Принуждение к откручиванию

Бур застрял в стене: как вытащить?

В некоторых случаях сверло может намертво застрять в стене или любой другой поверхности конструкций из железобетона. В большинстве случаев такая неприятность случается, если рассверливается отверстие под небольшим углом на 6 сантиметров. Есть несколько способов извлечения инструмента.

Инструкция

Первым делом необходимо проверить наличие у перфоратора функции обратного вращения. Если таковая имеется, нужно включить ее и, раскачивая инструмент из стороны в сторону, достать его из стены.

Кроме того, можно вооружиться дрелью и сделать еще одно отверстие недалеко от уже существующего, и посредством расшатывания перфоратора извлечь его из конструкции.

Если вышеописанные действия не помогли, придется использовать газовый ключ. Если его размер будет слишком большим, то можно использовать стальную пластинку в качестве прокладки. Ключ следует накрутить на бур и бить по его рукояти молотком от стены. Эти движения не самые удобные, но способ довольно эффективный.

Для извлечения бура можно также использовать обратный молоток, который легко найти в любой автомастерской. Если данный инструмент недоступен, то можно подсоединить перфоратор к SDS-разъему насадки и дернуть в сторону от обрабатываемой поверхности. Данный метод эффективен в том случае, когда сверло застряло на глубине не более 10 сантиметров.

Если бур застрял в стене во время просверливания насквозь при том, что до конца процесса осталось совсем немного, то можно пробить застрявший инструмент при помощи кувалд. Бить необходимо по направлению сверления

Важно запомнить, что наносить удары по самой насадке нельзя – необходимо использовать доску или любую другую прокладку для смягчения воздействия на бур

Чтобы обойти стороной данные проблемы, достаточно как можно чаще извлекать бур и рассверливаемого отверстия и очищать его от пыли, фрагментов бетона и прочих загрязнений. Кроме того, сверло или другая насадка может заклинить в поверхности при слишком большом давлении на нее, поэтому инструмент необходимо держать легко. Если конструкция железобетонная, то есть, в ней есть металлическая арматура, то существует риск того, что бур застрянет именно в ней. Поэтому перед началом данных работ следует проверить местоположение данных металлических элементов специальным устройством.

В некоторых случаях бывает такое, что заклинил бур перфораторе. Как правило, это происходит из-за использования дешевого инструмента низкого качества. В таких изделиях крепления не выдерживают нагрузки и деформируются. В некоторых случаях достаточно зажать инструмент в тиски и попытаться выкрутить его. В самых сложных случаях придется разбирать патрон. Для этого первым делом необходимо демонтировать верхнее резиновое изделие, а также стопорное кольцо, которое расположено под ним.

Вернуться к содержанию

Причины слома шпильки

Перед монтажом деталей важно оценить визуально состояние крепёжных шпилек. При выявлении явных дефектов заменить элементы крепежа на новые

Шпильки с нарушенной резьбой восстановить с помощью нарезных плашек (лерок) соответствующего диаметра, шага и направления резьбы. Такой подход обеспечит качественную сборку и освободит от дополнительных трудозатрат.

Основными причинами данной ситуации в ремонте являются следующие факторы:

  • Усталость метала крепёжной детали под действием постоянного напряжения
  • Повреждение поперечного сечения тела крепёжной детали в результате коррозии и перепадов температуры
  • Превышение усилия затяжки в соединениях узлов с нарушением технологии сборки

Ослабление прикипевших шпилек

Причинами большого сопротивления откручивания шпилек является прикипание и закоксованность контактируемых резьб деталей, в результате действия естественной и химической коррозии метала, а также возможного использования в технологии сборки фиксирующих составов. Продукты коррозии образуют монолитные образования в местах контакта деталей и создают дополнительное абразивное сопротивление при откручивании. Особенно данный эффект проявляется у деталей подверженных постоянному нагреванию, где циклические процессы окисления ускоряют коррозию, таких как: болты и шпильки на впускных, выпускных коллекторах двигателя, крепления фланцев турбин и выхлопных труб, шпильки крепления и затяжки ГБЦ.

Для более лёгкого удаления прикипевших резьбовых деталей перед демонтажом рекомендуется произвести нагревание детали, в которую вкручен крепёжный элемент. При расширении нагретой части в местах сопряжения монолитная накипь и коррозийные отложения будут разрушатся. Дополнительные постукивания в торец шпильки и с боков послужат ускорением разрушения. В некоторых случаях для получения эффекта ослабления производят нагревание несколько раз. Также для облегчения работы резьб не забывайте пользоваться проникающими в сопряжения смазывающими средствами типа WD-40.

Как я высверливал из двигателя другое сломанное сверло

Притянули автомобиль Мерседес VITO на СТО. Я не много времени потратил, чтобы вычислить, что льёт в обратку 1 -я форсунка. Причина найдена.

Вот здесь и началось. Клиент машину собрался продавать машину, в качественном ремонте не заинтересован, поэтому сказал снимать только 1-ю форсунку. Не люблю таких клиентов…

Пришлось сделать «звонок другу» — Евгению Боровику в г.Ужгород — чтоб рассказал «что почем».

Женя честно предупредил: «Болт крепления форсунки ты обязательно сорвёшь, и форсунку придётся снимать плитой». А у меня её нет.

Естественно, я как нормальный «неверующий Фома» попробовал открутить болт крепления форсунки и, как положено, сорвал. Форсунка вообще в наших колхозных условиях не отрывалась с места.

Евгений посоветовал завести машину, прогреть, погазовать, и, может, форсунка выстрелит. Но 2 недели прогрева и прогазовки ничего не дали. Форсунку словно заварили сваркой. Клиент жадный, не хотел куда-то тащить свой «тазик» на эвакуаторе (минимум 50 км). Мне эта машина была не по душе, но конец этой истории вызывал интерес. Клиент вызвал с г Николаева дизелистов, и они с большим азартом сняли форсунку на нашем СТО. Всё-таки помогли наши прогревы и прогазовки. Вы думаете, я обиделся? Напротив, я срисовал плиту.

А теперь самое главное… Как высверлить болт крепления форсунки М6?

Варианты действий:

1) снять двигатель и высверлить этот болт;

2) снять головку двигателя и высверлить этот болт.

Женя Боровик советует снять движок и высверлить болт через кондуктор победитовым сверлом.

Но я ленивый: нашёл угловую дрель (видно на фото) и начал сверлить обычным сверлом через кондуктор. Обычное сверло всегда уходит в сторону, так получилось и у меня. Диаметром 4 я просверлил, но через зеркало увидел (по-другому не посмотришь), что я малёха ушёл в сторону (осталась тонкая стенка прошлого болта). Тогда я решил взять «пятерку». И что Вы думаете? Кончик сверла остался в этом проклятом болте!

Всё, финиш, что-то надо снимать: или голову, или двигло.

Спал я плохо. Решил всё-таки попробовать посверлить победитовым сверлом, терять мне было нечего…

Поехал на базар и купил обычное победитовое сверло М 5 под дрель BOSH. Обрезал (как видно на фото), подпилил победит по бокам, чтобы зашёл в кондуктор и начал сверлить. Сверлил я где-то часа 3-4, а потом прозрел: обычному сверлу надо керновка, чтобы не ушёл в сторону, а победитовому — все равно, он сам себе находит центр (но через кондуктор). Хоть я и механик по образованию, но это было открытием для меня. Люди, которые хоть раз высверливали сорванный болт, меня поймут. Победитовое сверло (для бетона) победило простое сверло.

Дальше дело техники: нарезал М8, просверлил вилку крепления, поставил отремонтированную форсунку.

Машина поехала.

В.Крайнюков, «Автомастер»

Сложный вариант

Если не вышло выкрутить этими способами – будем сверлить. Главное, чтобы обломившийся болт был не каленый. Есть несколько способов, которые требуется попробовать перед тем, как пробовать высверлить сломанный болт. Самое элементарное – берем дрель с реверсом и сверло. Иногда такой фокус проходит с обычным саморезом по металлу, со сверлом на конце. Нажимаем на сломанный остаток, маленькими оборотами пытаемся открутить, здесь нужна аккуратность – крутить нужно «внатяжку». При неудаче этих способов переходим к серьезным действиям. Когда диаметр шпильки небольшой, нужно определить, каким способом извлекать обломок – для двух вариантов места недостаточно.

Способ первый. Сверлом небольшого диаметра делаем два отверстия в обломке. Друг против друга. Сверлим неглубоко – около 5 – 10 мм, желательно подальше от центра. Затем берем съемник стопорных колец, узкогубцы или просто вставляем два гвоздя, зажимаем их пассатижами – пробуем выкрутить.

Технология извлечения болта

Способ второй. Нужен специальный инструмент – экстрактор. Он продается в магазинах инструмента. Представляет собой что-то вроде конусного сверла, имеет обратную резьбу, очень твердый каленый металл. Сначала подбираем сверло под его диаметр. Аккуратно размечаем керном центр шпильки, он нам нужен, чтобы высверлить отверстие. Глубоко не нужно – достаточно просверлить чуть глубже, чем длина экстрактора. Затем заворачиваем экстрактор, пытаемся выкрутить обломанный кусок.

Способы удаления сломанных шпилек в теле детали

Данный случай является самым сложным для удаления сломанной части, так как возможности захвата нет, а обломанный край в лучшем случае может быть на уровне плоскости соединения основной детали или в худшем варианте – шпилька сломается внутри тела детали.

Если шпилька обломана заподлицо с плоскостью соединения можно попытаться провернуть шпильку лёгкими ударами бородка в торец слома под углом по окружности в сторону выворачивания. Если обломок не прикипел в теле детали есть шанс вывернуть часть резьбы наружу для последующего захвата и полного удаления.

В случаях, когда шпилька плотно сидит в теле можно применить сварку. Для этого подбирают шайбу с внутренним отверстием не больше диаметра торца шпильки. Подкладывают шайбу под гайку для исключения сваривания тела основной детали с гайкой и приваривают через внутренние отверстия гайку с торцом обломыша. После сваривания дают остыть деталям. Перед попыткой вращения можно обстучать сваренную часть в торец гайки для ослабления шпильки в теле детали. После осторожными качающими движениями гаечного ключа выворачивают обломок. Успех данного способа зависит от удачного сваривания гайки со шпилькой, что часто очень сложно выполнить с первого раза в условиях малоразмерности свариваемых деталей и возможных неудобных расположениях реставрируемых узлов.

При обломе шпильки в теле алюминиевой детали способ с привариванием гайки можно применить без шайбы. Даже, если облом пришёлся несколько ниже плоскости соединения в алюминиевой детали, гайку с торцом шпильки можно сварить постепенной наплавкой метала, так как чёрный метал с алюминием не варится.

Cверлим

Высверливание. Обычно это последнее, к чему прибегают, так как в большинстве случаев повреждается резьба или сама деталь. Чаще всего крепеж высверливается сверлом большего диаметра, под последующее нарезание резьбы большего размера, например высверлили М6 и нарезали М8. Если увеличение диаметра резьбы неприемлемо, то просто вворачивается резьбовая втулка — переходник («threaded insert»), и если не нарушена соосность, то для сопрягаемых деталей ничего не меняется. При высверливании крепежа в глубоких колодцах используйте алюминиевую трубку для защиты стенок колодца. Сверло желательно максимально укоротить для жесткости, и про центровочные сверла не забываем. Использование сверлильного станка настоятельно рекомендуется. Использование левого сверла предпочтительно — есть шанс что после определенной глубины сверления сверло подцепит остатки и вывернет заломанный крепеж.

Если вы пытаетесь вывернуть винт милипусерного размера — например М1,  то экстрактор на такой размер вам не найти. Крепеж просто высверливается меньшим диаметром, в отверстие вгоняется заточенная трехгранником игла (или колизвар) и винт отворачивается. Сверлить такой диаметр нужно вручную при помощи приспособления, или на очень хорошем станке.

Как вставить сверло в шуруповерт в зависимости от вида патрона

При пользовании инструментом важно знать, особенно это необходимо неопытным людям, как вставить сверло в шуруповерт Деко, Dewalt, Hitachi, Декстер, Вихрь и т.д. Способ замены и установки зависит от типа патрона. Прежде чем поставить сверло, прибор отключают от сети, выбирают подходящий режущий инструмент для сверления отверстий

Сверло не должно быть пыльное и грязное. С него надо убрать весь налет. Его хвостовая часть должна быть направлена в патрон до упора. Если с первого раза этого сделать не удалось, деталь следует извлечь, и процесс повторить снова

Прежде чем поставить сверло, прибор отключают от сети, выбирают подходящий режущий инструмент для сверления отверстий. Сверло не должно быть пыльное и грязное. С него надо убрать весь налет. Его хвостовая часть должна быть направлена в патрон до упора. Если с первого раза этого сделать не удалось, деталь следует извлечь, и процесс повторить снова.

Если руководствоваться пошаговой инструкции, то любой сможет правильно установить насадку. После того как сверло удастся заменить, обязательно проверяют надежно ли оно закреплено, убеждаются в отсутствии люфта. Поменять насадку не составит труда, только стоит прислушиваться к советам специалистов.

Быстрозажимный патрон

Есть шуруповерты с одногильзовым патроном, который прост в применении, а также двухгильзовым. Второй тип оснащен 2-мя вращающимися кольцами (зажать и ослабить). У быстросъемного патрона важным преимуществом считается то, что в нем можно быстро снять и сменить сверло. В таком патроне отсутствуют зубцы, которыми можно травмировать руки, потому процесс замены абсолютно безопасен.  В быстрозажимном патроне закрепить сверло можно вручную, применяя усилия.

Зажим аналогичен ключевую виду. Если предстоит работать при высокой нагрузке с плотными и твердыми материалами, отдавать предпочтение зубчатому патрону.

Быстрозажимной патрон

Ключевой зубчатый патрон

Сверло в зубчатом патроне меняют и фиксируют с помощью специального ключа, который по внешнему виду выглядит как стержень с рычажком. На стержне насажено маленькое зубчатое колесо. На патроне под фиксацию вала ключа и круговую зубчатую коронку, отвечающую профилю ключа, выполняется отверстие. Для сжатия либо разжимания кулачков стержень вводят в паз, на зубья коронки насаживают шестерню, и поворачивают ключ в нужном направлении. В основном ключи у разных моделей одинаковые, их можно использовать ко всем инструментам, хотя есть исключения. К примеру, производители дорогостоящих брендов изготавливают оригинальные ключи, обладающие индивидуальными профилем и величинами.

Кулачковый механизм пользуется популярностью благодаря удобству и простоте применения. Но у него есть и недостатки. Возникают некоторые сложности в работе с короткими сверлами. Маленькое изделие может просто запасть внутрь. Если положить инструмент в горизонтальное положение, то его можно закрепить, однако в процессе работы сильно надавливать нельзя. Другой тип вставленного сверла вытаскивают, провернув регулировочное кольцо в нужном направлении. Не всегда такое получится сделать вручную, здесь и понадобится специальный ключ. Он при увеличении усилия действует как рычаг.

Ключи имеют небольшие размеры, поэтому часто теряются. Без этого инструмента вынуть и засунуть сверло на положенное место вряд ли получится. Мастера советуют привязать его к рукоятке шуруповерта.

Как вытащить сломанное сверло из металла

Вытащить сломанное сверло из металла можно различными способами. Для начала рассмотрим самые простые ситуации.

Часть обломка сверла торчит снаружи. В этом случае смажьте отверстие изнутри при помощи шприца. Чтобы вытащить обломанное сверло из металла, используйте клещи или плоскогубцы.

Обломок застрял внутри. В этом случае действуйте так.

Возьмите подходящее сверло такого же диаметра.

Просверлите им отверстие с другой стороны (в той же точке) до застрявшего обломка.

Выбейте его подходящим по диаметру стержнем или инструментом (при этом желательно использовать подкладку).

Обратите внимание! Второй способ актуален только в том случае, если к противоположной стороне заготовки можно получить доступ, и в ней нужно проделать сквозное отверстие. Рассмотрим специальные способы извлечения обломков сверл, застрявших внутри обрабатываемых деталей

Рассмотрим специальные способы извлечения обломков сверл, застрявших внутри обрабатываемых деталей.

Марки сверл для каленой стали

Сталь марки Р6М5К5 – материал отечественного производства, где вольфрама меньше, всего 6 %, но его недостаток компенсируется за счет применения в сплаве элемента кобальта (до 5 %). Кобальт также способствует крепости оснастки, возможности долго выдерживать повышенные тепловые нагрузки при работе с калеными материалами.

Среди иностранных аналогов быстрорежущих сталей, подходящих для производства сверл по каленому металлу, стоит отметить марку HSS-Co. Это, по сути, такой же инструмент, как и предыдущий, где имеется схожий состав основных элементов сплава.

ПОСМОТРЕТЬ сверла для твердого металла на AliExpress →

Softcore

Используйте ударный инструмент. Удар разрушает частички ржавчины и позволяет «стронуть» крепеж, особенно если предварительно нанесена проникающая смазка. Просто увеличивать момент добавляя рычаг не так эффективно, как использование удара.  На фото компактный пневматический гайковерт для нежного откручивания закисших болтов и гаек:

Используйте инструмент профилем superlock. Недостаток шестигранника — при наличии небольшого зазора, шестигранный инструмент прикладывает усилие за вершины головки. Профиль superlock же давит на головку ближе к центру граней, поэтому вероятность сорвать  грани снижается.

Источник картинки: https://autoinstrument.ru/index.php/stat/profil-super-lock/

Тепловой шок. Если кратковременно нагреть болт или гайку до красного каления, то после остывания ее будет гораздо проще отвернуть (особенно если побрызгать на остывающую резьбу проникающей смазкой).  Нагревать можно как газовыми горелками, так и токами высокой частоты

Но важно помнить, что нагрев и охлаждение меняет внутреннюю структуру металла, происходит отпуск и твердость снижается, метод неприемлем, если деталь, куда вкручен крепеж не переносит нагрев

Также нагрев необходим, если крепеж был завернут с фиксатором резьбы. Для нагрева крепежа токами высокой частоты выпускают специальные нагреватели:

Источник картинки: https://cvwmagazine.co.uk/technical/remove-tricky-seat-belt-bolts-induction-heat/

Такое решение предпочтительнее для регулярного использования — нет открытого пламени, нет хранения емкостей с газом — пожаробезопасность только улучшается.

Увеличиваем трение.

Многие видели в подборках «лайфхаков» хипстерский способ отворачивания разбитых винтов с резинкой — между битой и шлицем зажимается тонкий слой резины (воздушный шарик, резинка для денег, кусок велосипедной камеры, бинт Мартенса и т.д.). Резина увеличивает трение, благодаря чему биту из шлица при вращении выдавливает гораздо меньше. Плюс способа — он простой и не оставляет следов. Минус — срабатывает крайне редко.

Источник картинки: https://bosunsbox.com/remove-stripped-screw/

Более мощным вариантом будет использование специальной пасты (Anti cam-out fluid). Она содержит частички абразива, который тверже и материала винта, и материала биты, поэтому входят в них как в масло и обеспечивают передачу крутящего момента. Этих паст довольно много —  SCREW GRAB, schrauben doktor, Liqui Moly Schrauben-Grip, и отечественная Фикс. В крайнем случае можно даже использовать притирочную пасту для клапанов. Плюс — иногда работает, особенно с сорванным крепежом в углублениях. Минус — портит биту.

Источник картинки: https://smazka.ru/news/novosti-kompanii/fiks—sredstvo-dlya-otkruchivaniya-vintov-esche-o/

Похожий способ — использование клея: бита (отвертка) просто приклеивается к тому, что осталось от шлица при помощи капельки эпоксидки, позволяя передать крутящий момент в те выступы, что остались

Важно тщательно обезжирить поверхности перед склейкой, использовать клей с низкой текучестью, что бы не приклеить лишнее (мне нравится консистенция poxipol). Полный набор прочности клея может занять сутки.  Способ работает крайне редко, занимает много времени, но может сработать например с шлицем keyrex.//картинка

Инструмент принуждения.

Для выворачивания one-way разработаны специальные биты, например https://www.losspreventionfasteners.com/store/products/one-way-screw-removal-tool/

Для выворачивания всего подряд придуманы отвертки с короной зубцов. Обычно выпускаются маленьких размеров — для ремонта часов и миниатюрной техники, например:

Для отворачивания закисшего крепежа изобретена ударная отвертка (impact screwdriver). Это отвертка, которая имеет механизм, который преобразует усилие удара в усилие вращения. Если заменить биту в такой отвертке на зубило, то получается инструмент для откручивания винтов с сорванным шлицем. Вот очень наглядное видео от японского производителя:

Помимо зубила бывают специальные биты с заточкой для левого вращения, недо-сверло, недо-экстрактор:

Источник картинки: https://www.gearbest.com/tool-kit/pp_009619305382.html

При наличии большого количества терпения и возможности заточки керна — можно поворачивать головку винта нанося удары керном по касательной к головке, заставляя ее поворачиваться.

Обрыв заподлицо

Этот тип поломки считается самым трудным для ремонта, так как очень сложно определить диаметр отверстия, особенно при срезке крепежа. Поэтому для того, чтобы высверлить сломанный болт определенного вида, необходимо произвести зачистку поверхности. Это позволит определить нужные нам зазоры.

Нередко происходит следующая неприятная ситуация: место обрыва имеет кривые формы, которые очень трудно обрабатывать и выправлять. А сверлить изделие в подобном состоянии категорически не рекомендуется, ибо есть риск окончательно угробить конструкцию. Следовательно, сначала необходимо применить керн, которым подготавливают место по центру работы сверлом.

Дальнейший порядок действий, позволяющий высверлить сломавшийся тем или иным способом болт, аналогичен варианту при поверхностном обрыве. После создания отверстия остатки от резьбы удаляются с помощью крючка.

Другие способы выкручивания поломанных болтов или как обойтись без экстрактора

Способ извлечения крепежа с сорванной шляпкой при помощи экстрактора является самым надежным и эффективным, но его недостаток в том, что далеко не у всех имеются такие инструменты. Конечно, их рекомендуется купить и всегда иметь в гараже, но если их нет, и необходимо срочно выкрутить застрявший болт, то для этого имеются другие способы. Рассмотрим их подробно.

  1. Как выкрутить саморез со слизанными гранями под отвертку — здесь имеется два способа. Первый способ заключается в использовании плотной ткани или резины, которую следует использовать как прокладку между шляпкой и отверткой. Плотно прижимая отвертку, необходимо попытаться выкрутить саморез. Второй способ заключается в использовании мини-болгарки. С ее помощью нужно сделать продольную канавку на поверхности шляпки (нарезать новую грань под отвертку), и произвести выкручивание крепежа
  2. Как выкрутить винт с поврежденными гранями на шляпке. Если винт имеет выступающую шляпку, то в таком случае рекомендуется использовать специальные зажимные клещи. Этот инструмент также подходит для болтов, на которых слизаны грани. Клещами плотно фиксируется шляпка, после чего выполняется вывинчивание детали
  3. Если на крепеже сорвана шляпка — когда под рукой нет экстракторов, тогда понадобится воспользоваться сварочным аппаратом. При помощи сварки необходимо сделать аккуратный прихват застрявшей детали, после чего произвести ее вывинчивание. Этим способом пользовались до того, как появились экстракторы. Если размер оставшейся части болта позволяет просверлить два отверстия, тогда используется еще один способ. Высверливаются два отверстия, в которые вставляются два гвоздя. Используя плоскогубцы, можно произвести вывинчивание оставшейся части резьбового элемента, но при условии того, что резьба не заржавела
  4. Если сорвана шляпка, но при этом выступает часть крепежа. В таком случае можно воспользоваться зажимными клещами или шпильковертом

Решение об извлечении оставшейся части резьбового устройства необходимо принимать в зависимости от сложившейся ситуации. Следует также знать о том, что безвыходных ситуаций не бывает, и на крайний случай всегда можно высверлить оставшуюся часть сорванного крепежа, и нарезать новую резьбу. Однако помните, что это самый крайний случай.

Альтернативные способы выкрутить болт с сорванными гранями

Приваривание гайки, как способ выкрутить болт без граней

Этот старый испытанный способ выводил из тупика во время ремонта многих.

Конкретный случай. Сломался болт крепления рычага передней подвски на старенькой Suzuki Ignis. Причём расстояние между проушинами кронштейна рычага не позволяло ни забить ни вкрутить экстрактор в обломок. Сварка в этом случае оказывается самым эффективным средством открутить сломанный болт.

Суть приёма заключается в следующем.

Подбираем гайку подходящего диаметра, надеваем на сломанный болт и привариваем. Если болт сломался вровень с поверхностью детали, максимально точно фиксируем гайку по центру болта. Варим

Осторожно, без рывков, выкручиваем сломанный болт за гайку

Отсоедините клеммы АКБ! Обеспечьте сохранность проводки, шлангов, пластмассовых изделий от расплавления и возгорания!

Допустим, что экстрактор и сварка Вам недоступны. Тогда, если болт сломался в резьбе, применяем

Высверливание – отличная возможность окрутить болт без граней

Прежде всего, рассчитаем диаметр сверла. Формула для стандартной резьбы проста – из диаметра болта (резьбовой части) вычитаем величину шага резьбы.

Следующий важный момент – как избежать увода сверла в сторону? Для предотвращения такой неприятности существуют кондукторы. Кондуктор (упрощённо) это пластина с отверстиями. В отверстиях перпендикулярно закреплены направляющие втулки (гильзы), соответствующие диаметру сверла. Кондуктор фиксируется на детали, гильзы совмещаются с отверстиями со сломанными болтами. Можно сверлить! Именно гильза будет препятствовать отклонению сверла.

Кондуктор незаменим, если необходимо удалить сломанный болт из алюминиевой детали. Особенно если ею будет головка блока цилиндров двигателя.

Выбивание остатков металла

Можно также сочетать высверливание с выбиванием остатков сломанного болта при помощи выколотки.

Такой приём используют в случае, если резьбовые отверстия сквозные. Начиная со сверла наименьшего диаметра, сверлим обломок. Когда ”стенка” его достаточно ослабнет, удаляем её выколоткой. Затем зачищаем резьбу метчиком.

Таким способом можно, например, избавиться от обломков шпилек крепления приёмной трубы к выпускному коллектору на ВАЗ2114-15 не снимая последний с двигателя.

Нагревание для того, чтобы вывернуть болт с сорванными гранями

Рассмотрим и такую ситуацию – нет экстракторов, сварки, кондуктора и хороших свёрел. Как вытащить болт, если он сломался?

Решить задачу можно (и иногда очень успешно) можно путём нагревания деталей докрасна. После остывания они станут податливей и вполне могут выкрутится зубилом, кернером и т.д. Описанные способы выкручивания сломанных болтов не являются исчерпывающим, универсальным ответом на задачи такого рода. Для наглядности – просмотрите материал на видео.

https://youtube.com/watch?v=dC8kJmFPx-s

Универсальный алгоритм по выкручиванию болта с поврежденной головкой

Механика того, как выкрутить болт, если сломал головку, будет аналогична ситуации с выкручиванием шпильки. Выкрутить болт без головки можно, воспользовавшись одним из способов, описанных выше.

Советы о том, как выкрутить болт, если слизало головку, кратко приведены в таблице.

Если слизаны грани болта (не сильно) Напильником обточить грани и открутить болт гаечным ключом.
Набить 6- или 12-гранную насадку под накидной ключ, открутить болт ключом.
Наварить гайку, внутренний диаметр которой соответствует наружному диаметру головки болта. Выкрутить, используя гаечный ключ.
Наживить зубилом канавку по диаметру головки болта, открутить его отверткой.
Если головка болта сорванная или сильно повреждена Спилить болгаркой головку, выкрутить остаток крепежа, используя один из способов для шпилек.
Если болт с сорванной головкой имеет выступ, поставить в его основание толстую отвертку и бить молотком в направлении откручивания.
Использовать экстрактор или подходящу звездочку.

Как выкрутить болт в труднодоступном месте

Чтобы выкрутить болт в труднодоступном месте, можно воспользоваться минидуктором. Это компактный индукционный прибор, при помощи которого можно прогреть гайки, шпильки и болты. Благодаря длинным и тонким насадкам минидуктором можно подлезть в самое труднодоступное место, чтобы ослабить закисшие крепления и легче открутить болт.

Следующий прием можно использовать, чтобы выкрутить сломанный болт или шпильку в труднодоступном месте. Если крепеж обломился не заподлицо и выступает заломыш хотя бы на 2-3 мм, то на него надо накрутить подходящую гайку и заварить. Как только металл остынет, используя ключ или накидную головку с воротком, можно выкрутить обломанный болт.

Если заломыш болта в труднодступном месте обломился вровень с поверхностью, то сначала его надо нарастить. Для этого сварочным полуавтоматом наваривают «горку». Если не получается зажать этот нарост плоскогубцами и выкрутить, то можно, как и в предыдущем случае, наварить на выступ гайку и затем выкрутить обломанный болт, используя накидной ключ.

Если описанными выше способами выкрутить заломыш в труднодоступном месте не получилось, деталь придется снимать, и затем уже высверливать сломанный болт.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семинар по технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: