсем в оптимальном режиме, но тем не менее работает хорошо. Оптимальное сопротивление анодной нагрузки для 6П1П еще больше — около 5 кОм. И здесь чаша весов склоняется в пользу версии на 6П14П, так как сейчас трудно найти готовый трансформатор сделанный именно под 6П1П. Таким образом, использовать 6П1П в наше время имеет смысл только в том случае, если они у вас есть.

Если бы я делал усилитель сейчас, я бы заказал выходные трансформаторы на Алиэкспресс. Они хороши тем, что их вторичные обмотки имеют отводы для подключения как колонок с сопротивлением 4 так и 8 Ом. И в любом случае усилитель с таким трансформатором будет работать в режиме, близком к идеальному.

Принципиальная схема

Левый по схеме триод V1a — усилитель напряжения, нагруженный на фазонвертор V1b с разделенной (R5, R6) нагрузкой. В катод V1a с вторичной обмотки выходного трансформатора через R23 подается напряжение общей ООС глубиной 14 дБ.

Высокая степень симметрии раскачки выходных ламп VЗ, V4 обеспечена драйвером на V2, выполненном по схеме дифференциального усилителя с общей катодной нагрузкой R10.

Такое решение (по сравнению с часто применяемыми двумя раздельными каскадами усиления) обеспечивает автоматическую компенсацию неточности фазорасщепления каскада с разделенной нагрузкой.

Выходной двухтактный каскад работает в режиме класса АВ с начальным анодным током 15 мА и фиксированным сеточным смещением (регулируется в пределах -25…-62 В триммером R4 — см. далее схему блока питания на рис. 2), анодным напряжением 700 В и напряжением второй сетки 350 В.

В таких условиях крутизна 807 составляет 6 мА/В, а оптимальная анодная нагрузка (Raa) 7 кОм трансформируется в стандартную нагрузку 8 Ом посредством Tr1.

Рис. 1. Схема 60-ваттного лампового усилителя мощности НЧ (УМЗЧ) на аналогах 6Н23П и Г-807.

Двухтактные ламповые усилители PPPP — сокращенное от Push-Pull («тяни-толкай»).

  • 2.5Вт. Триодный усилитель класса В на лампах 6Н6П, 6Н2П.
  • 3.5Вт. Ламповый усилитель на 6Н6П, 6Ф1П.
  • 7.5Вт. Двухтактный усилитель на
    лампе 6Н9С.
  • 6Вт. Простой двухтактный ламповый усилитель на
    6П14П.
  • 6Вт. Двухтактный усилитель класса А на лампах 6П6С.
  • 10Вт. Двухтактный усилитель на 6Ф3П.
  • 12Вт. Ламповый УНЧ с ультралинейным оконечным каскадом на
    6П14П.
  • 12Вт. Ультралинейный ламповый усилитель на 6П14П, 6Н2П.
  • 15Вт.
    Двухтактный УНЧ на 6П3С, EL34.
  • 16Вт. Миниатюрный УНЧ на 6П36С.
  • 20Вт. Двухтактный ламповый усилитель на 6П36С.
  • 20Вт. Двухтактный усилитель на лампах 6П36С и 6Н1П.
  • 22Вт. Ультралинейный двухтактный усилитель на лампах 6П3С и 6Н8П.
  • 25Вт. Двухтактный ламповый усилитель на ГУ-50
  • 80Вт. Ультралинейный двухтактный УНЧ на четырех лампах 6П3С и 6Н8П.
  • 200…400Вт. Мощный двухтактный усилитель на
    лампах 6Р3С или 6П45С.
  •  Двухтактный усилитель на 6С4С.
  •  Двухтактный ламповый усилитель начального уровня на 6П18П, 6П43П
  •  Двухтактный УНЧ канала на лампах 6П45С
  •  Ультралинейный усилитель на
    6П14П, 6Н1П с микрофонным входом.

Киноустановка КН20П

Передвижная киноустановка КН20П — двухпостовая. Она может быть использована для демонстрации кино­фильмов на открытых площадках с полуавтоматическим переходом с поста на пост без перерывов между частями фильма.

Установка состоит из двух кинопроекторов КН19П, ко­торые устанавливаются на штативах. В автоклубах они устанавливаются на специальных столах.

В комплект входят универсальное транзисторное зву­ковоспроизводящее устройство КЗВП-14-6, блок питания БПК-0.8, принадлежности, инструменты и запасные части.

Новой линейкой киноустановок типа КН предусмот­рен вариант комплектации аппаратуры для работы и в ста­ционарных условиях (КН20 и КН20А). В зависимости от необходимости могут быть применены объективы 85 и 100 мм, 100 и 120 мм или 120 и 140 мм. Для демонстрации широкоэкранных 35-мм фильмов в комплекте предусмот­рены анаморфотные насадки 35НАП2-ЗМ.

↑ Меры предосторожности

1. При любых монтажных работах устройство необходимо обесточивать. Так как в усилителе применены накопительные конденсаторы большой емкости, необходимо дождаться их разрядки, которая происходит в течение 30—40 секунд после выключения усилителя. При испытаниях блока питания отдельно от усилителя будьте внимательны — в этом случае конденсатор C7 способен хранить заряд весьма длительное время (до нескольких суток). Для обеспечения разрядки конденсатора параллельно к нему следует временно подпаять резистор сопротивлением от 100 кОм до 1 МОм и мощностью не менее 0,5 Вт. Категорически не рекомендуется разряжать конденсаторы с помощью короткого замыкания их выводов (например отверткой или пинцетом) — это может привести как к выходу из строя конденсатора, так и к травме. 2. Ламповые усилители, в отличие от транзисторных, не боятся короткого замыкания в нагрузке, но зато обрыв в цепи нагрузки может вывести из строя выходной трансформатор. Очень не рекомендуется включать усилитель при отсутствии подключенной к его выходу номинальной нагрузки (номинальное сопротивление нагрузки 4…8 Ом) — это грозит пробоем изоляции первичной обмотки выходного трансформатора вследствие ее значительной индуктивности. Если вы собираетесь эксплуатировать усилитель вместе с наушниками — необходимо учесть это и на время подключения наушников обеспечить параллельное подключение эквивалента нагрузки, которым может служить обычный резистор сопротивлением от 3,9 до 8,2 Ом и рассеиваемой мощностью не менее 2 Вт. Любые же переключения нагрузки, при которых возможен пусть даже кратковременный разрыв ее цепи, необходимо выполнять только при выключенном питании усилителя.

3. Выходные пентоды 6П14П при работе очень горячие. Не обожгитесь

Простой усилитель Василича

Для воспроизведения музыкальных файлов формата (FLAC) с высоким битрейтом (lossless) в составе домашнего медиа центра мною уже несколько лет используется простой (для самостоятельного изготовления) и весьма качественный усилитель мощности звуковой частоты, собранный по следующей схеме.

В УМЗЧ использована современная элементная база. На АС (сопротивлением 6 ом) усилитель развивает мощность до 30 Вт. Этого вполне достаточно для большинства жилых помещений. Коэффициент гармонических искажений не превышает 0,005%. Усилитель охвачен глубокой обратной связью в широком диапазоне частот. Коэффициент усиления определяется отношением сопротивления R8 к R5 и равен 7. При желании, его можно увеличить, изменяя номинал сопротивления R8 в большую сторону. УМЗЧ имеет высокую скорость нарастания сигнала. Частоты верхнего слышимого диапазона он воспроизводит без искажений, на слух очень прозрачно. Не превращает звук тарелок в шипение, а барабана в бубнение, как некоторые УМЗЧ, собиравшиеся мною на интегральных микросхемах типа TDA 1558 и LM 3886. Шумовая полка данного усилителя ниже — 120 dB (что также не достижимо для усилителей на микросхемах).

Для питания каждого из каналов усилителя был использован отдельный (не общий) блок питания без гальванической связи с общим проводом, что обеспечило защиту АС от постоянного тока. Трансформаторов может быть два, каждый мощностью по 60 — 80 Вт либо один мощностью 120 — 150 Вт с двумя вторичными обмотками по 40 В (отдельными для каждого канала). В своем компактном УМЗЧ (160х160х105 мм) я использовал один тороидальный трансформатор на 120 Вт. Выбран тороид потому, что он наиболее компактный, тихий и создает минимум помех. Схема БП приведена ниже.

В блоке питания могут использоваться любые выпрямительные диоды с максимальным током более 10 А и напряжением не ниже 100 В. Электролитические конденсаторы (по 2 на каждый канал) от 6800 до 15000 мкФ напряжением не ниже 50 В. Шунтирующие конденсаторы (С11 — С14) от 0,1 до 1,0 мкФ не электролитические (бумажные либо пропиленовые).

Для проектирования платы использовалась программа Sprint-layout. В связи с использованием СМД резисторов, которые установлены со стороны дорожек, плата получилась очень компактной (57х42 мм).

Две платы для УМЗЧ изготовлены по ЛУТ-технологии (с помощью лазерного принтера и утюга).

Фотографии простого усилителя Василича приведены ниже.

Усилитель прост в изготовлении, не требует сложных регулировок. В случае, если ток покоя оконечных транзисторов выходит из диапазона 100 — 200 мА необходимо подобрать резистор R14. С увеличением его номинала увеличивается ток покоя, с уменьшением — снижается. Полевые транзисторы на выходе усилителя обеспечивают отличную термостабилизацию без каких-либо дополнительных схемных решений. Правый и левый канал УМЗЧ не имеют общей земли. Даже входные разъемы не соединены между собой. Входной конденсатор С1 (от 0.22 до 1.0 мкФ) желательно поставить пропиленовый либо другой высококачественный, имеющий низкий уровень собственных шумов. Это обеспечит УМЗЧ минимальный уровень искажений. По этой же причине я отказался от регулятора громкости в самом усилителе. С регулировкой уровня сигнала прекрасно справляются медиа плееры и штатные средства операционной системы персонального компьютера.

Рекомендую усилитель для изготовления начинающим радиолюбителям.

Творческих успехов и приятного прослушивания музыки!

Хочу еще поделится практическим опытом. При значительном увеличении емкости входного конденсатора усилителя С1 (более 1.0 мкФ) и уменьшении конденсаторов С15 и С16 в БП ниже 6800 мкФ возможно возбуждение усилителя на низкой частоте. В моем случае возбуждение одного из каналов произошло при емкости конденсаторов БП 6800 мкФ. Это проблема была решена путем уменьшения С1 усилителя с 1.0 мкФ до 0.68 мкФ. Второй канал оказался более устойчив и таких изменений не потребовал.

Параметры трансформатора ТС-160

Напряжения и токи предлагаемого к использованию автором трансформатора ТС-160 (160Вт).

Рис. 2. Принципиальная схема трансформатора ТС-160.

Первичная обмотка
Выводы обмоток Напряжение, В Ток, А
1 — 3 127 0,6
1 — 2 — 2′ — 1′ 220 0,35
1′ — 3′ 127 0,6
Вторичная обмотка
Выводы обмоток Напряжение, В Ток, А
5 — 6 42 1,1
5′ — 6′ 42 1,1
7 — 8 66 0,9
7′ — 8′ 66 0,9
9 — 10 6,8 0,3
9′ — 10′ 6,8 0,3
11 — 12 6,9 3
11′ — 12′ 6,9 3

Параметры провода, используемого для намотки обмоток трансформатора ТС-160:

Выводы обмоток Число витков Марка и диаметр провода Сопротивление, Ом
1 — 2 414 ПЭЛ 0,69 3,3
2 — 3 64 ПЭЛ 0,69 0,5
1′ — 2′ 414 ПЭЛ 0,69 3,3
2′ — 3′ 64 ПЭЛ 0,69 0,5
5 — 6 158 ПЭЛ 0,47 3,2
5′ — 6′ 158 ПЭЛ 0,47 3,2
7 — 8 250 ПЭЛ 0,51 4
7′ — 8′ 250 ПЭЛ 0,51 4
9 — 10 26 ПЭЛ 0,57 0,3
9′ — 10′ 26 ПЭЛ 0,57 0,3
11 — 12 26 ПЭЛ 1,35 0,1
11′ — 12′ 26 ПЭЛ 1,35 0,1

Уникальный аппарат

Ламповые усилители Hi-End – это особый класс бытовой техники. С чем это связано? Во-первых, у них есть довольно интересный дизайн и архитектура. В этой модели человек может увидеть все, что ему нужно. Это делает аппарат поистине уникальным. Во-вторых, характеристики лампового усилителя Hi-End отличаются от альтернативных моделей, в которых используют транзисторно-интегральные схемы. Отличие Hi-End в том, что во время монтажа используется минимальное количество деталей. Также, оценивая звучание данного аппарата, люди больше доверяют своим ушам, чем измерениям нелинейных искажений и осциллографу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семинар по технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: