Все о ламповых микрофонах: история, особенности использования

Содержание / Contents

  • 1 Коробочка
  • 2 Схема лампового предусилителя конденсаторного микрофона
  • 3 Детали для лампового микрофона
  • 4 Измерения
  • 5 Интерпретация результатов
  • 6 Иллюстрации конструктива
  • 7 Оценка работы
  • 8 Семплы

Тем более попал мне в руки микрофон «Gefell PM 860» после неумелой попытки ремонта встроенного предварительного усилителя и без фирменного гефеллевского разъема.


Интересная история у этого микрофона. Gefell PM 860 был разработан при сотрудничестве московского НИКФИ (Научно-исследовательский кинофотоинститут) и берлинского института RFZ (Rundfunk und fernsehtechnisches Zentralamt) и запущен в производство в 1986 году. Микрофоны «RFT/Neumann PM 860» в те годы были широко распространены в странах Восточной Европы, принадлежащих «СЭВ» (Совет Экономической Взаимопомощи). Микрофон использовался в различных приложениях и был известен как универсальный. Внутри — керамический капсюль 24 мм и транзисторный усилитель с выходным трансформатором. Фирму «Microtech Gefell» основал Georg Neumann, а находится она в маленьком городке Gefell в Тюрингии, зеленом сердце Германии. По названию города и получил в итоге имя микрофон.

Отсутствие маленького качественного трансформатора, который можно было бы затолкать вместе с лампой в ручку Gefell, продиктовало решение собирать схему с выходным трансформатором, вынесенным в блок питания. Так было сделано в «ЛОМО 19А9».

Подходящий по параметрам трансформатор, который подошёл бы на роль выходного, у меня был. У него «благородное звуковое» происхождение, трансформатор стоял в качестве входного в каком-то пульте. Ктр. = 6:1, отвод от середины вторичной обмотки. Железо: ШЛ-16х25. Первичную обмотку не перематывал. Расчетное количество витков 2400. Провод не знаю, какой-то тонкий. Вторичная обмотка — 400 витков с отводом посередине. Наматывал параллельно в два провода ПЭТВ ∅0,112 мм.

Выпрямитель со всеми микрофонами и коробочкой используется один. В этом большой плюс, т.к. мы сравниваем работу микрофонов независимо от параметров выходного трансформатора.


Так же понравилась использованная разработчиками идея запитать схему микрофона по трем проводам. Повторять 1:1 заводскую схему мне не хотелось, накидал свою.

Тут появилась и уже больше не оставляла мысль, что делаю не совсем то, что надо бы. Производитель Gefell хоть и именитый, только вот капсюль всего 24 мм, а неплохо попробовать побольше.


Тем более, концепция размещения выходного трансформатора в выносном блоке позволяла легко сделать предварительно макет усилителя, отработать схему, настроить и затем встроить в тело микрофона. Или даже несколько усилителей в несколько микрофонов. А затем менять и сравнивать их.

Для дальнейших опытов (на органы) из Китая был заказан безродный микрофон Alctron MC410 с капсюлем 34 мм.

Поп фильтр для микрофона

Если же вы обладатель конденсаторного микрофона, то вместо поролоновой ветрозащиты придется взять поп фильтр. Хотя, такой аксессуар лучше будет взять еще и для динамического микрофона. Однако защита от ветра будет выгодна с точки зрения цены.

Здесь еще есть одна маленькая хитрость. Pop фильтр покупать необязательно. Его можно сделать самому, используя женские колготки. Минусом будет только убогий внешний вид. Но на звук такая самоделка никак не повлияет.

Также я хочу уверить тех, кто сомневается в том, что ни ветрозащита, ни защитная сетка для микрофона, будучи качественными и правильно примененными, не искажают тембр голоса. Также такие аксессуары практически никак не влияют на частотную характеристику, а также на звучание шипящих свистящих согласных.

Они предназначены только для того, чтобы предотвратить резкие удары воздушных волн при произношении взрывных согласных (например, б, п, т, г и так далее). При произношении таких согласных, возникающие удары воздушных волн приводят к искажению звука.

Теперь я заканчиваю данную тему, в которой мы разобрали, какие должны быть использоваться аксессуары для микрофона в домашней студии звукозаписи. Вы уже знаете, зачем нужен поп фильтр, почему дополнительно покупают поролон для микрофона, держатель паук и напольную стойку.

Какой микрофон нужен Вам?

Каждый из представленных типов микрофонов имеет свои преимущества и, конечно, как и все, что касается звукозаписи, Ваш выбор микрофон зависит от ряда факторов.

Например, при выборе барабанных оверхэдов правильным может быть как транзисторный, так и ламповый микрофон – все зависит от желаемого результата. Ламповый микрофон будет правильным выбором для громкого рок-ударника, потому что поможет приглушить шипение тарелок, в то время как транзиторный микрофон сможет подчеркнуть артикуляцию джазового ударника. Выбор очень субъективен и зависит целиком от результата, которого Вы хотите достичь.

Беря во внимание источник звука, последующую обработку и панораму звуковой картины, Вы сможете понять, нужна ли Вам четкая артикуляция транзисторного микрофона или же округлость и мягкость лампового микрофона

Настройка микрофона в Skype, Discord и др.

Следующее, что стоит сделать, когда фонит микрофон – проверить правильность настроек в программе для связи. Если «пердит» микрофон только в Дискорде, логично предположить, что дело в нем. На примере Discord мы рассмотрим правильные настройки программы (это применимо к большинству подобных утилит).

Что делать, если фонит микрофон в наушниках в Discord или подобных программах:

  1. Запускаем программу, в которой микрофон фонит.
  2. Снизу, рядом с логином пользователя нажимаем на шестеренку.
  3. В разделе «Настройки приложения» выбираем «Голос и видео».
  4. Нажимаем на выпадающий список под графой «Устройство ввода» и выбираем подходящий вариант.
  5. Пробуем изменить громкость микрофона: если она на максимуме – немного уменьшаем, если маленькая – увеличиваем.
  6. Жмем на кнопку «Давайте проверим» и слушаем, есть ли хрип.

В некоторых играх и программах есть тонкости настройки, которые важно учитывать:

OBS. В программе уже есть встроенные фильтры, которые позволяют избавиться от шумов. Нужно только перейти в «Настройки» (шестерня в микшере возле нашего микрофона) и выбираем «Фильтры». В левом нижнем углу нажимаем на плюс и добавляем «Noise Suppress» — шумоподавление. Также для качественной передачи голоса рекомендуем добавить «Усиление», «Пропускной уровень шума» и «Компрессор» точно в таком порядке. Активируем все перечисленные фильтры и звук становится качественным.

  • Discord. Если фонит или пердит микрофон в Discord, стоит внести одну настройку. На той же самой вкладке «Голос и видео», на которую мы перешли во время предыдущего руководства, отключаем опцию «Автоматически определять чувствительность микрофона». Вместо этого вручную регулируем данный параметр. Скорее всего вам подойдет значение в пределах от -45 до -60 дБ.
  • Team Speak, Zoom, Skype, Discord, Sony Vegas и т. п. В большинстве приложений для общения отлично работает программный метод подавления шумов. Только не забудьте в качестве «Устройства ввода» использовать «Virtual Audio Cable» при условии, что провели процедуру установки программ немного выше.
  • CS: GO. При условии, что фонит микрофон в CS: GO, самый простой способ избавиться от шумов, даже без дополнительных программ – внести пару настроек. Нужно перейти в «Панель управления» в группу «Звук» на вкладку «Запись». Затем дважды кликаем по активному микрофону и переходим на вкладку «Дополнительно». Убираем галочки «Разрешить приложениям использовать микрофон в монопольном режиме», а также «Предоставить приоритет приложениям монопольного режима».

Дополнительные рекомендации

Существует ряд небольших подводных камней, на которые натыкается неопытный пользователь при работе с микрофоном:

Стоит провести осмотр кабеля, часто некачественные провода просто перегибаются, передавливаются или срезается часть покрытия. Можно визуально осмотреть кабель, а лучше заменить на другой и проверить.

Фон при работе микрофона после перечисленных манипуляций должен исчезнуть. В противном случае можно говорить о неисправности самого устройства и его придется ремонтировать или покупать новое.

Если у Вас остались вопросы по теме «Что делать, если микрофон начал фонить?», то можете задать их в комментария

Типы поп-фильтров

Существует два основных типа поп-фильтров:

  • Нейлоновые сетчатые поп-фильтры
  • Тонкие металлические поп-фильтры

Нейлоновые поп-фильтры используются в профессиональных студиях звукозаписи уже много десятилетий, поскольку они
недороги
и
эффективны
.

В зависимости от типа сетчатого фильтра вы, скорее всего, потратите около
20 долларов
.

Многие инженеры звукозаписи считают, что эти типы фильтров снижают верхние частоты, затемняя
вокальную запись
. По этой причине производители микрофонных поп-фильтров начали выпускать
металлические поп-фильтры
.

Эти сравнительно недавние инновации намного прочнее нейлоновых сетчатых поп-фильтров. Кроме того, их очень легко чистить, что позволит вам избавить ваш поп-фильтр от слюны и других нежелательных бактерий после того, как им воспользуется дюжина певцов.

Хотя официальных тестов не так много, многие считают, что металлические поп-фильтры могут дать вам более
точный звук
.

На металлический поп-фильтр придется потратить немного больше, так как в
среднем
они стоят около
50 долларов
.

Электромагнитные микрофоны

Для усилителей низкой частоты, собранных на транзисторах и имеющих низкое входное сопротивление, обычно используют электромагнитные микрофоны.

Электромагнитным микрофонам свойственна обратимость, то есть они могут использоваться и как телефоны. Широкое распространение имеют так называемый дифференциальный микрофон типа ДЭМШ-1 и его модификация ДЭМШ-1А.

Неплохие результаты получаются при использовании вместо электромагнитных микрофонов ДЭМШ-1 и ДЭМ-4М обычных электромагнитных наушников от головных телефонов ТОН-1, ТОН-2, ТА-56 и др. (рис. 2 — 4).

Рис. 2. Принципиальная схема включения на входе УЗЧ электромагнитного наушника в качестве микрофона.

Рис. 3. Принципиальная схема включения электромагнитного микрофона на входе УЗЧ на транзисторах.

Рис. 4. Принципиальная схема включения электромагнитного микрофона на входе УЗЧ на операционном усилителе.

↑ Схема лампового предусилителя конденсаторного микрофона

В конечном результате получилась вот такая схема: Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

Входное сопротивление усилителя для согласования с выходом конденсаторного капсюля, имеющего ёмкость порядка 100 пФ и очень высокое выходное сопротивление (под сотню МОм) на нижней рабочей частоте, должно быть примерно на порядок выше – т.е. сеточный резистор R2 получается 1 ГигаОм.

Это в свою очередь накладывает очень жесткие требования к сеточному току лампы, который должен быть минимальным. Не всякая лампа сможет работать с такими токами. Для применённой 6Ж1П, например, производитель указывает максимальное сопротивление в цепи первой сетки 1 МОм. Так что же эту лампу нельзя применить в данной схеме? Можно! Нам поможет так называемый электрометрический режим с анодным током менее 1 мА, получаемый при пониженных напряжениях на аноде (примерно 57 В) и накала (-5,7 В). Напряжение на аноде, в свою очередь, служит поляризующим — подается на корпус капсюля (конструкция у Гефелль и Альктрон это позволяет) через RC цепочку C1R1. Она же устраняет отрицательную обратную связь.

Лампа включена по схеме с фиксированным смещением, при котором катод «посажен» на «землю». Напряжение смещения получается из отрицательного напряжения питания подогревателя. Берётся напряжение с катода светодиода LED1 и дополнительно фильтруется RC цепочкой C2R4.

Тут скользкий момент. С подогревателя, находящегося под отрицательным потенциалом, к более положительному катоду полетят электроны. Отсюда и возможные проблемы с фоном, и необходимость особо тщательно фильтровать накальное напряжение. Либо тянуть напряжение накала отдельными проводами, подавать на средний вывод подключенного параллельно подогревателю потенциометра и регулировать положительный потенциал для исключения тока между подогревателем и катодом.

Кому-то может показаться несколько странной схема блока питания. Вначале хотел анодное напряжение получить от RC-фильтра с первой емкостью 15.000 мкФ на 75 В, отсюда и напряжение на вторичной обмотке в 50 В. Дальше думал подать его на источник тока на LM317 и его выход непосредственно подключить к аноду.

Но ничего хорошего из этой затеи, кроме повышенного шума, не получилось. LM317 оставил, переведя его в режим стабилизатора напряжения из-за «плавающего» напряжения сети 220 В.

R3 — токоограничивающий резистор (примерно, на 50 мА) — остался пережитком первоначального варианта с большой емкостью С3 по выходу стабилизатора. Вместе они служили для плавной задержки подачи анодного напряжения. Ввиду габаритов, конденсатор был заменён на менее емкий без потери качества, а резистор R3 убирать не стал.

Дальше тройной RC фильтр R4C4, R5C5, R6C6. Резисторы в нём выбраны по принципу «вот такие номиналы оказались под рукой». Анодный резистор R7 выбран с оглядкой на нагрузку в виде первичной обмотки трансформатора (по прикидкам 50-55 кОм) и внутреннее сопротивление лампы (где-то 85 кОм). Обмотка отделена от потенциала анода единственным в цепи звукового сигнала конденсатором С7. Трансформатор с коэффициентом 6:1 согласует небалансный высокоомный выход лампового каскада с балансным низкоомным (1.5 кОм) входом звукового интерфейса.

Накал лампы запитан от стабилизатора тока на LM337, ток подобран таким, чтобы получить напряжение накала в районе 5,7 В под нагрузкой. В результате всего перечисленного, схема получилась достаточно занятная.

Отличия от схемы «ЛОМО 19А9»:

1. Лампа работает с катодом, привязанным к земле. 2. Смещение фиксированное. 3. Нет отрицательной обратной связи с анода (точнее она очень ослаблена, исчезающе мала). 4. В цепи прохождения звука от капсюля до (в моём случае) звуковой карты всего один конденсатор. Последние два пункта совсем по «аудиофильскому фен-шую».

Общее описание

За основу взята схема Эрика Уоллина. В качестве стабильного источника
опорного напряжения (ИОН) для электретного микрофона использован прецизионный
источник напряжения LM385 на 2,5 вольта. Он обладает высокой стабильностью
выходного напряжения при изменении окружающих условий (изменение напряжения
питания, температуры, влажности) и не дает помех как,например, стабилитрон.
Большинство конденсаторных микрофонов (например, WM60 и MCE2000) имеют рабочее
напряжение от 1,5 до 10 В, с номинальным значением в диапазоне Uмик=2÷4
В. При этом их
максимальный потребляемый ток равен 0,5 мА. Поскольку усилитель должен быть
работоспособным при снижении напряжения до 5÷6В (разряд батареи),

то с учетом падения напряжения на выходных транзисторах ОУ (DA1.1) и
сопротивлениях R4,R5 было выбрано Uмик=2 В.
В цепи обратной связи самого усилителя (DA1.2) установлен переменный резистор.
С помощью него можно изменять коэффициент усиления от 2 до 20 раз. Резистор R11
корректирует верхний предел усиления. Конденсатор C10 совместно с параллельными
ему резисторами образует ФВЧ, препятствующий самовозбуждению ОУ и
ограничивающий полосу пропускания усилителя. С номиналами, приведенными на
схеме, полоса пропускания по уровню -3dB: 1Гц — 115кГц; по уровню -0,5dB: 5Гц —
50кГц.
Усилитель с подключенным к нему микрофоном потребляет ток равный 5,95 мА
(Uбат=9 В). При разряде батарее до 4,3 В напряжение на микрофоне начинает
снижаться. Если применить так называемый Rail-to-Rail операционный усилитель
(например, AD823), то батарею можно использовать при снижении ее напряжения до
3,4…3,5 В.
В случае недоступности LM385 и ее аналогов в качестве ИОН можно использовать
несколько p-n переходов :

Рис. ИОН с
p-n переходами.

У разных диодов прямое напряжение Uпр на переходе имеет среднее значение
0,55÷0,65
В и незначительно
зависит от протекающего прямого тока, что и является главным требованием ИОН.
Если учесть, что каждый диод имеет Uпр=0,6 В, то напряжение ИОН, состоящего из
трех p-n переходов, будет равно 1,8 В. в этой конструкции желательно
использовать так называемые Rail-to-Rail операционные усилители, чтобы размах
неискаженного выходного напряжения усилителя был максимально возможным — приближался
к напряжению питания. Таким образом, батарею питания можно будет использовать
дольше — при ее разряде до 3,3÷3,5В.

Печатная плата

После того, как я определился со схемой и опробовал ее на макете, пришла пора запилить печатную плату. Я уже несколько лет не делал печаток, но на удивление все получилось проще, чем я думал. Платы я развожу в P-CAD, поэтому нарисовал по быстрому схему и спустя несколько часов залипания в комп получил готовую печатку.

Плата была упакована в размеры 20х45мм. Такие размеры получились из-за выбранного корпуса, но они видятся мне удобными практически для любого корпуса. Указанные размеры соответствуют нарисованной по периметру полоске.

Скачать печатную плату предусилителя для микрофона вы можете по одно из ссылок ниже. Плата сохранена в формате ПДФ и готова к печати.

  • Скачать печатную плату
  • Скачать печатную плату (зеркальную)

Я сделал два варианты платы, разница лишь в том, что первая как на рисунке выше, а вторая зеркальная. В случае использования зеркальной платы, после переноса она станет нормальной и детали следует располагать со стороны дорожек.

История появления

Способ был разработан для наземных телефонных станций, функционирующих на базе медных проводов. Появление фантомного питания приурочено к созданию дисковых аппаратов для набора номера. Метод использовался для передачи постоянного тока усилителям, соединенным с трансформаторами.

Первым поступившим в продажу микрофоном, питающимся фантомным способом, был Schoeps CMT 20. Модель была создана с учетом параметров работы французских радиостанций и представлена в 1964 г. Компания использовала фантомное питание до прекращения выпуска серии Schoeps. Стандарт в 1970-е гг. применялся и некоторыми норвежскими радиостанциями.

↑ Схема

Разумеется, первым делом были окинуты просторы интернета в поисках надежных и проверенных конструкций, которые можно было бы использовать. И найдено их, честно говоря, было много. Но у всех были свои недостатки. У меня был ограничен бюджет, потому среди недостатков торчали следующие:

  • Большое количество ламп
  • Редкие или дорогие лампы
  • Чрезмерная навороченность конструкции
  • Низкое качество схемы и, как следствие, звука

После долгих поисков и анализа схем, выбор был сделан в пользу довольно простого, но очень интересного варианта. Он подходит по всем пунктам — простая конструкция с хорошими характеристиками, не имеющая в себе редких или сильно дорогих деталей. Вот такая загогулина: Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

Да, понимаю, что кого-то испугал уже факт того, что на входе стоит трансформатор. Посему, в общем-то, меня можно обвинить в том, что я, мягко говоря, покривил душой, когда говорил про отсутствие редких и дорогих деталей. С какой-то то точки зрения да, это правда. Но если следовать всем канонам и выискивать специализированные высокоточные секционированные входные трансформаторы с шибко крутыми характеристиками да еще и известных марок, то и смысла не имеет делать такую схему! Потому я обошелся кое-чем попроще.

↑ Схема лампового предусилителя конденсаторного микрофона

В конечном результате получилась вот такая схема: Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

Входное сопротивление усилителя для согласования с выходом конденсаторного капсюля, имеющего ёмкость порядка 100 пФ и очень высокое выходное сопротивление (под сотню МОм) на нижней рабочей частоте, должно быть примерно на порядок выше – т.е. сеточный резистор R2 получается 1 ГигаОм.

Это в свою очередь накладывает очень жесткие требования к сеточному току лампы, который должен быть минимальным. Не всякая лампа сможет работать с такими токами. Для применённой 6Ж1П, например, производитель указывает максимальное сопротивление в цепи первой сетки 1 МОм. Так что же эту лампу нельзя применить в данной схеме? Можно! Нам поможет так называемый электрометрический режим с анодным током менее 1 мА, получаемый при пониженных напряжениях на аноде (примерно 57 В) и накала (-5,7 В). Напряжение на аноде, в свою очередь, служит поляризующим — подается на корпус капсюля (конструкция у Гефелль и Альктрон это позволяет) через RC цепочку C1R1. Она же устраняет отрицательную обратную связь.

Лампа включена по схеме с фиксированным смещением, при котором катод «посажен» на «землю». Напряжение смещения получается из отрицательного напряжения питания подогревателя. Берётся напряжение с катода светодиода LED1 и дополнительно фильтруется RC цепочкой C2R4.

Тут скользкий момент. С подогревателя, находящегося под отрицательным потенциалом, к более положительному катоду полетят электроны. Отсюда и возможные проблемы с фоном, и необходимость особо тщательно фильтровать накальное напряжение. Либо тянуть напряжение накала отдельными проводами, подавать на средний вывод подключенного параллельно подогревателю потенциометра и регулировать положительный потенциал для исключения тока между подогревателем и катодом.

Кому-то может показаться несколько странной схема блока питания. Вначале хотел анодное напряжение получить от RC-фильтра с первой емкостью 15.000 мкФ на 75 В, отсюда и напряжение на вторичной обмотке в 50 В. Дальше думал подать его на источник тока на LM317 и его выход непосредственно подключить к аноду.

Но ничего хорошего из этой затеи, кроме повышенного шума, не получилось. LM317 оставил, переведя его в режим стабилизатора напряжения из-за «плавающего» напряжения сети 220 В.

R3 — токоограничивающий резистор (примерно, на 50 мА) — остался пережитком первоначального варианта с большой емкостью С3 по выходу стабилизатора. Вместе они служили для плавной задержки подачи анодного напряжения. Ввиду габаритов, конденсатор был заменён на менее емкий без потери качества, а резистор R3 убирать не стал.

Дальше тройной RC фильтр R4C4, R5C5, R6C6. Резисторы в нём выбраны по принципу «вот такие номиналы оказались под рукой». Анодный резистор R7 выбран с оглядкой на нагрузку в виде первичной обмотки трансформатора (по прикидкам 50-55 кОм) и внутреннее сопротивление лампы (где-то 85 кОм). Обмотка отделена от потенциала анода единственным в цепи звукового сигнала конденсатором С7. Трансформатор с коэффициентом 6:1 согласует небалансный высокоомный выход лампового каскада с балансным низкоомным (1.5 кОм) входом звукового интерфейса.

Накал лампы запитан от стабилизатора тока на LM337, ток подобран таким, чтобы получить напряжение накала в районе 5,7 В под нагрузкой. В результате всего перечисленного, схема получилась достаточно занятная.

Отличия от схемы «ЛОМО 19А9»:

1. Лампа работает с катодом, привязанным к земле. 2. Смещение фиксированное. 3. Нет отрицательной обратной связи с анода (точнее она очень ослаблена, исчезающе мала). 4. В цепи прохождения звука от капсюля до (в моём случае) звуковой карты всего один конденсатор. Последние два пункта совсем по «аудиофильскому фен-шую».

Блок питания усилителя

Блок питания тоже не сложный. Анодное напряжение выпрямляется с помощью моста и фильтруется RC-фильтром, состоящим из резисторов R101-R102 и конденсаторов C101-C107. Резистор R108 разряжает высоковольтные конденсаторы после выключения питания.

Резисторы R105, R104 симметрируют напряжение накала на землю, так что шум сети, слышимый в динамиках, должен быть минимален. Резистор R101 довольно сильно нагревается, поэтому для лучшего отвода тепла его можно разместить на небольшом радиаторе, либо два сразу подключить — последовательно или параллельно (путем выбора сопротивления отдельных резисторов соответственно). Этот источник питания обеспечивает питание одновременно обоих каналов УНЧ.

После включения усилитель должен прогреться несколько минут, чтобы стабилизировались токи протекающие через лампы. Резисторы R101 и R102 в блоке питания, а также R9 и R9A на лампах будут нагреваться до высокой температуры, это нормально. Однако если в воздухе есть запах выжженного лака и видим, что краска на одном из резисторов меняет цвет, значит у резистора слишком мало запаса. В этом случае его следует заменить на такой же по номиналу, но с большей мощностью. После более длительного периода работы снова проверяем напряжение питания и падение напряжения на катодных резисторах ламп. Производим коррекцию анодных токов лампы L2 (L2A).

Внешний вид

Корпус микрофона выполнен в классическом цилиндрическом дизайне. Все его детали металлические. Высота микрофона — 159 мм. Диаметр основной части корпуса — 43 мм. Окантовка сетки в верхней части чуть больше (диаметр — 48 мм). Практически вся поверхность (за исключением вывода USB-порта снизу) качественно окрашена в строгий матовый чёрный цвет. Спереди также белой краской нанесен логотип HIPER, а сзади указана модель H-M003. Органов управления, равно как и индикатора работы, на корпусе нет. 

Единственный разъём сделан снизу — это полноразмерный USB типа B. Он вмонтирован в металлическое крепление с наружной резьбой 21 мм.

Для присоединения микрофона к стойке вложены два вида креплений: амортизирующий подвес типа «паук» и угловой адаптер.

Оба пластиковые, с креплением на резьбу 5/8 дюйма и ввинченным адаптером на 3/8 дюйма. «Паук» мягковат и при сдавливании рукой прогибается. Его конструкция позволяет создать наклон по одной оси в пределах 180 градусов с фиксацией винтовым зажимом. Микрофон легко вставляется в амортизирующий подвес и нормально удерживается в нём.

Внутренний диаметр углового адаптера около 24 мм, что меньше чем у комплектного микрофона (диаметр — 43,5 мм). Он прилагается к комплекту для возможности установки на пантограф микрофонов другой конструкции.

Для защиты капсюля микрофона от нежелательных потоков воздуха используется типовая поролоновая ветрозащита, которая надевается сверху и полностью закрывает металлическую сеточку.

Также в набор входит поп-фильтр диаметром 155 мм на гибкой ножке длиной 350 мм с креплением винтовым зажимом. Перед его использованием сегментную направляющую нужно хорошенько закрутить по часовой стрелке в зажим, дабы она не прокручивалась при эксплуатации. Чтобы фильтр под собственным весом не провисал, его положение желательно также задавать, придерживаясь поворотов по часовой стрелке.

Подставка представляет собой двухсекционный подпружиненный металлический пантограф, оканчивающийся резьбовым шарниром на 3/8 дюйма. В направляющих нет желобков или зацепов для кабеля. В конструкции используются поддерживающие пружины. Толщина металла относительно небольшая ~1 мм, и при настройке положения лучше придерживать пантограф второй рукой, чтобы избежать залома основания. Такое исполнение характерно для недорогих наборов. Крепление к столу сделано по принципу тисков.

Все компоненты (за исключением углового адаптера) совместимы между собой и в сборе напоминают студийные профессиональные решения начального уровня.

Электродинамические микрофоны

Название микрофонов этого типа считается устаревшим и сейчас эти микрофоны называют катушечными.

Микрофоны этого типа очень часто используют любители звукозаписи, благодаря их сравнительно высокой чувствительности и практической нечувствительности к атмосферному влиянию, в частности, действию ветра.

Они также не боятся толчков, просты в использовании и обладают способностью выдерживать без повреждений большие уровни сигналов. Положительные качества этих микрофонов преобладают над их недостатком: средним качеством записи звука.

В настоящее время для радиолюбителей большой интерес представляют выпускаемые отечественной промышленностью малогабаритные динамические микрофоны, которые используются для звукозаписи, звукопередачи, звукоусиления и различных систем связи.

Изготавливаются микрофоны четырех групп сложности — 0, 1, 2 и 3. Микрофоны малогабаритные групп сложности 0, 1 и 2 используются для звукопередачи, звукозаписи и звукоусиления музыки и речи, а группы 3 — для звукопередачи, звукозаписи и звукоусиления речи.

Условное обозначение микрофона состоит из трех букв и цифр. Например, МДМ-1, микрофон динамический малогабаритный первого конструктивного исполнения.

Особый интерес представляют электродинамические миниатюрные микрофоны серии ММ-5, которые можно впаивать прямо в плату усилителя или использовать в качестве встроенного элемента радиоэлектронной аппаратуры.

Микрофоны относятся к четвертому поколению компонентов, которые разработаны для РЭА на транзисторах и интегральных микросхемах.

Микрофон ММ-5 выпускается одного типа в двух вариантах: высокоомном (600 Ом) и низкоомном (300 Ом), а также тридцати восьми типоразмеров, которые отличаются только сопротивлением обмотки постоянному току, расположением акустического входа и его вида.

Основные электроакустические параметры и технические характеристики микрофонов серии ММ-5 приведены в табл. 1.

Таблица 1.

Тип микрофона ММ-5
Вариант исполнения низкоомный высокоомный
Номинальный диапазон рабочих частот, Гц 500…5000
Модуль полного электрического сопротивления обмотки, Ом 135115 900±100
Чувствительность на частоте 1000 Гц, мкВ/Па, не менее (сопротивление нагрузки) 300 (600 Ом) 600 (300 Ом)
Средняя чувствительность в диапазоне 500…5000 Гц, мкВ/Па, не менее (сопротивление нагрузки) 600 (600 Ом) 1200 (3000 Ом)
Неравномерность частотной характеристики чувствительности в номинальном диапазоне частот, дБ, не более 24
Масса, г, не более 900 ± 100
Срок службы, год, не менее 5
Размеры, мм 9,6×9,6×4

Рис. 1. Принципиальная схема включения на входе УЗЧ громкоговорителя в качестве микрофона.

При отсутствии динамического микрофона радиолюбители часто используют вместо него обычный электродинамический громкоговоритель (рис. 1).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семинар по технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: