Виды комбоусилителей
В зависимости от элементов, входящих в принципиальную схему, все гитарные комбо можно разделить на:
-
ламповые
-
транзисторные
-
цифровые
-
гибридные.
Рассмотрим их более подробно.
Ламповый комбик – мечта каждого гитариста, возведенная в культ. Это наиболее старый класс усилителей, в них до сих пор используются радиолампы и схемы, которые выдают мягкий, чистый, приятный слуху гитарный звук. Особенно это касается чистого звука. «Перегруженный» ламповый усилитель считается эталоном «тяжелого» звука.
Главным достоинством ламповых комбоусилителей является так называемый «теплый ламповый звук» и идеальный «перегруженный», поэтому профессионалы чаще всего предпочитают именно их.
Из недостатков стоит отметить: стоимость (они существенно дороже транзисторных), большой вес, хрупкость (а значит и особые условия транспортировки), а также необходимость регулярной и своевременной замены ламп.
Транзисторные комбоусилители являются самыми популярными, что обусловлено их ценовой доступностью. Из достоинств данного вида комбиков можно выделить их неприхотливость в эксплуатации, невысокую стоимость, небольшой вес и надежность. Звук таких комбо нельзя отнести к недостаткам, но он, несомненно, уступает ламповым комбо, что особо чувствуется при большой мощности и высокой громкости. Несмотря на это, для домашних занятий всё же рекомендуется приобретать именно транзисторную модель.
Цифровые или моделирующие комбоусилители используют цифровую эмуляцию классических ламповых схем. Это достаточно новый вид комбиков, которые ещё совсем недавно не могли похвастать качественным звуком, он был неестественным, но современные модели звучат весьма убедительно и могут составить конкуренцию другим видам комбиков. Также несомненным достоинством является наличие у подобных аппаратов встроенного процессора эффектов.
В гибридных моделях комбоусилителей встроен ламповый предусилитель и транзисторный усилитель мощности. Подобные комбо являются компромиссом между дорогими ламповыми и бюджетными транзисторными аппаратами.
Цифровые комбоусилители для электрогитары
В эпоху цифровых технологий появились и цифровые комбики. По сути предусилитель в них заменили на компьютер. Именно в нем стал формироваться гитарный саунд.
Цифровой пред в отдельном корпусе называют гитарным процессором. На фото – популярный сегодня процессор «LINE 6» POD HD500X.
Ламповые, транзисторные и гибридные усилители работают с аналоговым звуком, что ценно. Цифровые же устройства подвергают аналоговый звук электрогитары обработке и преобразуют в цифровой. В этом – ключевое отличие цифровых комбо от всех остальных видов. Зато «цифра» эмулирует звук ламповых и других «собратьев», богата гитарными эффектами.
Перечислим плюсы и минусы цифровых комбиков.
Плюсы:
- надежность;
- легкость и мобильность;
- невысокая цена;
- эмуляция звука разных комбиков;
- хорошее звучание на любой громкости;
- цифровое моделирование звука, всевозможные гитарные эффекты.
Минусы:
- дурная слава из-за низкого качества цифровых усилителей 90-х годов прошлого века;
- цифровой звук вместо аналогового.
Цифровые комбики хороши для дома. Они компактны и надежны в работе. Включают комплект гитарных эффектов, что позволяет экспериментировать со звуком. Хорошо звучат на любой громкости.
Сегодня известные производители усилителей для электрогитары – «Fender», «Marshall», «Line 6», «Roland», «Vox», «Yamaha», «Peavey», «Randall» – выпускают комбики разных видов с применением цифровых технологий. Поэтому современные приборы еще называют «смешанными».
История развития гитарных комбоусилителей
Каждый рок-гитарист мечтает однажды выйти на сцену, вывернуть потенциометр комбоусилителя на максимум и «жахнуть» аккорд так, чтобы у всех в зале дух захватило. Впрочем, такой инструмент, как гитара, активно применяется не только в рок-музыке. Есть много стилей, где гитарное звучание более незаменимо, чем в вышеупомянутом жанре. В любом случае очень сложно представить какой-либо концерт с участием гитары и без устройства с названием комбоусилитель.
Стоит расставить все точки на i и для начала разобраться, что же такое гитарные комбоусилители и из чего они состоят?
«Комбик» состоит из 3-х основных частей:
- Предусилитель;
- Усилитель;
- Кабинет (динамик).
Чаще всего предусилитель и усилитель находятся вместе. И правильней всего называть комбоусилителем аппарат тогда, когда все 3 составные части соединены в одном корпусе. Все же иногда «комбиком» называют и сочетание «головы» и «кабинета», которые в свою очередь находятся в двух разных корпусах. Функционально второй вариант, который на профессиональном языке называют Стэк, больше подходит для больших выступлений, когда к голове подключается несколько динамиков.
«Голова» помимо активного усилителя может содержать также разные настройки. Например, рок-музыканты всегда приобретают «комбик» с дополнительной функцией «Дисторшн» или «овердрайв» — это и есть тот самый перегруз (об этом чуть ниже). «Кабинет» же представляет собой ящик с динамиками (одним, двумя, четырьмя и т.п.).
Первое появление
Как ни странно, но первые подобные агрегаты для шестиструнной «подруги» появились раньше, чем электрогитара. Да, именно: изначально комбоусилители предназначались для акустических гитар. Возникла такая нужда на фоне роста популярности гавайской музыки. Соответственно, требовалось что-то, что могло бы усилить звук, но не было бы огромным, тяжелым и неудобным.
В 30-х годах ХХ века были изобретены усилители с использованием электролитических конденсаторов и выпрямителей ламп. Они, как уже было сказано выше, использовались в основном по основному назначению – усиливали звук так называемых гавайских «сковородок».
Дальнейшее развитие
«Комбики» начали захватывать музыкальный мир. Обуславливалось это, прежде всего, развитием рок-н-ролла и блюза, характеризующихся голосом с хрипотцой, и не менее хриплым саксофоном. Вся компания начала осознавать, что доступный чистый и мягкий звук гитары уже не обладает достаточной «мощностью». «Шестиструнная» звучала, выражаясь современным языком, слишком попсово. Поэтому начались различные эксперименты с аппаратом. Например, некоторые своими руками прокалывали отверстия в динамике.
Первыми звонками «искаженного» звучания можно считать перегруз усилителя. Именно выводя «крутилки» на максимум, исполнители получали нужное им звучание. Так добивались благозвучного искажения в 50-ые, поскольку заводские настройки «комбиков» давали мало простора для творчества. Все, чем располагали устройства тех лет – это тембральные вариации, способные лишь повысить громкость высокочастотной составляющей. Однако из-за малой мощности (не более 15 Вт) и примитивности электрических схем, качество было очень низким.
Решающим шагом для известного сегодня перегруза стал эксперимент 60-х годов от Дэйва Дэвиса. Гитарист «The Kinks» добивался качественного эффекта за счет нестандартного подключения аппаратуры. Дело в том, что он придумал подключать выход усилителя к входному порту другого. Таким образом, получалось то, что сегодня можно назвать предусилителем. Последний – сегодня является обязательной частью любого комбоусилителя.
Транзистор
Но тут на помощь пришел транзистор. Твердотельный прибор, преобразующий сопротивление, предстал перед окружающим миров в 1947 году. Использование данной схемы в строении «комбиков» относят к 60-м годам прошлого века. Такое развитие событий позволило не просто снизить среднюю цену на аппаратуру, но и наладить серийное производство. Теперь музыканты могли выбрать как ламповый, так и транзисторный комбоусилитель. Но случилось это не сразу.
В основном благодаря компании Fender (Лео Фендер) и некоторым другим мастерам, ламповые усилки не просто не уступили более современному и дешевым транзисторным, но и долгое время продолжали быть монополистами. Тем не менее, с развитием рок-музыки бум на комбо подровнял чаши весов двух конкурентов. Популярность моделей на лампе осталась среди профессионалов, новички же чаще выбирали транзистор.
Топ-5 лучших маломощных ламповых усилителей
Если бюджет вам позволяет, то советуем обратить внимание на эти ламповые комбики. Они маломощные (до 15 Вт), но могут отлично звучать и на домашней громкости и раскачать небольшой зал
Ibanez TSA-15A
Этот усилитель имеет встроенный эффект овердрайва Tube Screamer. Лучшее его применение – хард-рок и хэви-метал в духе 80-х.
Гитарный комбоусилитель Ibanez TSA-15
Orange TT15C
Комбик Tiny Terror подойдет почти всем. Он отлично дружит с педалями, так что любители тяжелой музыки смогут «разогнать» его до нужного уровня гейна.
Гитарный комбоусилитель Orange Tiny Terror
Laney VC-15
Еще один типичный «британский» усилитель. Обладает очень приятным родным перегрузом. Его звук оценят любители классического рока.
Гитарный комбоусилитель Laney VC-15
Vox AC-15
Классический «британский» звук. Идеальное решение для тех, кто играет блюз или поп-музыку.
Гитарный комбоусилитель VOX AC-15
Fender Blues Junior
Полупрофессиональный усилитель, обладающий характерным фендеровским звучанием. При этом комбик может хорошо звучать и дома.
Ламповые комбики для электрогитары
Первые гитарные усилители были ламповыми. В основе их работы – каскады усилителей на электронных лампах.
Вот так ламповый комбоусилитель выглядит внутри:
Ламповая технология была востребована в прошлом столетии. Она использовалась в телевизорах и радиоприемниках.
Из-за теплого перегруженного рок-н-рольного звука ламповые усилители пришлись по душе электрогитаристам. Несколько десятков лет отличной работы ламповых комбо позволяют им до сих пор оставаться эталоном гитарного усиления.
В среде профессионалов и любителей и сегодня ведутся оживленные разговоры о несомненных преимуществах теплого лампового звука над холодным транзисторным и «мертвым» цифровым.
Назовем плюсы и минусы лампового комбоусилителя.
Плюсы:
- теплота и красота чистого и перегруженного звучания;
- объемность звука;
- мощная громкость;
- подходит для использования на концертах, студиях записи, репетиционных базах.
Минусы:
- громоздкость и тяжеловесность;
- трудности транспортировки из-за хрупкости ламп;
- дополнительные расходы на периодическую замену ламп;
- высокая стоимость;
- траты на инструментальный микрофон, если хотите записывать электрогитару;
- специальные устройства для экспериментов со звуком придется покупать отдельно.
Регулировать громкость лампового комбика можно с помощью небольшого устройства – аттенюатора (от фр.attenuer – смягчить, ослабить). Последний подключается в разрыв между усилителем и динамиком. Он снижает мощность сигнала из усилителя и выводит его на колонку уже в более тихом варианте. При этом – лампы разогреты, а звук – красив.
Как выбрать комбоусилитель
Итак, вы осознали необходимость приобретения первого гитарного комбоусилителя. Рассмотрим основные характеристики моделей, на которые стоит ориентироваться при выборе.
1. Мощность
Это, пожалуй, самая важная характеристика комбика, от которой следует отталкиваться. Поэтому первый вопрос, на который необходимо ответить перед покупкой: для чего мне комбоусилитель?
-
Если вы планируете использовать комбоусилитель для домашних репетиций, то лучше выбрать компактную модель мощностью 10 – 30 Вт.
-
Если вы планируете репетировать с группой, то мощность комбика должна быть не менее 50 Вт, чтобы его было слышно одновременно с ударной установкой. Обычно для репетиционных баз приобретают модели мощностью 50 — 150 Вт.
-
На концертных площадках используют комбоусилители мощностью более 1000 Вт.
Стоит иметь в виду, что мощность ламповых комбиков оказывается на деле «мощнее» транзисторных и цифровых. То есть цифры одни, а ощущения разные. Так ламповый усилитель мощностью 5 Вт соответствует по звуку, например, транзисторному усилителю в 15 Вт.
2. Схема
Мы уже говорили о преимуществах и недостатках ламповых и транзисторных усилителей. Поэтому при выборе комбика по этому параметру стоит прежде всего оценить свои финансовые возможности. Ламповые гитарные усилители сходной мощности обычно гораздо дороже других представителей, что объясняется качеством звука. И, несомненно, ламповые устройства стоят своих денег, но не всегда они нужны, например, в домашних условиях. Для домашних репетиций вы вполне можете обойтись недорогим транзисторным комбоусилителем, особенно если вы – начинающий гитарист.
Если всё же в качестве своего первого комбика вы решите купить ламповую модель, то учтите тот факт, что его звуковые «ламповые» особенности раскрываются при громкости не менее 50% от максимума. На небольшой громкости вы не сможете оценить всей прелести его звучания. Таким образом, покупать для дома 50-ваттную модель, не позволяя ей продемонстрировать всю свою мощь, нерационально. Для репетиционной базы – идеально.
3. Производитель
Определившись с мощностью и схемотехникой будущей покупки, стоит обратить внимание на производителей комбоусилителей, потому что модели различных производителей имеют свои нюансы.
Например, комбоусилители FENDER характеризуются чистым и мягким звуком, их оценят исполнители музыки в стилях джаз, блюз, фолк, фанк. А для исполнения рок-музыки больше всего подойдут комбоусилители MARSHALL, которые имеют мощный подавляющий перегруз. Модели KUSTOM совмещают чистый звук, приличную мощность, отличные динамики и невысокую цену, но не могут похвастать звуковыми эффектами, поэтому их лучше использовать совместно с дополнительными педалями. Также с годами получили признание модели таких производителей, как IBANEZ и HUGHES&KETTNER. Вышеназванные комбоусилители заработали себе имя, благодаря отличному соотношению цены и качества.
4. Наличие дополнительных эффектов и функций
Разные модели могут существенно отличаться: от совсем «пустого» комбика до навороченного со встроенным процессором эффектов, аудиоинтерфейсом и возможностью настройки через смартфон. Обычно комбоусилитель имеет трехполосный эквалайзер, овердрайв и реверберацию. Как правило, качество встроенных эффектов у недорогих моделей не радует, поэтому лучше использовать отдельные педали эффектов, которые дают более качественный и чистый звук, тем более это удобнее при игре на гитаре.
Подводя итог, можно сказать, что если вы начинающий музыкант и выбираете свой первый комбоусилитель, то берите любой усилитель, звук которого вам понравится, это может быть и недорогой транзисторный комбик. Но если финансы позволяют, побалуйте себя качественным ламповым аппаратом, чтобы почувствовать себя настоящим гитаристом, выдавая мощный и глубокий гитарный звук!
Как выбрать комбоусилитель по типу гитары
Комбоусилитель так называется потому, что сочетает в себе предусилитель, усилитель и колонку. Коротко их называют обычно «комбо» или «комбики». Комбики различаются на три типа и выбирать для себя такую аппаратуру необходимо, отталкиваясь от своего типа инструмента.
Комбоусилители для электрогитары:
Бывают разной мощности и габаритов, могут иметь эквалайзер, тюнер, различные звуковые эффекты, питаются от сети, аккумуляторов или же сочетают в себе и ту и другую возможность.
Для небольшого помещения типа квартиры достаточно небольшой мощности ( около пятнадцати ватт), для репетиционных баз или концертов мощность нужна больше ( от тридцати ватт).
Если перед вами стоит задача при игре использовать разные тембры и эффекты, но вы не хотите покупать дорогостоящие педали, можно задуматься о комбике со встроенными эффектами (ревер, хорус, дисторшн, овер драйв и пр.).
Если вы хотите носить комбик с собой, обязательно обращайте внимание на его размеры и удобство переноски, если перед вами стоит задача музицировать на улице, задумайтесь о комбике с аккумуляторами, если вы цените качественный звук, ищите более дорогие модели или даже комбики с аналоговым звуком (ламповые, гибридные).
При выборе комбоусилителя нужно отталкиваться от качества своего инструмента. Если у вас неплохая электрогитара, стоит к ней купить приличный комбоусилитель и наоборот, нет смысла покупать дорогой комбик при совсем простом инструменте.
Комбоусилители для акустической гитары:
Если вы ищите комбик не для электрогитары, лучше выбрать акустический комбик, который будет передавать красоту и теплоту акустического звучания, не будет «срезать» частоты. Есть модели, в которые можно подключить сразу два инструмента и даже микрофон. Они также различаются по мощности, наличию настроек и эффектов.
Комбоусилители для бас-гитар:
Также внутреннее устройство комбиков тоже бывает разным, существуют ламповые, транзисторные, гибридные и цифровые комбики.
↑ Схема и сборка усилителя
Список хотелок ограничил «мьютом» на входе при неподключенном шнуре гитары и, вспомнив анекдот про поручика Ржевского, на всякий случай защитой от отсутствия нагрузки на выходе при не подключенном кабинете. Ведь случаи-то всякие бывают.
Только закончил, принесли покрашенное шасси. Тут у меня случился приступ энтузиазма и я собрал всё! А очнувшись, подумал — а как же фотографии процесса? Ан нет, что-то осталось.
Поэтому привожу сразу почти готовое и налаженное тельце, правда, пока еще голое.
За всем этим безобразием с нескрываемым интересом наблюдал один токарь-гитарист который спросил меня, а что дальше с этой штукой будет и чья она? Я ответил ему: да хоть твоя! На том и порешив, пошли пробовать звук. Звук нас воодушевил и решили, что это будет «голова» для репетиций дома, тем более выход на наушники был задуман заранее.
При пробе звучания выяснилось, что я перепутал направление регулировки тембра. Отшутился, что я художник и я так вижу, и переделывать не стал, так как эта часть оказалась под слоем навесного монтажа и моей лени.
Транзисторные комбоусилители
С развитием электроники вслед за ламповыми комбиками появились транзисторные. Новая технология позволила снизить вес и размер усилителей, сделать их более надежными в эксплуатации.
Перечислим плюсы и минусы транзисторных комбоусилителей в сравнении с ламповыми.
Плюсы:
- небольшая цена;
- легкость и компактность;
- удобство транспортировки из-за меньшей чувствительности к ударам и тряске;
- надежность работы;
- отсутствие дополнительных трат на замену деталей (как ламп в ламповых комбо);
- хорошая регулировка громкости: даже на малых оборотах – приемлемый звук.
Гибкая настройка громкости при хорошем качестве звука делает транзисторные комбики удобными для домашних репетиций. Можно играть и громко, и тихо. Репетировать в любое время. При этом – не создавать лишнего шума, например, ночью. Ведь его так не любят соседи.
Минусы:
- качество звука уступает ламповому;
- дорогой ремонт в случае поломки.
Транзисторные комбики совершенствуются и по сей день. Диапазон цен на них широк: каждый найдет то, что хочет. Считаются хорошим вариантом для новичков. Хотя на практике – не только для них. Пригодны для небольших помещений. При грамотном обращении с устройством и владении электрогитарой позволяют достичь хорошего звука.
↑ Предыстория
Надо же, подумалось мне, старичок листогиб ожил! А сам смотрю на железяку и думаю, как жаль выкидывать.
Пока думал, попалась на глаза размокшая корпусом «Юность-301». Так это ж почти готовый «Fender Champ» 1949 года, если сильно пофантазировать.И понесло меня в рукоделие безудержное.
Спасая нужные детали из «Юности» с подмоченной репутацией нашел внутри обломанный шильдик от неё же. Так вот как тебя зовут!
Прикинув расположение деталей на шасси, произвел сверловку, далее взял шрифт № 5 и подписал где, что и зачем стоит.
Перед сборкой отправив шасси в порошковую покраску, накидал схему, сверившись с исходником и оглядываясь на хотелки и имеющиеся потрошки «Юности».
↑ Корпус ламповой головы
Нарисовал эскиз «головы» и проставил размеры деталей корпуса. Токарь-гитарист сходил со списком деталей и добыл необходимое.
Добытое постарались слепить как можно ровнее вот в такую штуку.
После сборки, как всегда, потребовалась обработка напильником
Так как напильник в руках музыканта (токаря-гитариста) иногда взбрыкивал, пришлось отложить кожу молодого дерматина и взять в руки карпет. Карпет скрывает допущенные при приступе рукоделия огрехи. Места стыков материала отделали шпагатом. Получился вид с дембельскими мотивами. Пока шло дело, и подбирали декоративные защитные сеточки думалось, а как же голова без кабинета? Не порядок!
С любимой женой и этой мыслью поехал на одну весьма сырную барахолку, где я увидел ещё одну «Юность» у знакомого дедушки. «Почём юностью торгуете?» — спросил я у дедушки. Он, сверкнув глазами, ответил мне такое, что я не могу тут напечатать, не разгневав редактора нашего журнала.
Я извинился и показал пальцем на проигрыватель, лежащий у него на прилавке. Дедушка, рассмеявшись, подобрел и продал мне свою «Юность». Ближе к выходу с барахолки была добыта ещё одна «Юность». Вот они, две загубленные «Юности» уже дома.
Теперь у нас есть шильдик на кабинет к «Юности», да ещё пара наборов деталей на всякий случай. Пора делать эскиз и продолжать начатое.
Какой формы бывают гитарные усилители
Сейчас гитарные усилители выпускаются в трех основных формах:
- Стэк;
- Комбо;
- Рэковые юниты.
У каждой есть свои преимущества и недостатки.
Стэк. Голова + кабинет
Стэк
Стэк – это гитарный усилитель в формате голова (Head) и кабинет (Cabinet).
Головой называется прибор, в котором отсутствует встроенный динамик.
Гитарный усилитель типа голова
Кабинет – это несколько размещенных в фанерном ящике динамиков.
Гитарный кабинет
Кабинеты различаются по количеству динамиков и их размеру. Например, 4*12 обозначает, что в кабинете четыре 12-дюймовых динамика.
Фулл –стэком называется конструкция из головы и 2 кабинетов 4*12.
Фулл-стэк
Халф-стэк – это 1 голова и 1 кабинет с любым количеством динамиков.
Халф-стэк
Преимуществом этой формы гитарного усилителя является независимость компонентов. В поисках своего звучания вы можете менять кабинеты с динамиками по своему желанию.
Главный недостаток –неудобная транспортировка всей этой громоздкой конструкции.
Комбоусилитель
Комбоусилитель Fender
Комбоусилитель (комбик, комбарь, комбо) – это форма гитарного усилителя, в котором все компоненты (преамп, оконечник и динамик) собраны в одном приборе.
Удобство комбика заключается в его мобильности. Недостатком – отсутствие возможности быстрой замены компонентов.
Если в стэке вам просто нужно переключить не устраивающий вас кабинет, то в комбо вам придется выпаивать, а затем ставить новый динамик.
Впрочем, это редко требуется, потому что производители подбирают наиболее подходящие динамики к конкретному усилителю.
Рэковые юниты
Рэковые юниты
Эта форма гитарного усилителя является разновидностью стэка. Разница заключается в форм-факторе. Также в виде отдельных рэковых юнитов выпускаются предусилители и оконечники. Это позволяет гитаристу самому собрать свой собственный усилитель, основываясь только на личных пожеланиях.
Приборы устанавливаются и коммутируются в специальной рэковой стойке.
Их удобно перевозить и не нужно каждый раз собирать заново. Кроме того, гитарист может поменять преамп или мощник, добавить еще один или собрать многоканальный усилитель.
Рекомендации по выбору комбика для электрогитары
Попробуем дать несколько общих советов, которые помогут сориентироваться в выборе комбоусилителя.
Определитесь с целью
Перед покупкой комбика вы должны точно знать, зачем он вам нужен. Решите, насколько серьезно ваше увлечение гитарой, как часто вы будете заниматься и какой звук хотите получить.
Во-вторых, подумайте о помещении для занятий. Если у вас есть свободный гараж, то вы спокойно можете поставить себе 100-ваттный стэк Marshall. Но, если вы живете в квартире в многоэтажном доме, то придется ограничиться маломощным оборудованием.
Не стоит тратить лишние деньги на аппарат, чьи возможности вы не будете использовать полностью.
Бюджет для покупки гитарного комбика
Далее определитесь с суммой, которую вы сможете потратить на усилитель. Здесь вам никто не даст однозначного совета. Каждый сам распоряжается своими финансами. Но помните, что очень сложно купить выдающуюся вещь за низкую цену.
Параметры, влияющие на цену
На цену влияют:
- тип усилителя (лампа, гибрид, транзистор)
- его мощность
- новый он или б/у
- бренд
Комбик Fender Twin будет всегда стоит в разы дороже Yerasov Bluespace. Даже не смотря на одинаковую схему. Просто потому что это Fender.
Если вы не гоняетесь за шильдиками, а ищете звук, то можете обратить внимание на российские аппараты. Обратите внимание! Vintage vs Modern
Обратите внимание! Vintage vs Modern. Некоторые усилители имеют культовый статус
Например, винтажные транзисторные Roland Jazz Chorus и Sunn Beta Lead из прошлого века стоят дороже новых современных ламповых Engl и Peavey
Некоторые усилители имеют культовый статус. Например, винтажные транзисторные Roland Jazz Chorus и Sunn Beta Lead из прошлого века стоят дороже новых современных ламповых Engl и Peavey.
Лучше ли они в плане звука? Это вопрос спорный.
Юность, Юность-301
Ленинградское объединение Спутник и Ярославский радиозавод Производство моделей с 1967 и 1970 года соответственно
Электрофон »Юность-301» заменил модель »Юность». В это же время новую модель электрофона выпускали на радиозаводе в Ярославле. Новый электрофон »Юность-301» практически повторяет предшествующую модель. Несколько переработана электрическая схема, применено новое электропроигрывающее устройство типа III-ЭПУ-28, позднее III-ЭПУ-38М.
В нём установлено два громкоговорителя, вместо одного, расширена цветовая гамма модели. Электрофон »Юность-301» собран на 2х лампах 6Н2П и 6П14П.
Технические характеристики: Номинальная выходная мощность усилителя 1 Вт на 2х громкоговорителях типа 1ГД-28 в более поздних выпусках 1ГД-40 (2ГД-40.) Диапазон звуковых частот воспроизводимых громкоговорителями 150. 7000 Гц. Усилитель способен воспроизводить значительно более широкий спектр частот от 50 до 10000 Гц,что возможно при использовании внешней АС.
Электрофон собран в футляре чемоданного типа, в верхней части которого расположены громкоговорители, в нижней электропроигрывающее устройство и усилитель низкой частоты с блоком питания. Электрофон питается от электросети, потребляя мощность 50 Вт. Габариты модели 390х285х160 мм, масса не более 7 кг.
Источник
Устройство комбоусилителя
Большинство гитарных усилителей имеют следующие органы управления:
- стандартное гнездо входа под формат «джек 6.3», для подключения кабеля от гитары к мобику
- включатель/выключатель питания
- регуляторы эффекта “перегруз”
- гнездо выхода для наушников
- регуляторы, изменяющие низкие, средние и высокие частоты
- регуляторы громкости
Предусилитель (преамп, pre-amp, пред)
Также его называют предусилителем, преампом, предом, preamp, секцией предварительного усиления.
Предусилитель нужен, чтобы усилить слабый сигнал с гитарных датчиков до линейного уровня (около 1,5 вольт).
В предусилителе гитарный сигнал обрабатывается и тембрально окрашивается. Здесь формируется характер звука гитарного усилителя. Чаще всего в преампе есть дополнительные регулировки тона для корректировки частот.
Усилитель мощности (оконечник, мощник)
Также его называют оконечником или мощником.
В старых комбиках усилитель мощности отвечал за формирование эффекта дисторшн. В современных моделях задача мощника – усиливать полученный сигнал с преампа. Также усилитель немного компрессирует звук.
Колонка (динамик, акустическая система)
Также могут встречаться названия колонка, рупор, акустическая система.
Динамики нужны для воспроизведения звука. Они отличаются своими тембральными характеристиками, поэтому каждый музыкант может подобрать себе оборудование по вкусу. Количество и размер динамиков в комбике влияет на громкость и плотность звучания.
↑ Кабинет для динамика
Токарь-гитарист с эскизом был отправлен на промысел, где его спросили, а почему такие странные размеры у будущих скворечников?
Отшутились, мол, евро-скворечники, с широкими окнами будут.
Сколотили мы «скворечник» и стал я судорожно подбирать динамик. Один, второй, третий… Ничего в таком размере не звучало. Пришлось лезть в забитый до отказа гараж и смотреть, а нет ли там чего полезного. Полезное оказалось в наличии и было непарной колонкой от «Звуковой агрегат Ригонда Стерео» с замечательными динамиками 4ГД-28.
Один из них был взят, отмыт, пропитан БФ-ом, прогрет феном, и, для защиты от попадания металлических опилок и песка, вклеен купол от какого-то рваного динамика.
Акция вандализма над динамиком дала в результате хорошее звучание при неприглядном виде оного.
За издевательства над динамиком мне хорошенько досталось от одного человека, который занимается ремонтом, восстановлением и перемоткой динамиков.
Получив письмо с фотографией «этого», он позвонил ночью и произвел мне внушение, дабы я «более никогда так не делал, иначе отлучу» т. д. и т. п. Пришлось дать торжественное обещание так не делать.
А далее фанеру, карпет, шпагат, ПВА и суперклей слепили в более-менее ровное подобие кабинета.
Ко всему этому великолепию были добавлены аксельбанты и выточены ножки.