Простой усилитель «torchibas» (100 вт/4 ом)

Блок питания усилителя

Схема выпрямителей блока питания и стабилизатор напряжения фиксированного смещения ламп

Выпрямитель анодного напряжения

Анодный выпрямитель не имеет каких либо особенностей. Диодный мостик собран из четырех советских диодов типа КД206. Можно с успехом использовать 4 диода типа 1N4007. При этом размеры выпрямителя будут меньше.

Пульсации выпрямленного напряжения сглаживаются пассивным фильтром, состоящим из конденсаторов С2, С4 и дросселя L1. Дроссель можно взять от старого телевизора или лампового приемника. В крайнем случае его можно заменить на обычный резистор сопротивлением 22 — 24 Ом и мощностью не менее 5 Вт.

Входное напряжение (от силового трансформатора) может быть в пределах 220 — 260 вольт.

Цепи накала

Цепи накала всех ламп используют переменное напряжение 6.3В. Параллельно проводам цепей накала включен подстроечный резистор R1, движок которого соединен с «землей». Такая схема в ламповых усилителях позволяет минимизировать наводки от цепей накала с частотой 50 Гц. Настраиваем его так: включаем усилитель, устанавливаем регулятор громкости в минимальное положение и прослушивая выходной сигнал, поворачиваем движок этого продстроечника. Добиваемся минимума проникновения фона с частотой сети.

Выпрямитель и стабилизатор отрицательного напряжения для фиксированного смещения оконечных ламп.

Этот узел нужен ТОЛЬКО если вы решили сделать усилитель с фиксированным смещением на лампах 6П1П. В остальных вариантах схемы усилителя этот узел не нужен.

Для получения напряжения смещения используется обмотка силового трансформатора с выходным напряжением 24 В. наша задача получить на выходе стабилизированное отрицательное напряжение в районе -22 вольта.

в 2006 году я использовал диодный мостик типа КЦ405. Здесь можно использовать любой диодный мостик китайского производства, либо 4 диода 1N4007. Все электролитические конденсаторы стабилизатора рассчитаны на напряжение 35 вольт. Стабилизатор выполнен на транзисторе VT1 типа BD140. Можно использовать отечественные транзисторы КТ814, КТ817 и другие средней мощности и структуры PNP.

Цепочка стабилитронов в базовой цепи транзистора должна быть на суммарное напряжение 22 вольта. Для подбора стабилитронов можно использовать вот такой тестер>>.

Подстроечные резисторы R5, R6 служат для регулировки напряжения смещения и соответственно тока покоя выходных ламп.

Подключение советских трансформаторов типа ТАН

В своем первом усилителе по этой схеме я использовал два силовых унифицированных трансформатора, которые были у меня в наличии. Об этом я уже рассказывал в начале статьи. Здесь я привожу схему того, как я соединил два трансформатора для получения нужных напряжений и нагрузочной способности. Более подробно об этих трансформаторах можно почитать в статье>>.

Схема включения двух силовых трансформаторов в моей первой версии усилителя

SA1 — это выключатель питания. SA2 — выключатель анодного напряжения. дело в том, что для увеличения срока службы ламп анодное напряжение лучше подавать только тогда, когда катоды лампы полностью прогреются. Если включать анод сразу, при холодных нитях накала, это ведет к разрушению активирующего слоя на катодах ламп. Поэтому сначала включаем SA1, ждем пару минут пока прогреются катоды ламп и только после этого включаем SA2.

Вы можете сделать также, либо попробовать использовать только один трансформатор типа ТАН16, однако он будет довольно серьезно нагреваться, так как для него это будет предельная нагрузка.

Другой совет — использовать хороший трансформатор с Алиэкспресс и отказаться от фиксированного смещения в пользу автоматического.

Выбор схем для сборки

Предварительный усилитель довольно просто собрать. Для него вы можете выбрать любую подходящую схему и начать сборку. Другой случай – выходной каскад, то есть усилитель мощности. С ним, как правило, возникает множество различных вопросов. Выходной каскад имеет несколько типов сборки и режимов работы.

Первый тип – однотактная модель, которая считается стандартным каскадом. При работе в режиме «А» он имеет небольшие нелинейные искажения, но, к сожалению, имеет довольно плохой КПД. Также следует отметить среднюю выходную мощность. Если вам необходимо полностью озвучить довольно большое помещение, необходимо будет применять двухтактный усилитель мощности. Эта модель может работать в режиме «АВ».

В однотактной схеме для хорошей работы устройства достаточно всего двух частей: усилителя мощности и предварительного усилителя. В двухтактной модели уже используется фазоинверсный усилитель или драйвер.

Конечно, для двух типов выходного каскада, чтобы комфортно работать с акустической системой, необходимо согласовать высокое межэлектродное сопротивление и низкое сопротивление самого прибора. Это можно сделать с помощью трансформатора.

Если вы являетесь ценителем «лампового» звучания, то должны понимать, что необходимо использовать выпрямитель, который произведен на кенотроне, для достижения такого звука. При этом нельзя использовать полупроводниковые детали.

Разрабатывая ламповый усилитель Hi-End, можно не применять сложные схемы. Если вам нужно озвучить достаточно небольшое помещение, то можно применить простую однотактную конструкцию, которую проще сделать и настроить.

Схема самодельного лампового усилителя (УНЧ)

Схема взята с сайта heavil.ru

Надо сказать, что схема, наверное, не самая хорошая, но ввиду её относительной простоты и доступности деталей решил остановиться на ней. Выходной трансформатор (фигура важная в сюжете ).

В качестве выходных трансформаторов решено использовать «легендарный» ТС-180. Сразу камнями не кидайтесь (приберегите их до конца статьи :) ) я и сам в глубоких сомнениях о таком решении , но учитывая моё стремление не тратить ни копейки на этот проект продолжу.

Выводы транса для моего случая я соединил вот так .

на соединение выводов 1 и 1′ подается анодное напряжение, 8 и 8′ на аноды ламп.

10 и 10′ на динамик. (это я не сам придумал, нашел в интернете). Чтобы развеять туман пессимизма я решил проверить частотную характеристику трансформатора на глаз. Для этого собрал такой стенд на скорую руку.

На фото генератор ГЗ-102 , усилитель BEAG APT-100 (100V-100W), Осциллограф С1-65, эквивалент нагрузки 4 Ом (100W), ну и сам трансформатор. Кстати, на сайте есть онлайн калькулятор расчитывающий резистор для подключения светодиода.

Ставлю 1000 гц размахом 80 (примерно) вольт и фиксирую напряжение на экране осциллографа (около 2 в). Далее увеличиваю частоту и жду когда напряжение на вторичке транса начнет падать. Тоже самое делаю в сторону уменьшения частоты.

Результат меня, надо сказать, порадовал АЧХ практически линейна в диапазоне от 30 гц до 16 кГц , ну я думал, что будет намного хуже. Кстати, усилитель BEAG APT-100 имеет повышающий трансформатор на выходе и его АЧХ , возможно, тоже не идеальна.

Теперь можно собирать все до кучи в корпус со спокойной совестью. Есть задумка сделать монтаж и компоновку внутри в лучших традициях, так называемого, моддинга (минимум проводов на виду) и еще не плохо было бы сделать подсветку светодиодами как в промышленных экземплярах.

Ламповый усилитель Hi-End своими руками

Перед началом монтажа необходимо разобраться с некоторыми правилами для сборки такого рода приборов. Нам необходимо будет применить основной принцип монтажа ламповых приборов – минимизацию креплений. Что это значит? Вам нужно будет отказаться от монтажных проводов. Конечно, это не везде получится сделать, но их количество необходимо свести к минимуму.

В хорошем ламповом усилителе Hi-End применяются монтажные лепестки и планки. Они используются в виде дополнительных точек. Такая сборка называется навесной. Также вам нужно будет распаивать резисторы и конденсаторы, которые находятся на ламповых панелях. Крайне не рекомендуется использовать печатные платы и собирать проводники так, чтобы получились параллельные линии. Таким образом сборка будет выглядеть хаотичной.

↑ О конструкции

В качестве материала шасси был взят композит (структура – толстая алюминиевая фольга с двух сторон и внутри пластик) у рекламщиков, можно гнуть, резать, пилить, сверлить.

И вообще у рекламщиков много чему поживиться можно из остатков алюминиевых профилей, пластика и другого листового материала. Места изгибов можно делать строительным ножом, но я их отфрезеровал заточенным под фрезу сверлом с помощью бытового фрезера по дереву на малых оборотах. Стыки проклеены термоклеем и дополнительно прогреты, чтобы клей протек в стыки. Шина земли проведена по центру корпуса. Некоторые детали и колодки приклеены тем же термоклеем, держится хорошо. Корпус заземлен. Вот, что получилось:

Что это за усилитель? 3 варианта схемы.

Моей задачей было сделать стереофонический ламповый однотактный усилитель с наименьшими затратами. В качестве выходных ламп я использовал советские лучевые тетроды 6П1П в основном потому, что они очень дешево продавались в соседнем магазине радиодеталей.

В этой статье я опишу 3 варианта схемы усилителя: на лампах 6П1П с фиксированным смещением, на 6П1П с автоматическим смещением и на лампах 6П14П (EL84) с автоматическим смещением. Звучание всех вариантов усилителя очень хорошее. Субъективно звук 6П1П и 6П14П несколько отличается, хотя трудно сказать чем. ВЫ можете потратить время и собрать усилитель на обеих лампах и выбрать то звучание которое вам больше нравится. Можно также сделать как у меня — универсальный усилитель который может работать на обоих типах ламп. Это наиболее затратный вариант, так как потребует двух дополнительных панелек для ламп и нескольких дополнительных резисторов и конденсаторов.

Имеет упростить схему и отказаться от фиксированного смещения (в случае с 6П1П ) и сделать усилитель с автоматическим смещением. Просто в этом усилителе я когда-то экспериментировал в фиксированным смещением. Считается что 6П1П лучше работают с фиксированным, а 6П14П — с автоматическим. Хотя на самом деле обе лампы прекрасно работают с автоматическим смещением. В случае использования автоматического смещения вы избавляетесь от большей части блока питания, что сильно упрощает схему в целом.

Видео обзор этого усилителя. Также можно послушать звук (конечно, относительно ютубовского звучания)

Нужно сказать что сейчас я бы так и сделал, но справедливости ради привожу в первую очередь схему так как я ее сделал в 2006 году — на лампах 6П1П с фиксированным смещением.

Лампа 6П1П — лучевой тетрод

Максимальная выходная мощность, которую можно получить от одной такой лампы в однотактной схеме — это чуть больше 4 Вт. Я думал сделать более мощный усилок, но в то же время мне хотелось именно однотактный (SE — Single-ended) усилитель. Как известно, SE выходной каскад обладает специфическим окрашенным «Hi-End» звучанием, обусловленным «благозвучными» четными гармониками в выходном сигнале. но в SE усилителях эффект «лампового звучания» выражен более ярко.

Четные гармоники в сигнале лампового усилителя

Войсковой радиотрансляционный комплект ВРТК-200

Имеет многоцелевое назначение. Может использоваться для ретрансляции радиовещательных программ, передач из местной студии, звукоусиления в закрытых помещениях и на открытых площадях. Наличие независимых каналов уси­ления обусловливает возможность стереофонической запи­си и воспроизведения звука.

Войсковой радиотрансляционный комплект ВРТК-200

ВРТК-200 обеспечивает высокое качество звукоусиле­ния. В его состав входят коммутационно-микшерный пульт КМП-4/6, два усилителя ОУ-100, блок электропроигрыва­теля с выходной коммутацией ЭПУ/ВК, трансляционный радиоприемник «Ишим» («Ишим-003»), магнитофон «Тембр-2», соединительные шнуры и запасное имущество. К коммутационно-микшерному пульту можно подключить восемь источников звуковой информации, в том числе че­тыре микрофона, звукосниматель электропроигрывателя, магнитофон, радиоприемник и линию. Сигналы звуковой частоты усиливаются независимыми блоками микшерного пульта.

Схема блоков обеспечивает необходимую частотную коррекцию и получение эффектов, повышающих каче­ство звучания в залах с различными акустическими дан­ными. Сигналы звуковой частоты от различных источников ве­щания при необходимости смешиваются и после оконча­тельного формирования поступают на входы оконечных усилителей, а также на магнитофон для записи на ленту. Выходы оконечных усилителей подключаются к щитку вы­ходной коммутации, к которому подводятся трансляцион­ные линии. На щитке имеется контрольный громкоговори­тель.

Микшерный пульт может состоять из четырех или ше­сти блоков (кассет) входа, двух — выхода, кассеты конт­роля и блока питания с индикатором уровня. Схема позво­ляет осуществлять необходимую проверку звукового сиг­нала на различных участках звукового тракта. Изменение уровня громкости в каналах, коррекция частотной характеристики производятся регуляторами ползункового типа.

Эксплуатационные удобства при подготовке аппарату­ры к работе создаются за счет наличия в схеме кассеты контроля и командного микрофона с соответствующим уси­лителем для громкоговорящей связи со студией или залом.

На передней панели усилителя ОУ-100 кроме предохра­нителей и тумблера включения имеются световые транспаранты, сигнализирующие о перегрузках, уменьшении со­противления на линии или коротком замыкании. При ава­рии на линии усилитель работает в режиме ограниченной выходной мощности. Первоначальный режим восстанавли­вается после нажатия кнопки у сигнальной лампочки.

Выходное напряжение оконечных усилителей — 30 В. Для получения более высокого выходного напряжения мож­но использовать линейный щиток с фидерными трансфор­маторами.

Коммутация на щитке ЭПУ/ВК позволяет включать лю­бой из оконечных усилителей на выходные линии, в том числе на экранированную со специальной группой громко­говорителей, предназначенных для звукоусиления при про­ведении закрытых мероприятий. Неиспользуемые линии отключаются от усилителей и закорачиваются на землю.

Питание ВРТК-200 осуществляется от сети перемен­ного тока с напряжением 220 В и частотой 50 Гц.

Особенности первой версии моего усилителя. Почему я отказался от параллельного включения выходных ламп

Параллельное соединение ламп в выходном каскаде действительно несколько увеличило выходную мощность. Но в последствии я от этого отказался, так как в случае со стерео усилителем одной лампы на выходе каждого канала оказалось вполне достаточно, но при этом усилитель потребляет в 2 раза меньшую мощность и меньше нагревается силовой трансформатор. Так как я уже установил на шасси 4 панельки под выходные лампы, я решил перепаять две крайнее панельки под цоколевку ламп 6П14П.

Теперь в усилителе можно использовать либо 2 лампы 6П1П, либо две 6П14П, в зависимости от того, какие ламы у вас есть. Усилитель прекрасно работает с пентодами 6П14П. Может быть даже лучше, так как выходные трансформаторы изначально рассчитаны на лампы 6П14П. Проблема в том, что нельзя просто вставить 6П14П вместо 6П1П в панельку, так как у ламп не совпадает цоколевка. Кроме того, тетроды 6П1П хорошо работают с фиксированным смещением, тогда как пентоды 6П14П рекомендуется использовать в схеме с автоматическим смещением. Сейчас на шасси усилителя есть две дополнительных панельки под 6П14П, и я могу использовать любые лампы по моему выбору и оценить разницу в звуке., и те. При этом в случае использования 6П1П они работают с фиксированным смещением, а если установить 6П14П они будут работать с автоматическим. Это реализовано просто разной распайкой панелек под лампы.

Если вы захотите повторить данный усилитель, вам совершенно не обязательно мудрить с разными типами ламп. Вы можете сделать усилитель либо под 6П14П (EL84) либо под 6П1П. И даже не нужно делать дополнительный стабилизатор напряжения для фиксированного смещения 6П1П — эти лампы прекрасно работают и с автоматическим смещением. Можно сильно упростить усилитель если использовать автоматическое смещение также и в случае использования 6П1П. Фиксированное смещение — это моя прихоть в данном усилителе.

Также возможно имеет смысл сразу сделать этот усилитель именно под лампы 6П14П, так как эти лампы сейчас более доступны. особенно их зарубежный аналог EL84. Их можно легко заказать в Китае на Алиэкспресс. Схему изменений в для 6П14П я помещу далее в статье.

Лампа EL84 с Алиэкспресс (полный аналог советской 6П14П)

Конденсаторы

В установке лампового усилителя следует использовать различные типы конденсаторов для самой системы и блока питания. Они, как правило, применяются для регулировки тембра. Если вы хотите получить качественный и естественный звук, следует применять разделительный конденсатор. В этом случае появляется малый ток утечки, который позволяет изменить рабочую точку лампы.

Такой вид конденсаторов подключается к анодной цепи, по которой течет большое напряжение. При этом необходимо подключать конденсатор, который поддерживает напряжение больше 350 вольт. Если вы хотите применять качественные элементы, нужно использовать детали от компании Jensen. Они отличаются от аналогов тем, что их цена превышает 3 000 рублей, а цена самых качественных радиоэлементов доходит до 10 000 рублей. Если применить отечественные элементы, лучше выбирать между моделями К73-16 и К40У-9.

Видео работы УНЧ

Если надумаете повторять эту схему – почитайте вначале оригинальную статью.

Звук ламповый, мягкий, особенно бас. О натуральности звучания говорить не буду, это понятно. Как уже сказал когда-то, барабаны как будто у меня в комнате :) В общем если будут вопросы – спрашивайте на конференции. С вами был Gamzan.

Обсудить статью ДВУХТАКТНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

Мигающий светодиод, имитирующий работу включенной автосигнализации.

СХЕМА ЦВЕТОМУЗЫКИ НА СВЕТОДИОДАХ

Схема простой проверенной цветомузыкальной приставки на светодиодах.

DC-DC ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ

Эффективный DC-DC преобразователь напряжения – схема и фотографии.

САМОДЕЛЬНАЯ ЛАМПА В ПОДСВЕТКУ НОМЕРА АВТО

Очередная переделка лампочки накаливания на LED – светодиодная лампа для подсветки номера автомобиля.

Архивы статей

Также достаточно популярны гибридные лампово-транзисторные УНЧ, которые благодаря совмещению радиоламп и транзисторов могут обеспечить достаточно высокие параметры, сохраняя при этом теплый «ламповый» звук.
Конечно, Вы можете использовать свои типы динамиков, тогда и размеры корпуса будут другие. Выходные трансформаторы используются готовые ТВЗ, для увеличения выходной мощности и улучшения АЧХ два трансформатора объединены в один, таким образом, как показано на фото, между сердечниками сделать прокладку из бумаги 0,1 мм.
И ничего особенного в этом нет, поскольку большинство схемных решений известно давным давно. Описание работы схемы усилителя Принципиальная электрическая схема усилителя НЧ. Несмотря на обилие цифровых источников звука, у многих из нас сохранилась большая коллекция виниловых пластинок.
Для этого первичная обмотка каждого трансформатора должна состоять из половинок. Используемая принципиальная схема особенностей не имеет, и состоит из двух каскадов: предварительный усилитель на 6Н23П и усилитель мощности на 6П14П.
Кстати, на сайте есть онлайн калькулятор расчитывающий резистор для подключения светодиода. Схема вполне нормальная, а для развязки высоковольтного усилителя мощности от предоконечного каскада использован разделительный трансформатор.

Выпрямитель анодного напряжения собран по мостовой схеме на диодах Д2 — Д9 с RC фильтрами

Само по себе значение установленных емкостей не очень большие, поэтому с осторожностью можно поэкспериментировать по увеличению их номинального значения. И смотрится даже внешне усилитель очень красиво и впишется в любую обстановку

В заключение хочу сказать что аппарат получился довольно хорошо звучащим, с довольно большим запасом по мощности как для однотактника в таком размере , максимальная выходная мощность до 5Вт на канал, с высокочувствительными АС вполне достаточно мощности 2х5 В для того что бы соседи вечером начали стучать в стены. При более глубокой модернизации, замена одиночного выходного трансформатора на дифференциальную пару решает все вопросы линеаризации характеристик и расширения частотного диапазона. Однако пока такой способ не нашел широкого распространения среди телезрителей по ряду объективных причин, о которых будет сказано ниже. Дроссель вот такой у меня.

Цель благородная и применение жгутов из перевитых проводов первичной и вторичной обмоток может оказаться вполне оправданным. К слову сказать, что некоторые критики в том же самом Инете изливают желчь по поводу ценности их «собственных» картинок, с их «собственной» схемотехникой.
Усилитель, который летал. Sony TA-F570ES. Схема, ремонт и обзор

Однотактные ламповые усилители SE на 6П3С, 6П14П, 6П45С и других лампах. SE — сокращенное от Single-Ended (возможно, «справляюсь в одиночку»?) .

  • 0.8Вт. Усилитель на одной лампе 6Ж52П.
  • 1Вт. Ламповый усилитель на 6Н8С, 4П1Л.
  • 1Вт. Ламповый УНЧ на 4Ж1Л, 4П1Л.
  • 1.5Вт Ламповый усилитель на 6С45П для компьютера.
  • 1.5Вт Одноламповый УНЧ на 6Ф3П.
  • 1.5Вт Одноламповый УНЧ на 6Ф5П.
  • 2.5Вт Ламповый усилитель на 6Ф3П для начинающих.
  • 3Вт. Однотактный ламповый УНЧ на 6Ж1П, 6П1П.
  • 3Вт. Усилитель с непосредственной связью каскадов на 6П14П, 6Ж1П.
  • 3Вт. Усилитель на лампах 6П14П, 6Н2П
    с регулятором тембра.
  • 3.5Вт. Ультралинейный усилитель на 6П14П, 6Н2П.
  • 3.5Вт. Высококачественный усилитель на 6Н5С, 6Н2П, 6Ж1П.
  • 4.5Вт. Усилитель SE для CD, DVD на лампах 6П45С, 6Ж52П.
  • 4.5Вт. Стереофонический трёхламповый усилитель на
    6П14П, 6Н23П.
  • 4.5Вт. Ламповый усилитель на 6П36С, 6Н3П.
  • 6Вт. Усилитель на 6П36С, 6Н2П (из ТВ деталей).
  • 6.5Вт. Ламповый усилитель на
    6П3С, 6Н2П.
  • 7Вт. Однотактный ламповый усилитель на
    6П3С, 6Н9С.
  • 7Вт. Однотактный ламповый усилитель на двух
    6П3С, 6Н9С.
  • 8Вт. Ламповый УНЧ на 6П14П, 6П45С.
  • 8Вт. Усилитель на 6П3С, 6Н2П.
  • 8Вт. Усилитель с параллельным включением лампы 6Н5С в выходном каскаде.
  • 10Вт. Высококачественный ламповый усилитель на 811А, 6L6G.
  • 12Вт. Однотактный ламповый усилитель на ГУ-29 и 6Н23П.
  • 15Вт. УНЧ на 6Ф3П и 6KG6.
  • 80Вт. Мощный однотактный ламповый УНЧ с глубокой обратной связью.
  • Усилитель на лампе 6С4С.
  • Ламповый усилитель для компьютера на 6П14П, 6Ж1П.
  • Лофтин-Уайт на 6Ф2П.
  • Усилитель на 6Ф6С, 6Н9С (6Н8С).
  • Ламповый УНЧ на 6П3С, 6Н8С.
  • Ламповый усилитель на 6П3С, 6Н8С.
  •  Высококачественный усилитель на лампах Г-807, 6Э5П.
  •  Ламповый усилитель на 6Н9С, 6П31С в триодном включении
  •  Однотактный ламповый усилитель на 6С41С, 6Э5П
  •  SE усилитель на лампах
    6П3С и 6Н8С.
  •  Однотактный ламповый усилитель на 6С4С, 6Н9С.
  • SE усилитель на 6С19П, EF860.
  • Усилитель по схеме Лофтин-Уайт, на 6Ф5П.
  • Простой однотактный усилитель на 6П42С
  • Однотактный УНЧ на 4П1Л.
  • Однотактный УНЧ на 6П3С, 6Н9С.
  • Усилитель SE на 6Н30П, 6Э5П.
  • Усилитель SE на 6П43П, 6Ж52П.
  • Усилитель на лампах 6С33С, 6Ж52П.

Популярные лампы в усилителях: 6П14П, 6П3С

последняя rlamp — 51
 Вернуться к справочникам по электронным компонентам
Справочник по радиолампам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семинар по технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: