Основы формирования лампового звука гитары. что такое ламповые преампы гитарного перегруза?

Темброблок низких и высоких частот

Эквалайзер — пассивная схема с характерным включением. Она вносит затухание чуть более 20 дб, что компенсируется достаточно большим усилением усилители мощности (40 дб вместо обычного 26 дб). Компоненты были подобраны для этой конкретной конструкции и характеристики можно увидеть на графике.

Полезное: Зарядное для авто из лампочки и трансформатора


АЧХ темброблока НЧ-ВЧ

Конечно, частотный диапазон начинается чуть выше 100 Гц, но для гитары это нормально. Также можно сделать второй вход, без темброблока — напрямую на УНЧ. Конденсатор 470n следует подобрать по вашему вкусу: такое значение обеспечивает передачу полного диапазона, но за счет меньшего значения этой емкости ограничивает низкие тона, это дает больше мощности в верхнем диапазоне. Хорошо было бы поставить там фильтр низких частот, потому что спад всего 6 дб на октаву излишне нагружает динамик.

Схема предусилителя на триоде

На принципиальной радиосхеме показаны сразу оба канала. Сигнал поступает на вход и через потенциометр P идёт на сетку триода. После усиления сигнал через конденсатор С8 поступает на выход предусилителя, а далее подавайте его на любой готовый мощный УМЗЧ.

Резистор R4 определяет значение потенциала сетки. Резистор R5 является нагрузкой триода. Его значение зависит от усиления, частотной характеристики и уровня искажений. Здесь используются более низкие значения R5, чем обычные для данного типа лампы.

Усиление схемы зависит от многих факторов, но в основном от типа используемой лампы и значения анодного резистора (R5). Триод ECC83 имеет наибольшее усиление, ECC88 среднее значение, а ECC82 имеет относительно низкий коэффициент усиления — 20. Сюда можно поставить отечественную 6Н23П, что есть в любом старом ламповом телевизоре (она в селекторе каналов).

В случае этого предусилителя, который будут использовать с оконечными полупроводниковыми усилителями мощности, слишком большое усиление нежелательно.

При использовании ламп разного типа усиление можно регулировать с помощью анодного резистора (R5 и R5A). Чем выше значение анодного резистора, тем сильнее усиление, но за это платят уменьшением полосы верхних частот.

Обычная катодная схема включения триода имеет относительно высокий выходной импеданс, который при нагрузке с низким сопротивлением полупроводникового усилителя приводит к ограничению частотной характеристики на высоких частотах и увеличению нелинейных искажений. Поэтому не каждый триод с низким энергопотреблением можно использовать в этом преампе.

ECC88 хорошо работает тут (её аналоги: E88CC, 6DJ8, 6922, 6Н23П), который адаптирован для работы с низкими напряжениями — его номинальное анодное напряжение составляет 90 В. Он имеет среднее усиление, большой наклон характеристики (высокая чувствительность) и низкий выходной импеданс.

Также проверена ECC82, которая, как оказалось, тоже прекрасно работает в этой схеме. Хотя номинальное рабочее напряжение составляет 250 В, производители утверждают, что источник питания на 100 В вполне приемлем.

Вы можете поэкспериментировать с использованием других ламп, даже популярной 6Н3П, используя соответствующие катодные резисторы R4, R4A для регулировки напряжения сетки так, чтобы падение напряжения на этом резисторе составляло около 1 В.

Напряжение накала подбирается экспериментально с помощью понижающего резистора R10 в соответствии с нужным паспортным током.

Различия гитарных усилителей по схеме

Электронный блок состоит из предусилителя (он ответственен за сбор входящего звука) и оконечника (он усиливает собранные звуковые колебания). Схема гитарного усилителя может быть одного из типов:

  1. Полностью ламповой. Они считают элитными и больше всего подходят для обучения. С помощью такого усилителя можно заметить любую ошибку, допущенную во время игры.
  2. С транзисторным оконечником и ламповым усилителем. Наиболее распространенный вариант, так как он относится к средней ценовой категории и выдает неплохое качество по звуку.
  3. Полностью транзисторной. Это легкие и недорогие модели, которые по карману новичкам. Этот гитарный собрать не так сложно, так как детали можно купить практически в любом магазине радиозапчастей. В продаже можно найти и готовые наборы для желающих попробовать себя в качестве конструктора.

Выбирать усилитель по его схеме стоит исходя из своих вкусов и бюджета. Все они отличаются по качеству звучания. Еще один момент, который нужно учесть при покупке — ремонт гитарных усилителей лампового типа значительно дороже, чем других вариантов.

↑ Конструкция

Конструкция корпуса заказана на одном из заводов и состоит из 7-ми деталей (не считая декоративной накладки на переднюю панель), изготовленных методом лазерной резки. Детали из листовой стали толщиной 2 мм (передняя и задняя панели) и 1.5 мм — все остальные, с последующей покраской в черный матовый цвет. Декоративная накладка — из нержавейки толщиной 1 мм. Каждый вправе придумать свою собственную модель и воплотить ее в жизнь. Наверняка это выйдет дешевле.

«Кирпичик» получился похожим на этажерку — верхняя, нижняя и две боковых крышки, средняя панель, выполняющая основную несущую нагрузку, стянуты винтами в единый блок вместе с передней и задней панелью.

Регулятор громкости и регулятор тембра (на схеме выделены пунктирной линией) размещены на отдельной односторонней печатной плате:

установленной вертикально на 2-х 10 мм стойках —


с тыльной стороны передней панели:

Сами переменные резисторы имеют конструкцию под печатный монтаж —

Они устанавливаются с одной стороны печатной платы, все остальные элементы — с другой.

Плата коммутации с герконами:

размещена на задней стенке, вблизи входных RCA разъемов, также на 2-х 10 мм стойках, применяемых для крепления печатных плат. Плата двусторонняя, с одной стороны — печатные дорожки, — с другой — экран с раззенкованными под ножки отверстиями. Сами герконы — с двумя группами контактов, китайского происхождения (куда уж без них), как уже упоминалось типа TRR-2A-05-D-00 в корпусе DIP.

Кремниевые маломощные диоды, гасящие самоиндукцию, крепятся пайкой прямо к соответствующим ногам герконов. Обе платы закрыты сверху экраном также из фольгированного стеклотекстолита. Все они соединены с нулевой шиной.

Блок питания также собран на печатной плате установленной вертикально на средней полочке при помощи алюминиевого уголка, под ней смонтирован силовой трансформатор ТАН-1 127/220-50.

Стандартная силовая евророзетка с предохранителем внутри установлена внизу задней стенки. Сами лампы также размещены на средней полке и вся соответствующая им «обвязка» смонтирована объемным монтажом на ламповых панельках и вспомогательных монтажных лепестках, размещенных рядом с ними.

Соединения анодного питания и накалов ламп выполнены витыми медными парами одножильных проводов 5-й категории диаметром 0.53 мм, которыми прокладываются компьютерные сети. Их длина должна быть минимальна, по получившемуся конструктиву.

Экранированный кабель, соединяющий выход коммутатора со входом регулятора громкости — высокого качества марки FURUTECH. Соединение сигнальных цепей РГ и РТ с печатных плат на входные лампы выполнены экранированными проводами, используемыми для инсталляции аудиооборудования фирмы CLARION. Их длина также должна быть по возможности минимальной.

Orange Rockerverb 50 MKII

Фирмы Orange образовалась второго сентября 1968 года, после того как Клифорд Купер занял у своего отца 300 фунтов и организовал в подвальном помещении дома на лондонской улице магазин по продаже музыкальных инструментов. Но магазин не приносил прибыли и Клифорд решил самостоятельно начать производство гитарных усилителей.

Однажды к нему в руки попал запас ярко оранжевого винила, который он использовал для отделки своей продукции. Таким образом, его усилители приобрели название и уникальную внешность

Однако с Orange привлекали внимание не только яркой внешностью, но и великолепным звуком, в связи с чем они быстро обрели популярность. Вскоре на Orange обратили внимание и ведущие исполнители, такие как Stevie Wonder и Jimmy Page, так же продукцию Orange использовали ZZ Top и Tony Iommi из Black Sabbath

На данный момент одним из наиболее отличительным в линейке усилителей Orange является Rockerverb 50 MKII, и внешне, и по звучанию он просто великолепен. Богатый чистый тон на этой модели звучит очень густо и насыщенно. А гибкие настройки драйва обеспечивают очень широкие возможности применения.

История развития гитарных комбоусилителей

Каждый рок-гитарист мечтает однажды выйти на сцену, вывернуть потенциометр комбоусилителя на максимум и «жахнуть» аккорд так, чтобы у всех в зале дух захватило. Впрочем, такой инструмент, как гитара, активно применяется не только в рок-музыке. Есть много стилей, где гитарное звучание более незаменимо, чем в вышеупомянутом жанре. В любом случае очень сложно представить какой-либо концерт с участием гитары и без устройства с названием комбоусилитель.

Стоит расставить все точки на i и для начала разобраться, что же такое гитарные комбоусилители и из чего они состоят?

«Комбик» состоит из 3-х основных частей:

  • Предусилитель;
  • Усилитель;
  • Кабинет (динамик).

Чаще всего предусилитель и усилитель находятся вместе. И правильней всего называть комбоусилителем аппарат тогда, когда все 3 составные части соединены в одном корпусе. Все же иногда «комбиком» называют и сочетание «головы» и «кабинета», которые в свою очередь находятся в двух разных корпусах. Функционально второй вариант, который на профессиональном языке называют Стэк, больше подходит для больших выступлений, когда к голове подключается несколько динамиков.

«Голова» помимо активного усилителя может содержать также разные настройки. Например, рок-музыканты всегда приобретают «комбик» с дополнительной функцией «Дисторшн» или «овердрайв» — это и есть тот самый перегруз (об этом чуть ниже). «Кабинет» же представляет собой ящик с динамиками (одним, двумя, четырьмя и т.п.).

Первое появление

Как ни странно, но первые подобные агрегаты для шестиструнной «подруги» появились раньше, чем электрогитара. Да, именно: изначально комбоусилители предназначались для акустических гитар. Возникла такая нужда на фоне роста популярности гавайской музыки. Соответственно, требовалось что-то, что могло бы усилить звук, но не было бы огромным, тяжелым и неудобным.

В 30-х годах ХХ века были изобретены усилители с использованием электролитических конденсаторов и выпрямителей ламп. Они, как уже было сказано выше, использовались в основном по основному назначению – усиливали звук так называемых гавайских «сковородок».

Дальнейшее развитие

«Комбики» начали захватывать музыкальный мир. Обуславливалось это, прежде всего, развитием рок-н-ролла и блюза, характеризующихся голосом с хрипотцой, и не менее хриплым саксофоном. Вся компания начала осознавать, что доступный чистый и мягкий звук гитары уже не обладает достаточной «мощностью». «Шестиструнная» звучала, выражаясь современным языком, слишком попсово. Поэтому начались различные эксперименты с аппаратом. Например, некоторые своими руками прокалывали отверстия в динамике.

Первыми звонками «искаженного» звучания можно считать перегруз усилителя. Именно выводя «крутилки» на максимум, исполнители получали нужное им звучание. Так добивались благозвучного искажения в 50-ые, поскольку заводские настройки «комбиков» давали мало простора для творчества. Все, чем располагали устройства тех лет – это тембральные вариации, способные лишь повысить громкость высокочастотной составляющей. Однако из-за малой мощности (не более 15 Вт) и примитивности электрических схем, качество было очень низким.

Решающим шагом для известного сегодня перегруза стал эксперимент 60-х годов от Дэйва Дэвиса. Гитарист «The Kinks» добивался качественного эффекта за счет нестандартного подключения аппаратуры. Дело в том, что он придумал подключать выход усилителя к входному порту другого. Таким образом, получалось то, что сегодня можно назвать предусилителем. Последний – сегодня является обязательной частью любого комбоусилителя.

Транзистор

Но тут на помощь пришел транзистор. Твердотельный прибор, преобразующий сопротивление, предстал перед окружающим миров в 1947 году. Использование данной схемы в строении «комбиков» относят к 60-м годам прошлого века. Такое развитие событий позволило не просто снизить среднюю цену на аппаратуру, но и наладить серийное производство. Теперь музыканты могли выбрать как ламповый, так и транзисторный комбоусилитель. Но случилось это не сразу.

В основном благодаря компании Fender (Лео Фендер) и некоторым другим мастерам, ламповые усилки не просто не уступили более современному и дешевым транзисторным, но и долгое время продолжали быть монополистами. Тем не менее, с развитием рок-музыки бум на комбо подровнял чаши весов двух конкурентов. Популярность моделей на лампе осталась среди профессионалов, новички же чаще выбирали транзистор.

Hughes & Kettner Tube 100

Hughes & Kettner Tube 100 — это 100-ваттный гитарный усилитель. Оконечный усилитель собран на лампах, предварительное усиление сделано по «гибридной» технологии «лампа-транзистор». Имеет встроенный эффект Distortion и пружинный ревербератор, каналы можно комбинировать между собой, все функции выведены на «foot switch». Усилитель может работать также и с миди-конроллером, если поставить дополнительную плату расширения (в комплект не входит). Усилитель имеет разрыв для подключения других предварительных усилителей и эффектов. Лампы: 12ах7 — 3шт, EL34 — 4шт. Рабочее напряжение на анодах выходных ламп — 420 вольт, класс AB.

Плюсы усилителя:

  1. низкий уровень шума и фона;
  2. правильная разводка монтажа деталей на плате, паразитные ёмкостные связи минимальны;
  3. мягкий по тембру Distortion, если не использовать режим HI GAIN;
  4. необычно для стандартных усилителей реализован PRESENCE. Работает не только в плюс, но и в минус, что позволяет получить яркое звучание с преукрасом верней середины для ритмических рисунков, и плотный, певучий тембр на соло;
  5. наличие ручек Master в каждом канале;
  6. регулировка уровня сигнала посыла-возврата сделана на лицевой панели;
  7. яркий чистый звук с хорошо слышимым моментом атаки.

Минусы усилителя:

  1. небольшой для 100 ваттного усилителя пакет выходного трансформатора, поэтому в схемотехнике оконечного усилителя используются различные «хитрости» для эффекта плотно-звучащих низких частот;
  2. предварительный усилитель (чистый звук) имеет «задранную» в сторону высоких частот характеристику, поэтому плохо согласуется с отдельными педалями эффектов Distortion, которые дают много высоких;
  3. в коробке ревербератора стоят короткие пружины, задержка маленькая и с механическими призвуками;
  4. «бубнящий» звук в режиме HI GAIN, это становится заметно при использовании кабинета 4х12 и с гитарой, обладающей плотным тембром.
  • T324 и Hughes & Kettner Tube 100 (небольшая громкость)
    0:05

  • Hughes & Kettner Tube 100 (встроенный Distortion, небольшая громкость)
    0:05

Евгений Удалов

01.08.2006

↑ Корпус

Как всегда самая трудоемкая часть проекта — корпус. Корпус полностью разборный (мое специфическое требование, кто работает на режимном предприятии — поймет :blush: ) изготовлен из алюминия 2.5 мм и стеклотекстолита 3 мм. К прямоугольной пластине из стеклотекстолита, служащей шасси для прибора, припаяны латунные гайки М5. К шасси 4-мя шестигранными стойками и 2-мя винтами прикручена плата блока питания (см. рис. 9). К стойкам прикручивается плата усилителя, подключается разъем от блока питания рис. 10.

Рис.10 Сборка усилителя.

Лицевая и задняя панели изготовлены из листового алюминия, согнутого на станке. Верхняя крышка выполнена из стеклотекстолита. Боковые панели из алюминия прикручиваются в конце сборки к уголкам на шасси и на верхней крышке, они образуют своеобразные ножки. Собранный усилитель (рис. 11) получился полностью экранированным, винтовые соединения обеспечивают надежный электрический контакт между деталями корпуса. Задняя панель содержит стандартную 3-х контактную вилку от компьютерного БП, и выключатель от туда же.

Рис.11 Собранный прибор

Кратко опишу важные аспекты сборки.

Все провода скручены, а те, что идут от блока питания к усилителю экранированы (на всякий случай).
ВАЖНО! Корпус блока питания связан с шасси в одной точке, там, где прикручивается трансформатор (поэтому шпилька крепящая трансформатор латунная)
ВАЖНО! Гайки разъёмов под наушники на передней панели (на них висит сигнальный корпус) изолированы от передней панели диэлектрическими шайбами.
Вал потенциометра электрически связан с корпусом прибора, если этого не сделать при прикосновении к валу потенциометра будут наводки в наушниках.

Дизайн получился сдержанным. Корпус окрашен матовой черной краской из баллончика (2 шт. ушло на 3 слоя). Ручка на вал потенциометра из колпачка от духов. Все винты и торцы боковых панелей, отполированы до зеркального блеска.

↑ Анодное питание

С анодным питанием и накалом чуть сложнее, но только чуть. Главный вопрос был как подключить трансформатор ТА-11.


Однако, благодаря информации, которой в интернете как снега зимой, удалось скоммутировать 3 обмотки по 28 Вольт последовательно для анода. Получилось ок. 84 Вольт переменки, а дальше выпрямление и схема удвоения напряжения.


В выпрямителе анода я использовал конденсаторы, выкорчеванные из старых блоков питания для компьютеров. Они на напряжение 200 Вольт. Сейчас кто-то возьмется за сердце, мол маловато напряжение, однако, у моего БП выхлоп под нагрузкой получился около 170 Вольт. Так что на первое время можно точно использовать

Усилитель на лампах: преимущества и недостатки

Каковы положительные стороны выбора интегрированного усилителя или предусилителя на лампах в сравнении с моделями, функционирующих на базе транзисторного усиления сигнала?

Наиболее существенные плюсы от выбора в пользу ламп включают в себя следующие пункты:

  • Относительная простота конструкции. Схемотехника таких устройств существенно проще, нежели у моделей транзисторного типа. Все это сказывается на возможности и стоимости ремонта оборудования;
  • Неповторимое звучание, обусловленное целым рядом особенностей и эффектов. В числе таковых – значительный динамический диапазон, высокая плавность перехода в амплитудное ограничение, очень приятный овердрайв и другие;
  • Значительный срок службы ламп (от 10 000 часов) устройства;
  • Высокая надежность и устойчивость прибора к коротким замыканиям под нагрузкой;
  • Некритичность техники к температурным перегрузкам;
  • Отсутствие «белого шума» (шипения), характерного для полупроводниковых моделей оборудования;
  • Стильный внешний облик, который способен удачно и гармонично дополнить широкую гамму стилей интерьера.

Разумеется ламповый усилитель мощности не является воплощением сплошных достоинств. В противном случае представители этой технологии бы напрочь вытеснили транзисторные приборы аналогичного назначения. К числу слабых сторон устройства относятся:

  • Солидный вес и габариты устройства ввиду того, что размеры ламп значительно больше транзисторов;
  • Больший уровень шумности при работе прибора;
  • Необходимость времени на предварительный прогрев ламп перед выходом на оптимальный рабочий режим усилителя;
  • Высокое выходное сопротивление. Этот фактор несколько ограничивает спектр акустических систем, с которыми совместимы конкретные однотактовые либо двухтактовые ламповые усилители;
  • Меньшая линейность в сравнении с полупроводниковыми устройствами;
  • Высокое тепловыделение и расход электроэнергии;
  • Низкий КПД (в пределах 10%);
  • Подверженность усилителя на лампах ВЧ, УВЧ и СВЧ наводкам.

Без сомнений, исходя из количества слабых сторон, присущих предусилителям на лампах, их нельзя назвать идеальными. Но зато уникальный окрас звука, который получается при их использовании, компенсирует все перечисленные недостатки.

Блок питания УНЧ

Силовой трансформатор должен быть тороидальный для лучшей производительности и минимума помех. Усилитель предназначен для максимально питания +/-35В, и это значение не должен быть превышено. Трансформатор должен быть рассчитан на 25-0-25 вольт, и не более того. Меньше — нормально, если полных 100 Вт не нужно. Мощность трансформатора должна быть 150VA (3 A тока вторички). Более 250VA — это излишество. Используйте хорошего качества электролиты фильтра БП, поскольку они будут подвергнуты нагрузкам по току и температуре. Ток диодного мостового выпрямителя должен быть 35 A. Тип крепления — на шасси с термопастой.

Все предохранители должны быть такими, как указано по схеме — не поддавайтесь искушению использовать более мощные. Входные и выходные соединения показаны на рисунке.

Гнёзда Preamp out
и power amp in
позволяют вставлять в звуковой тракт эффекты, такие как сжатие, реверберация, цифровые эффекты и другие. Выход предварительного усилителя подключен так, что предусилитель сигнала могут быть извлечены без отключения усилителя мощности, поэтому может быть использован для прямой подачи звука. Это особенно полезно для баса. Выход предусилителя выход может быть использован и для .

Можно ли чередовать эффекты?

Вы можете поэкспериментировать на основе рассмотренных вариантов, убирая или добавляя эффекты, меняя их местами, подстроив цепь под свои потребности. Например, если ваш перегруз сам по себе дает сильный фон, можете переместить шумодав, поставив его следующим после перегруза, настроив порог срабатывания. Или поменять местами компрессор и wah-wah или вовсе сдвинуть компрессор почти в конец цепи, поставив его перед дилеем и ревером, все это ощутимо отразится на звуке. Или поставить в цепь два перегруза, настроив их так, чтобы получилось три-четыре варианта перегруза.

Более того, по мере освоения эффектов и получения навыков их настройки, вы можете делать более сложные цепочки эффектов, добавляя различные разветвления и даже разводя сигнал на несколько усилителей, например, как сделал наш обзорщик Фил Чекалин в видео.

Несколько слов о главном

Ну и напоследок хотелось бы сказать несколько слов о важных мелочах. Как только количество ваших педалей приблизится к двум-трем, непременно станет вопрос их транспортировки на репетицию, концерт и другие мероприятия, удобства и скорости коммутации и, конечно же, обеспечения их бесперебойного питания. Самым простым способом будет сборка всего этого в педалборд, на данный момент на рынке присутствует множество педалбордов, в виде сумок Ehx Bag или кейсов, рассчитанных под определенные педали, например, Boss со встроенным блоком питания и всей коммутацией в комплекте. Или просто свободных кейсов, вмещающих любые педали, которые у вас хватит фантазии в них уложить, например, Stagg.

Выбирая вариант без встроенного питания, стоит подумать о хорошем блоке питания, с защитой от замыкания, раздельными выходами и способным запитать все ваши педали, например Force FPS-02, ну и не забудьте патч-кабели для коммутации всех педалей между собой. Все это позволит вам сэкономить кучу времени и нервов на концертах и репетициях, свести к минимуму наводки, шумы и различные форс-мажорные обстоятельства при работе с вашим оборудованием.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семинар по технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: