Схема защиты бриг 001

Усилитель Бриг У-001 стерео

Комментарии (10): #1 александр Декабрь 17 2021 +14

будьте добры. подскажите с какого года выпускается вторая серия

#2 root Декабрь 22 2021 +8

Хронология развития и выпуска усилителя «Бриг-001-стерео»:

  • 1975 — выпуск опытных экземпляров, осуществлялось объединением «Океанприбор» (Ленинград);
  • 1976 — начало серийного производства усилителя «Бриг-001-стерео»;
  • 1985 — на прибор (Новокаховка, Нова Каховка, Украина) начат выпуск усилителя «Барк-001-стерео», принципиальная схема и дизайн которого очень похожи на «Бриг-001-стерео»;
  • 1989 — окончание серийного производства усилителя.

За все время, на протяжении которого выпускался этот усилитель мощности, его принципиальная схема была несколько раз модернизирована. Поэтому могут существовать несколько разных модификаций.

Всего же известно примерно 3 модификации: 1976 год, 1984 год, и последняя — 1987г. А усилитель Барк-001-стерео изготавливали, скорее всего, по схеме с другой или третьей модификации Бриг’а.

#3 Дмитрий Декабрь 31 2021 +11

Купил Бриг 001 стерео, экспорный, 77г. Сказали после профилактики. После доставки ТК, включил в сеть, без нагрузок-подключений. Загудел и задымил. Разобрал:открутилась гайка на коромысле держащее большие бочки, одна из них замкнула плату У3, визуально виден сгоревшее сопр. R1. Человек который смотрел сказал, что скорее всего это не единственное что вышло из строя.Я в этом ни в зуб ногой. Естевственно сам не полезу. Хочу отдать на диагностику любителю, может дадите совет по ходу работ.

#4 March Январь 01 2021 +13

сделаем..привози..

#5 Alexander Kurz Апрель 23 2021 +9

Большоe спасибо за публикацию схeмы усилитeля. Мнe eго по моeй прозбe привeзли в гeрманию из Бeлоруссии. Усилитeль включался но нe работал, за рeмонт взялся нeмeцкий мастeр, замeнил всe кондeнсаторы и всё !!!

Сeйчас усилитeль работаeт ужe мeсяц почти бeз отдыха с колонками S-150 Radiotexnika. Качeство звука прeкрасноe. Двe нeдeли назад забрал с рeмонта эквалайсeр Корвeт 004 вмeстe они дают изумитeльноe качeство звука.

Мастeр который рeмонтировал побладарил мeня за прeдоставлeнную возможность поработать с Совeтской аппаратурой,сказал что такого качeства тeхника, была только у воeнных.

Усилитeль примeрно 85-86 года выпуска (по маркировкe на замeнённых кондeнсаторах). Alexander Kurz, Гeрмания.

#6 вадим Май 02 2021 +8

Доброго времени суток .Подскажите чем можно заменить или аналог. Регулятор баланса. Спасибо.

#7 root Май 02 2021 +11

Здравствуйте. За регулировку баланса отвечает сдвоенный переменный резистор с сопротивлением 2,2К. На общей схеме он подключен к блоку «УТ» и обозначен как R3.1, R3.2. Если на замену нет такой детали с сопротивлением 2,2 кОма, то здесь можно применить близкий по номиналу — 4,7К, 6,8К и даже 10К.

#8 Рамазан Июль 03 2021 +5

Поврежден галетный переключатель селектора входов. подскажите, какого он типа, аналоги. спасибо

#9 Дмитрий Март 09 2021 +1

Подскажите пожалуйста напряжения выходов трансформатора — хочу заказать тор на замену, нигде не могу найти. У меня Барк 91 года, на трансе 108 витков внизу:

#10 Алекс Апрель 10 2021 +1

напряжение выходной обмотки 24 Вольта

Усилительно коммутационное устройство «Бриг-001-стерео»

Главная — Усилители — «Бриг-001-стерео» Усилительно коммутационное устройство (УКУ) «Бриг-001-стерео» (»Бриг У-001-стерео») производилось Ленинградским объединением «Океанприбор», Кировским с 1976 до 1989 года. Разработка устройства велась с 1970 года. В процессе производства вносились улучшения и корректировки в схему изделия. Усилительно-коммутационное устройство «Бриг-001-стерео» предназначено для высококачественного усиления музыкальных или речевых программ с микрофона, магнитного или пьезоэлектрического звукоснимателя, тюнера, магнитофона и других источников сигналов. Предусмотрена ступенчатая регулировка громкости и тембра, возможность изменения АЧХ с помощью фильтров ВЧ и НЧ, имеется система мягкого включения для исключения щелчков при включении или выключении усилителя, защита от короткого замыкания в динамиках, световая индикация сети, перегрузки каналов. «Бриг-001-стерео» имеет четыре выхода для акустических систем или наушников сопротивлением от 4 до 8 Ом. Основные технические характеристики

Номинальная выходная мощность на нагрузке 8 ом: 2х50 Вт Номинальный диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ ± 0,7 дБ: 20-25.000 Гц Коэффициент гармоник в диапазоне частот 40…16000 Гц: 0,1 %. Коэффициент искажений: 0,15 % Разделение каналов на частоте 1000 Гц: 50 дБ Отношение сигнал/взвешенный шум для ЛВ — 86 дБ. Потребляемая мощность: 150 Вт Габариты: 452х372х118 мм Масса: 15 кг Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 25000 Гц Номинальная выходная мощность каждого канала: для акустических систем: 50 Вт для наушников: 0,1 Вт Музыкальная выходная мощность на АС на канал: 64 Вт Номинальное сопротивление инагрузки выходов: для акустических систем: 8 Ом для головных телефонов: 16 Ом Коэффициент гармоник в диапазоне 40–16000 Гц: 0,1 % Коэффициент интермодуляционных искажений: 0,15% Переходное затухание между каналами в диапазоне 250-10000 Гц: 40 дБ Коэффициент демпфирования в диапазоне 20-25000 Гц: 20 Уровень шума по звуковому давлению: 20 дБ Потребляемая мощность от сети: 150 Вт Размер усилителя (ШхВхГ): 452х118х372 мм Вес усилителя: 15 кг Входное сопротивление для входов: линейных: 350 кОм (±50 кОм) корректирующих: 47 кОм (±4,7 кОм) Переходное затухание между стереоканалами на частотах: 1000 Гц: 50 дБ 250 – 10000 Гц: 40 дБ Отношение сигнал/взвешенный шум для входов: линейный: 86 дБ корректирующий: 72 дБ Содержание драгметаллов: золото: 0,346 г серебро: 6,73 г

Инструкция по эксплуатации


Феникс 50У 008 С


Корвет 004-стерео


ТАКТ


Арктур


ОРБИТА

Хайфайщик советского разлива

Следует пояснить, что Hi-Fi — это сокращение слов High Fidelity (что можно перевести как высокая точность воспроизведения звука) — уровень воспроизведения аудиозаписи, который позволяет слышать музыку во всём своём богатстве и красоте, то есть с минимумом искажений, что совершенно невозможно для рядовой звуковоспроизводящей техники. Подобная Hi-Fi-аппаратура создавалась в послевоенное время в Западной Европе и Японии для меломанов, готовых потратить на неё большие деньги (аппаратура подобного класса в принципе дорогая — сегодня при всем прогрессе техники цена на такие аудиосистемы начинается от 1000 долларов). В СССР подобных систем не было и, в общем-то, быть не могло. На Западе подобные устройства производились в расчёте на богатых любителей музыки (ну или на богатых любителей престижа — многие толстосумы покупали такие аудиосистемы, чтобы продемонстрировать свой статус). В Стране Советов соответствующая целевая аудитория просто отсутствовала. Не менее важным фактором являлось то, что передовые технические разработки в большинстве случаев относились к военно-промышленному комплексу или к аэрокосмической отрасли. Это было применимо и к электронике (которая вообще не была сильной стороной СССР) — элементы для бытовой электроники, в частности для аудио, делались в СССР из рук вон плохо. Поэтому в то время производство в СССР хорошей звуковоспроизводящей аппаратуры считалось не только не нужным, но и просто невозможным, так как качественные элементы электроники, существующие в СССР, использовались только для оборонки и были недоступны для гражданской продукции. Из-за отсутствия мотивации у советской власти производство аппаратуры высокой точности воспроизведения в СССР так никогда бы и не появилось. Однако усилиями энтузиастов ситуацию удалось (неожиданно для всех) изменить. Решающую роль при этом сыграл Анатолий Лихницкий, который в 1970 году начал работу по созданию идеального усилителя (ключевого элемента аудиосистемы), соответствующего лучшим образцам зарубежного Hi-Fi.

↑ Схема защиты акустических систем из зарубежной литературы

Задержка включения акустических систем определяется постоянной времени R1, C1. Время задержки:

где Uпор =2,1 В – сумма порогов открывания транзисторов VT1 и VT4 (составного); Uп =12 В – напряжение питания.

Двухполупериодный выпрямитель на диодах VD1, VD2 и транзисторах VT2, VT3 надежно шунтируют базу составного транзистора VT4 на корпус при появлении постоянной составляющей ±1,5 В на выходе любого канала УМЗЧ.Нижняя граница полосы пропускания низкочастотного фильтра составляет fн=1/≈0,3 Гц.В качестве реле используется РЭС22, исполнение (паспорт) РФ 4.500.129. Реле имеет четыре группы контактов, которые включены парами.

↑ Дополнения

Как подключить устройство защиты (рис. 5) к мостовому УМЗЧ?Александр (Allroy) не только задал вопрос, но и испытал предложенное решение на практике, за что ему большое спасибо.

На рисунке схематично показано подключение двух мостовых усилителей, питаемых от двухполярного источника, к устройству защиты АС.

Выводы 2, 3, 6 и 7 устройства защиты АС оставляем свободными.Выход 1-1 (2-1) мостового УМЗЧ 1 (УМЗЧ 2) соединяем с выводом 4 (8) устройства защиты АС.Вывод 1 (5) устройства защиты АС соединяем с соответствующей клеммой для подключения АС.Другую клемму для подключения АС соединяем с выходом 1-2 (2-2) мостового УМЗЧ.

Между выходом 1-2 (2-2) мостового УМЗЧ и конденсатором С5 (С6) устройства защиты АС включаем дополнительный резистор, сопротивление которого не должно быть равно сопротивлению резистора R12 (R13).Выберем сопротивление дополнительного резистора, например, 18 кОм (см. описание схемы защиты усилителя «Бриг», рис. 1).

↑ Модернизированная схема устройства защиты акустических систем

Схема, представленная на рис. 2 проста и надежна, проверена во многих конструкциях, но смущают два момента:• транзисторы VT2, VT3 обнаружителя постоянного напряжения на выходе усилителя работают в режиме с «висячей» базой;• схема может подвести при возникновении на выходах неисправного стереофонического УМЗЧ равных по модулю двухполярных напряжений.Решение проблемы заимствовано из модуля защиты акустических систем 20 – ваттного усилителя класса «А», опубликованного в английском журнале «Everyday Practical Electronics» .

Модернизированная схема устройства защиты акустических систем показана на рис. 5.

Предлагаемое устройство может быть использовано как для настоящего проекта, так и для самостоятельного конструирования усилителей звуковых частот.

Достоинства:• простота и надежность;• практически полное отсутствие ложных срабатываний;• универсальность применения.

Недостатки:• Отсутствует схема отключения акустических систем при пропадании питания.Этот недостаток был принесен в угоду простоте и надежности устройства.

В схеме защиты установлены пассивные инфразвуковые фильтры нижних частот второго порядка (соответственно C3, C5, R10, R12 и C4, C6, R11, R13) и сенсоры аварийного постоянного напряжения на выходе усилителя (VT2, VT4, VT6 и VT3, VT5, VT7). При напряжении любой полярности более 1,5 В открывается соответствующий ключ (VT2 или VT3 для положительной полярности постоянного напряжения и VT4, VT6 или VT5, VT7 – отрицательной). При аварии база составного транзистора VT8, управляющего последовательно включенными электромагнитным реле К1 и К2, через низкоомный антизвоновый резистор R5 надежно соединяется с общим проводом, размыкая соединение выходов акустических систем через контакты реле.

Интегрирующая цепь R1, C2 в базовой цепи транзистора VT1 обеспечивает задержку подключения акустических систем при включении питания (на время 1,8 с), тем самым предотвращается проникновение в акустическую систему помех, вызванных переходными процессами в усилителе.Схема защиты универсальна и может использоваться с другими УМЗЧ. В таблице, размещенной в правом верхнем углу схемы рис. 5 указаны номиналы R6, R7, которые необходимо изменить в соответствии с напряжением питания Uп усилителя.

Технические характеристики:Напряжение питания, В=+25. 45Время задержки включения, с=1,8Порог срабатывания защиты, В=более ±1,5Выходной ток для питания реле, мА=до 100Размеры печатной платы, мм=75х75

Детали модернизированной схемы устройства защиты акустических систем.

Принципиальная схема

Расположение, основных элементов и плат усилителя БРИГ-У-001.

Выпрямитель мощный ВМ.

Выпрямитель стабилизированный (ВС) усилителя БРИГ-У-001.

Реле блокировочное РБ.

Схема усилитель мощности (УМ) усилителя БРИГ-У-001.

Усилитель тембра УТ.

Приведенные на схеме напряжение измерены высокоомным вольтметром. Допускаемые отклонения +/-10%.

Примечания по деталям:

Выводы КР574УД1А, ПГМ, П2К, ПКн41, СП3-1а, СП3 – 9а, СП3-12г, СПЗ – 38в обозначены условно.

Изменения, внесенные в схему усилителя БРИГ-У-001:

  • РБ – R2 ЗЗ Ом, R19 и R11 1,6 кОм – убираются R6 и R17 4,3 кОм – 1,3к Ом.
  • УМ – С6 и С8 3,9нФ – убираются, С37 и С38 22нФ – 3,9нФ, R19 и R20 1,3 кОм – 4,ЗкОм, ?Т14 и ?Т16 КТ361В – КТ361Г, R14 и R17 2,8кОм – 2,49кОм.
  • БС – R5 и R8 220 Ом – 160 Ом, R6 и R7 270 Ом – 510 Ом.
  • PCBWay – всего $5 за 10 печатных плат, первый заказ для новых клиентов БЕСПЛАТЕН
  • Сборка печатных плат от $88 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет
  • Онлайн просмотрщик Gerber-файлов от PCBWay!

«В гараже и на коленке»

Анатолий Маркович Лихницкий родился в 1936 году в Ленинграде. С детских лет у Лихницкого было два увлечения — классическая музыка (которая постоянно звучала в доме) и радиолюбительство. Последнее увлечение определило его дальнейшую судьбу. Он окончил факультет биомедицинской кибернетики в Северо-Западном политехническом институте, а затем около десяти лет работал в лаборатории по изучению слуха в Институте физиологии им. Павлова АН СССР под руководством члена-корреспондента АН СССР Г.В. Гершуни. Вот тогда-то Лихницкий и начал работу над проектом, который принесёт ему (в кругах радиолюбителей) громкую, практически всемирную славу. По воспоминаниям самого изобретателя, дело обстояло так: «Началось с того, что я и мой знакомый механик Б. Страхов захотели создать (конечно, для себя) сверхсистему для воспроизведения стереофонических грампластинок. Мы договорились сделать два её образца на пределе наших возможностей, не ограничивая их стоимость и габариты. В мою задачу входило спроектировать систему, сделать чертежи, смонтировать и настроить изготовленные образцы. Страхов брался всё достать, а отдельные детали и узлы изготовить на производстве». Этот, казалось бы, авантюрный и обречённый на неудачу проект был, как ни странно, довольно быстро осуществлён благодаря таланту Лихницкого и Страхова, их энтузиазму, а также большому «количеству спирта и водки, самой надёжной валюты того времени» (на эти драгоценные жидкости умельцы выменяли дефицитные элементы, недоступные в открытой продаже). В итоге были созданы две акустические системы — «выше человеческого роста, объёмом 400 литров каждая, со скошенными стенками, — задемпфированные изнутри тремя слоями рубероида; проигрыватель, смонтированный на стальной плите толщиной 15 мм; диск из латуни массой около 10 кг и тонарм из буковых реек, похожий на фюзеляж довоенного самолёта». Эта самодельная аудиосистема имела неслыханную для советской техники чистоту звучания. По оценке самого Лихницкого, наиболее удавшейся частью стереосистемы оказался усилитель на транзисторах с фантастическими (для того времени) параметрами; достижимая мощность 50 Вт/канал, нелинейные искажения не более 0,1%, полоса частот от 5 до 50000 Гц. Успех с усилителем объяснялся применением изобретённых Лихницким в 1967 году «троек» — особой схемы выходного каскада, которая впоследствии была использована в усилителе «Бриг». Можно сказать, что конструктор сумел взаимокомпенсировать недостатки одних элементов за счёт недостатков других! Это позволило создать высококлассное устройство на несовершенных элементах. Изготовление музыкального центра в буквальном смысле слова происходило в гараже и на коленке. Как вспоминал Лихницкий: «Никогда не забуду, как мы обклеивали их изнутри рубероидом — с использованием расплавленного битума на лужайке перед гаражом и затем перевозили к месту назначения. Вообразите себе ящик, напоминающий гроб, только гораздо большего размера, водруженный на крышу крохотного «Запорожца», который медленно (чтобы не сломать рессоры) плывёт по улицам города со стороны крематория. Прохожие все как один столбенели и оставались так, пока мы не исчезали из поля зрения». Окружающие воспринимали Лихницкого и Страхова как чудаков — ещё бы, проделать такой титанический труд ради создания каких-то музыкальных колонок! И это вместо того, чтобы заниматься карьерой, защищать диссертацию и т.п. Однако их усилия, как оказалось, не пропали даром.

↑ Включаем!

Первое включение всегда показательно. Включаю усилитель, слышен щелчок сработавших реле устройства защиты, дальше тишина. Хотя все узлы «гонял» по отдельности, еще раз измеряю напряжения питания и нули на выходах: все в порядке.Отвлекаюсь на дела и только через полчаса начинаю прослушивание. Звучит усилитель хорошо, отдавая в нагрузку сопротивлением 6 Ом около 20 Вт.Работает чисто и прозрачно, доставляя удовольствие от прослушивания. Однако не следует забывать, что усилитель на LM1875 представляет собой систему начального уровня (лучшее из простого) и есть куда расти и развиваться.

Еще раз напомню, что вместо LM1875 можно применить и другие микросхемы, указанные в табл. 1 первой части статьи; при этом напряжение питания двухполярного источника должно составлять ±22 В для TDA2050, ±16 В для TDA2030, TDA2040 и ±12 В для TDA2006.

Настоятельно советую повторить этот проект всем желающим, чтобы приобрести опыт и построить неплохой усилитель для радиокомплекса. Не случайно девизом проекта я выбрал слоган «Не мечтай, действуй!» .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семинар по технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: