Сборка и схемы лампового усилителя с тороидальным выходным трансформатором

Двухтактный ламповый усилитель на 6П3С и 6Н9С

Собственно вирус лампового звука внедрился в меня посредством небольшой статьи, размещённой на этом ресурсе. Вот она, тут находится. Спасибо автору Началось изучение теории по данному вопросу, причём не эзотерическая ересь из интернетов, а книги Цыкина, Гершунского, Войшвилло и тому подобное. Радиолюбительские журналы 60-х годов тоже интересные, многие современные ноу-хау встречаю именно в них.

Сделать усилитель своими руками не получилось, хоть и покупал лампы, дроссели, трансформаторы, потому как отец приобрёл у какого-то радиолюбителя брошенный на полпути усилитель, который так и не заиграл… Пришлось изменить схему фазоинвертора и уменьшить номиналы резисторов (до справочных) в цепи управляющей сетки выходных ламп на землю, так как эти лампы со временем запирались и ток через них не шёл, сводя коэффициент усиления до нуля.

Окончательный вариант схемы привожу ниже. Регулятор громкости исключён за ненадобностью. В принципе, схема простая и в особых пояснениях не нуждается. Электролит в катоде входной лампы специально выбран с небольшой ёмкостью, дабы снизить усиление на низких частотах (не люблю я их) за счёт обратной связи по току. Пила в катодной (и анодной цепи) была сглажена установкой дросселя после диодного моста. Дольше всего боролся с самовозбуждением на частотах от 100 kHz и выше. Резисторы 4.7k перед сеткой выходной лампы и керамика, шунтирующая электролиты в анодном питании оттуда. Так же и сетку пробовал заземлять через ёмкость, и что-то вроде RC-фильтра туда же ставил — всё было бестолку. До тех пор, пока сигнальный шнур от компьютера к усилку не выдернул. Весь ультразвуковой мусор исчез, поскольку шёл со звуковой карты. Будет мне наука на будущее, что бы с ветряными мельницами не сражался.

Фон переменного тока снизился ниже порога слышимости (если не прикладывать голову к колонке) после того, как установил среднюю точку от накала входной лампы на землю, через пару резисторов на 4.7k

Честно говоря, захватившая меня идея заиметь и услышать ламповый звук, вызывала кое-какие сомнения или опасения. Волновал один вопрос, а именно — стоит ли игра свеч? Услышу ли я какую-либо разницу? Если почитать интернеты, то складывается такое впечатление, что услышу всенепременно. Но ведь там же можно почитать и про то, как у людей басы отлипают от динамиков после обматывания межблочного кабеля тремя слоями изоленты. Или же описывают чудесные изменения в звуке от замены простого акустического кабеля на волшебный по 300$ за метр (с обязательной прослушкой правильного направления подключения и с предварительным прогревом кабеля правильной музыкой, что бы электроны нарезали хорошие траектории в проводнике) и прочую мутотень.

Однако то, что я услышал, полностью оправдало и даже превзошло все мои ожидания. Звук приобрёл детальность. Акустическая гитара стала похожа на акустическую гитару, завывания ветра превратилось в завывание ветра, а чирикающие птички на заднем плане стали чирикающими птичками, а не непонятным шумом, принимаемом мною за искажения. Хотя не знаю, как можно описать это словами — это нужно услышать. Прослушав композицию с лампы, тут же повторил её усилителем Романтика 50У-220С и отдельно на Microlab Solo-3 Mk2. Звук стал мутным. Такое чувство, что высокие частоты выкрутили вниз темброблоком, однако последующий подъём высоких частот ситуацию не исправляет — только добавляется всяких щелчков, свиста и прочего шума из высокочастотных динамиков.

Я не буду утверждать, что транзистор фигня, убивает душу и т.д. и т.п. У меня не идеальная эталонная система для сравнения, думаю, что найдётся транзисторный или интегральный усилитель с таким же детализированным звуком (цена вопроса только будет совсем другая). Тем более, что прослушивал музыку я не на Hi-End колонках, а с СОЮЗ 50АС-012. Да и вообще, говорить про убийство звука транзистором абсурдно. Источник сигнала у меня цифровой, весь тракт до одного вольта — полупроводниковый. Да чего уж там мелочиться, уже на студии, в процессе записи музыки, сигнал мог пройти через 300-400 транзисторов (информация из какой-то статьи Лихницкого). Если звук умер уже неоднократно, то с какого перепугу он должен воскреснуть в лампе?

Ладно, отставлю в сторону болтовню и размышления. Добавлю ка ещё пару фотографий.

Обратная связь со мной возможна здесь, в моём журнале, по тегу — звук — записи данной направленности.

«SPARTA SE» ламповый однотактный усилитель мощности на 6П3С — набор КИТ

Используемые радиолампы 6П3С x 4 шт (2 шт в параллель), 6Н1П х 2 шт
Номинальное входное напряжение 1,5 В
Максимальная выходная мощность 8 Вт @ 8 Ом КНИ 3 %
Номинальное входное сопротивление 50 КОм
Сопротивление подключаемой нагрузки 4 / 8 / 16 Ом
Отношение сигнал / шум не хуже -88 Дб
Максимальное отклонение от линейной АЧХ (20 Гц — 20 КГц) 1,0 Дб
Коэффициент нелинейных искажений ( Вт /8 Ом) не более 0,15%
Максимальная потребляемая мощность 140 Вт
Частотный диапазон -3 Дб 16 Гц — 40 КГц

КОМПЛЕКТАЦИЯ НАБОРА КИТ:

  • — Корпус лампового усилителя 340 х 230 х В85мм порошковая окраска цвет RAL9005 (черный) х 1 шт-
  • — Комплект крепежа и фурнитуры для корпуса (ножки, разъёмы, панели ламповые и пр) х 1 шт
  • — Комплект радиоламп: 6П3С (выходные) x 4 шт, 6Н1П х 2 шт
  • — Переменный резистор ALPS NOS в регуляторе громкости х 1 шт
  • — Печатная плата источника питания «P-OWER» 45 мм х 150 мм х 1 шт
  • — Выходной трансформатор* (магнитопровод EI96*32 / 10см2) х 2 шт
  • — Дроссель анодного питания* х 1 шт
  • — Силовой трансформатор тороидальный 250 Вт х 1 шт
  • — Кожух для силового трансформатора 120х120х80 мм
  • — Проверенная и надежная схема лампового усилителя с указанием всех необходимых режимов — обязательная составляющая каждого набора для самостоятельной сборки.

Выходные трансформаторы и дроссель анодного питания на магнитопроводе M6 (M165-35S) отожженная сталь, толщина пластин 0,35мм, производство Германия

Все комплектующие конструктора разложены по отдельным пакетикам с указанием соответствующей нумерации на схеме.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЦИИ (по отдельному запросу в любых комбинациях, цены уточняйте, нужное указывать при заказе):

  • — Селектор входов на 2 независимых входа
  • — Лицевая панель (нержавеющая сталь 3,0 мм)
  • — Задняя декоративная панель (нержавеющая сталь )

ВЕС набора составляет 15 килограмм

ИЗДЕЛИЕ НА ЗАКАЗ. СРОК ИЗГОТОВЛЕНИЯ 3-4 НЕДЕЛИ в зависимости от комплектации

Разработка и производство «Золотая Середина» . Производитель оставляет за собой право вносить в изделия изменения, не влияющие на основные технические характеристики.

Работоспособность изделия гарантируется только в комплектации производителя. В случае использования в процессе сборки и эксплуатации элементов и электронных компонентов, не входящих в состав набора, работоспособность не гарантируется, техническая поддержка не оказывается и претензии не принимаются. Соблюдайте технику безопасности при работе с высоким напряжением!

Ламповый однотакный усилитель мощности «SPARTA SE» и «SPARTA SE PREMIUM» на канале

Заказать и купить набор КИТ лампового однотактного усилителя «SPARTA SE» на радиолампе 6П3С по выгодной и разумной цене в интернет магазине «СОБЕРИ.ПРО-ФЕССИОНАЛЬНО!». Полный набор для самостоятельной сборки включает все комлектующие для сборки ( трансформаторы выходные и питания, дроосель, радиолампы, радиодетали, проверенная схема). Доставка по всей России!

Для чего используют палладий

Палладий часто используется в транзисторах графического процессора вместе с танталом для увеличения объема памяти чипа. Кроме того, палладий и сплавы палладия применяют для покрытия контактов. Его использование обусловлено высокой износоустойчивостью, а также коррозионной стойкостью.

Палладий — драгоценный металл, который применяют для покрытия контактов

Кроме того, палладий в большом количестве используется в автомобилестроения. Он применяется в катализаторах, которые обеспечивают дожиг отработанных газов и очистку в соответствии с принятыми нормами. Поэтому даже на бюджетных автомобилях катализатор является дорогостоящей деталью.

Общие рекомендации

метод расчета П-контура знаком читателям этой книги, Он описан в справочной литературе . Имеются готовые таблицы для различных Roe. В Интернете много виртуальных калькуляторов для таких расчетов.

Расчеты говорят, что на 28 МГц нужен контур с индуктивностью 0,5 мкГн и с емкостью «горячего конца» П-контура — 40 пФ. А у нас 2 ГК71 Свых = 17х2 плюс С монтажа = 45-50 пФ. Тут можно сделать вывод, что 2хГК71 не будут работать на 28 МГц.

Выход из ситуации — применяем последовательное питание П-контура, а дроссель Др2 используем с меньшей индуктивностью, не входящий теперь в емкость монтажа. Анодный переменный конденсатор из схемы вообще исключаем.

Люминесцентные светильники на две, четыре и более ламп

Если светильник у вас двухламповый, лучше всего к каждому разъему подавать напряжение отдельными проводниками.

При монтаже простой перемычки между двух и более патронов, конструкция будет иметь существенный недостаток.

Вторая лампа будет светиться, только при условии, что первая установлена на свое место. Уберете ее, и тут же погаснет и другая.

Питающие проводники должны сходиться на клеммную колодку, где поочередно у вас будет подключены:

фаза

ноль

земля

До установки светильника на потолок, необходимо подать на него напряжение и проверить работу ламп. Если какой-то контакт будет отходить, можно здесь же все и подрегулировать, не залезая на верх, прыгая по стремянкам.

Светодиодные лампы, в отличие от люминесцентных с обзором свечения 360 градусов, имеют направленный поток света.

Но за счет возможности поворачиваться вокруг оси на 35 градусов в цоколе G13 + вращая сам цоколь, вы сможете их подрегулировать в нужную вам сторону.

Однако такая конструкция цоколя есть не у всех ламп. И иногда приходится пересверливать крепление патронов на 90 градусов.

Если все в порядке, монтируете светильник на свое место и наслаждаетесь экономным и боле ярким освещением.

Усилитель

После изготовления корпусов пришлось еще подождать, чтобы усилитель был собран и настроен. Но это было приятное ожидание.

Приведу краткие характеристики усилителя:

Двухтактный усилитель на лампах КТ-150.

Усилитель собран по трех каскадной схеме: 12АХ7+ 6Н30П-ЕВ+ КТ-150.

Трансформатор питания тороидальный, мощностью 400 Вт.

Выходные трансформаторы собраны на Ш-железе сечением 24 см.кв.

Блок питания оборудован таймером задержки включения анодного напряжения.

Два режима работы выходных ламп: Триодный и Ультралинейный.

Четыре входа.

Регулятор громкости с ДУ.

Номинальная мощность 30 Вт на канал (в классе А), Мах. 38 Вт.

Чувствительность 0,7 В.

Нелинейные искажения при мощности 22 Вт — 0,18%.

Окончательный вид усилителя

Дотащить усилитель до дома и установить его в стойку, оказалось делом, в прямом смысле, не легким, вес оказался слишком уж большим (около 40 кг). Я даже боялся разбить стекло на которое предполагалась установка. Но все трудности были преодолены и усилитель был успешно подключен.

Каким-то волшебным образом, при прослушивании музыки на привычном уровне, ручка громкости находилась на тех же 10-и часах, как и на моем прошлом усилителе с 220 Ваттами на канал (Musical Fidelity M6si). Что это, класс А, ламповые спектры, гармоники или все вместе, я судить не берусь, не хватает знаний в данной области. Но факт остается фактом.

Еще одна интересная вещь, при выключении усилителя, он продолжает еще какое-то время играть музыку, постепенно снижая громкость.

Лампы сильно греются. Расположенное в нескольких сантиметрах над лампами стекло верхней полки разогревалось настолько, что тяжело было удерживать на нем руку. Проблема была решена с помощью дешёвого USB-вентилятора. Чтобы он не создавал шум, пришлось уменьшить его обороты, поставив в разрыв плюсового провода резистор на 10 Ом 10 Вт. Использование вентилятора драматически повиляло на ситуацию, стекло полки стало практически холодным.

Вид со снятой нижней крышкой

Стоит указать еще на один момент. После прослушивания усилителя около 150 часов (срок приработки ламп), он возился к мастеру еще раз, для проверки всех параметров и подстройки.

Где в России добывают неон

Неон представляет собой достаточно редкий газ, который не имеет цвета, запаха или вкуса, кроме того, он не вступает в химические реакции, то есть является инертным газом. Небольшое количество неона присутствует в воздухе, поэтому даже сейчас вы его вдыхаете.

Неон содержится в атмосфере

Надо сказать, что неон специально обычно не добывают. Он является одним из побочных продуктов, который образуется в результате сжижения и разделения воздуха в промышленности. Его получают в больших количествах на металлургических предприятиях России и Украины. Именно отсюда поставляется 90% неона для производства процессоров и микросхем. Причем большая часть газа поступает именно из России, а в Украине он только проходит очистку.

Продолжаем рассматривать схему усилителя. Разделительные конденсаторы.

Итак, входной сигнал усиливается первой лампой и с ее катода через разделительный конденсатор С5 подается на сетку выходной лампы. В усилителях, претендующих на гордое звание Hi-End (хотя до сих пор не определены критерии попадания усилителя в эту «секту») в качестве разделительных конденсаторов принято использовать только качественные пленочные конденсаторы, специально изготовленные для Hi-End аудио. Но такие кондеры очень дорогие и вообще-то целесообразность их применения в таких усилителях как наш («слепила из того что было») вызывает большие сомнения. Как компромисс можно использовать недорогие и качественные конденсаторы Wima.

Я использовал советские фторопластовые конденсаторы типа ФТ из своих запасов. Это реально лучшие из советских кондеров, которые можно использовать в цепях прохождения звука.

Советский конденсатор ФТ с фторопластовой изоляцией

Нужно иметь в виду, что все разделительные конденсаторы должны быть на напряжение не менее 250 вольт. а еще лучше 300-400.

Вообще я не советую вам особо заморачиваться с крутыми конденсаторами для этой конструкции. Вы можете использовать любые конденсаторы нужных номиналов и на подходящее напряжение, cледуя следующим двум правилам:1. Это ни в коем случае не должен быть электролитический конденсатор.2. Это ни в коем случае не должен быть керамический конденсатор.

Можно применять любые пленочные отечественные или зарубежные кондеры, или даже бумажные, которые были популярны в старой ламповой технике. Отлично работают конденсаторы типа «бумага в масле».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семинар по технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: