Головки динамические прямого излучения

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОВЕРКА ГРОМКОГОВОРИТЕЛЕЙ (ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКИХ ЗВУКОВЫХ ГОЛОВОК)

Исправность диффузорного электродинамического громкоговорителя проверяют внешним осмотром и
подключением в гнездо для внешнего громкоговорителя транзисторного радиоприемника.
Если приемник отсутствует, то испытывают звуковую катушку на обрыв.

При осмотре громкоговорителя интересуются в первую очередь состоянием диффузора и ходом звуковой катушки в магнитном зазоре. Если диффузор не поврежден, а выводы от звуковой катушки целы и катушка свободно перемещается в зазоре, не задевая керна и фланца, то громкоговоритель считают исправным. Затем проверяют прохождение тока через катушку. Для этого касаются проводниками тестера ТТ-1, предварительно подготовленного для измерения малых сопротивлений, выводных лепестков громкоговорителя.

При отсутствии тестера в целости звуковой катушки можно убедиться путем присоединения к ее выводам
микроамперметра и перемещения катушки вдоль ее оси.

Если проверке громкоговорителя мешают посторонние шумы, правильность установки катушки в зазоре выясняют с помощью усилителя низкой частоты. Выполняют это следующим образом.

Присоединяют звуковую катушку громкоговорителя к низкоомной обмотке одного из
выходных трансформаторов радиоприемника или к обмотке накала
силового
трансформатора (рис. 1.), а высокоомную обмотку или повышающую обмотку силового трансформатора присоединяют к гнездам
31 и 32 звукоснимателя радиоприемника.

Рис. 1. Схема соединения диффузорного электродинамического громкоговорителя с усилителем низкой частоты радиоприемника для проверки правильности установки звуковой катушки в зазоре

Затем включают приемник в сеть и, слегка нажимая на диффузор, перемещают звуковую катушку в зазоре. Если катушка установлена правильно, то в громкоговорителе приемника слышны только слабый фон переменного тока и шорох от прикосновения пальцев рук к
диффузору. Если же
звуковая катушка касается стенок зазора, то в громкоговорителе прослушиваются сильный треск и шум, вызванные трением катушки.

Если громкоговоритель приобретают для телевизора или приемника с внутренней магнитной антенной, то обращают внимание на конструкцию магнитной системы громкоговорителя. Последняя должна быть экранирована

Условное обозначение громкоговорителя включает три элемента: первый — цифру, указывающую номинальную мощность в вольтамперах, второй — буквы ГД, представляющие собой начальные буквы слов «Громкоговоритель динамический» и третий элемент — одно- или двузначную цифру, показывающую номер разработки громкоговорителя.

Вернуться на главную страницу …

Появление динамика

С началом активного использования электричества появилась возможность передавать звуковой сигнал, преобразуя его в электрический и обратно. В разное время изобрели много способов этого преобразования. Среди них — электродинамический, электростатический, изодинамический, ленточный, излучатель Хейла, пьезо и даже плазменный излучатель.

Они работают на разных физических принципах, различаются спецификой применения. Но самым первым все-таки было устройство, реализующее электродинамический принцип. Оно и остается самым распространенным. Динамик, электродинамическая головка, динамический драйвер — все эти термины являются синонимами к одному и тому же изобретению.


Слева — Ханс Эрстед. Справа — первая коммерческая версия электродинамического излучателя (6-дюймовый динамик, стоимость — около $3000 в современном эквиваленте)

Физические принципы, на которых работает динамик, основаны на электромагнетизме, открытом Хансом Эрстедом и описанном впоследствии целой плеядой физиков 19-го века. Тот факт, что проводник с током выталкивается магнитным полем, а в проводнике, движущемся в этом поле, наоборот, возникает ток, собственно, и привел к изобретению динамика.

Первое устройство, в котором применены все основные конструктивные принципы современного динамика, было запатентовано в 1898 году Оливером Лоджем после приблизительно тридцати лет самых разных попыток нащупать эффективный способ реализации. А сам динамик, в том виде, к которому мы все привыкли, появился спустя еще приблизительно тридцать лет.

С тех пор принципы его работы и основные элементы конструкции остаются неизменными. При этом, — вот что особенно удивительно, — не проходит и года без информации об очередном революционном усовершенствовании динамика, позволяющего ему работать еще лучше.

Диффузор

Диффузор обычно имеет форму усеченного конуса, образующую которого иногда делают криволинейной. Раструбу диффузора у некоторых типов головок придают форму эллипса или сильно вытянутого овала, что повышает удобство размещение головок в футляре аппарата. Диффузор изготавливают из специальных сортов бумаги путем штамповки или отливки из бумажной массы.

В высокочастотных головках диффузор выполняют меньших размеров и более жестким. Для улучшения воспроизведения высокочастотных составляющих звукового сигнала в широкополосных головках к вершине диффузора приклеивают дополнительный небольшой диффузор (конус) с меньшим углом раскрыва.

Общие сведения

В настоящее время на различных форумах по аудиотематике идут бесконечные споры по созданию акустических систем на базе широкополосника 4ГД-35. Есть информация о невероятно хорошем и живом звучании подобных сборок, а также многочисленные примеры создания их своими руками за небольшие деньги. Встречаются конструкции в щите, рупоре, открытых и закрытых ящиках.

Некоторые умельцы ставят их в так называемую трубу Войта (TQWP), хорошо зарекомендовавшую себя при воспроизведении басов в небольших помещениях. Для поддержки высоких частот, через конденсатор в 1-2 мкФ, добавляется пищаль 2ГД-36. Примеры подобных самодельных колонок воплощены в жизнь уже многими меломанами.

Маркировка

Выпускался примерно с 1973 года на предприятии «Динамик» г.Гагарин, которое уже прекратило производство подобного оборудования. В разное время в его конструкцию вносились небольшие доработки и изменения. На первых изделиях символы «ГОСТ 9010-73» наносились на металлическую часть зеленой краской, вместе с печатью технического контроля «ОТК». Некоторые считают, что звук от них более качественный и объемный.

Позже появились модифицированные версии, с применяем требований другого стандарта — ГОСТ 9010-78. Они немного отличались визуально от своих предшественников, а на корпусе стоял красный штампик «СССР». В 80-xx на устройство наносится другая маркировка — «8ГДШ-1-4».

Технические параметры

Рассмотрим основные паспортные технические характеристики на 4ГД-35:

  • диапазон поддерживаемых частот: 63 – 12500Гц
  • мощность: рабочая 0,8 Вт; номинальная 4 Вт; кратковременная пиковая (PMPO) до 15 Вт; долговременная (RMS) 8 Вт;
  • чувствительность: 92дБ;
  • неравномерность АЧХ: 16дБ;
  • коэффициент гармоник (при 0,8 Вт): 125 Гц: 7 %; 200 – 300 Гц: 5%; 1000 – 8000 Гц: 3%
  • акустический импеданс (сопротивление): 4Ом;
  • полная добротность: 1,1-1,7;
  • резонансная частота в воздухе: 50-85 Гц;
  • размер: диаметр диффузор 200 мм; глубина 75,6 мм;
  • масса: 0,88 кг

Инструкция по подключению

Кроссовер пассивного действия для автозвука подключается следующим образом:

  1. Приобретаются и устанавливаются динамики.
  2. Выходные провода для колонок от магнитолы подключаются ко входным клеммам устройства.
  3. Динамики подсоединяются с помощью акустических кабелей к соответствующим клеммам девайса, которые могут иметь обозначения Wf (для широкополосного динамика), Sw (для сабвуфера), Mw (для мидвуфера) и Tw (для высокочастотного динамика).

Для упрощения настройки и подключения выбираются автоусилители со встроенным кроссовером. Сабвуфер, мидвуферы и твиттеры подключаются к соответствующим выходам аудиоустройства. С помощью переключателей подбираются характеристики, наиболее подходящие для выбранных динамиков.

Требуется ли перекрестная установка для профессиональной установки?

Установка кроссоверов — это не квантовая теория поля, но вам непременно необходимо понять, что вы делаете, прежде чем начинать своими руками модернизировать систему. Установка пассивного кроссовера относительно проста, так как включает в себя проводку кроссовера между вашим усилителем и динамиками. Например, вы можете подключить пассивный кроссовер к выходу вашего усилителя, а затем подключить выход твитера кроссовера к вашему высокочастотному динамику и выход сабвуфера на ваш низкочастотный громкоговоритель.


Кроссоверы Diamond audio technology

Установка активного автомобильного аудио кроссовера, как правило, будет более сложной процедурой. Основная проблема заключается в том, что для активных кроссоверов требуется больше мощности, поэтому вам нужно будет прокладывать провода питания и заземления для каждого устройства в отдельности. Хорошей новостью является то, что, если вы уже установили усилитель, вы должны быть готовы устанавливать активный кроссовер, поскольку проводка не является чем-то очень сложным.

Следует помнить, что заземление вашего активного кроссовера в том же месте, где вы заземляете ваш усилитель, поможет предотвратить раздражающие помехи в наземном контуре.

Диффузородержатель

Диффузородержатели штампуют из мягких сортов стали или отливают из алюминиевых сплавов. На боковых поверхностях диффузородержателя имеются окна, уменьшающие общую массу головки и улучшающие излучение на низких частотах. К диффузородержателю диффузор крепят с помощью кольцевого гофра, расположенного по краю диффузора. В мощных головках компрессорного типа (рассчитанных на работу в закрытых ящиках небольшого объема) гофр заменяют кольцевой вставкой из специальной мягкой резины. Выводы катушки приклеивают к диффузору и припаивают к металлическим пистонам, укрепленным на диффузоре. Пистоны соединяют гибкими проводами с лепестками, укрепленными на диффузородержателе.

Среднечастотный динамик

Динамик, который играет средние частоты (его еще иногда называют мидренч или, правильнее, мидрейндж — этот термин, от английского midrange speaker, пришел из автозвука), обычно наиболее близок по конструкции к классическому динамику

Важно, что этот динамик воспроизводит именно тот диапазон частот, в котором располагается человеческий голос и на котором наш слух особенно чувствителен к искажениям

Пример поведения динамика, замеры получены лазерным интерферометром

Ахиллесовой пятой среднечастотника является эффект появления специфических деформаций диффузора — так называемой изгибной волны, когда периферическая область диффузора не успевает за движениями центральной зоны, где крепится голосовая катушка. То есть разные зоны диффузора (кстати, расположенные, как правило, пятнами, а не концентрически, как следовало бы из логики процесса) колеблются не синфазно — одни участки отстают от других.

Звучание становится «рыхлым», неточным. Значит, диффузор должен быть максимально жестким. Если решать проблему в лоб — получим действительно жесткий диффузор, который будет весить так много, что не сможет звучать. Поэтому, как и в твитере, и в широкополоснике, в конструкции диффузора заложен сложнейший компромисс — между жесткостью и легкостью.

Среднечастотный драйвер Morel SCM 634 с карбоновым диффузором

Для колонок высокого класса конструкция диффузоров — важнейший момент. В экзотических вариантах среднечастотники (так же, как и твитеры, но гораздо реже) получают диффузор из бериллия. Но гораздо чаще в среднечастотниках можно видеть диффузоры из композитных материалов на базе углеволокна, стекловолокна, кевлара, древесного волокна или классической целлюлозы.

Диффузор

Изначально диффузор делался из целлюлозы — бумаги или картона. Из того же материала выполнялся и пылезащитный колпачок (если он был предусмотрен). Целлюлозные диффузоры очень часто применяются до сих пор. Бумага хороша своим сочетанием легкости и жесткости. Влагоустойчивости, прочности и долговечности ей добавляют с помощью пропитки синтетическими материалами.

В этом смысле хорош пластик, но чисто пластиковый некомпозитный диффузор имеет ряд недостатков. Для их исправления применяются композитные материалы с разнообразными компонентами: от древесных или стеклянных волокон до кевлара или даже графена. Повышенную жесткость имеют металлические диффузоры. Чаще всего они делаются из алюминиевых сплавов.

Одними из лучших параметров обладает бериллий, но, ввиду повышенной стоимости материала и технологий его обработки, такой вариант достаточно дорог. В так называемых купольных высокочастотных динамиках чаще всего применяется ткань с пропиткой, иногда армирующая слой максимально жесткого композита, с жестким наполнителем, вплоть до алмазного порошка.

Важнейшие требования к диффузору — минимум собственных резонансов и максимальная жесткость, при которой становится возможным «поршневой» режим движения диффузора по всей его площади. Эти параметры должны сочетаться с важнейшими требованиями к весу подвижной системы динамика — он должен быть минимальным. Таким образом, качественный диффузор всегда является компромиссом взаимоконфликтующих условий.

Особенности и недостатки

Динамик имеет полностью бумажный диффузор с пропиткой и штампованную корзину. Он достаточно большой и мягкий, можно сказать — идеальный для домашней акустики. Считается, что подходит для прослушивания инструментальной, классической, симфонической музыки и не справляется с воспроизведением тяжелого рока и РЭПа. Но для лёгкого металла вполне приемлем. Жалобы на качество баса, указывают, по сути, на один из главных недостатков – слабые низы.

Еще одним недостатком является присутствие в амплитудно-частотных характеристиках (АЧХ) искажений в диапазоне от 2 до 5 кГц, а также на пике 400-500 Гц. Чаще всего их связывают с заводским браком – неправильно приклеенной гофрой диффузора. Порой она соединена не вплотную с краем корзины, а разделена бумажной полоской шириной 4-5 мм. Для выравнивания АЧХ динамики дорабатывают путем замены уплотняющего кольца.

Но, несмотря на недостатки некоторые люди, особо нетребовательные к акустике, послушав 4ГД-35 отказываются от использования трехполосных колонок и импортных аналогов в пользу последнего. Становятся ярыми фанатами широкополосника и считаю его лучшим изобретением в аудиомире.

Пример реализации одной из самодельных колонок TQWP на 4гд 35 сморите в видеоролике.

Динамические головки YD63, YD103

Теги: динамики YD, динамические головки, акустические динамики, широкополосные динамики, динамик звуковой, аудио динамики, динамики для акустики, динамики в машину, автомобильные динамики, характеристики динамиков, параметры динамиков, динамики 4, динамики 4 ом, динамики 4ом, динамические головки 4, динамические головки 4 ом 5вт, динамик 8, динамик 8 ом, динамики 8ом, динамики 16, динамики 16 ом, динамик 2 вт, динамик 4 вт, динамик 5 вт, динамик 6 вт, динамик 8 вт, динамик 10 вт, динамик 15 вт, yd103 44 10w 8ohm, yd103 12 10w 4ohm, yd103 42 8w 4ohm, yd103 44 10w 8ohm характеристики, yd103 43 6w 4ohm характеристики, расшифровка yd103 12 10w 4ohm, yd103 12 10w 8ohm размеры, yd103 30 10w 8ohm характеристики, yd103 32 6w 16ohm характеристика, динамики 4 дюйма. Купить оптом и в розницу, доставка по России ТК «Деловые Линии» и «СДЭК» — Москва (МСК), Санкт-Петербург (СПБ), Екатеринбург (ЕКБ), Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Воронеж, Челябинск, Казань, Пермь, Краснодар, Уфа, Красноярск, Самара, Саратов, Омск, Ярославль, Чебоксары, Ставрополь, Рязань, Ижевск, Пенза, Тула, Томск, Иркутск, Тюмень, Калининград, Киров, Тольятти, Брянск, Волгоград, Новокузнецк, Тверь, Смоленск, Барнаул, Калуга, Владивосток, Кемерово, Липецк, Ульяновск, Владимир, Мытищи, Хабаровск, Оренбург, Орёл, Иваново, Курск, Саранск, Белгород, Йошкар-Ола, Мурманск, Тамбов, Великий Новгород, Люберцы, Сургут, Петрозаводск, Астрахань, Кострома, Подольск, Набережные Челны, Сочи, Сергиев Посад, Вологда, Архангельск, Курган, Старый Оскол, Чита, Серпухов, Миасс, Красногорск, Нижний Тагил, Королёв, Магнитогорск, Одинцово, Волжский, Балашиха, Химки, Махачкала, Череповец, Раменское, Псков, Великие Луки, Улан-Удэ, Пушкино, Новочеркасск, Обнинск, Таганрог, Вяземский, Нижневартовск, Северодвинск, Дубна, Арзамас, Пятигорск, Благовещенск, Жуковский, Ивантеевка, Волгодонск, Бийск, Щелково, Фрязино, Бердск, Абакан, Коломна, Рыбинск, Муром, Нальчик, Новороссийск, Сыктывкар, Южно-Сахалинск, Ковров, Долгопрудный, Домодедово, Стерлитамак, Ангарск, Чехов, Ухта, Каменск-Уральский, Котельники, Владикавказ, Ногинск, Братск, Гатчина, Александров, Железногорск, Железногорск, Истра, Павлово, Петропавловск-Камчатский, Ступино, Якутск, Воскресенск, Дмитров, Димитровград, Малоярославец, Саров, Озёрск, Туапсе, Альметьевск, Выборг, Балаково, Северск, Алексин, Магадан, Электросталь, Армавир, Норильск, Лобня, Апатиты, Нефтекамск, Глазов, Ейск, Электроугли, Дзержинск, Кстово, Новомосковск, Сарапул, Комсомольск-на-Амуре, Орск, Нижнекамск, Невинномысск, Нефтеюганск, Клинцы, Видное, Орехово-Зуево, Энгельс, Новоуральск, Лыткарино, Березники, Каменск-Шахтинский, Сафоново, Новочебоксарск, Новый Уренгой, Междуреченск, Кирово-Чепецк, Елец, Салават, Сызрань, Сосновый Бор, Тихвин, Покров, Прокопьевск, Дзержинский, Железнодорожный, Красноармейск, Солнечногорск, Чайковский, Находка, Воркута, Россошь, Луховицы, Наро-Фоминск, Выкса, Всеволожск, Ревда, Усть-Илимск, Белореченск, Дедовск, Клин, Реутов, Руза, Балахна, Уссурийск, Бахчисарай, Ржев, Сортавала, Красноярск, Новорильск

Магнитная система

Эффективность магнитной системы динамика определяется, в первую очередь, материалом магнита. Самый распространенный — феррит. В середине прошлого века были распространены магниты из сплава AlNiCo (железо-алюминий-никель-кобальт), в отдельных случаях этот вариант до сих пор применяется. В новейший исторический период все большее распространение получают неодимовые магниты, создающие гораздо более сильное магнитное поле. Проблемой здесь стало получение неодимовой заготовки нужных размеров: неодим — материал труднообрабатываемый. Кроме того, стоимость неодимовых магнитов в последнее время растет.

Характеристика, предназначение

Кроссовер – это специальное оборудование в комплекте акустической системы, главная функция которого заключается в подготовке нужного диапазона частот для каждого динамика. Как известно, любая акустическая система разработана под конкретный диапазон рабочих частот. Выход сигнала, подающегося на колонку, за границы диапазона может привести к искажению звука.

В обычных условиях функция высокочастотных динамиков – воспроизведение звуков только на высоких частотах. Низкочастотные акустические системы работают отдельно. Иногда устанавливаются даже в разных местах салона. То же самое касается и звуков средней частоты. Они подаются только на динамик, выдающий средние частоты.

Поэтому для качественного воспроизведения музыкальных треков в автомобиле необходимо выделять определенные частоты и подавать их строго на конкретные динамики. Для этого и нужен кроссовер для акустики.

Как установить кроcсоверы для колонок

Чтобы не было проблем, как подключить кроссовер для колонок, нужно соблюдать правила монтажа. Нельзя прокладывать вместе силовые и акустические кабели. Это может вызвать низкочастотные наводки в колонках. Такой же эффект вызывает перекрещивание кабелей.Полосовой ограничитель не является устройством, в работу которого требуется какое-либо вмешательство, поэтому блоки можно размещать в любом удобном месте. Главное чтобы туда не попадала пыль, грязь и не было повышенной температуры. Блоки не имеют герметичного корпуса, поэтому негативные внешние факторы могут привести к нарушению внутренних паек и отказу акустической системы. Концы медного кабеля, перед зажимом под винт, желательно облудить тонким слоем припоя. Это снизит окисление меди и возникновение оксидной плёнки. Особенно опасно нарушение контакта между динамиком и усилителем. Отсутствие нагрузки приводит к пробою выходных транзисторов.

Некоторые модификации кроссоверов состоят из двух последовательных фильтров первого порядка. Такие модели имеют на лицевой стороне переключатель ослабления сигнала. При подключении фильтра первого порядка ослабление ненужной полосы частот составляет 6 dB на октаву. Конструкция кроссовера позволяет подключить второе звено и получить ослабление уже 12 dB. При подключении кроссовера к динамикам желательно чтобы органы управления фильтром были доступными.

Если с первого раза не получилось

Даже если первая попытка найти нужные материалы, инструменты не увенчается успехом, стоит отложить свою идею на потом, но не прощаться с ней. Это действительно легко – взять и смастерить кроссовер. Поможет в этом схема кроссовера для акустики и фото прибора в деталях. С ней легко разобраться, понять, что это такое в принципе, получить наглядное представление, принять решение, опираясь на факты.

На этих фото чётко видно, что нет в приборе ничего страшного. Он прост, как 5 копеек. Справится и девушка, и мужчина, которые посещали уроки физики в школе, учились старательно. Впрочем, можно купить уже готовый, заводской кроссовер, или доверить тюнинг, модернизацию акустической системы авто профессионалам. Просто это стоит денег.

Широкополосник

Частотный диапазон, воспринимаемый человеческим слухом, как уже говорилось, находится в пределах приблизительно от 20 Гц до 20 кГц. Логичнее всего было бы иметь такой динамик, который способен воспроизвести его полностью. И такие динамики есть. Они называются широкополосными.

Вопрос в том, насколько качественно они способны работать в крайних значениях частот этого диапазона. Дело в том, что для эффективного воспроизведения низких частот диффузор классического динамика должен иметь достаточно большие размеры. Например, для частоты 40 Гц его диаметр должен быть около 30 см. Это достаточно просто реализовать.

Широкополосный динамик ScanSpeak 10F/4424G00

Но на высоких частотах такой диффузор попросту не сможет «успевать» передавать колебания всей своей поверхностью. Именно поэтому чаще всего широкополосные динамики являются результатом компромисса.

Для качественного воспроизведения верхней части частотного диапазона в центр диффузора широкополосника зачастую вклеивается дополнительный высокочастотный диффузор — «рупорок» (конус-визер, «дудка»), который способен воспроизводить «быстрые» колебания в то время, как основной, большой диффузор работает гораздо медленнее.

Применяемые в аудиофильских системах широкополосники — предмет серьезных инженерных разработок, граничащих с искусством. Здесь используются материалы с максимально возможными параметрами, ноу-хау, позволяющие все-таки получить полнодиапазонный драйвер.

Широкополосный динамик Lii Audio 2PCS Fast-10

Наиболее проблемным для широкополосного динамика является воспроизведение крайних частот слышимого диапазона. Если широкополосник способен работать в диапазоне 60–16000 Гц с неравномерностью ± 10 дБ — это уже неплохой результат.

При этом в связи с простотой конструкции и отсутствием фильтров (кроссоверов) акустическая система с широкополосником способна демонстрировать высокую чувствительность — от 90–92 дБ и выше. Это делает колонки с широкополосными динамиками особо востребованными среди любителей ламповых усилителей, имеющих, как правило, ограниченную мощность.

В связи с этим голосовые катушки таких широкополосников обладают повышенным сопротивлением. Общепринятые значения для всех остальных динамиков, предназначенных для установки в акустические системы — от 2 до 8 Ом.

Кроме того, именно широкополосный динамик максимально приближен по своим параметрам к точечному источнику звука — идеальному акустическому объекту с точки зрения его локализации. Направление на источник в таком случае определяется слушателем максимально точно. Такой излучатель позволяет создать самую точную стереосцену (звуковую сцену), поскольку источник звука в стереоканале — всего один и он имеет минимальную площадь.

С другой стороны, простейшая колонка с широкополосником — самое дешевое решение, но говорить о полнодиапазонном воспроизведении в этом случае не приходится.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семинар по технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: