Советский hi-fi и его создатели: путешествие «брига» «капитана» лихницкого

Немного о производителе

Выпускались усилители «Одиссей» в советские времена на Украине. Располагался завод «Радиоприбор», занимавшийся их производством, в Киеве. Основано это предприятие было в середине прошлого века — в 1953 году по указу Совета Министров СССР. Изначально основной его спецификой являлся выпуск измерительных приборов для интенсивно развивавшейся в стране в те времена атомной промышленности.

Позднее на заводе было освоено производство и других приборов, использовавшихся в том числе и в бытовых условиях. Это были, к примеру, вольтметры, волновые приемники и, конечно же, усилители «Одиссей». В 1974 г. на базе завода было образовано Киевское производственное объединение им. Королева. Помимо собственно самого предприятия «Радиоприбор», в него вошли:

  • НИИ измерительной аппаратуры (г. Остер);

  • завод «Микрон» (г. Бережаны);

  • завод нестандартного оборудования (г. Городенка);

  • завод микроэлектроники «Старт»;

  • КБ товаров народного потребления;

  • киевский НИИ радиоматериалов.

В 80-х годах прошлого века число выпускаемых предприятием изделий достигало 300 тыс. шт. в год. В 1994 г. на базе объединения было создано акционерное общество «Меридиан» им. Королева. Сегодня эта компания представляет собой современное многопрофильное предприятие, специализирующееся на производстве измерительной высокоточной техники, усилителей, синтезаторов частот и т. д.

Инструкция по эксплуатации

Конструкцию все устройства «Одиссей» имеют продуманную. Пользоваться ими поэтому очень удобно. Далее для примера рассмотрим, что представляет собой инструкция по эксплуатации наиболее популярной модели «Одиссей» У-010. Подготовка к работе этого усилителя производится следующим образом:

  • в розетку, расположенную на задней панели, вставляется вилка шнура питания прибора-источника звука:

  • акустические системы подключаются к зажимам устройства, согласно надписям;

  • ручка переключателя «входы» устанавливается в соответствующее выбранному роду работы положение;

  • вилка шнура питания вставляется в розетку;

  • ручка регулятора громкости устанавливается в начальное положение.

Порядок работы с усилителем «Одиссей» 010 инструкция по его применению предусматривает такой:

  • модель включается путем нажатия кнопки «Сеть»;

  • акустическая система «АС-1» отключается нажатием кнопки;

  • устанавливается необходимая громкость путем регулировки соответствующего рычага;

  • выбираются необходимые значения баланса и тембра путем нажатия соответствующих кнопок.

Ступенчатое уменьшение громкости в этой модели в 3 или 10 раз обеспечивается путем нажатия кнопок «-10 дБ» и «-3дБ» соответственно. Левый канал на правый у усилителя «Одиссей» 010 Hi Fi можно переключить кнопкой реверса.

Усилитель ода 102 стерео схема

Принципиальная электрическая схема блока тюнера радиокомплекса Ода-102-стерео: а – плата объединительная; б – блок УКВ, в – блок ДЧМ-1-5; г – блок СД-А-7, д – блок ФНЧ-1.

Магнитофонная панель радиокомплекса ОДА-102 стерео, принципиальная схема.

Предварительный усилитель радиокомплекса ОДА-102 стерео, схема.

Усилитель мощности ЗЧ (УМЗЧ) радиокомплекса ОДА-102 стерео, принципиальная схема.

а есть у кого нибудь перечень элементов на комплекс ОДА-102 Стерео Hi-Fi?

Принципиальная электрическая схема блока тюнера радиокомплекса Ода-102-стерео: а – плата объединительная; б – блок УКВ, в – блок ДЧМ-1-5; г – блок СД-А-7, д – блок ФНЧ-1.

Магнитофонная панель радиокомплекса ОДА-102 стерео, принципиальная схема.

Предварительный усилитель радиокомплекса ОДА-102 стерео, схема.

Усилитель мощности ЗЧ (УМЗЧ) радиокомплекса ОДА-102 стерео, принципиальная схема.

а есть у кого нибудь перечень элементов на комплекс ОДА-102 Стерео Hi-Fi?

Модель 100 У-021

Эта практически современная установка выпускалась заводом «Радиоприбор» с 1993 года. Предназначено устройство 100 У-021 для двухканального усиления. На каждом канале в этой модели предусмотрено по 8 транзисторов. Также в конструкцию усилителя включен просто огромный и очень тяжелый трансформатор, жестко качающий колонки. Состоит эта модель из четырех функциональных блоков:

  • предварительного усилителя;

  • усилителя мощности;

  • блока питания;

  • коммутационного устройства.

В усилителе «Одиссей» 100 У-021, помимо всего прочего, предусмотрены такие функции, как регулирование тембра, громкости, баланса, тонкомпенсации, микширования и пр.

Описание

Ода 102 стерео — миниатюрный музыкальный центр 1 класса. Выпускался начиная с 1986 г. на Муромском

Стереофонический радиокомплекс Ода 102 Стерео — принимает сигнал в УКВ диапазоне, обеспечивает запись звука с последующим его воспроизведением. Состоит из отдельных блоков: тюнера «Ода 102 стерео»; магнитофона — приставки «Ода 302 стерео»; усилителя мощности «Ода УМ-102 стерео»; предварительного усилителя «Ода УП-102 стерео» и 2 АС «15АС-213». Имеет: 4 фиксированные регулировки; светодиодные индикаторы точной настройки и приема сигнала; автоматическое переключение режимов «моно-стерео»; систему «шумоподавления»; счётчик расхода ленты; «автостоп»; регулятор тембра по высоким и низким частотам; отключаемую тонокомпенсацию; защиту от короткого замыкания. Есть разъемы для подсоединения тюнера, магнитофона, наушников и электропроигрывателя.

Самая первая модель «Одиссей»

Усилители на рынок киевский завод «Радиоприбор» начал поставлять еще с 60-х годов. Самой первой же моделью, заслужившей просто огромную популярность у потребителей, стала установка «Одиссей»-001. Ее завод начал собирать в 1975 году. Предназначена стереоустановка «Одиссей»-001 была для усиления сигналов от пьезо, микрофонов, магнитофонов, звукоснимателей и т. д.

Передняя панель этого инновационного по тем временам устройства выполнялась из серебристого металла. Корпус модели изготавливался из дерева с фанеровкой под ценные породы. Регулировка тембра производилась раздельно по каждому каналу, обозначенному буквой «А» или «Б». Сегодня приборы «Одиссей» считаются раритетом и очень ценятся любителями музыки. Многие восстанавливают эти устройства, меняя, к примеру, металлобумажные емкости на конденсаторы К73-17, К73-9, и используют в дальнейшем по прямому назначению.

Инструкция по ремонту усилителя одиссей у 010 стерео hi fi

Financial rights organization

Join the financial rights organization for the music industry. A community advocating for artist-centric innovation and transparency. A partner building technologies and services designed to financially empower its members.

What is a financial rights organization?

HIFI is a community of creators and their allies collectively striving to achieve financial transparency and independence through education, advocacy and technological innovation.

What does HIFI membership offer me?

Everything HIFI does is in the service of improving the financial wellness of its members. That includes fostering a robust community with events and workshops where members can learn and collaborate. To providing personalized financial products and services that work in concert with our members’ existing music services to feature comprehensive insights, and faster, more consistent cash flow payments.

How do I qualify for membership?

All are welcome to apply, and anyone who earns income from music royalties is a good candidate to join. HIFI is focused on the financial health of music professionals and provides a community, technologies and services that are designed with that in mind. New members are accepted on a rolling basis. There is no charge for membership.

What is HIFI’s mission?

HIFI was founded by a team of industry veterans and technologists with a shared passion for music and a deep respect for the artists who create it. While the digital revolution of the past two decades has brought innovation to many areas of the market, the financial solutions available to music professionals and their teams remain relics of the past – keeping artists at a perpetual disadvantage. HIFI’s mission is to empower its members with the support and solutions they need to achieve financial transparency and independence.

Can I learn more about HIFI?

Of course. Whether you have questions or would simply like to keep up with us, we’re here to support you.

Источник

Другие советские хорошие модели

Таким образом, устройства «Одиссей» — техника действительно очень качественная. И это не удивительно. В советские времена на материалах экономить было не принято. Да и за качеством сборки на заводах как-никак, а все-таки следили.

Помимо усилителей «Одиссей», довольно-таки большой популярностью у любителей музыки пользуются также, к примеру, советские модели таких марок:

  1. «Бриг». Многие потребители считают, что по мягкости и качеству звука эта старая советская модель ничем не уступает самым лучшим ламповым усилителям.
  2. «Корвет». Эту модель хвалят в том числе и за высокую динамику, а также широкий диапазон воспроизводимых частот. К минусам относят хлипкий корпус.
  3. «Кумир». Эти усилители хвалят за отличную разводку внутри, хороший термоблок, компактность. К недостаткам относят завышенность ВЧ.
  4. «Радиотехника». К плюсам этих моделей относят прежде всего отличное качество сборки. Минусом их считается большой вес. Также к этим усилителям довольно-таки сложно подобрать колонки.
  5. «Лорта». Плюсами этих моделей считаются простота в использовании, привлекательный внешний вид, удобство в плане переделок.

Таким образом, основными преимуществами всех советских усилителей, в том числе и «Одиссей», являются простота в использовании, хорошее качество сборки и возможность получения отличного звука. Покупка «Одиссей» или любой другой модели, изготовленной в СССР, любителю музыки будет наверняка полезной. Тем более что стоят такие усилители обычно очень недорого. К примеру, цена на тот же «Одиссей» 002 составляет всего около 350-500 руб.

Панель управления «Одиссей»-002: кнопки

Пользоваться этим усилителям на самом деле очень удобно. Как считают многие потребители старые модели «Одиссей» для профессионалов подходят, конечно же, не особенно хорошо. Однако для любителей просто послушать громкую музыку они могут стать вариантом идеальным. Тем более что никаких особых знаний для их использования иметь не нужно. Все кнопки на усилителях «Одиссей» подписаны. В модели 002 они, к примеру, располагаются следующим образом:

  • «Сеть» — включение/выключение напряжения;

  • индикатор подачи напряжения;

  • кнопка включения головных телефонов (наушников);

  • «Звук» — включение/отключение.

Далее в ряду идут семь кнопок: шумоподавления, включения частотной линейной характеристики, ступенчатой регулировки НЧ, ВЧ и звука, включения моно, реверса. Справа на панели идет еще 7 кнопок: 5 клавиш переключателей «вход» (программа усиления), 1 — контроля магнитной записи и 1 — тонкомпенсации.

Выше на панели управления усилителя «Одиссей»-002 расположены ручки-регуляторы:

  • НЧ;

  • СЧ;

  • ВЧ;

  • шумоподавления;

  • баланса;

  • громкости.

Слева в этом же ряду находятся два индикатора выходов. На задней панели устройства внизу имеется кнопка переключения напряжения (220/127 В). Рядом находится разъем заземления. Выше расположены выхода правого и левого каналов. Между ними находится переключатель напряжения (возможно подсоединение предварительного усилителя). С другой стороны на задней панели расположены входа для магнитофона, звукоснимателя, телевизора/радио, микрофона.

Хайфайщик советского разлива

Следует пояснить, что Hi-Fi — это сокращение слов High Fidelity (что можно перевести как высокая точность воспроизведения звука) — уровень воспроизведения аудиозаписи, который позволяет слышать музыку во всём своём богатстве и красоте, то есть с минимумом искажений, что совершенно невозможно для рядовой звуковоспроизводящей техники. Подобная Hi-Fi-аппаратура создавалась в послевоенное время в Западной Европе и Японии для меломанов, готовых потратить на неё большие деньги (аппаратура подобного класса в принципе дорогая — сегодня при всем прогрессе техники цена на такие аудиосистемы начинается от 1000 долларов). В СССР подобных систем не было и, в общем-то, быть не могло. На Западе подобные устройства производились в расчёте на богатых любителей музыки (ну или на богатых любителей престижа — многие толстосумы покупали такие аудиосистемы, чтобы продемонстрировать свой статус). В Стране Советов соответствующая целевая аудитория просто отсутствовала. Не менее важным фактором являлось то, что передовые технические разработки в большинстве случаев относились к военно-промышленному комплексу или к аэрокосмической отрасли. Это было применимо и к электронике (которая вообще не была сильной стороной СССР) — элементы для бытовой электроники, в частности для аудио, делались в СССР из рук вон плохо. Поэтому в то время производство в СССР хорошей звуковоспроизводящей аппаратуры считалось не только не нужным, но и просто невозможным, так как качественные элементы электроники, существующие в СССР, использовались только для оборонки и были недоступны для гражданской продукции. Из-за отсутствия мотивации у советской власти производство аппаратуры высокой точности воспроизведения в СССР так никогда бы и не появилось. Однако усилиями энтузиастов ситуацию удалось (неожиданно для всех) изменить. Решающую роль при этом сыграл Анатолий Лихницкий, который в 1970 году начал работу по созданию идеального усилителя (ключевого элемента аудиосистемы), соответствующего лучшим образцам зарубежного Hi-Fi.

Особенности ремонта модели У-010

Неисправности в этом усилителе могут возникать из-за выхода из строя как элементов электрической схемы, так и механических. В последнем случае обычно применяется метод внешнего осмотра. При этом могут быть выявлены такие проблемы, как, к примеру, обрыв проводов, замыкания плат и т. д. При проведении осмотра стоит, помимо всего прочего, проверить и прочность паек.

Все элементы на платах и точки подключения проводов в усилителе «Одиссей» У-010 имеют маркировку. Заменять любые радиодетали, разумеется, следует только при выключенном устройстве.

Если путем внешнего осмотра неисправность в приборе обнаружена не будет, приступают к реализации метода измерений. При этом первой обычно проверяют проблемную цепь. При ремонте устройства нельзя допускать включения ИП с обратной полярностью.

Для устранения неполадок усилителя «Одиссей» У-010, помимо методов внешнего осмотра и измерений, могут применяться также:

  1. Метод исключений. В данном случае в устройстве последовательно отключаются отдельные каскады.

  2. Метод замены. Эта технология предполагает поочередную замену вызывающих недоверие элементов схемы.

Чтобы определить неисправность в усилителе, таким образом, сначала нужно проверить его на отсутствие механических повреждений. Далее стоит измерить напряжение на выходе БП. Также следует убедиться в поступлении тока на функциональные блоки. На следующем этапе проверяются режимы по постоянному току. Затем инспектируются все усилительные блоки — КУ, УМ, ПУ — на прохождение сигнала. Таким образом определяется вышедший из строя элемент. После его замены следует убедиться в исправности каскада или блока.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семинар по технике
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: