Схема лампового усилителя для наушников
Я никоим образом не претендую на авторство схемы и на какое-то к ней отношение. Я просто выступаю в роли пропагандиста здорового образа жизни рукодельничества и электроники.
Вот так выглядит оригинальная схема автора:
Идея схемы состоит в том, что это SRPP каскад и раскачкой наушников занимается по две лампы в каждом канале. Лампой служит довольно распространенная 6Н6П, являющаяся сдвоенным триодом — всё, как вы любите).
Схема рассчитывалась на коэффициент усиления равный двум. Однако на нагрузку в 32 Ома он составляет чуть более единицы, около 1,2 как заявляет сам автор. Если же ваши наушники более высокоомные, то коэффициент усиления будет стремиться к двум.
Тем не менее несмотря на коэффициент усиления немногим больше единицы – это коэффициент усиления по напряжению. Т.е. усилитель практически не усиливает по громкости, зато он усиливает сигнал по току
А это очень важно, т.к. если усилитель для наушников (так же как и любой другой усилитель) не может обеспечить достаточный ток в нагрузку, то это приводит к проседанию выходного напряжения – а это искажения формы сигнала и смерть для звука
С другой стороны использовать такой усилитель логичнее с наушниками скорее относящимися к категории «профессиональные», а их сопротивление не часто бывает ниже 50-60 Ом.
Если уровень сигнала вашего источника недостаточный, то автор предлагает решение в виде дополнительного входного каскада на лампе 6Н1П, с коэффициентом усиления равным 10:
С моими источниками сигнала и наушниками я не испытал необходимости в этом каскаде.
Что касается лампы 6Н6П то стоит обратить внимание, что она требует достаточно большого накального тока, порядка 750 мА. Если трансформатор не может обеспечить достаточный ток, то напряжение накала будет проседать
Плохо это не только тем, что звук будет более зажатым, но и тем что при этом будет происходить «холодный вырыв» электронов из катодов ламп. Это приводит к уменьшению срока службы ламп.
Блок питания лампового пред-УНЧ
Предусилитель требует одно переменное напряжение 12-18V, которое используется таким образом, чтобы запитывать накал и анод лампы. Чтобы получить высокое анодное напряжение, оно умножается с помощью четырехкратного умножителя напряжения (диоды D1-D4 и конденсаторы C1-C4). Выпрямленное напряжение фильтруется конденсаторами C5-C6 и резистором R7. Схема очень проста, но у нее есть ограничения — поскольку для питания анода и накала используется одинаковое напряжение, невозможно использовать трансформатор слишком высокого напряжения, поскольку проблема будет состоять в том, чтобы снизить его до низкого напряжения накала.
В свою очередь более низкое напряжение питания облегчает его настройку на накал, но после умножения может быть недостаточно для питания анода. Хотя лампы работают даже при очень низких анодных напряжениях, но это уже за счет повышенных искажений. Поэтому надо выбрать компромисс. На практике пробовали напряжение от 12 В до 18 В переменного тока. Для ECC88 требуется ток накала 6,3 В и 0,36 А, оптимальное напряжение трансформатора 15-18 В.
Примеры звука
Исходный «опорный» звук – просто запись в линию.
· Запись в линию
Через лампу:
· Запись через лампу
Чувствуется, что звук стал более прозрачным, ярким. Играл через такой преамп долгие годы в транзисторный комбик; однажды воткнулся напрямую и поразился – настолько мутным показался звук без лампы. Перейдя на ламповый комбик, ламповый преамп снял с «боевого дежурства» – там от его применения эффекта нет.
При использовании нескольких примочек втыкайте данный преамп после полупроводникового овердрайва – в этом случае звук станет более читаемым. Также хорошие результаты показал он на басу: звук становится более ярким, в особенности с бриджевого датчика; басить при этом нисколько не мешает.
А сейчас небольшая попытка теоретического изыскания.
Стихи Асадова, трогающие до глубины души
Проникновенные стихи Эдуарда Асадова трогают любителей поэзии своей искренностью и душевностью. Поэт в своих стихах обращается к таким человеческим качествам, как добро, справедливость, благородство. Они просты и понятны, проникают прямо в душу.
***
Ты прекрасная, нежная женщина, Но бываешь сильнее мужчин. Тот, кому ты судьбой обещана, На всю жизнь для тебя один.
Он найдет тебя, неповторимую, Или, может, уже нашел. На руках унесет любимую, В мир, где будет вдвоем хорошо.
Ты сильна красотой и женственна И лежит твой путь далеко. Но я знаю, моя божественная, Как бывает тебе нелегко.
Тают льдинки обид колючие От улыбки и нежных слов. Лишь бы не было в жизни случая, Когда милый предать готов.
Назначеньем своим высокая, Дочь, подруга, невеста, жена, Невозможно постичь это многое, Где разгадка порой не нужна.
А нужны глаз озера чистые И твой добрый и светлый смех.
***
Как легко обидеть человека! Взял и бросил фразу злее перца. А потом порой не хватит века, Чтоб вернуть обиженное сердце!
***
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем. Запомни: от светлых улыбок твоих Зависит не только твое настроенье, Но тысячу раз настроенье других.
***
Враги всегда активнее друзей. Не потому ль нам кажется извечно, Что подлых и завистливых людей Намного больше на планете сей, Чем прямодушных, честных и сердечных.
***
Что счастье дано тебе не навек, Не надо сетовать, человек. Когда бы нам счастье навек давалось, Оно бы буднями называлось.
***
Когда на лице твоем холод и скука, Когда ты живешь в раздраженье и споре, Ты даже не знаешь, какая ты мука, И даже не знаешь, какое ты горе.
Когда ж ты добрее, чем синь в поднебесье, А в сердце и свет, и любовь, и участье, Ты даже не знаешь, какая ты песня, И даже не знаешь, какое ты счастье!
***
Сутки. Это мало или много? Как кому! Для творческих людей, Полных дел и всяческих идей, Сутки — это краткая дорога.
У лентяев — всё наоборот: Сутки — бесконечность расстояний. Для лентяев сутки — это год, Сто пустот, желаний и зеваний.
Жить ли век, воюя и любя, Иль от праздной пошлости томиться, Всё это зависит от тебя, А точнее, от жизненных позиций!
***
— Ты меня не любишь! — молвила жена. Муж в ответ присвистнул: — Вот тебе и на!!! Если твой характер столько лет терплю… Можешь быть спокойна, дьявольски люблю!!!
Что значит, если ночью приходит домовой
Если человек хочет узнать, зачем приходит домовой, то, в первую очередь, следует вспомнить, что запечник является существом из иного мира, а все магические сущности привыкли скрываться от человеческих глаз. Если уж волшебное существо решило само явиться людям, то это в любом случае имеет большое значение.
Если человеку посчастливилось встретиться с барабашкой, необходимо, прежде всего, задать ему вопрос: к худу или к добру. Если такая встреча будет означать предзнаменование важных событий, то волшебное создание обязательно скажет об этом.
Бывали случаи, когда запечник является людям без особой на то причины. Это может случиться, когда в его жилище вселились новые обитатели или при переезде в новый дом. Таким способом хозяин пытается найти контакт либо с новыми соседями, либо с самим домом. Волшебные создания желают завести дружбу не только с людьми, но и с их питомцами. Ни для кого не секрет, что домовые общаются с домашними животными и воспринимают их как полноценных жильцов дома.
Барабашка является соседям после их долгого отсутствия. Таким способом он показывает, что скучал и не хочет больше разлучаться на долгое время, а также то, что он присматривал за жилищем в отсутствие хозяев.
Гибридный ламповый усилитель
Что такое гибридный ламповый усилитель?
Это усилители, в которых сочетаются и ламповые, и полупроводниковые технологии одновременно. Что это дает? Это дает уникальную возможность получить одновременно звук с оригинальным и присущим только ламповому усилителю звучанием и, в тоже время получить то, что дает усилитель полупроводниковый: богатые возможности непосредственно обработки звука.
Гибридный ламповый усилитель покупают те, кто является поклонником «лампового» звука и одновременно хотят слышать и то, что дает усилитель полупроводниковый. Это очень удачный выбор для меломана. Такое сочетание – большой выигрыш.
Сергей Есенин — красивые стихи о жизни, душе и любви
Поэзия великого русского поэта Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным. Стихи Есенина о смысле жизни, беспокойной, ищущей опоры душе или любви к женщине трогают своей пронзительностью поклонников поэта и любителей поэзии.
Думы
Думы печальные, думы глубокие, Горькие думы, думы тяжелые, Думы, от счастия вечно далекие, Спутники жизни моей невеселые!
Думы — родители звуков мучения, Думы несчастные, думы холодные, Думы — источники слез огорчения, Вольные думы, думы свободные!
Что вы терзаете грудь истомлённую, Что заграждаете путь вы мне мой?.. Что возбуждаете силу сломлённую Вновь на борьбу с непроглядною тьмой?
Не поддержать вам костра догоревшего, Искры потухшие… Поздно, бесплодные. Не исцелить сердца вам наболевшего, Думы больные, без жизни, холодные!
***
Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись. Пойми со мной хоть самое простое. Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит, И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей. И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку. И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват.
Звезды
Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, Силой какою вы душу пленяете?
Частые звездочки, звездочки тесные! Что в вас прекрасного, что в вас могучего? Чем увлекаете, звезды небесные, Силу великую знания жгучего?
И почему так, когда вы сияете, Маните в небо, в объятья широкие? Смотрите нежно так, сердце ласкаете, Звезды небесные, звезды далекие!
Ты ушла и ко мне не вернешься…
Ты ушла и ко мне не вернешься, Позабыла ты мой уголок И теперь ты другому смеешься, Укрываясь в белый платок.
Мне тоскливо, и скучно, и жалко, Неуютно камин мой горит, Но измятая в книжке фиалка Все о счастье былом говорит.
Поделиться статьей с друзьями!
24
Поделились
Ремонт зеленого глаза и подсветки шкалы
В Ригонде есть обалденная штука — зеленый глаз. Это специальная лампа, которая показывает полосу разной ширины при настройке на станцию. Когда сигнал хороший, зрачок раскрывается на всю ширину, как цветок.
К сожалению, глаз был абсолютно мертвый. Так же не работали лампочки подсветки шкалы.
Выгладит потрясающе, правда? Кликайте на фотки для увеличения.
Тестером проверил, напряжение 6,3 В переменки есть. На лампе прозвонил накал и там был обрыв. Значит сдохли лампа и лампочки.
Все запчасти нашлись на Митино. Как оказалось, сейчас происходит ренессанс ламповой техники и многие советские лампы делают новые. Для меня это было шоком. Индикаторная лампа стоила примерно 500 р, лампочки подсветки по 20.
Умельцы делают на этой лампе вот такие красивые штуки.
Как задобрить домового
Издревле люди знали: всех существ, что живут в лесу, в поле, в доме и так далее лучше всего задабривать. Тогда они будут меньше вредить и больше делать полезного. Домовому ставили к печке или куда-то в уголок молоко, сметану, белый хлеб, клали сладости. Делала это хозяйка или хозяин каждый вечер. Сейчас суеверные люди кладут куда-нибудь на шкаф конфетки в квартирах. Доподлинно не известно ест эти подношения домовой или нет. Возможно сам факт внимания к нему, предложения чего-то вкусного уже делает его добрее.
Домовой и кот
Десятого февраля отмечали наши предки кудесы – день домового. В ночь на 10 ставили справа от печи кашу с маслом, пирожки, какие-то вкусности. Некоторые кладут табак и рюмку спиртного, а утром благодарят домового за его службу. Каких-то специальных наговоров для этого нет, если хотите расположить себе хранителя дома, то скажите, как есть – своими словами. Этот день считается день рождением домового.
Особенно важно отметить, что посуда для него должна быть отдельной – есть из нее никто не должен больше. Также можно благодарить домового и каждого первого числа
Недостатки
- Ламповая техника не для скупердяев :)) Радиола потребляет 55 — 65 Вт, часы 6 Вт.
- Мне досталась самая первая Ригонда возрастом более 50 лет. Поэтому, несмотря на 2 комплекта динамиков, она МОНО. В принципе, это влияет только если сидеть по центру перед ней. Позже завод стал делать и стерео-версию.
- Ограниченный ресурс ламп. Наверное, глупо это писать про изделие, которое работает через 50 лет, но производитель обозначал срок службы в 500-700 часов. На самом деле лампы работали в разы больше.
Жена связала салфеточку и композиция с Ригондой и часами с помойки приобрела законченный вид. Прям полный винтаж. При этом аппарат ловит FM и выполняет роль отличной ламповой Bluetoth колонки. Играет очень приятно.
Ну и за зеленым глазом очень интересно наблюдать.
Вся колонка обошлась в примерно 2000 рублей и несколько дней времени. Желающие повторить — велкам на Авито :))) Всего за $100 можно собрать такую классную штуку.
Один ламповый аудиофил попросил меня переделать радиолу в усилитель. Выкидывать или разбирать такую древность жалко, так что я принялся за работу. Наблюдайте за тем, как я буду портить переделывать радиолу.
Сначала познакомимся с самим пациентом поближе. Агрегат 1976 года. Процесс разборки я не заснял, так что некоторые изображения самой радиолы будут из интернета.
Ламповая радиола 2-го класса «Кантата-204» построена на базе ранее серийно выпускаемой модели “Кантата-203”. Модернизирован лишь внешний вид радиолы и введены некоторые изменения в принципиальную схему.
Радиола предназначена для приема передач радиовещательных станций с амплитудной модуляцией в диапазонах длинных, средних и коротких волн, с частотной модуляцией в диапазоне ультракоротких волн, а также для воспроизведения грамзаписи.
В радиоле применено электропроигрывающее устройство типа III ЭПУ-38. Во встроенной акустической системе радиолы используются две головки громкоговорителей: 4ГД-35 и 1ГД-40. Номинальное электрическое сопротивление акустической системы 4 Ом.
Конструкция: Корпус радиолы — деревянный, отделан шпоном ценных пород дерева с лакированной поверхностью. В верх ней части корпуса радиолы размещено электропроигрывающее устройство, закрываемое поднимающейся крышкой. На передней панели корпуса укреплена одна головка громкоговорителя (4ГД-35) и расположена шкала настройки, а также все основные органы управления радиолы. На одной из боковых стенок корпуса расположена вторая головка (1ГД-40).
Габаритные размеры радиолы — 275х750х330 мм. Масса 21 кг.
Вот такую вещицу я буду ломать. Радиоприёмник не работал и кнопки переключения диапазонов заедали, УНЧ был целый. Его я и буду отделять от основного шасси вместе с блоком питания.
Вытащил шасси и отпилил необходимое:
За долгие годы всё покрылось пылью, смахиваем её:
Теперь то лучше. Ставим усилок на полочку и идём заниматься корпусом. Самым оптимальным вариантом было использовать уже имеющуюся часть корпуса радиолы, так что вооружаемся ножовкой и отпиливаем необходимое:
Собираем корпус, я скреплял стенки саморезами. За годы клей потерял свою прочность, так что пришлось соединять саморезами обе стороны.
Коробочка готова, но очень страшновата. Так что приступаем к отделке, счищаем старый лак:
Корпусок готов, теперь начинаем разбираться со внутренностями усилителя. Установил 2 входных гнезда — одно для шнура, другое для гитары. Усилок будет использоваться как обычная колонка и как комбик.
Землю соединяем с шасси, а правый и левый канал подаём на точку 12:
С электроникой всё готово, приступаем к монтажу. Начинаем с динамиков:
Высокочастотный динамик мешает расположению выходного трансформатора, по этому установил его горизонтально. Монтируем шасси:
И закрываем всё это дело крышечкой:
Радиола похудела с 21 кг на 8 кг. Звучание офигенное, особенно при повышении низких частот и уменьшении высоких.
Что делать, если по ночам приходит домовой и доставляет дискомфорт
Иногда встреча с домовыми не несет ничего приятного. Эти сущности могут доставлять дискомфорт человеку, наваливаться, ложиться рядом или даже парализовать. Бывали случаи, когда приходил домовой и ложился сверху. Во всех этих случаях народные приметы говорят о том, что запечник недоволен поведением человека. Попробуйте прибраться в доме, уладить все конфликты в семье, помочь завести ему друга, к примеру, в виде кошки и задобрить маленькую сущность. Если нежелательные встречи после этих действий продолжатся, то человеку попался злой «сосед». В этом случае, чтобы избежать неприятного контакта, следует прибегнуть к более жестким методам и постараться самостоятельно изгнать духа дома. Прежде чем осуществить такой ритуал, тщательно все обдумайте. Если человек единожды выгнал запечника, то обзавестись новым будет непросто.
Исходя из всего вышесказанного, для того, чтобы узнать, к чему приходит барабашка ночью, следует обратить внимание на его поведение и поступки
Зачастую, эти встречи предвещают нечто важное
Как возникла идея собрать ламповый усилитель для наушников
Идея собрать качественный ламповый усилитель для наушников в голове витала давненько. Задумка неплохая, но останавливал один момент. С технической стороны собрать это изделие было несложно. Было пересмотрено много каких схем данного направления. Как оказалось, подобных схем нашлось в сети не больше десятка, пересмотрев и изучив подробно каждую, я пришел к неутешительному выводу: в лучшем случае две схемы из десяти, как мне показалось более менее были похоже на правду.
Одна лампа 6Н6П у меня уже имелась и я наивно полагая купить еще одну, взялся было за дело, но как оказалось купить такую лампу не представляется возможным — их попросту нет. Тогда пересмотрев еще раз найденные схемы, решено было использовать 6Н3П, по рекомендации одного из авторов найденных схем им было написано, что с этой лампой получаются очень хорошие результаты. На том и решил.
Но прежде чем собирать данный усь, наткнулся еще на несколько схем с гибридным решением, лампа +транзистор. Посмотрел, повторил две из найденных. Буду говорить как есть: результат не впечатлил. Автор одной схемы предлагал использовать 6н23п в драйвере и в оконечном каскаде два IRF. Причем питать всю схему напряжением в 35 Вольт, ссылаясь на то, что эта лампа способно работать на сверхнизких напряжениях. Лампа то работает конечно, но как… проще говоря в паспорте этой лампы стоит совсем другая величина допустимого минимального напряжения анода. Она значительно выше.
Не нужно наверное объяснять, что нормальной эмиссии при таком питании быть попросту не может и в следствии чего лампа находится постоянно в полузапертом состоянии и никакие ухищрения не помогут ее открыть как положено, что и подтвердил на собственном опыте. Думаю понятно, зачем были использованы транзисторы, чтобы согласовать усь с низкоомной нагрузкой. Своего рода избавление от выходных трансформаторов. Конечно же я думал об этом моменте.
Лампа имеет высокоомный выход, а наушники из доступных в магазинах имеют максимум 52 Ома. Соответственно эту схему я забросил. Собрав еще одну гибридную уже на транзисторах КТ с двухтактным выходом, тоже остался не в восторге. Тут лампа питалась как надо, а вот выходной каскад работал в режиме В. Ну еще куда ни шло если бы стояли германиевые транзисторы. Кто слышал их звучание, тот поймет конечно же. Я мог взять часть той схемы и этой и объединить.
Нормальное питание лампы плюс режим А на IRF. Но схема получилась бы довольно сложной. Ко всему прочему пару транзисторов я спалил моментально, а их цена 175 рублей за штуку.
Мною все же преследовалась цель собрать доступный для повторения качественный усь. И если на лампах, то на лампах без всяких транзисторов. Потратив еще неделю на эти эксперименты, раздосадованный отсутствием сколь-нибудь путного результата, забрав гнездо и лампу, оставшееся вышвырнул с балкона под стройку, чтобы не расстраиваться больше. И принялся собирать на 6Н3П.
Собрал за день. Послушал, результатом остался очень доволен. Звучит просто изумительно! Но, как и было сказано во всех статьях, выражаясь простыми словами такое решение с динамической нагрузкой не тянет низы совсем. Только на небольшой громкости. На максимуме полный завал и хрип. Оно и понятно почему так вышло Разница в сопротивлении лампы и нагрузки, вот дурь то какая! Но дурь останется дурью, если ее не трогать. Вот я решил, потрачу еще неделю, но добьюсь достойного звука.
Первое, что мне пришло в голову, как и положено в данных схемах использовать трансформатор. Теперь появилась еще одна дурь. Как сделать компактный усилитель и чтобы не было видно трансформаторов? Поразмыслив, попробовал перемотать ТВЗ пересчитав вторичку. Что сказать… звучит здорово, низы хоть отбавляй, но громоздко. Этот вариант сразу сошел на нет. Взял трансы от старого советского приемника альпинист 404.
Измучившись все же намотал первичку проводом 0.08, но упустил момент, что первым слоем нужно было ложить вторичку и последним тоже. Когда понял свою ошибку, было уже поздно, а разматывать уже не было просто никаких нервов. Поэтому было намотано две вторички проводом 0.25 и запараллелены. Результат оказался неплохим, даже хорошим. Но как оказалось, пропали высокие частоты, так как намотал неправильно. Терпения уже не хватило и все бросив, пару дней находился в раздумьях.